ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-621
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С., при секретаре Головкиной З.С., с участием прокурора Любимовой И.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Тришкиной Светланы Алексеевны о признании недействительными раздела "Наименования учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пункта 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067,
установил:
Тришкина С.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными раздела "Наименования учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пункта 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067.
В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что положения оспариваемого нормативного правового акта нарушают ее права и изданы Правительством РФ за пределами его полномочий.
В суде представитель заявителя Тришкиной С.А. по доверенности Красильников Т.С. пояснил, что в результате применения положений оспариваемого нормативного акта Тришкину С.А. необоснованно лишили права на пенсию за выслугу лет.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Назаров А.С., Васильева Т.Ю., Секачева О.В., Ешуткина Л.С. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав объяснения представителя заявителя Тришкиной С.А. по доверенности Красильникова Т.С., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Наумова А.С., Васильевой Т.Ю., Секачевой О.В., Ешуткиной Л.С., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 22 сентября 1999 г. издало Постановление N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", которое действует в редакции Постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 N 240, от 01.02.2001 N 79.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, состоит из двух разделов. Один раздел "Наименование должностей" представляет собой перечень наименований должностей, а другой раздел "Наименование учреждений" - перечень учреждений образования.
Как установлено в судебном заседании объяснениями представителей заявителя и заинтересованного лица, с 1 января 2002 г. утратил силу Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с вступлением в действие Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлены три вида трудовых пенсий, а именно: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста для мужчин 60 лет и женщин - 55 лет.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии в силу п. 3 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя Красильников Т.С. также пояснил, что по новому закону Правительство РФ вправе утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, в частности лицам, осуществляющим педагогическую деятельность не менее 25 лет.
Пунктом 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывается работа в соответствующих должностях в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений и других государственных и муниципальных организаций, не предусмотренных Списком:
а) общеобразовательная школа;
б) лицей;
в) гимназия;
г) вечерняя (сменная общеобразовательная школа);
д) учебно - производственный комбинат;
е) школа - интернат;
ж) детский сад;
з) техникум;
и) училище;
к) колледж;
л) профессиональное училище;
м) профессиональный лицей.
Из объяснений представителя Правительства РФ Наумова А.С. в суде следует, что пункт 5 Правил носит льготный характер и позволяет включать в специальный стаж периоды работы не в учреждениях для детей, а в структурных подразделениях различных учреждений, в том числе недетских. Работа в этих структурных подразделениях по своему характеру не отличается от работы в детских учреждениях, и Правительство РФ посчитало возможным утвердить перечень таких подразделений.
Отмена пункта 5 Правил приведет к лишению права на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью многих граждан, которым пенсия назначена в соответствии с данной нормой.
Утверждение правил исчисления выслуги действующим законодательством отнесено к компетенции Правительства РФ (п. 3 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Ссылка представителя заявителя Красильникова Т.С. на то, что в обжалуемом нормативном акте не предусмотрены такие учреждения, как ясли - сад, не могут служить основанием для признания Постановления Правительства РФ недействительным.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 предоставлено право Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению Министерства образования Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождественность должностей и учреждений, предусмотренных Списками, указанными в пункте 3 настоящего Постановления, с аналогичными должностями и учреждениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Наумов А.С. и Секачева О.В. пояснили суду, что заявительницей также не использована предоставленная Постановлением возможность установления тождественности должностей и учреждений, предусмотренных Списками, указанными в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, с аналогичными должностями и учреждениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, жалоба Тришкиной С.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Тришкиной Светланы Алексеевны о признании недействительными раздела "Наименования учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пункта 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.