См. Документы Федеральной миграционной службы

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. N АКПИ14-38

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.О.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Е.Н., П.Е.Ф., П.М., К.Т., К.Г., Я., Г., К.Е., К.В., Б., С.К., С.С., А.Э., Д., П.Е.В.,А.М., А.И., А.Е., М.Л., о признании недействующим

абзаца второго пункта 112 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288,

установил:

в соответствии с пунктом 112 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане, обратившиеся в ФМС России или ее территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, а также признанные вынужденными переселенцами, регистрируются по месту пребывания в центре временного размещения вынужденных переселенцев в порядке, установленном данным Регламентом, на основании выдаваемых территориальными органами направлений на временное поселение (проживание).

Вынужденные переселенцы по месту пребывания, определенному им территориальными органами, регистрируются в порядке, установленном этим Регламентом, на основании договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.

Граждане П.Е.Н., П.Е.Ф., П.М., К.Т., К.Г., Я., Г., К.Е., К.В., Б., С.К., С.С., А.Э., Д., П.Е.В., А.М., А.И., А.Е., М.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 112 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Положению о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации и нарушают их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации (возможности пользоваться избирательными правами, права на труд, право социального обеспечения).

В суде П.Е.Н., представляющий на основании доверенности интересы П.Е.Ф., К.Г., Я., Г., К.Е., К.В., Б., С.К., С.С., А.Э., Д., П.Е.В., А.М., А.И., А.Е., М.Л., а также П.М., К.Т. поддержали заявленные требования, уточнив, что непосредственно их касаются положения абзаца второго пункта 112 оспариваемого нормативного правового акта.

Представители Федеральной миграционной службы О., Т., М.О., Министерства юстиции Российской Федерации Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права вынужденных переселенцев.

Выслушав объяснения П.Е.Н., П.М., К.Т., представителей ФМС России О., Т., М.О., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).

Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный номер 27963, опубликован в "Российской газете" 17 апреля 2013 г. (действует с изменениями, внесенными приказом ФМС России от 15 июля 2013 г. N 311).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711, ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Административный регламент издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий и устанавливает порядок предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) территориальных органов ФМС России, а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", определяя статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации. Согласно статье 6 названного Закона вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

В соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания на территории соответствующих субъектов Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3).

Следовательно, вынужденный переселенец может зарегистрироваться по выбранному месту пребывания или жительства на общих основаниях. В тех случаях, когда он самостоятельно не может подыскать себе жилую площадь, он вправе ходатайствовать о предоставлении ему жилой площади в специальных помещениях, предназначенных для временного размещения вынужденных переселенцев. Данный жилищный фонд имеет специальное назначение и предназначен для обеспечения жильем лиц, признанных в установленном законом порядке вынужденными переселенцами, и членов их семей.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда Жилищный кодекс Российской Федерации относит жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев (пункт 5 части 1 статьи 92). Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке вынужденными переселенцами (статья 97 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, а место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, не порождающим жилищных и гражданских правоотношений, а отражающим, по смыслу названного Закона факт проживания в жилом помещении.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Оспариваемые положения нормативного правового акта определяют особенности регистрации вынужденных переселенцев в тех случаях, когда вынужденные переселенцы обращаются к территориальным органам о предоставлении ему жилой площади в специальных помещениях, предназначенных для временного размещения по месту пребывания, определенному им территориальными органами, регистрируются на основании договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, определения от 13 июля 2000 г. N 185-О и от 6 октября 2008 г. N 169-О-П).

Так, в соответствии с частью второй статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П.Е.Н., П.Е.Ф., П.М., К.Т., К.Г., Я., Г., К.Е., К.В., Б., С.К., С.С., А.Э., Д., П.Е.В., А.М., А.И., А.Е., М.Л., о признании недействующим абзаца второго пункта 112 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ