ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. N АКПИ14-455
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.Р., Ш.С. о признании частично недействующими Списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II) Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, и постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации",
установил:
Правительство Российской Федерации 30 июня 1998 г. издало постановление N 681, которым утвердило Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 г. N 224).
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 17 июля 1998 г., Собрании законодательства Российской Федерации 6 июля 1998 г. N 27.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 599 (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882) установлено, что в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III и IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, за исключением препаратов, являющихся лекарственными препаратами, содержащими кроме наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах меры контроля, касающиеся наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в соответствующих препаратах.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 июля 2011 г. N 30, "Российской газете" 27 июля 2011 г.
Граждане Ш.Р., Ш.С. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, в части включения "морфина" и его препарата (смеси) в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, если морфин является частью семян мака с содержанием морфина не свыше 0,2% в перерасчете на безводный морфин-основание и соединенные с одним или несколькими ингредиентами таким образом, что наркотическое средство не может быть извлечено из данного препарата при помощи легко осуществимых способов или в количествах, которые могли бы представлять опасность для здоровья, во взаимосвязи с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 599, определяющим отношение к семенам масличного мака, содержащим малое количество морфина.
Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют статьям 1 и 2 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", статьям 1, 2, 39 Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 1, 2, главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации и ограничивают права граждан.
Ш.Р. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Ш.С. и адвокат Ш.В., представляющий по доверенности интересы Ш.Р., поддержали заявленные требования и пояснили в суде, что заявители привлечены к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотического средства морфина, содержащегося в малых (следовых) количествах в семенах мака, которые сами, как таковые, не признаны постановлением Правительства Российской Федерации наркотическим средством. Правительство Российской Федерации установило абсолютный запрет на оборот морфина. Вместе с тем в отношении морфина, содержащегося в семенах мака в малых количествах и при невозможности его выделения легкодоступным способом или в количествах, опасных для здоровья, имеет место правовая неопределенность и невозможно определить, является ли преступлением оборот семян масличного мака.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Представители Правительства Российской Федерации Р., К., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют законодательству о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, нормам международного права и не нарушают права и свободы граждан.
Выслушав объяснения Ш.С., адвоката Ш.В., представителей Правительства Российской Федерации Р., К., С., пояснения специалистов Г., З., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Устанавливая правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотическими средствами признает вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года (статья 1).
В список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, включено наряду с другими наркотическими средствами "морфин", что соответствует требованиям Единой конвенции о наркотических средствах. Морфин с учетом особой опасности его свойств для здоровья людей входит в Перечень наркотических средств, включенных в Список I, утвержденный Единой конвенцией о наркотических средствах.
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" включаются в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, который утверждается Правительством Российской Федерации (статья 2).
Следовательно, являются несостоятельными доводы заявителей о том, что названный препарат не обладает свойствами наркотического средства и включен в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, с превышением полномочий, предоставленных федеральным законодателем Правительству Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в части 3 статьи 55 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Оспариваемые положения нормативных правовых актов не могут рассматриваться как ограничивающие конституционные права и свободы заявителей.
Единой конвенцией о наркотических средствах в Список III Перечня наркотических средств занесены препараты наркотических средств Списка I Перечня наркотических средств, содержащие малые количества этих наркотических средств. Так, в пункт 4 данного Перечня включены препараты опия или морфина, содержащие не свыше 0,2% морфина в пересчете на безводный морфин-основание и соединенные с одним или несколькими ингредиентами таким образом, что наркотическое средство не может быть извлечено из данного препарата при помощи легко осуществимых способов или в количествах, которые могли бы представлять опасность для здоровья.
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности определены Уголовным кодексом Российской Федерации (глава 25). В Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, называются подлежащие контролю наркотические средства и психотропные вещества и их прекурсоры, которые распределены по четырем спискам в зависимости от применяемых мер контроля (запрещенные, ограниченные в обороте, и прекурсоры, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля), а потому его нельзя рассматривать как нормативный правовой акт, расширяющий основания привлечения к уголовной ответственности. Содержание оспариваемого акта является определенным.
Ссылки на экспертные заключения не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку проведены в рамках расследования по конкретному уголовному делу и подлежат оценке судом, рассматривающим дело в порядке уголовного судопроизводства.
Единая конвенция о наркотических средствах устанавливает, что независимо от каких-либо постановлений названной Конвенции ничто не препятствует, или считается препятствующим, Сторонам принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются указанной Конвенцией, и, в частности, требовать, чтобы препараты, включенные в Список III, или наркотические средства, включенные в Список II, подлежали всем или таким мерам контроля, применяемым к наркотическим средствам, которые, по мнению данной Стороны, необходимы или желательны для охраны народного здоровья и благополучия (статья 39).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные данным Федеральным законом. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из объяснений специалиста З. следует, что в России созданы сорта мака масличного с низким содержанием наркотически активных алкалоидов. Согласно экспертным заключениям Бюро независимой экспертизы "Версия" от 16 апреля 2014 г. N 332 и от 2 июня 2014 г. N 470, поддержанным в суде специалистом Г., применение мер контроля к препаратам, которые содержат малые количества морфина, а именно не свыше 0,2% в пересчете на безводный морфин-основание, нецелесообразно, но и при некоторых условиях неприменимо.
Однако приведенные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемых положений нормативных правовых актов, которые не содержат ссылок на семена мака.
Устанавливая меры контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, включенных в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в том числе в отношении препаратов с малым содержанием наркотического средства "морфин", Правительство Российской Федерации действовало в пределах делегированных ему полномочий и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах и международных договорах Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ш.Р., Ш.С. о признании частично недействующими Списка наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II) Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, и постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ