См. Документы Федеральной миграционной службы
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2011 г. N ГКПИ11-210
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф., Х. о признании недействующими: частично пункта 7 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794, пунктов 39, 39.3 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41,
установил:
подпунктом "в" пункта 7 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство установлено, что лица, получившие разрешения на временное проживание по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, помимо документов, перечисленных в пункте 6 названного Положения, представляют свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги), имеющего (имеющей) гражданство Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно пунктам 39 и 39.3 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты и состоящий в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, одновременно с документами, указанными в пункте 38 Административного регламента, представляет свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги).
Граждане Ф., Х. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: частично пункта 7 Положения и пунктов 39, 39.3 Административного регламента, предусматривающих предоставление для получения вида на жительство свидетельства о браке и паспорта супруга.
Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативных правовых актов расширяют перечень оснований отказа в выдаче вида на жительство, а также лишают иностранного гражданина, брак которого в установленном порядке прекращен, или когда у супруга отсутствует регистрация по месту жительства, права на получение вида на жительства.
Обязав иностранного гражданина предоставлять для получения вида на жительство свидетельство о браке и паспорт супруга, Правительство Российской Федерации вышло за пределы предоставленной ему федеральным законодателем компетенции, установило дополнительные требования для получения вида на жительство, чего делать было не вправе.
В суде представитель заявителей В. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной миграционной службе (поручение от 28 февраля 2011 г. N ВВ-П4-1158).
Представители Правительства Российской Федерации и Федеральной миграционной службы О., Ш.Я., Ш.Н., Министерства юстиции Российской Федерации М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий государственных органов, не нарушают права и законные интересы иностранных граждан в Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя заявителей В., представителей Правительства Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, О., Ш.Я., Ш.Н., Минюста России М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф, полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). Данный Федеральный закон в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Положения, к полномочиям Правительства Российской Федерации относил утверждение порядка выдачи вида на жительство и перечня документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство (пункт 5 статьи 8).
Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации Постановлением от 11 ноября 2002 г. N 794 утвердило Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 45, 11 ноября 2002 г., "Российской газете" от 13 ноября 2002 г.
Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, а отдельным категория иностранных граждан такое разрешение выдается без учета квоты (пункты 1, 3 статьи 6).
Названным Федеральным законом вид на жительство определяется как документ определенного срока действия, который выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (статьи 2, 8).
Учитывая правовой статус супругов, определяемый семейным законодательством, особенности правового положения иностранных граждан, состоящих в браке с российскими гражданами, пункт 7 Положения предусматривает при подаче заявления о выдаче вида на жительство лицом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, предоставить свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги), что соответствует требованиям Федерального закона.
В подпункте 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ предусмотрена выдача разрешения на временное проживание иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации без учета квоты. Указание в пункте 7 Положения на данную норму не может рассматриваться как противоречие действующему законодательству, поскольку высшему исполнительному органу государственной власти Российской Федерации законодателем было предоставлено право устанавливать порядок выдачи вида на жительство (Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ такое право предоставлено федеральному органу исполнительной власти в сфере миграции), определяя содержание правовых норм.
Требование о предоставлении лицом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, свидетельства о браке и паспорта супруга для подтверждения наличия правового статуса супруга при подаче заявления о выдаче вида на жительство не является произвольным и соответствует действующему законодательству.
Юридическим фактом, порождающим права и обязанности супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
В паспорте гражданина Российской Федерации согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, производится отметка о регистрации и расторжении брака соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации (пункт 3).
Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации утвержден Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный номер 11525 и опубликован в "Российской газете" 14 мая 2008 г.
Оспариваемые положения пункта 39 и 39.3 Административного регламента соответствуют пункту 7 Положения. В связи с чем приведенные выше обоснования о соответствии пункта 7 Положения действующему законодательству применимы в равной мере к нормам Административного регламента и не нарушают права заявителей.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ в статье 9 определяет основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство. Так, согласно подпункту 12 пункта 1 данной статьи, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если иностранный гражданин заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным.
Из содержания пункта 7 Положения, пунктов 39 и 39.3 Административного регламента следует, что такие документы как свидетельство о браке и паспорт супруга, представляет иностранный гражданин, состоящий в браке с российским гражданином. Данные нормы не ограничивают право иностранного гражданина на подачу в органы ФМС России заявления и документов для выдачи вида на жительство в случаях, когда у супруга (супруги) данной категории лиц отсутствует регистрация по месту жительства, а также в случае расторжения брака, на основании которого лицо получило разрешение на временное проживание без учета квоты.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ф., Х. о признании недействующими: частично пункта 7 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794, пунктов 39, 39.3 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ