ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2008 г. N ГКПИ07-1612

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующим пункта 5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 346,

установил:

в соответствии с пунктом 5 Правил при индексации пенсии с применением средневзвешенного индекса повышения одной или нескольких денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию.

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральным законам "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и нарушают право заявителя на пенсионное обеспечение (индексацию пенсии за выслугу лет).

Б. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 4 февраля 2008 г. N СН-П12-588).

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Нерезенко А.С., Сысойкина Г.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства РФ, соответствует действующему законодательству и не нарушает пенсионные права граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Нерезенко А.С., Сысойкиной Г.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 346 утверждены Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих (действует в редакции Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 763).

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 118, 03.06.2005, "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 06.06.2005.

Правила определяют порядок индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подпункт 11 пункта 1 статьи 52).

Такой федеральный закон не принят, и пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", регулирующих порядок установления и индексации пенсий за выслугу лет этой категории граждан.

Индексация пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих производится при централизованном повышении денежного содержания. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ пенсии федеральных государственных служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац 2 статьи 25).

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия в социальной сфере, 31 мая 2005 г. издало Постановление N 346 "Об индексации пенсий федеральных государственных служащих".

Механизм индексации пенсий федеральных государственных служащих предусматривает, что индексация пенсии производится путем индексации размера среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующие индексы, и последующего определения размера пенсии исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка (пункт 3 Правил).

Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере от 45 до 75 процентов из среднемесячного заработка за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).

Таким образом, размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих зависит от продолжительности стажа государственной службы (выслуги) и от его среднемесячного заработка.

Согласно Федеральному закону размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных служащих, помимо должностного оклада и оклада за классный чин включаются также ежемесячные и иные дополнительные выплаты.

При этом законодатель установил, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).

Пункт 5 Правил предусматривает, что при индексации с применением средневзвешенного индекса повышения денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания, размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация.

В соответствии с оспариваемым пунктом Правил определяется размер пенсии при индексации, основанием для которой послужило повышение денежных выплат, входящих в состав денежного содержания.

Следовательно, положения данного пункта Правил соответствуют требованиям пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, в соответствии с которым размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения).

С учетом этого доводы заявителя о противоречии пункта 5 Правил нормам статей 21 и 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" являются несостоятельными.

Предусмотренный пунктом 5 Правил механизм индексации позволяет повысить уровень пенсионного обеспечения тех лиц, чьи пенсии исчислены из среднемесячного заработка, размер которого не достиг предельного размера (2,3 должностного оклада), за счет его увеличения на соответствующий индекс.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в статье 50 устанавливает, какие выплаты входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего (должностной оклад, оклад за классный чин, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты).

Правила предусматривают возможность индексации при повышении любой из входящих в состав денежного содержания гражданского служащего выплат, поэтому несостоятельными являются ссылки заявителя о противоречии пункта 5 Правил статье 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. о признании недействующим пункта 5 Правил индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 346, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ