См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2019 г. N АКПИ19-506
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.О. о признании недействующими пунктов 2 и 3 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н,
установил:
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - Минтруд России) от 29 декабря 2017 г. N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 11 января 2018 г., регистрационный номер 49592, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 января 2018 г.
Согласно пункту 2 Порядка обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, лично либо через представителя.
Пунктом 3 Порядка установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, а также в случае отмены усыновления подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеет право отец (усыновитель) либо опекун ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации.
Б.О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2, 3 Порядка, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в части, закрепляющей приоритетное право женщины, родившей (усыновившей) ребенка, на обращение с заявлением о назначении ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей, и ограничивающих право отца (усыновителя) на соответствующее обращение при наличии в живых матери, родившей (усыновившей) ребенка, не лишенной родительских прав.
По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения, послужившие основанием для отказа ему 26 апреля 2019 г. в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, нарушают права отца (усыновителя) ребенка, в частности, его права как отца, у которого 8 февраля 2019 г. родилась дочь, в той мере, в какой они не обеспечивают установленную законодательством Российской Федерации равную возможность обоих родителей действовать в интересах семьи.
В обоснование своего требования он указывает, что Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" не содержит требований о том, чтобы оба родителя соответствовали критериям, установленным для назначения выплаты, и при этом предусматривает возможность назначения выплаты любому из родителей, что обусловлено необходимостью соблюдения положений частей 2, 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации и корреспондирует части 3 статьи 1, части 2 статьи 31, части 1 статьи 33, части 1 статьи 61, части 1 статьи 89 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
Административный истец Б.О. и его представитель Б.А. в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Минтруда России Е., представитель Минюста России М. не признали административный иск.
Обсудив доводы административного истца Б.О., выслушав возражения представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е., представителя Министерства юстиции Российской Федерации М., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка устанавливаются Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Согласно части 6 статьи 1 названного федерального закона порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое вправе самостоятельно принимать порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения (пункт 1, подпункт 5.2.103(1) Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Минтрудом России во исполнение требований федерального закона. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.
Вопреки доводам административного истца пункты 2, 3 Порядка не содержат предписаний, противоречащих названному закону либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7 часть 2; статья 38 часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39 часть 1), не определяет способы и объем социальной защиты для тех или иных категорий граждан. Установление конкретных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, согласно статье 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации относится к компетенции законодателя.
Реализуя указанные предписания Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Порядок устанавливает правила осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, а также обращения за назначением указанных выплат (пункт 1).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (часть 2 статьи 1 указанного закона).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.
Исходя из содержания приведенных законоположений, право на ежемесячную выплату первоначально возникает у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, имеющей гражданство Российской Федерации, постоянно проживающей на территории Российской Федерации. Данное право может быть реализовано в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.
Утвержденный Минтрудом России порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и порядок обращения за назначением указанных выплат не вступает в противоречие с приведенным федеральным законом, который в первую очередь предусматривает осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка. При указанных в части 3 статьи 1 федерального закона обстоятельствах, исключающих ежемесячную выплату женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, такая выплата осуществляется отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка.
Следовательно, в оспариваемой части нормативный правовой акт не изменяет установленные федеральным законом основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Вопреки доводам административного истца федеральный закон не содержит указания на то, что предусмотренная им ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка может осуществляться по выбору указанных последовательно в нем лиц, в том числе любым из родителей.
Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым бы противоречили пункты 2 и 3 Порядка, также не имеется. Оспариваемые нормативные положения соответствуют требованию правовой определенности, так как их содержание не допускает неоднозначного толкования.
Доводы административного истца о нарушении его прав со ссылкой на статьи 1, 31, 33, 61, 89 Семейного кодекса Российской Федерации, статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку указанные кодексы не устанавливают основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, которые относятся к предмету регулирования Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Б.О. о признании недействующими пунктов 2 и 3 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО