ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2007 г. N ГКПИ00-783
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О., Н., П., О., А., М., Л., К., С., П., М., М., Д. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения деревни Грязное Галиченского сельсовета Верховского района Орловской области из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом,
установил:
О. и другие обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление) в части исключения деревни Грязное Галиченского сельсовета Верховского района Орловской области, жителями которой они являются, из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование своих требований заявители ссылаются на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 года N 237-р населенный пункт деревня Грязное Галичинского сельсовета Верховского района Орловской области был отнесен к территориям радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом). Оспариваемым Постановлением утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в котором деревня Грязное Галичинского сельсовета Верховского района Орловской области не указана. Незаконное исключение деревни Грязное из названного Перечня лишило их компенсационных выплат и льгот, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В судебном заседании О., М., К., М., Л. поддержали заявленные требования.
Заявители Н., П., О., А., М., С., П., Д. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представители Правительства Российской Федерации Марченко Т.А. и Синецкий В.И. просили отказать в удовлетворении заявления и пояснили суду, что по состоянию на 1994 год уровень радиоактивного загрязнения в деревне Грязное оценивался по 5 пробам почвы, среднее значение радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 при этом составило 0,97 Ки/кв. км, по состоянию на 1 января 1996 года - 0,92 Ки/кв. км, что не давало оснований для включения данного населенного пункта в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей отказать в удовлетворении заявленных требований, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 05.12.2006 N 207-ФЗ) (далее по тексту - Закон) территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (ч. 2).
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ч. 3).
Статьей 11 названного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р были утверждены перечни населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в которые территория населенного пункта Грязное была включена как подвергшаяся радиоактивному загрязнению территория, с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 свыше 1 Ки/кв. км и среднегодовой эффективной дозой облучения населения свыше 1 мЗв (0,1 бэр), что соответствовало статусу зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 97).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в который деревня Грязное Галиченского сельсовета Верховского района Орловской области не включена.
Пунктом 4 данного Постановления признано утратившим силу распоряжение Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р.
Постановление официально опубликовано в газете "Российская газета", N 14, 24.01.1998, N 15, 27.01.1998.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации на основании и во исполнение указанного Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 года N 113 "О мерах по реализации Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" организация и обеспечение наблюдения за состоянием окружающей природной среды, в том числе за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложена на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Судом установлено, что при подготовке Постановления использовались данные Росгидромета по радиоактивному загрязнению территорий населенных пунктов цезием-137, полученные ГУ НПО "Тайфун".
По данным Росгидромета на 1 июля 1994 года на основе отбора 5 проб почв на территории деревни Грязное средняя плотность радиоактивного загрязнения почв цезием-137 составила 0,97 Ки/кв. км; по состоянию на 1 января 1996 года средняя плотность радиоактивного загрязнения территории деревни Грязное составила 0,92 Ки/кв. км (5 проб), что ниже минимального предела для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (более 1 Ки/кв. км) (л.д. 119 - 123).
Указанные данные прошли экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 121), решением которой населенный пункт деревня Грязное как подвергшийся радиоактивному загрязнению ниже минимального предела, установленного Законом, не был включен в состав зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Изложенное подтверждается исследованными в судебном заседании официальными данными о радиационной обстановке в деревне Грязное, представленными ГУ НПО "Тайфун" Росгидромет. Оснований подвергать сомнению данные, полученные компетентным органом по результатам обследования, не имеется.
Заявителями не представлено каких-либо данных об уровне радиоактивного загрязнения на момент принятия оспариваемого акта, опровергающих данные ГУ НПО "Тайфун" Росгидромет.
Представленное заявителями сообщение начальника государственного учреждения Орловский областной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды В.Н. Селихова о превышении средней плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 на 1 января 2005 г. судом не может быть принято во внимание, поскольку из этого документа не следует, кем, где и в каком порядке производился отбор проб и измерение уровня радиоактивного загрязнения.
Кроме того, суду представлены данные ГУ НПО "Тайфун" Росгидромет о радиационной обстановке по состоянию на 1 января 2001 года, по которым средняя плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 на территории деревни Грязное Верховского района Орловской области составила - 0,84 Ки/кв. км (12 проб), на 1 января 2006 г. - 0,97 Ки/кв. км (18 проб), т.е. ниже минимального предела для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 49).
Доза радиационного облучения жителей населенного пункта Грязное Орловской области за счет радиоактивного загрязнения территории цезием-137 по данным Роспотребнадзора в 2004 году составила 0,072 мЗв (бэр) в год, что значительно меньше гигиенического норматива (л.д. 126).
Нельзя признать обоснованными ссылки заявителей на протоколы лабораторных испытаний почвы, поскольку эти испытания проводились в 2006 году, исследовались образцы почвы с отдельных приусадебных участков, полученные данные об уровне загрязнения на одном приусадебном участке не свидетельствуют о средней плотности радиоактивного загрязнения почвы в данном населенном пункте.
Кроме того, представленные заявителями данные относятся к периоду после принятия оспариваемого акта и не могли быть учтены при его принятии.
В связи с чем суд не может согласиться с доводами заявителей о том, что деревня Грязное не могла быть исключена из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, так как плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 по отдельным пробам на ее территории превышает 1 Ки/кв. км.
Доводы заявителей о том, что территория деревни Грязное граничит с территориями, включенными в указанный выше Перечень, не свидетельствует о незаконности оспоренного Постановления Правительства РФ.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления О., Н., П., О., А., М., Л., К., С., П., М., М., Д. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА