ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2000 г. N ВКПИ 99-032
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Захарова Л.М., судей Верховного Суда РФ Коронца А.Н., Яськина В.А., при секретаре Безнасюке А.С., с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры Беседина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Муратова И.А. и Кужелева С.В. о признании не соответствующим Закону Постановления Правительства РФ N 806 от 6 июля 1994 г. "О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом РФ "О статусе военнослужащих" в части лишения военнослужащих и членов их семей права на бесплатный проезд к местам использования отпуска и обратно по территории государств Содружества Независимых Государств (СНГ). Обязать Правительство РФ устранить допущенные нарушения прав заявителей и членов их семей. Определить ответственность Правительства РФ и должностных лиц как государственных служащих, причастных к подготовке данного Постановления, которым нарушены права заявителей и членов их семей.
Взыскать с Правительства РФ в пользу заявителей по одной тысяче рублей в возмещение причиненного им морального и материального ущерба, обратив решение к немедленному исполнению,
установил:
Муратов И.А. и Кужелев С.В. обратились в Верховный Суд РФ с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что Постановление Правительства N 806 от 6 июля 1994 г. не соответствует Закону "О статусе военнослужащих", "Соглашению между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 г. (далее "Соглашение" от 14 февраля 1992 г.) и Конституции РФ в части лишения военнослужащих и членов их семей права на бесплатный проезд к местам использования отпуска и обратно по территории государств СНГ. Предъявляя требования об определении ответственности Правительства РФ и должностных лиц - государственных служащих за действия, приведшие к нарушению прав и свобод заявителей и членов их семей в связи с принятием обжалуемого Постановления, Муратов И.А. и Кужелев С.В. ссылались на Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями.
В судебном заседании заявители Муратов И.А. и Кужелев С.В. свои требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.
Представители Правительства РФ Рябчиков И.В., Ганин В.С. с требованиями заявителей не согласились и просили оставить их без удовлетворения. При этом они пояснили, что обжалуемое Постановление Правительства РФ не противоречит Закону РФ "О статусе военнослужащих", принято с целью реализации требований этого Закона и не ограничивает прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на бесплатный проезд к местам использования отпуска и обратно.
По мнению представителей Правительства РФ, не противоречит это Постановление и "Соглашению" от 14 февраля 1992 г., в связи с чем и остальные требования заявителей не подлежат удовлетворению. Выслушав объяснения заявителей, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым признать оспариваемое в этой части Постановление Правительства не соответствующим Закону "О статусе военнослужащих" и "Соглашению" от 14 февраля 1992 г., определить ответственность Правительства РФ и должностных лиц - государственных служащих, причастных к принятию данного Постановления, и отказать заявителям в удовлетворении морального вреда, Верховный Суд РФ находит, что жалобы заявителей подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. военнослужащие имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (кроме такси) транспортом в командировке, в связи с переводом к новому месту военной службы, к местам использования основного отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков и обратно.
В пункте 5 ст. 20 этого же Закона определен порядок производства расчетов и источники финансирования этих расходов.
Правительство же Российской Федерации в Постановлении N 806 от 6 июля 1994 г. указало, что Министерство обороны РФ при реализации льгот военнослужащих, установленных Законом РФ "О статусе военнослужащих", осуществляет оплату проезда только по территории Российской Федерации и признало не действующими на территории Российской Федерации статьи 49, 52, 55, 56, 62 Постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей". Между тем в статье 55 указанного выше Положения были предусмотрены льготы военнослужащим на проезд за счет средств Министерства обороны при следовании в очередные отпуска и обратно на всей территории СССР.
Таким образом, указав в пункте 1 Постановления N 806 от 6 июля 1994 г., что Министерство обороны РФ осуществляет оплату проезда военнослужащих лишь по территории Российской Федерации, и признав не действующими на территории Российской Федерации указанные выше статьи Постановления Совета Министров СССР N 193 от 17 февраля 1981 г., Правительство Российской Федерации своим Постановлением фактически лишило военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей права на бесплатный проезд к местам использования основного отпуска и обратно по территории стран СНГ.
В соответствии же со ст. 1 "Соглашения" от 14 февраля 1992 г. за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Одностороннее ограничение указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускается.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В связи с тем, что Постановление Правительства РФ N 806 от 6 июля 1994 г. вопреки международному договору Российской Федерации ограничивает права и льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в части бесплатного проезда к месту использования основного отпуска и обратно по территории СНГ, оно не может быть признано в этой части законным и подлежит отмене.
Требования же заявителей о взыскании с Правительства РФ по одной тысяче рублей в возмещение морального и материального ущерба удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ суд может обязать возместить компенсацию морального вреда за такие действия, которыми нарушены личные и неимущественные права гражданина.
В данном конкретном случае в отношении заявителей были затронуты их имущественные права, связанные с неоплатой проезда по территориям стран СНГ, к местам использования отпуска и обратно, и именно с этими требованиями они обращались ранее в военный суд Московского гарнизона, который и принимал решения по их жалобам. Поэтому и в возмещение материального ущерба, в соответствии с требованиями процессуального закона о подсудности, заявителям и следует обратиться в надлежащий суд.
Не подлежат удовлетворению и ходатайства заявителей об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку они не основаны на требованиях гражданско - процессуального законодательства (ст. ст. 210, 211 ГПК РСФСР).
Требования заявителей об определении ответственности Правительства РФ и должностных лиц - государственных служащих за действия, приведшие к нарушению прав и свобод заявителей и членов их семей в связи с принятием обжалуемого Постановления Правительства РФ, также не могут быть удовлетворены.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Обязанность суда определить ответственность государственного органа и государственного служащего за действия, приведшие к нарушению прав и свобод гражданина, вытекает из ч. ч. 4 и 5 ст. 7 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", который вступил в законную силу 18 декабря 1995 г., то есть после принятия Правительством РФ обжалуемого Постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Жалобы Муратова И.А. и Кужелева С.В. удовлетворить частично.
Постановление Правительства РФ N 806 от 6 июля 1994 г. "О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом "О статусе военнослужащих" в части непредоставления военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно по территории стран Содружества Независимых Государств признать незаконным и не действующим со дня его принятия.
Жалобы заявителей в части определения ответственности Правительства РФ и должностных лиц как государственных служащих, а также в части взыскания морального вреда оставить без удовлетворения, как и их ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению.
Разъяснить заявителям, что с требованиями о возмещении материального ущерба они вправе обратиться по подсудности по месту нахождения ответчика.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
Л.М.ЗАХАРОВ
Судьи
А.Н.КОРОНЕЦ
В.А.ЯСЬКИН