См. Документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2008 г. N ВКПИ08-38

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции К.Л.,

при секретаре - лейтенанте юстиции К.В.,

с участием:

заявителя Ф.,

старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.,

представителя заинтересованного лица Правительства Российской Федерации главного эксперта 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции У.,

представителя Министерства юстиции Российской Федерации ведущего консультанта отдела уголовного законодательства и законодательства о безопасности Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции Российской Федерации Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании недействующим и не подлежащим применению Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, в части отнесения к таковым военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4",

установил:

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. К числу таких закрытых военных городков отнесены и военные городки "Колпашево-3" и "Колпашево-4".

Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать указанный выше Перечень незаконным и не подлежащим применению в части отнесения военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4" к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.

По мнению заявителя, отнесение военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4" к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков нарушает его как военнослужащего, имеющего выслугу более 20 лет и уволенного с военной службы в запас по состоянию здоровья, право на жилье, выразившееся в том числе в отказе в приватизации занимаемого им жилого помещения, а также другие права - на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, на частную собственность, в том числе на землю, закрепленные в части 1 статьи 22, части 1 статьи 27, части 1 статьи 35, статье 36, части 1 статьи 40, статье 72 Конституции Российской Федерации.

Он также считает, что военные городки "Колпашево-3" и "Колпашево-4" не имеют необходимых признаков закрытых военных городков, поскольку их территория не является обособленной, то есть их границы не определены, большое количество квартир в домах этих городков приватизированы, и в них проживают лица, утратившие связь с Вооруженными Силами РФ, на территорию городков имеется свободный доступ не проживающих в них лиц, а Министерство обороны РФ не имеет полного права на землю этих городков.

На основании этих обстоятельств Ф. делает вывод, что Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, в части отнесения к таковым военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4", противоречит пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьям 129, 212 и 239 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании Ф. свои требования полностью поддержал.

Представитель Правительства Российской Федерации полковник юстиции У. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Г. требования Ф. не признали и просили отказать ему в удовлетворении предъявленных требований, пояснив при этом, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.

Заслушав доводы заявителя Ф. в обоснование поданного им заявления, а также представителя Правительства Российской Федерации полковника юстиции У. и доводы представителя Министерства юстиции Российской Федерации Г., возражавших против требований заявителя, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора полковника юстиции Б., полагавшего необходимым жалобу заявителя оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Ф. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 114 и части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статьями 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет в том числе возложенные на него федеральными законами полномочия, на основании и во исполнение которых издает акты в форме постановлений и распоряжений, которые подписываются председателем Правительства Российской Федерации и обязательны для исполнения в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.

Следовательно, в соответствии с указанными положениями вышеназванного Федерального закона именно на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по утверждению Перечня закрытых военных городков. При этом, исходя из смысла закона, военный городок, имеющий соответствующие признаки, указанные в пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", может быть признан закрытым лишь в случае включения его в соответствующий Перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации.

В рамках указанных конституционных норм, в соответствии с вышеназванными требованиями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации 1 июня 2000 года издало распоряжение N 752-р, утвердившее оспариваемый Ф. Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в который были включены и военные городки "Колпашево-3" и "Колпашево-4".

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" 12 июня 2000 года, N 24, статья 2616.

Таким образом, оспариваемое Ф. Распоряжение принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Вопреки доводам заявителя Ф., оснований утверждать, что оспариваемая им часть Перечня противоречит статьям 129, 212 и 239 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и нарушает его права, предусмотренные частью 1 статьи 22, частью 1 статьи 27, частью 3 статьи 35, статьей 36, частью 1 статьи 40, статьей 72 Конституции Российской Федерации, не имеется.

Из анализа статей 129, 212 и 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ) усматривается, что они содержат нормы, регулирующие оборотоспособность объектов гражданских прав, в том числе и земли, перечисляющие формы собственности в Российской Федерации, определяющие перечень субъектов права собственности, отмечающие особенности его приобретения и прекращения на имущество, владение, пользование и распоряжение им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности, регулирующие отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится.

В пункте 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплена социальная гарантия при реализации военнослужащими, а также гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей права на жилье - безвозмездное получение в собственность занимаемых ими жилых помещений в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в этом же пункте указывается, что данная гарантия не распространяется на лиц, занимающих служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках.

Из анализа вышеназванных норм Федеральных законов видно, что Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности не противоречит им, поскольку в обжалуемой части Перечня только лишь перечислены места дислокации - город Колпашево Томской области и номера военных городков - 3 и 4, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.

Доводы заявителя Ф. о том, что оспариваемая часть Перечня противоречит и нарушает его права, предусмотренные частью 1 статьи 22, частью 1 статьи 27, частью 3 статьи 35, статьей 36, частью 1 статьи 40, статьей 72 Конституции Российской Федерации, в том числе нарушает его право на жилье, выразившееся в отказе в приватизации занимаемого им жилого помещения, являются несостоятельными, поскольку данным распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден только Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков - список с перечислением военных городков. Запрет же на приватизацию жилых помещений, находящихся в домах закрытых военных городков, установлен статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а не оспариваемым распоряжением Правительства Российской Федерации.

По смыслу статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков и установленное статьей 4 вышеназванного закона ограничение права на приватизацию жилых помещений в закрытых военных городках направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.

Вопреки мнению заявителя, не может служить препятствием для признания военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4" закрытыми то обстоятельство, что в настоящее время многие их жители утратили связь с Вооруженными Силами Российской Федерации, что большое количество квартир в домах этих городков приватизированы, поскольку в данном случае эти лица могут быть переселены из этих закрытых военных городков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Это обстоятельство и отдельные нарушения статуса закрытого военного городка, на которые ссылается в своем заявлении Ф., свидетельствуют о невыполнении своих обязанностей должностными лицами гарнизона и указывают только лишь на то, что воинские должностные лица военного гарнизона не принимают необходимых мер для приведения территорий данных городков в соответствие с предъявляемым к ней требованиям, а не на необоснованность включения военных городков в Перечень.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемый Ф. Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, в части отнесения к таковым военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4", соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает его, а также других военнослужащих и граждан, права и охраняемые законом интересы, а распоряжение, утвердившее Перечень, издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и официально опубликовано для всеобщего сведения, заявление Ф. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Отказать Ф. в удовлетворении его заявления о признании Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, недействующим и не подлежащим применению в части отнесения к таковым военных городков "Колпашево-3" и "Колпашево-4".

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.А.КОРОЛЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области