ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1414
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. об оспаривании пункта 1, подпункта "ж" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях (пункт 5 Правил).
Согласно подпункту "ж" пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
М., являющийся лицом без гражданства, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия пункт 1 и подпункт "ж" пункта 8 Правил в части, исключающей их распространение на лиц без гражданства. В заявлении указано, что Правила в оспариваемой части противоречат статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и лишают М. права на получение субсидий.
В судебном заседании М. поддержал свое заявление и просил о его удовлетворении, пояснив, что статья 159 Жилищного кодекса наделяет лиц без гражданства правом на получение субсидий наравне с гражданами Российской Федерации.
Представитель Правительства Российской Федерации Кулешова М.Б. требование заявителя не признала, ссылаясь на то, что Правила в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 7 статьи 159 Жилищного кодекса порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, утверждая оспариваемые Правила, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных законодателем.
Доводы заявителя о том, что Правила в оспариваемой части противоречат статье 159 Жилищного кодекса, поскольку лишают лиц без гражданства права на получение субсидий, нельзя признать состоятельными.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Жилищного кодекса участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Положения Жилищного кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено данным Кодексом или другим федеральным законом.
Из приведенных норм видно, что к числу участников жилищных отношений, являющихся физическими лицами, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Определяя в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса круг лиц, имеющих право на субсидии, законодатель использовал термин "граждане". При этом в части 12 указанной статьи специально отмечено, что субсидии не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.
Анализ названных норм Жилищного кодекса позволяет прийти к выводу о том, что право на получение субсидий имеют физические лица, являющиеся:
- гражданами Российской Федерации;
- иностранными гражданами, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Лиц без гражданства таким правом статья 159 Жилищного кодекса не наделяет. Следовательно, Правила в оспариваемой части этой статье не противоречат и прав заявителя не нарушают.
Вывод об отсутствии у лиц без гражданства права на получение субсидий подтверждается также разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в которых указано, что частью 3 статьи 4 Жилищного кодекса на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены данным Кодексом или другими федеральными законами. Так, часть 5 статьи 49 Жилищного кодекса предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (часть 12 статьи 159 Жилищного кодекса) и приватизации жилых помещений (статья 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
М. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ