См. Документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. N АКПИ15-765

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Л. о признании недействующим в части подпункта "а" пункта 60 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 мая 2003 г. N 302,

установил:

приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) от 1 мая 2003 г. N 302 утвержден Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован 30 мая 2003 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 4612, опубликован 7 июня 2003 г. в "Российской газете", 15 сентября 2003 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 37.

Приказом ФСБ России от 27 марта 2004 г. N 197 "О внесении изменения в приказ ФСБ России N 302-2003 г.", зарегистрированным 13 апреля 2004 г. в Минюсте России, регистрационный номер 5742, опубликованным 16 апреля 2004 г. в "Российской газете", 26 апреля 2004 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 17, подпункт "а" пункта 60 Порядка изложен в новой редакции. Им предусмотрено, что выплата пенсии приостанавливается пенсионным подразделением в случае поступления пенсионера на военную службу, на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, в таможенные органы Российской Федерации или органы и учреждения прокуратуры (в том числе в любых других государствах).

Л., проходивший военную службу в органах федеральной службы безопасности и получавший пенсию за выслугу лет после увольнения в запас, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим со дня принятия подпункта "а" пункта 60 Порядка в части, предусматривающей приостановление выплаты пенсии при поступлении пенсионера на службу в таможенные органы. По мнению заявителя, данная норма противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и нарушает его право на пенсионное обеспечение в связи с поступлением на службу в таможенные органы Российской Федерации.

В письменных возражениях на заявление ФСБ России и Минюст России указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан в предоставленных ФСБ России пределах полномочий, не противоречит законодательству Российской Федерации.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя Ч.И., возражения представителей ФСБ России Ч.С. и К., представителя Минюста России М., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных Федеральным законом особенностей, обусловленных спецификой исполняемых ими обязанностей (часть вторая статьи 16.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности").

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ), пунктом "в" части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности, осуществляется ФСБ России.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, к функциям которого согласно подпункту 68 пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960, относится пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы из органов федеральной службы безопасности.

Реализуя установленные законодательством Российской Федерации полномочия, ФСБ России утвердила Порядок, в подпункте "а" пункта 60 которого в качестве одного из оснований для приостановления выплаты пенсии предусмотрено поступление пенсионера на службу в таможенные органы Российской Федерации.

Доводы заявителя о противоречии данного нормативного предписания Закону N 4468-1 основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так, частью второй статьи 6 Закона N 4468-1 определено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, правовую основу такой службы составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (пункт 1 статьи 50 Федерального закона N 114-ФЗ).

Таким образом, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется, как и пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, на основании Федерального закона N 166-ФЗ и Закона N 4468-1.

Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Предписания Федерального закона N 114-ФЗ, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, отсылают не к отдельным положениям Закона N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, то есть к закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.

То обстоятельство, что после принятия специального закона о службе в таможенных органах в Закон N 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и что в нем отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, проходивших службу в таможенных органах, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует. Оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы.

Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе.

Предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет.

Изложенные выше выводы следуют не только из толкования приведенных федеральных законов, но и подтверждаются содержанием иных нормативных правовых актов, имеющих по сравнению с оспариваемым положением большую юридическую силу.

В соответствии с абзацем четвертым подпункта "а" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время военной службы в органах федеральной службы безопасности.

Сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания (статья 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)").

Согласно подпункту "в" пункта 2 Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации включается в числе прочего и время военной службы в органах федеральной службы безопасности.

Аналогичная правовая позиция по толкованию Закона N 4468-1, и его статьи 6 в частности, выражена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы".

Поскольку право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, положения подпункта "а" пункта 60 Порядка соответствуют требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы, в том числе статьи 6 Закона N 4468-1, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушают.

По изложенным выше мотивам доводы заявителя о наличии вступивших в законную силу судебных постановлений по конкретным делам, которыми признано право за военнослужащими на сохранение пенсии за выслугу лет при поступлении на службу в таможенные органы, не могут повлечь удовлетворения заявленного требования. Подобное обстоятельство не является правовым основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного положения.

Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Л. о признании недействующим в части подпункта "а" пункта 60 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации 1 мая 2003 г. N 302, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО