ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2020 г. N АКПИ20-274
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Кириллова В.С.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению автономной некоммерческой организации информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности" о признании частично недействующим пункта 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).
Нормативный правовой акт 7 мая 2012 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, N 19.
В соответствии с абзацем первым пункта 218 Правил запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Выжигание рисовой соломы может производиться в безветренную погоду при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 72(1) Правил.
Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности" (далее - Организация) в порядке, предусмотренном абзацем восьмым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим первое предложение абзаца первого пункта 218 Правил в части, допускающей выжигание рисовой соломы на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, ссылаясь на то, что оспариваемое положение противоречит пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ), запрещающему сжигание загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании представитель административного истца Ш. поддержал заявленное требование.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) (поручение от 25 июня 2020 г. N ЮБ-П9-6851).
В письменных возражениях на административный иск Правительство Российской Федерации указало, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы.
Представитель Правительства Российской Федерации П. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав стороны, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в статье 16 наделил Правительство Российской Федерации полномочиями утвердить нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим, во исполнение которых с соблюдением формы и порядка введения в действие приняты Правила, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно основным понятиям, указанным в статье 1 названного закона, сжигание отнесено к обезвреживанию отходов, которое представляет собой уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 солома включена в Федеральный классификационный каталог отходов с кодом 1 11 110 02 23 5, имеющим V класс опасности отходов.
В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы V класса опасности являются практически неопасными отходами (статья 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 96-ФЗ, на противоречие которому ссылается административный истец, запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Из содержания приведенных норм следует, что законодателем установлен запрет на сжигание отходов производства и потребления, загрязняющих атмосферный воздух, без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, на территориях организаций и населенных пунктов.
Оспариваемое положение Правил допускает выжигание рисовой соломы на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса. При этом выжигание рисовой соломы может производиться в безветренную погоду при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 72(1) Правил.
Следовательно, оспариваемая в части норма Правил не противоречит пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 96-ФЗ.
Под загрязнением атмосферного воздуха, по смыслу статьи 1 Федерального закона N 96-ФЗ, понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - это вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
Административным истцом не приведено данных, подтверждающих наличие указанных загрязнений атмосферного воздуха, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух при сжигании рисовой соломы.
Установленный Правилами запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, а также разведение костров на полях введен МЧС России в связи с ежегодными многочисленными пожарами, переходящими с земель сельскохозяйственного назначения на населенные пункты и лесные участки.
Учитывая, что выращивание риса связано с большим количеством оросительных систем, представляющих собой замкнутые контуры, обрамленные со всех сторон каналами с водой, а также с нахождением рисовых полей на значительном удалении от населенных пунктов, что препятствует самопроизвольному распространению огня, на землях сельскохозяйственного назначения, абзац первый пункта 218 Правил постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2017 г. N 316 "О внесении изменения в пункт 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации" был дополнен положением, исключающим запрет на выжигание рисовой соломы как способ ее обезвреживания, на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса с соблюдением требований пожарной безопасности.
Принимая во внимание, что Правила в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления автономной некоммерческой организации информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности" о признании частично недействующим пункта 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
В.С.КИРИЛЛОВ