ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 января 2020 г. N АКПИ19-912

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Кириллова В.С.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240,

установил:

согласно абзацу первому пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

Гражданин С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим абзаца первого пункта 4 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют части 2 статьи 3, статье 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П, ограничивают его право на выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и право на свободу передвижения, поскольку установление в подзаконных актах Правительства Российской Федерации обязанности получения технических средств реабилитации только по месту жительства инвалидов (детей-инвалидов), подтвержденному отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельством о регистрации малолетнего по месту жительства), означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.

Как указывает административный истец, он является инвалидом второй группы. Инвалиды (дети-инвалиды) вправе получать технические средства реабилитации и по месту их временной регистрации по месту пребывания, и по месту их фактического пребывания (при уведомлении об этом месте органов Фонда социального страхования Российской Федерации). Для предотвращения возможности обеспечения одного и того же гражданина техническими средствами реабилитации в двух и более местах существует федеральный реестр инвалидов, доступ к сведениям которого есть в том числе у органов Фонда социального страхования Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 7 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 674. Сведения о получаемых инвалидами (детьми-инвалидами) технических средствах реабилитации и (или) денежных компенсациях расходов на самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации вносятся в федеральный реестр инвалидов в соответствии с пунктом 14 части 4 статьи 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Административный истец С. извещен о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, изложил в письменных объяснениях свои доводы относительно административного иска, просил рассмотреть дело без его участия.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 30 ноября 2019 г. N КЧ-П12-10530).

Представитель Правительства Российской Федерации Е. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2008 г. N 240 утвердило Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2019 г. N 605).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 14 апреля 2008 г., N 15, в "Российской газете" 15 апреля 2008 г.

Правила определяют порядок обеспечения: лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р; отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, - протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (пункт 1).

Абзац первый пункта 4 Правил, предусматривающий подачу заявления о предоставлении технического средства (изделия) инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), соответствует законодательству Российской Федерации о социальной защите инвалидов и не ограничивает право инвалида на свободу передвижения, право на выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регулируя вопросы реабилитации и абилитации инвалидов, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части 14 статьи 11.1 устанавливает, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Таким образом, требование об обеспечении техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалидов установлено непосредственно законодателем.

Доводы административного истца о противоречии абзаца первого пункта 4 Правил части 2 статьи 3, статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П, являются несостоятельными.

Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации. В соответствии с частью 2 статьи 3 данного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713", сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод.

Оспариваемые положения нормативного правового акта вопросы регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства не регулируют, являются ясными и определенными, не нарушают права инвалидов на получение мер социальной поддержки.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
В.С.КИРИЛЛОВ