ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2025 г. N АКПИ25-215
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Кузьмичева С.И.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоСеть" об оспаривании абзаца двадцать первого пункта 12, абзацев восьмого, девятого пункта 34(2), абзацев первого, тринадцатого, двадцать пятого пункта 34(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее также - Постановление N 1178) утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Основы ценообразования).
Абзацем двадцать первым пункта 12 Основ ценообразования установлено, что уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации пересматривается в случае изменения суммарной величины отпуска электрической энергии в электрические сети такой организации на 20 и более процентов величины, учтенной при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на первый год долгосрочного периода регулирования или на очередной год долгосрочного периода регулирования после пересмотра уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с данным абзацем.
Согласно абзацу первому пункта 34(2) Основ ценообразования размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования , определяется в течение периода регулирования для года i исходя из данных за год, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, в который входит 2019 год или год, относящийся к первому долгосрочному периоду регулирования, который наступил позднее 2019 года, и рассчитывается по приведенной в данном пункте формуле, учитывающей в том числе показатели Wосi-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч) и Пфi-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч).
В случае пересмотра уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с абзацем двадцать первым пункта 12 Основ ценообразования при определении экономии расходов на оплату потерь электрической энергии за период регулирования, в котором к территориальной сетевой организации перешли права собственности или иные предусмотренные законом права на объекты электросетевого хозяйства, величины Wосi-2, Пфi-2 определяются без учета объектов электросетевого хозяйства, права собственности или иные предусмотренные законом права на которые перешли к территориальной сетевой организации (абзац восьмой пункта 34(2) Основ ценообразования).
В случае перехода к территориальной сетевой организации в текущем долгосрочном периоде регулирования права собственности или иного предусмотренного законом права на все объекты электросетевого хозяйства, ранее используемые иной территориальной сетевой организацией для осуществления регулируемой деятельности, если такой переход не влечет за собой пересмотр уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с абзацем двадцать первым пункта 12 Основ ценообразования, до начала очередного долгосрочного периода регулирования размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии определяется как сумма экономии, рассчитанной по формуле в соответствии с абзацем вторым пункта 34(2) Основ ценообразования раздельно в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих территориальной сетевой организации до перехода к этой организации прав собственности или иного предусмотренного законом права на объекты электросетевого хозяйства, и в отношении всех объектов электросетевого хозяйства, ранее используемых иной территориальной сетевой организацией для осуществления регулируемой деятельности, права собственности или иные предусмотренные законом права на которые в полном объеме перешли к территориальной сетевой организации (абзац девятый пункта 34(2) Основ ценообразования).
В силу абзаца первого пункта 34(3) Основ ценообразования при переходе на очередной (второй и последующие) долгосрочный период регулирования, который наступил позднее 2019 года, размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования , рассчитывается по приведенной в абзаце втором данного пункта формуле как сумма размера экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута
, и размера экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации
.
В случае перехода к территориальной сетевой организации в очередном (втором и последующих) долгосрочном периоде регулирования, который наступил позднее 2019 года, права собственности или иного предусмотренного законом права на все объекты электросетевого хозяйства, ранее используемые иной территориальной сетевой организацией для осуществления регулируемой деятельности, размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии определяется как сумма экономии, рассчитанной по формуле в соответствии с абзацем седьмым пункта 34(3) Основ ценообразования раздельно в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих территориальной сетевой организации до перехода к этой организации права собственности или иного предусмотренного законом права на объекты электросетевого хозяйства, и в отношении всех объектов электросетевого хозяйства, ранее используемых иной территориальной сетевой организацией для осуществления регулируемой деятельности, права собственности или иные предусмотренные законом права на которые в полном объеме перешли к территориальной сетевой организации (абзац тринадцатый пункта 34(3) Основ ценообразования).
В случае перехода к территориальной сетевой организации в текущем долгосрочном периоде регулирования права собственности или иных предусмотренных законом прав на все объекты электросетевого хозяйства, ранее используемые иной территориальной сетевой организацией для осуществления регулируемой деятельности, если такой переход не влечет за собой пересмотр уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с абзацем двадцать первым пункта 12 Основ ценообразования, до начала очередного долгосрочного периода регулирования размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии определяется как сумма экономии, рассчитанной по формуле в соответствии с абзацем восемнадцатым пункта 34(3) Основ ценообразования раздельно в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих территориальной сетевой организации до перехода к этой организации права собственности или иного предусмотренного законом права на объекты электросетевого хозяйства, и в отношении всех объектов электросетевого хозяйства, ранее используемых иной территориальной сетевой организацией для осуществления регулируемой деятельности, права собственности или иные предусмотренные законом права на которые в полном объеме перешли к территориальной сетевой организации (абзац двадцать пятый пункта 34(3) Основ ценообразования).
Общество с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоСеть" (далее также - Общество), являющееся территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность на территории Пермского края, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца двадцать первого пункта 12, абзацев восьмого, девятого пункта 34(2), абзацев первого, тринадцатого, двадцать пятого пункта 34(3) Основ ценообразования, ссылаясь на их несоответствие статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), части 8 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В обоснование требований административный истец указал, что в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 511-р (далее - Стратегия), и ужесточением критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184, Общество в 2023 и 2024 годах дважды было реорганизовано в форме присоединения к нему других территориальных сетевых организаций, в результате чего произошло изменение суммарной величины отпуска Обществом электрической энергии в электрические сети более чем на 20 процентов величины, учтенной при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на первый долгосрочный период регулирования с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2027 г. При корректировке регулируемых цен (тарифов) и необходимой валовой выручки на 2025 год постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 ноября 2024 г. N 16-э "О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 28.11.2022 N 25-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоСеть" уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям Общества был пересмотрен.
По мнению административного истца, установление нового уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с абзацем двадцать первым пункта 12 Основ ценообразования нивелирует для территориальной сетевой организации положительные экономические эффекты от реализации ею и ее правопредшественником (территориальной сетевой организацией, присоединенной к данной территориальной сетевой организации) мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, нарушает принцип законных ожиданий субъектов рынка услуг по передаче электрической энергии (ожиданий от государства соблюдения гарантий сохранения объема потерь электрической энергии при ее передаче, учитываемых при государственном регулировании тарифов), принцип обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, делает невозможным реализацию территориальной сетевой организацией тех прав и исполнение тех обязанностей (например, исполнение мероприятий инвестиционной программы), которые были у ее правопредшественника и которые связаны с сохранением в распоряжении организации средств в размере экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, достигнутой организацией при осуществлении деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (прав и обязанностей, которые перешли территориальной сетевой организации в порядке универсального правопреемства при реорганизации юридического лица). Полагает, что Общество лишается приобретенных его правопредшественником на основании закона прав на включение в необходимую валовую выручку денежных средств в размере экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащем включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута.
Административный истец полагает, что отсутствие корреляции (при решении вопроса о необходимости пересмотра уровня потерь электрической энергии) между объемом увеличения электрохозяйства и объемом увеличения суммарной величины отпуска электрической энергии в электрические сети сетевой организации нарушает гарантированные законом права на сохранение объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имевшемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службе (поручение от 25 апреля 2025 г. N ДГ-П51-14881), просившей в письменных возражениях на административный иск отказать в удовлетворении заявленных требований и указавшей, что Постановление N 1178 издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, в оспариваемой части соответствует актам большей юридической силы и прав Общества не нарушает.
Представители административного истца Т., У. в судебном заседании поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации С. возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации как исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
На дату принятия Постановления N 1178 аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики устанавливает Закон об электроэнергетике, который также определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Пунктом 1 статьи 24 Закона об электроэнергетике Правительству Российской Федерации делегированы полномочия по утверждению основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющих принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы), и определения уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), порядок учета результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), порядок определения, распределения и учета величины перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии, особенности определения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в технологически изолированных территориальных энергетических системах.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 1178, которым утвердило Основы ценообразования.
Нормативный правовой акт опубликован 23 января 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 4, ст. 504.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2024 г. N 1581 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178", размещенным в ту же дату на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованным 25 ноября 2024 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, в Основы ценообразования внесены изменения, в том числе пункт 12 дополнен абзацем двадцать первым, пункт 34(2) - абзацами восьмым и девятым, абзац первый пункта 34(3) изложен в новой редакции, пункт 34(3) дополнен новыми абзацами, в том числе тринадцатым и двадцать пятым.
Таким образом, Основы ценообразования утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие. Порядок принятия и опубликования Основ ценообразования и нормативного правового акта, дополнившего их оспариваемыми нормами, соблюден. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации, в том числе решениями от 2 декабря 2015 г. N АКПИ15-1129, от 17 августа 2016 г. N АКПИ16-548, от 6 марта 2017 г. N АКПИ16-1341, от 26 августа 2020 г. N АКПИ20-340, от 16 декабря 2020 г. N АКПИ20-688, от 20 апреля 2022 г. N АКПИ22-92, от 5 июля 2022 г. N АКПИ22-353, от 16 апреля 2024 г. N АКПИ24-133, и не оспариваются административным истцом.
Закон об электроэнергетике в пункте 1 статьи 6 к общим принципам организации экономических отношений в сфере электроэнергетики относит в том числе использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии; обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Одним из рисков в области энергетической безопасности, связанным с внутренними вызовами и угрозами энергетической безопасности, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 17 Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 216, является высокий уровень износа основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса, низкая эффективность использования и недостаточные темпы обновления этих фондов.
Пунктом 31 названной доктрины установлено, что реализация данной доктрины осуществляется субъектами энергетической безопасности в рамках государственной энергетической политики Российской Федерации, цели, основные направления, задачи и ключевые меры которой определяются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 3 апреля 2013 г. N 511-р утвердило Стратегию, которая разработана на период до 2030 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1567, охватывает основную деятельность электросетевого комплекса - передачу и распределение электрической энергии и непосредственно связанные с ней аспекты смежных видов деятельности (генерацию и сбыт электрической энергии) на территории России.
Как следует из Стратегии, еще одной задачей, стоящей перед электросетевым комплексом, является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций и повышение контроля над ними. На момент принятия Стратегии на территории Российской Федерации было зарегистрировано более 3000 территориальных сетевых организаций, большое количество которых усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием.
В связи с этим Стратегией предусмотрена консолидация электросетевого комплекса, заключающаяся в поэтапном сокращении количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к сети новых потребителей, в формировании единого центра ответственности за обеспечение надежного и качественного энергоснабжения и организации эффективной и соответствующей мировым стандартам технологической инфраструктуры.
Из объяснений Правительства Российской Федерации следует, что в ходе консолидации территориальные сетевые организации принимают на баланс в том числе электросетевые активы с высокой степенью износа, а также бесхозяйные сетевые активы, находящиеся в ненормативном техническом состоянии. Уровень потерь электроэнергии в таких сетях зачастую выше нормативного, учтенного для территориальных сетевых организаций в тарифах. Согласно Основам ценообразования расходы территориальных сетевых организаций на приобретение потерь электроэнергии сверх утвержденного нормативного объема не учитываются в необходимой валовой выручке. Это ведет к возникновению некомпенсируемых затрат территориальных сетевых организаций. В результате роста фактического объема потерь электроэнергии сетевые организации лишаются возможности сохранения достигнутой ранее экономии расходов на оплату потерь в собственных сетях, так как указанная экономия определяется по всей совокупности объектов электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации, включая консолидированные объекты с повышенным уровнем потерь. При этом одновременно имеют место случаи недобросовестной консолидации территориальных сетевых организаций при приобретении (аренде) электросетевых активов, уровень потерь в которых существенно ниже, чем в сетях сетевой организации-покупателя. Это ведет к необоснованному наращиванию необходимой валовой выручки сетевой организации-покупателя и возникновению экономически необоснованной экономии потерь, не обусловленной реализацией мероприятий по их снижению. Помимо этого, территориальные сетевые организации приобретают (арендуют) в течение периода регулирования объекты электросетевого хозяйства, которые не учтены при установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями, в связи с чем территориальная сетевая организация-плательщик вынуждена оплачивать услуги по передаче электрической энергии, оказанные иными территориальными сетевыми организациями с использованием указанных объектов, что приводит к возникновению убытков у территориальной сетевой организации-плательщика.
В целях решения указанных вопросов, возникающих в результате консолидации, а также исключения злоупотребления со стороны отдельных территориальных сетевых организаций, приводящего к сокращению возможности консолидации сетевых активов, Правительство Российской Федерации, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные Законом об электроэнергетике, приняло постановление от 19 ноября 2024 г. N 1581 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178", которым дополнило Основы ценообразования положениями об обязательном пересмотре уровня потерь электрической энергии территориальной сетевой организации в случае увеличения на 20 и более процентов величины отпуска электрической энергии в ее электрические сети в результате консолидации; о раздельном определении расходов на оплату потерь электрической энергии и экономии указанных расходов в собственных и в консолидированных сетях исходя из нормативных потерь до окончания текущего долгосрочного периода регулирования (в случаях, когда уровень потерь электрической энергии не пересматривается в результате консолидации), так как при консолидации отдельных объектов электросетевого хозяйства экономия в таких объектах отдельно не рассчитывается, а также положениями о том, что при консолидации электросетевых активов в течение периода регулирования, которые не учтены при установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями на этот период регулирования, территориальная сетевая организация-консолидатор не вправе требовать оплату от территориальной сетевой организации-плательщика за услуги, оказанные с использованием такого имущества до момента включения их в цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии.
Данные положения отражены в том числе в оспариваемых административным истцом абзаце двадцать первом пункта 12, абзацах восьмом и девятом пункта 34(2), абзацах первом, тринадцатом, двадцать пятом пункта 34(3) Основ ценообразования и не противоречат статье 6 Закона об электроэнергетике, части 8 статьи 25 Закона об энергосбережении.
Вопреки утверждениям административного истца предусмотренный оспариваемыми нормами обязательный пересмотр уровня потерь электрической энергии в случае роста величины ее отпуска в сеть в результате консолидации более чем на 20 процентов позволяет исключить оплату потребителями электрической энергии в составе тарифов на услуги по передаче электрической энергии необоснованных доходов территориальной сетевой организации при приобретении (аренде) электросетевых активов, уровень потерь в которых существенно ниже, чем в сетях сетевой организации-покупателя. Указанное в абзаце двадцать первом пункта 12 Основ ценообразования значение изменения суммарной величины отпуска электрической энергии в электрические сети (20 и более процентов) объективно влияет на величину технологических потерь в сетях.
Закрепление положений о том, что при консолидации объектов территориальной сетевой организации к учету в необходимой валовой выручке территориальной сетевой организации-консолидатора принимаются только нормативные потери в консолидированных объектах, которые ранее в том же объеме уже были учтены в тарифах на услуги по передаче электрической энергии, исключает дополнительную тарифную нагрузку для потребителей.
Пересмотр уровня потерь в связи с изменением суммарной величины отпуска электроэнергии не связан напрямую с оценкой эффективности мероприятий по энергосбережению, проведенных до такого изменения.
Установление нового уровня потерь исходя из текущих условий функционирования консолидированной территориальной сетевой организации, отражающего объективно возможный уровень потерь при передаче возросшего объема электрической энергии по измененной конфигурации сетей, согласуется с принципом соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (абзац шестой пункта 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике).
Определение приведенных в оспариваемых нормах расходов на оплату потерь производится в рамках процедуры принятия тарифных решений на очередной период регулирования в соответствии с Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением N 1178 (далее - Правила государственного регулирования цен (тарифов), предусматривающими, что в рамках ежегодного направления в регулирующий орган обосновывающих материалов к заявлениям об установлении тарифов территориальной сетевой организацией прилагаются обоснования в том числе к уровню указанных расходов (пункты 12 и 17). Какие-либо изменения в действующую процедуру установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе в порядок направления заявлений об установлении тарифов на очередной период регулирования и в перечень обосновывающих материалов к заявлению об установлении тарифов, не внесены.
Пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Ссылки Общества на противоречие оспариваемых норм статье 58 ГК РФ, регулирующей правопреемство при реорганизации юридических лиц, основаны на ошибочном толковании норм материального права, так как положения данной статьи не регулируют отношения, связанные с определением основных принципов и методов регулирования цен (тарифов), а также оснований и порядка их установления (пересмотра, применения) в электроэнергетике.
Такие отношения урегулированы Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования цен (тарифов).
Учитывая, что оспариваемые положения Основ ценообразования не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "РегионЭнергоСеть" об оспаривании абзаца двадцать первого пункта 12, абзацев восьмого, девятого пункта 34(2), абзацев первого, тринадцатого, двадцать пятого пункта 34(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
И.Д.АБАКУМОВА
С.И.КУЗЬМИЧЕВ