ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2023 г. N АКПИ23-122

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Статус" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291",

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 (далее также - Постановление N 1291) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - также Правила), перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее также - Перечень).

Приложение N 1 к Правилам содержит расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), приведенный в виде таблицы, в наименовании графы 10 которой в редакциях, действовавших до 28 ноября 2020 г., применялась такая характеристика транспортного средства, как "полная масса".

Перечнем установлены виды и категории транспортных средств, а также коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для новых транспортных средств и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, в котором для расчета утилизационного сбора в редакциях, действовавших до 28 ноября 2020 г., применялась такая характеристика транспортного средства, как "полная масса".

Раздел II Перечня (пункты 4 - 16) приводит коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированных транспортных средств указанных категорий; раздел V (пункты 24 - 31) - в отношении шасси колесных транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, M2, M3.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291" (далее также - Постановление N 1866) в Постановление N 1291 внесены изменения, пунктом 1 которых в таблице приложения N 1 к Правилам наименование графы 10 изложено: "Технически допустимая максимальная масса (тонн)", пунктом 2 в Перечне в пунктах 4 - 16, 24 - 31 слова "полной массой" заменены словами "технически допустимой максимальной массой", сноска 2 дополнена абзацем: "Используемый в описании отдельных видов и категорий транспортных средств термин "технически допустимая максимальная масса" применяется в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Общество с ограниченной ответственностью "Статус" (далее также - ООО "Статус"), осуществляющее ввоз на территорию Российской Федерации транспортных средств и являющееся в связи с этим плательщиком утилизационного сбора, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 4 - 16, 24 - 31 и абзаца второго сноски 2 Перечня, а также Постановления N 1866 в той мере, в какой они устанавливают порядок исчисления утилизационного сбора с учетом технически допустимой максимальной массы, определяемой в значении, установленном техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее - Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств), ссылаясь на их несоответствие пункту 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления. По мнению административного истца, в указанном значении - как установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками, - технически допустимая максимальная масса не оказывает влияния на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств, и влечет необоснованное увеличение суммы утилизационного сбора.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и Федеральной таможенной службе (поручение от 14 марта 2023 г. N 317-П9-ДГ). Минпромторг России в письменных возражениях указал, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют законодательству Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Представитель административного истца Б. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации К., Ч. и М. поддержали изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.

В ходе рассмотрения дела по предложению суда представитель ООО "Статус" уточнил заявленные требования, указав, что настаивает на рассмотрении требований о признании недействующим Постановления N 1866, которым внесены изменения в Постановление N 1291, и не оспаривает Постановление N 1291 в соответствующей редакции.

Тем самым предметом проверки в рамках рассматриваемого административного дела является законность положений постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291".

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

На момент принятия Постановления N 1291 аналогичные полномочия были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Закон об отходах производства и потребления.

Статьей 24.1 данного закона к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и установление порядка взимания утилизационного сбора (в том числе порядка его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеров утилизационного сбора и порядка осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации (пункты 2, 4).

Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 1291 утвердило Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (пункт 1). Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 31 декабря 2013 г. и опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 13 января 2014 г., N 2.

Постановлением N 1866 в Правила и Перечень внесены изменения. Данное постановление размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 20 ноября 2020 г. и опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 23 ноября 2020 г., N 47.

Положения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" при издании Постановления N 1291 и Постановления N 1866 соблюдены.

Таким образом, Постановление N 1291, утвержденные им Правила и Перечень, и Постановление N 1866 приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.

В соответствии со статьей 24.1 Закона об отходах производства и потребления за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).

Плательщиками утилизационного сбора для целей данной статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 этой статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 названной статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта (пункт 3).

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьей 24.1 Закона об отходах производства и потребления).

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под регистрационными данными транспортного средства понимает данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы (часть 1 статьи 11).

Данный федеральный закон к регистрационным данным транспортного средства относит в том числе год выпуска транспортного средства, марку и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства), категорию (подкатегорию) транспортного средства, на управление которым предоставляется специальное право в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также категорию транспортного средства, соответствующую классификации транспортных средств, установленной Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, массу в снаряженном состоянии (массу без нагрузки) и технически допустимую максимальную массу (полную массу) (пункты 2 - 4, 7 части 2 статьи 11).

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств под технически допустимой максимальной массой понимает установленную изготовителем максимальную массу транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленную его конструкцией и заданными характеристиками.

Утвержденные Постановлением N 1866 изменения в графу 10 таблицы Приложения N 1 к Правилам, пункты 4 - 16, 24 - 31 и сноску 2 Перечня, предусматривающие применение такой характеристики транспортного средства, как "технически допустимая максимальная масса", в значении, установленном Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, в полной мере соответствуют приведенным нормам закона.

Вопреки доводам административного истца необходимая для расчета суммы утилизационного сбора технически допустимая максимальная масса транспортного средства является таким параметром, который влияет на процесс утилизации, поскольку учитывает обусловленную конструкцией транспортного средства и его характеристиками грузоподъемность (снаряжение, пассажиры, груз), зависящую в том числе от материалов, использовавшихся в процессе изготовления, и способов их обработки, что определяет механизм и способы утилизации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, введение федеральным законодателем утилизационного сбора соотносится с необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее Конституцию Российской Федерации (постановление от 19 июля 2019 г. N 30-П). По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, фискальный платеж неналогового характера может считаться законно установленным, если его существенные элементы по общему правилу закреплены непосредственно в законе, но федеральный законодатель не лишен возможности передать Правительству Российской Федерации определение отдельных элементов такого платежного обязательства - с учетом особенностей предмета регулирования и специфики платежа (постановления от 28 февраля 2006 г. N 2-П, от 31 мая 2016 г. N 14-П и др., определение от 10 декабря 2002 г. N 284-О).

Правительство Российской Федерации, реализуя дискреционные полномочия на основании Закона об отходах производства и потребления, определило в качестве физической характеристики, оказывающей влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств, установленную изготовителем максимальную массу транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленную его конструкцией и заданными характеристиками.

Нормативный правовой акт большей юридической силы, который бы устанавливал иной порядок установления размера утилизационного сбора, отсутствует.

Какой-либо неопределенности оспариваемые нормы не содержат.

Учитывая, что Постановление N 1866 не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Статус" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ