См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2020 г. N АКПИ20-116

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре Г.Е.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Варандейский терминал" о признании недействующим приказа Федеральной антимонопольной службы от 29 ноября 2019 г. N 1568/19 "О внесении изменения в приложение N 1 к приказу ФАС России от 08.09.2017 N 1189/17 и об утверждении тарифа на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту Варандей, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Варандейский терминал",

установил:

приказом Федеральной антимонопольной службы (далее также - ФАС России, антимонопольный орган) от 29 ноября 2019 г. N 1568/19 (далее - Приказ) внесены изменения в приложение N 1 к приказу ФАС России от 8 сентября 2017 г. N 1189/17 "Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России" и утвержден предельный максимальный тариф на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту Варандей, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Варандейский терминал".

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 9 января 2020 г., регистрационный номер 57084, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 января 2020 г.

Общество с ограниченной ответственностью "Варандейский терминал" (далее - ООО "Варандейский терминал", Общество), осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг в морском терминале, в том числе услуг по перевалке нефти, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на его противоречие абзацу пятому (как указано в административном исковом заявлении) статьи 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях"), пункту 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - Положение N 293) и Перечню услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее - Перечень услуг), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".

По мнению ООО "Варандейский терминал", оспариваемый Приказ вступил в противоречие с действующим законодательством с 12 января 2020 г., со дня вступления в силу изменений в Перечень услуг, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1923 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - постановление N 1923).

Как указывает административный истец, ФАС России не имела полномочий по установлению тарифа на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту Варандей. Кроме того, антимонопольным органом нарушена процедура принятия оспариваемого Приказа, в частности предварительные слушания данным органом проведены с нарушением пунктов 24, 25, 27 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 24 июня 2009 г. N 135-т/1 (далее - Порядок N 135-т/1), пункта 7 Регламента подготовки вопросов для рассмотрения на заседании коллегиального органа Федеральной антимонопольной службы для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций, утвержденного приказом ФАС России от 16 ноября 2015 г. N 1090/15 (далее - Регламент).

Свое требование административный истец мотивирует тем, что Приказом в отношении Общества установлен предельный максимальный тариф на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту в размере 1211 рублей за 1 тонну (без НДС), чем нарушаются его права и законные интересы как оператора нефтеналивного терминала, так и грузового терминала, оказывающего услуги в том числе по перевалке нефти и переработке генеральных грузов.

По мнению административного истца, при установлении тарифа расходы Общества были учтены в размере, значительно меньшем экономически обоснованного уровня при утверждении предельного максимального тарифа на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту "Варандей"; не учтены индивидуальные условия деятельности регулируемой организации, состав потребителей и спрос на товар, что привело к государственному регулированию в отношении Общества и установлению тарифа при отсутствии к тому правовых оснований.

ФАС России в письменных возражениях указывает, что оспариваемый Приказ принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

В письменных возражениях Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) ссылается на то, что Приказ издан компетентным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, но полагает, что вопрос обоснованности установленного данным актом размера платы за услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту Варандей должен был принят с учетом позиции министерства, чего, в свою очередь, сделано не было.

В письменных объяснениях Минюст России ссылается на то, что Приказ издан компетентным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом отмечает, что проверка соблюдения ФАС России требований к процедуре принятия тарифов не входит в предмет правовой экспертизы, проводимой при поступлении акта на государственную регистрацию.

В судебном заседании представители административного истца Т., Х., П. и Г.О. поддержали заявленные требования.

Представитель ФАС России С. и представитель Минюста России Г.П. поддержали изложенные в возражениях позиции.

Представитель Минтранса России К. поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях.

Выслушав объяснения представителей административного истца ООО "Варендейский терминал" Т., Х., П. и Г.О., возражения представителя ФАС России С., представителя Минюста России Г.П., мнение представителя Минтранса России К., проверив оспариваемый Приказ на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

Частью 1 статьи 18 Закона о морских портах предусмотрено, что тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 4 Закона "О естественных монополиях" указанный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 5 Закона "О естественных монополиях").

В соответствии с абзацем шестым статьи 10 Закона "О естественных монополиях" органы регулирования естественных монополий принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных этим федеральным законом методов регулирования.

Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение), установлено, что ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Согласно Положению ФАС России формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) (пункт 5.3.4(2), а также вправе принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, применении методов регулирования, предусмотренных законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) (пункт 6.1(1)).

Подпунктом 5.3.21.24 Положения определены полномочия ФАС России по установлению цен (тарифов) на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Приказом ФАС России от 16 октября 2019 г. N 1354/19 "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль" введено государственное регулирование деятельности в отношении ООО "Варандейский терминал" в сфере услуг в портах на территории морского порта Варандей, Ненецкий автономный округ (пункт 1). ООО "Варандейский терминал" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 29/3/8 в раздел III "Услуги в портах" реестра субъектов естественных монополий на транспорте (пункт 2 данного приказа).

Оспариваемым Приказом Общество включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России, под порядковым номером 115 и ему утвержден предельный максимальный тариф на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту Варандей в размере 1211 руб. за тонну (без НДС). Приказ зарегистрирован Минюстом России и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 9 января 2020 г.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан антимонопольным органом во исполнение требований федерального законодательства и в пределах предоставленных полномочий.

Доводы административного истца о том, что оспариваемый Приказ принят ФАС России при отсутствии у нее полномочий на установление тарифа ввиду одновременного включения Общества в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России, и установления тарифа на услуги Общества, лишены правовых оснований.

В соответствии с пунктом 6 Положения N 293 органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Государственное регулирование деятельности в отношении ООО "Варандейский терминал" введено приказом ФАС России от 16 октября 2019 г. N 1354/19, и Общество включено в реестр субъектов естественных монополий.

Принятие антимонопольным органом оспариваемого Приказа связано с введением государственного регулирования деятельности Общества как субъекта естественных монополий в сфере оказания услуг в портах и предусматривает включение его в соответствующий перечень и определение (установление) в отношении его цен (тарифов) на товары (услуги).

Частью 3 статьи 6 Закона "О естественных монополиях" предусмотрено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения N 293 тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой (пункт 16 Положения N 293).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 24 июня 2009 г. N 135-т/1 утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения).

Порядок N 135-т/1 определяет процедуру и сроки рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Согласно пункту 4 Порядка N 135-т/1 рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов осуществляется в том числе на основании предложений хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФАС России.

Управление регулирования транспорта анализирует поступившие от субъекта естественной монополии документы и материалы на соответствие перечню и на основании проведенного анализа готовит предложения по установлению тарифов либо об отказе в рассмотрении (пункт 12 Порядка N 135-т/1).

Основанием для принятия решения о начале рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов является наличие всех необходимых документов, предусмотренных перечнями (пункт 16 Порядка N 135-т/1).

Как следует из материалов тарифного дела, поводом для рассмотрения ФАС России вопроса об установлении в отношении Общества тарифа на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту Варандей послужили обстоятельства, выявленные ФАС России в ходе рассмотрения дела по заявлению ПАО "АНК "Башнефть" и ООО "Башнефть-Полюс" о нарушении ООО "Варандейский терминал" антимонопольного законодательства по установлению монопольно высокого тарифа на перевалку нефти (дело N А40-91027/2019). Кроме того, в адрес ФАС России поступило обращение ООО "Башнефть-Полюс" об установлении тарифа на услуги по перевалке нефти в морском порту "Варандей", оказываемые Обществом.

15 октября 2019 г. ФАС России в адрес Общества был направлен запрос информации о предоставлении документов и материалов, сформированный в соответствии с пунктом 10 Порядка N 135-т/1.

12 ноября 2019 г. Общество представило в антимонопольный орган ответ на запрос информации, приложив необходимые документы на 1444 листах, а также альтернативный расчет тарифа по перевалке нефти.

Управлением регулирования транспорта ФАС России подготовлено заключение о принятии проекта приказа по вопросу об утверждении тарифа на услуги по погрузке, выгрузке грузов (перевалки нефти) в морском порту Варандей, оказываемые ООО "Варандейский терминал".

Доводы Общества о незаконности оспариваемого нормативного правового акта ввиду принятия антимонопольным органом решения о проведении предварительных слушаний и фактическом их проведении с нарушением требований пунктов 25 и 26 Порядка N 135-т/1 являются несостоятельными.

Согласно пункту 20 Порядка N 135-т/1 Управление регулирования транспорта вносит заместителю руководителя Федеральной службы по тарифам, курирующему соответствующее направление работы, предложения по установлению тарифов, комплект документов и материалов, указанных в пункте 26 данного порядка, для принятия одного из следующих решений: решения о проведении предварительных слушаний; о доработке документов и материалов; о подготовке комплекта документов и материалов к Правлению ФСТ России без проведения предварительных слушаний; об отказе в рассмотрении вопроса по установлению (изменению) тарифов.

В случае принятия решения о проведении предварительных слушаний Управление регулирования транспорта готовит повестку предварительных слушаний и список участников, который утверждается заместителем руководителя Федеральной службы по тарифам, курирующим соответствующее направление работы, за 5 рабочих дней до даты проведения предварительных слушаний (пункт 21 Порядка N 135-т/1).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, решение заместителем руководителя антимонопольного органа о проведении предварительных слушаний по проекту оспариваемого Приказа применительно к положениям пункта 20 Порядка N 135-т/1 не принималось, в связи с чем не проводились и иные мероприятия, предусмотренные пунктами 23 - 26 Порядка N 135-т/1.

Само по себе указание в сообщении от 25 ноября 2019 г. о проведении предварительных слушаний по проекту Приказа не свидетельствует о принятии решения заместителем руководителя антимонопольного органа о проведении соответствующей процедуры.

26 ноября 2019 г. Управлением регулирования транспорта ФАС России фактически проведено рабочее совещание по проекту оспариваемого Приказа.

Порядок N 135-т/1 не предусматривает обязательного проведения предварительных слушаний при установлении тарифа и не определяет правовые последствия для принятия решения по установлению тарифа ввиду несоблюдения отдельных положений процедуры и сроков рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов).

Порядок принятия органами регулирования естественных монополий решений о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий регулируется статьей 21 Закона "О естественных монополиях".

Решения по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий принимаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 21 Закона "О естественных монополиях").

Правила принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. N 941 (далее - Правила).

В Федеральной антимонопольной службе образуется коллегиальный орган для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций (далее - коллегиальный орган). Коллегиальный орган состоит из 12 человек (пункты 1 и 2 Правил).

Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов коллегиального органа. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на его заседании (пункты 5 и 7 Правил).

В случае, если член коллегиального органа не может присутствовать на заседании коллегиального органа, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое приравнивается к участию в заседании коллегиального органа и учитывается при голосовании и принятии решения при условии, что оно четко выражает позицию члена коллегиального органа "за" или "против" принимаемого решения (пункт 12 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил приказом ФАС России от 16 ноября 2015 г. N 1090/15 утвержден Регламент подготовки вопросов для рассмотрения на заседании коллегиального органа Федеральной антимонопольной службы для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций.

28 ноября 2019 г. состоялось заседание Правления ФАС России N 40, в повестку которого был включен вопрос (N 10) "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу ФАС России от 08.09.2017 N 1189/17 и об утверждении тарифа на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту Варандей, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Варандейский терминал".

Согласно протоколу заседания Правления ФАС России от 28 ноября 2019 г. были заслушаны позиции представителей ООО "Варандейский терминал" и ООО "Башнефть-Полюс", выступающего в роли потребителя услуг Общества.

Итоги голосования и представленные письменные мнения отражены в протоколе заседания Правления ФАС России, по результатам которого большинством голосов от числа присутствующих на заседании (5 - "за", 2 - "против", 2 - воздержались) принято решение о принятии Приказа.

Основания для снятия с рассмотрения вопроса о проекте Приказа, предусмотренные пунктами 8 и 9 Правил, отсутствовали.

Доводы административного истца о необходимости учета мнения Минтранса России и об отложении заседания Правления ФАС России для принятия решения лишены правовых оснований.

Как видно из материалов дела, письмом от 28 ноября 2019 г. Минтранс России ходатайствовал о переносе рассмотрения вопроса, при этом не выразил конкретную позицию относительно принимаемого решения, что не привело и не могло привести к принятию коллегиальным органом незаконного решения.

Таким образом, Приказ принят антимонопольным органом в пределах компетенции и с соблюдением Правил принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и Регламента.

Доводы административного истца об экономической необоснованности установленного тарифа и необходимости применения к расчету тарифа метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала не состоятельны.

Согласно пункту 11 Положения N 293 государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей осуществляется с применением метода экономически обоснованных затрат и метода сравнения аналогов (для аэропортов).

В соответствии с Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980, применяются следующие методы государственного регулирования: метод экономически обоснованных расходов, метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метод предельных максимальных тарифов или предельного соотношения со стоимостью транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видами транспорта, метод индексации тарифов.

Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает возможность применения антимонопольным органом самостоятельно или по аналогии одних методов государственного регулирования субъектов естественных монополий для определения расчета тарифа на услуги других субъектов естественных монополий.

Таким образом, действующее антимонопольное законодательство не предусматривает применение метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в отношении услуг субъектов естественных монополий в портах.

В соответствии с пунктом 12 Положения N 293 для расчета тарифов методом экономически обоснованных затрат определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются расходы, связанные с оказанием услуг субъектами регулирования, отчисления на амортизацию основных средств, нормативная прибыль, нормы прибыли (рентабельности) на капитал, налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, субсидии и субвенции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу пункта 13 Положения N 293 органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

Как видно из заключения Управления регулирования транспорта ФАС России, протокола заседания Правления ФАС России от 28 ноября 2019 г. N 40, при формировании тарифа антимонопольным органом в соответствии с пунктом 11 Положения N 293 применен метод экономически обоснованных затрат, который является единственным методом регулирования тарифов на услуги в портах.

На основании сведений бухгалтерского учета и иной информации, представленных Обществом, ФАС России проведен анализ натуральных и финансовых показателей Общества, предусмотренных в пункте 12 Положения N 293 и подлежащих учету при определении размера необходимой валовой выручки для расчета тарифа, и произведен расчет стоимости тарифа на соответствующие услуги.

Ссылка Общества на необоснованность произведенного расчета стоимости тарифа в связи с отсутствием утвержденной методики расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов, несостоятельна. Нормативная прибыль определена антимонопольным органом исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для оказания соответствующих услуг субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета и нормы прибыли (рентабельности) на капитал в размере 10,5% по данным Росстата за 2018 год для вида деятельности по коду ОКВЭД 52 "Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность", которая включает в себя в том числе деятельность по хранению и складированию нефти и продуктов ее переработки (ОКВЭД 52.10.21) и деятельность по транспортной обработке грузов (ОКЭВД 52.24), которые отражены в сведениях об Обществе в ЕГРЮЛ.

Данное обстоятельство не свидетельствует о недостоверности примененных антимонопольным органом расчетных данных.

Таким образом, оспариваемый Приказ принят антимонопольным органом с учетом необходимой документации, при этом заключение о тарифах на услуги, оказываемые Обществом, содержит информацию, необходимую для установления тарифа исходя из принципа экономической обоснованности тарифов, предусмотренного в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий".

Ссылка Общества на нарушение оспариваемым нормативным правовым актом принципа баланса экономических интересов хозяйствующего субъекта является несостоятельной. Антимонопольный орган, установив тариф на уровне 1211 рублей за 1 тонну (без НДС) и снизив его величину по сравнению с ранее применяемым Обществом тарифом (38 долларов за 1 тонну), сделал его более доступным для потребителей услуг.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого Приказа в части указания вида услуг, оказываемых Обществом, Перечню услуг, действующему с 12 января 2020 г., со дня вступления в силу постановления N 1923, лишены правовых оснований.

Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 28 апреля 2010 г. N АД-99-р сведения о морском порте Варандей внесены в Реестр морских портов Российской Федерации и ему присвоен порядковый регистрационный номер А4. В приложении к распоряжению указано, что ОАО "Варандейский терминал" (правопредшественник Общества) является оператором нефтеналивного и грузового терминалов, при этом круглогодично оказывает услуги по перевалке нефти согласно уставу организации.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта ООО "Варандейский терминал" выдана лицензия N 1071 от 26 сентября 2013 г. на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Из содержания материалов тарифного дела следует, что оспариваемым Приказом был утвержден тариф на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов, связанных с оказанием Обществом услуг по перевалке нефти в морском порту Варандей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены на которые регулируются государством. К данному перечню были отнесены услуги по погрузке и выгрузке грузов (пункт 9), хранению грузов (пункт 10) в морских портах (в редакции от 29 июня 2018 г., действовавшей на момент принятия Приказа).

Постановлением N 1923 утверждены изменения, внесенные в Перечень услуг, при этом пункт 9 изложен в следующей редакции: "9. Перевалка нефти и нефтепродуктов, поступивших в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам", пункт 10 исключен.

Понятие "перевалка грузов" определяется исходя из правил специального законодательства.

Под перевалкой грузов понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (пункт 9 части 1 статьи 4 Закона о морских портах).

Согласно статье 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов (часть 1). Правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами (часть 2).

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту (пункт 1 части 3).

Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морском порту регулируются технологические процессы перевалки грузов с учетом особенностей различных видов грузов, и в этих правилах должны содержаться правила приема и сдачи грузов, осуществляемых оператором морского терминала и перевозчиком, определение места приема и сдачи грузов, порядок оформления приема и сдачи грузов и другие правила (часть 6). Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, допускается только на основании лицензий (часть 8).

Услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза (часть 1 статьи 20). По договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ (часть 4 статьи 20).

Приказом Минтранса России от 9 июля 2014 г. N 182 утверждены правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, пунктом 8 которых определен перечень грузов, в отношении которых может быть заключен договор перевалки, к числу которых отнесены грузы однородные по составу, перевозимые в жидком состоянии (наливные грузы).

Нефть и нефтепродукты отнесены к наливным грузам, при перевозке, хранении и перегрузке которых необходимо учитывать их специфические свойства (вязкость, огнеопасность, испаряемость, взрывоопасность и др.).

Согласно пункту 9 указанных правил технологические процессы перевалки грузов включают в себя совокупность технологических операций, связанных с погрузкой (выгрузкой) грузов с одного вида транспорта на другой, креплением грузов на транспортном средстве, технологическим накоплением грузов.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации под перевалкой понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация (подпункт 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

Таким образом, услуги по перевалке нефтяных грузов (нефть и нефтепродукты), поступающих в порты по системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, являются одним из конкретных видов деятельности по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах.

Следовательно, изменение в Перечне услуг наименования услуг субъекта естественных монополий в портах не повлекло правовых последствий для Общества по предоставлению услуги по погрузке, выгрузке, хранению (перевалке) нефтяных грузов и не свидетельствует о незаконности оспариваемого Приказа.

Поскольку Приказ соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и по доводам административного истца не может быть признан недействующим, заявленное требование не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Варандейский терминал" о признании недействующим приказа Федеральной антимонопольной службы от 29 ноября 2019 г. N 1568/19 "О внесении изменения в приложение N 1 к приказу ФАС России от 08.09.2017 N 1189/17 и об утверждении тарифа на услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морском порту Варандей, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Варандейский терминал" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ