ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2018 г. N АКПИ18-348

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 7 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1,

установил:

согласно пункту 7 Положения о государственном земельном надзоре ежегодные планы проведения плановых проверок разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных названным Положением.

Планы проведения плановых проверок составляются отдельно в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Плановые проверки осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, а Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами - в рамках ежегодных планов проведения плановых проверок при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

Индивидуальный предприниматель К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 7 Положения о государственном земельном надзоре, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, в части, допускающей составление плана проведения плановых проверок в отношении физических лиц отдельно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что лишают его возможности реализовать свои права на исключение проверки из ежегодного плана проверок и на прекращение проверки.

Как указывает административный истец, с 7 июля 2009 г. он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с расположенными на нем строениями он использует для предпринимательской деятельности (сдает в аренду), уплачивает земельный налог как индивидуальный предприниматель. Распоряжением Управления Росреестра по г. Санкт-Петербургу от 12 июля 2017 г. N 22863 в отношении его как гражданина назначена плановая выездная проверка, по итогам которой оценено соблюдение требований законодательства при использовании земельного участка гражданином (без учета факта регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя) был составлен акт и вынесены предписания. Управление Росреестра по г. Санкт-Петербургу не прекратило проверку по заявлению К. об исключении данной проверки из списка проверок и о прекращении проверки на основании частей 3, 5 статьи 26.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку проверка включена в план проверок физических лиц, а не юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указанные действия (бездействие) были оспорены им в судебном порядке.

В суде представитель административного истца К. по доверенности Б. поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика, поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение от 11 апреля 2018 г. N СП-П13-2069).

Представители Правительства Российской Федерации А., Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца К. по доверенности Б., административного ответчика Правительства Российской Федерации А., Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Согласно пункту 11 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает Положение о государственном земельном надзоре.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 2 января 2015 г. издало постановление N 1, которым утвердило Положение о государственном земельном надзоре, действующее с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1084 (далее - Положение).

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 4 января 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 января 2015 г. N 2.

Устанавливая порядок осуществления государственного земельного надзора, Положение в абзаце втором пункта 7 предусматривает составление планов проведения плановых проверок отдельно в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Данные положения нормативного правового акта соответствуют земельному законодательству, обеспечивают реализацию норм Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность проверки как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет государственный земельный надзор как деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства Российской Федерации посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (пункт 1 статьи 71).

Порядок разработки и утверждения ежегодного плана согласно пункту 5 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается в положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 71 Кодекса является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Таким образом, нормами Земельного кодекса Российской Федерации в отношении граждан предусмотрены самостоятельные проверки, и доводы административного истца о том, что составление плана в отношении физических лиц отдельно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нарушает его права, являются несостоятельными.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных данным Кодексом.

В статье 26.1 названного Федерального закона установлены особенности организации и проведения в 2016 - 2018 гг. плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства, которые предусматривают право индивидуального предпринимателя подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении его, если полагает, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений данной статьи (часть 3), и предусматривается прекращение проведения плановой проверки в случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства (часть 5).

Оспариваемые положения нормативного правового акта не лишают административного истца права на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов и не нарушают конституционный принцип равенства.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 7 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
А.М.НАЗАРОВА