ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2024 г. N АКПИ23-1089

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.И.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М<...> и М<...> о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее также - Правила), устанавливающие виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении сведения из договора купли-продажи жилого помещения, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке.

М.В., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей М<...> и М<...>, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании подпункта "а" пункта 8 Правил не действующим в части, возлагающей на лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обязанность представить в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения из договора купли-продажи жилого помещения, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, в случаях, когда средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются для улучшения жилищных условий на приобретение жилого помещения (доли помещения) по вступившему в законную силу судебному акту, ссылаясь на то, что положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) каких-либо ограничений на формы сделок по приобретению жилья не содержат.

В обоснование заявленного требования административный истец указала, что оспариваемая норма ограничивает ее право на направление части средств материнского (семейного) капитала на приобретение доли жилого помещения по вступившему в законную силу судебному акту. По ее мнению, Федеральный закон N 256-ФЗ, закрепляя в пункте 1 части 1 статьи 10 требование о том, что распоряжение материнским (семейным) капиталом может осуществляться посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в любых не противоречащих закону обязательствах, не содержит каких-либо ограничений по форме совершаемых гражданами сделок, тогда как подпункт "а" пункта 8 Правил, возлагая на лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обязанность указывать в заявлении сведения из договора купли-продажи жилого помещения, прошедшего государственную регистрацию, позволяет направлять средства материнского (семейного) капитала лишь на оплату жилого помещения, приобретаемого по сделкам купли-продажи.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 14 декабря 2023 г. N ТГ-П45-19385), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Правила приняты полномочным органом, в оспариваемой части соответствуют актам большей юридической силы и прав административного истца не нарушают.

Представитель административного истца М.С., принимавшая участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, поддержала заявленное требование, просила его удовлетворить.

В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Е.Ю. поддержала изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона N 256-ФЗ правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные федеральным законом полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 12 декабря 2007 г. N 862 утвердило Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Нормативный правовой акт 17 декабря 2007 г. опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, N 51, ст. 6374, 19 декабря 2007 г. - в "Российской газете", N 284.

Процедура издания, введения в действие и опубликования нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Таким образом, нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2018 г. N АКПИ18-915.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 2 Федерального закона N 256-ФЗ материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных данным федеральным законом; государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал является именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Пунктом 1 части 3 статьи 7 указанного федерального закона установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.

В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр), который содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, включающую также сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании) (часть 1, пункт 9 части 2, часть 4 статьи 4 Федерального закона N 256-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 названного федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении: сведения из договора купли-продажи жилого помещения, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке (подпункт "а"); сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве на жилое помещение лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, осуществляющего приобретение жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала (подпункт "б").

При этом в соответствии с пунктом 8(1) Правил размер средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направляемых на оплату обязательств по договору купли-продажи жилого помещения, не может превышать цены договора или размера оставшейся неуплаченной суммы по договору.

Согласно части 9.1 статьи 10 Федерального закона N 256-ФЗ если средства (часть средств) материнского (семейного) капитала были направлены на приобретение (строительство) жилого помещения по договору купли-продажи в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы после принятия решения об удовлетворении заявления о распоряжении в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 4 этого федерального закона включают в регистр в том числе сведения о кадастровом номере объекта недвижимости.

Приведенные нормы обусловливают необходимость представления в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил сведений из договора купли-продажи жилого помещения в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что подпункт "а" пункта 8 Правил содержит не предусмотренное Федеральным законом N 256-ФЗ ограничение права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий посредством участия в обязательствах, установленных вступившим в законную силу судебным актом, основаны на ошибочном толковании норм указанного федерального закона.

Оспариваемая в части норма Правил направлена на обеспечение реализации положений Федерального закона N 256-ФЗ, целевое использование средств материнского (семейного) капитала и не может рассматриваться как нарушающая права административного истца.

Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с ее точки зрения, дополнений в части необходимости регламентации порядка направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в случаях, когда эти средства направляются на приобретение жилого помещения (доли помещения) по вступившему в законную силу судебному акту, что не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца в упоминаемых ею аспектах.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М<...> и М<...>, о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ