ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 января 2016 г. N АКПИ15-1307

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "РУСБАЛ" о признании недействующим Перечня документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 958,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 958 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 7 декабря 2009 г., N 49 (2 ч.).

ЗАО "Научно-производственное предприятие "РУСБАЛ" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не предусматривает обязанность участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на воздушные суда, предоставлять документы, содержащие сведения о наличии лицензии производителя авиационной техники, что является незаконным и противоречит пункту 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также не отвечает требованиям безопасности, которую согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" должны осуществлять авиационные организации, и нарушает права административного истца на добросовестную конкуренцию.

В суде представители ЗАО "Научно-производственное предприятие "РУСБАЛ" адвокат К.А., О., Т. поддержали заявленные требования и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта создают условия для легализации контрафактной авиационной техники, что не отвечает требованиям безопасности.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации (поручение от 11 ноября 2015 г. N СП-П9-7639).

Представитель Правительства Российской Федерации К.Д. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый Перечень издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ЗАО "Научно-производственное предприятие "РУСБАЛ" адвоката К.А., О., Т., представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации К.Д., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно Федеральному закону от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на воздушные суда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 15 Федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними").

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 958 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (далее - Перечень).

Документами, необходимыми для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, согласно Перечню являются: заявление; квитанция об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними; документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна, а именно: копии разделов формуляра (формуляров) воздушного судна и установленных на нем двигателей (вспомогательных силовых установок), в которых указаны вид воздушного судна (самолет, вертолет, другое воздушное судно), его тип (наименование) и соответствующие серийные (заводские) номера воздушного судна и установленных на нем двигателей (вспомогательных силовых установок), присвоенные им изготовителями; копия раздела формуляра воздушного судна, в котором указывается максимальная взлетная масса воздушного судна; документ (справка) о месте базирования воздушного судна; документы, подтверждающие полные наименования юридических лиц с указанием их мест нахождения, и (или) документы, удостоверяющие личность, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства физических лиц; документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда (акты органов государственной власти или акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; документы, отражающие содержание сделок с воздушными судами, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их совершения; акты (свидетельства) о приватизации воздушных судов, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда).

Порядок государственной регистрации прав на воздушные суда, определенный Федеральным законом "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок к ним", предусматривает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда и представляемые на государственную регистрацию прав на воздушные суда, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, и содержать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на воздушные суда в Едином государственном реестре прав на воздушные суда. Указанные документы должны содержать описание воздушных судов, достаточное для их идентификации, указывать вид регистрируемого права и в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями и иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 15).

Так, Перечень наряду с заявлением, квитанцией об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними, предусматривает предоставление документов, подтверждающих идентификацию воздушного судна (копии разделов формуляра (формуляров) воздушного судна, в которых отражены значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения, отражающие техническое состояние этого изделия), документ (справка) о месте базирования воздушного судна; документы, подтверждающие полные наименования юридических лиц с указанием их мест нахождения, и (или) документы, удостоверяющие личность, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства физических лиц; документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда, что соответствует указанным требованиям Федерального закона. Оспариваемый нормативный правовой акт не предполагает, что производители авиационной техники в нарушение положений действующего законодательства вправе осуществлять деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники без получения лицензии.

Федеральный законодатель отнес деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники к видам деятельности, подлежащим лицензированию (пункт 7 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют (статья 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Согласно части 7 статьи 21 названного Федерального закона информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Предметом правового регулирования Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" являются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, тогда как Перечень издан во исполнение требований Федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией прав на воздушные суда.

Доводы представителей административного истца о том, что включение в оспариваемый Перечень указания о необходимости истребования регистрирующим органом сведений о лицензии производителя авиационной техники при государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними будет отвечать целям правовой экспертизы документов, представляемых при государственной регистрации, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Государственная регистрация прав на воздушные суда включает ведение Единого государственного реестра прав на воздушные суда, форм свидетельств о государственной регистрации прав на воздушные суда и специальной регистрационной надписи, порядок их заполнения, порядок ведения дел, содержащих правоустанавливающие документы на воздушные суда. При государственной регистрации прав на воздушные суда проводится правовая экспертиза документов, предусматривающая в том числе проверку законности сделок с воздушными судами.

Оспариваемый нормативный правовой акт конкретизирует нормы Федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" в части перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в равной мере распространяется на всех лиц, которые обращаются за регистрацией прав, и не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца на конкуренцию.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" в статье 7 предусмотрено, что юридические лица осуществляют разработку, производство и испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, при наличии соответствующих лицензий, сертификатов и при условии выполнения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Мероприятия по контролю за соблюдением требований безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники согласно статье 8 названного Федерального закона осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "РУСБАЛ" о признании недействующим Перечня документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 958, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА