ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2024 г. N АКПИ24-14

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,

при секретаре В.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х., П., К.Т. о признании частично недействующими абзацев первого, второго пункта 169, абзацев седьмого, восьмого, десятого, двенадцатого пункта 170 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее также - Основные положения). Нормативный правовой акт опубликован 4 июня 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 23, ст. 3008.

Согласно пункту 169 Основных положений сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований данного документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии (абзац первый); по требованию потребителя или производителя электрической энергии (мощности) на розничных рынках может быть проведена проверка соблюдения сетевой организацией требований указанного документа, определяющих порядок учета передаваемой электрической энергии, в отношении точек поставки соответствующего потребителя (производителя) (абзац второй).

Пункт 170 Основных положений предусматривает, что в случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в этом документе, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии (абзац седьмой).

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в названном разделе порядку для их проведения сетевой организацией (абзац восьмой).

В абзацах десятом, двенадцатом данного пункта закреплено, что основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) которого непосредственно или опосредованно присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки.

Х., П., К.Т. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими абзацев первого, второго пункта 169, абзацев седьмого, восьмого, десятого, двенадцатого пункта 170 Основных положений в той мере, в какой в случаях, когда в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в поименованном документе, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, исключается обязанность гарантирующего поставщика (в том числе при наличии соответствующего требования заинтересованного потребителя) по реализации функций сетевой организации, включая осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов бездоговорного (безучетного) потребления электроэнергии.

По мнению административных истцов, оспариваемые положения нормативного правового акта в их взаимосвязи являются неопределенными, неясными, содержат расплывчатые формулировки, допускают неоднозначное толкование, что не соответствует статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; не предусматривают обязанности гарантирующего поставщика по проведению проверок на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии, что влечет бесконтрольность ситуации и невозможность (по требованию добросовестных потребителей) проведения гарантирующим поставщиком контрольных мероприятий; нарушают их права владельцев земельных участков, расположенных на территории садоводческого товарищества, и потребителей коммунальной услуги по электроснабжению на справедливый размер оплаты поставляемой электроэнергии при эксплуатации общего имущества.

В обоснование заявленного требования административные истцы указывают, что являются владельцами земельных участков, расположенных на территории СНТ "Садовод ВАСО", и потребителями коммунальной услуги по энергоснабжению. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, в архиве Управления находятся свидетельства о праве собственности на земельные участки указанного садоводческого товарищества в количестве 1573 единиц хранения. Однако по сообщению Министерства тарифного регулирования Воронежской области, количество оформленных лицевых счетов потребителей электроэнергии СНТ "Садовод ВАСО" составляет 1252 единицы, что свидетельствует о безучетном потреблении электроэнергии со стороны более чем 300 субъектов и затрагивает их права как добросовестных потребителей.

Министерство энергетики Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченные представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указали, что Основные положения изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые нормы соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Административные истцы Х., П. и К.Т. в судебное заседание, о котором извещены надлежащим образом, не явились.

Представители Правительства Российской Федерации М. и К.Е. возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., обсудив доводы административных истцов Х., П. и К.Т., возражения представителей Правительства Российской Федерации М. и К.Е., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяя полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение основных положений функционирования розничных рынков, правил организации учета электрической энергии на розничных рынках (пункты 1 и 2 статьи 21).

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий в пределах предоставленной компетенции. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административными истцами.

Вопреки утверждению административных истцов, оспариваемые предписания Основных положений соответствуют действующему законодательству, в том числе статье 1 Федерального закона "О противодействии коррупции", и не нарушают прав административных истцов.

Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула). В статье 1 названного федерального закона приведены основные понятия, используемые для целей этого федерального закона, при этом указанные законоположения не регулируют правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, имеют иной предмет правового регулирования.

Федеральный закон "Об электроэнергетике" в статье 3 определяет основные понятия, используемые для целей названного федерального закона, при этом под гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее также - гарантирующий поставщик) понимается коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с этим федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Данная норма федерального закона определяет территориальную сетевую организацию как коммерческую организацию, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных поименованным федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (абзац четвертый).

Правила организации учета электрической энергии на розничном рынке закреплены в разделе X Основных положений и предусматривают определение объема потребления электрической энергии (мощности) на розничных рынках на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, а при их отсутствии - путем применения расчетных способов (абзацы первый, второй и третий пункта 136 Основных положений).

Пункт 153 Основных положений в абзаце четвертом предусматривает, что допуск к эксплуатации приборов учета электрической энергии, установленных в процессе технологического присоединения, осуществляется сетевой организацией, а коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии - гарантирующим поставщиком одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя.

Исходя из приведенных положений гарантирующими поставщиками и территориальными сетевыми организациями осуществляются различные виды деятельности.

На сетевые организации, являющиеся владельцами объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, возложены обязанности по проведению плановых проверок приборов учета. Кроме того, проведение таких мероприятий направленно на снижение объемов покупки электрической энергии в целях компенсации потерь в электрических сетях.

Пункты 169, 170 Основных положений регулируют вопросы проведения плановых и внеплановых проверок приборов учета сетевой организацией и (или) гарантирующим поставщиком, что позволяет осуществлять контроль за соблюдением потребителями порядка учета электроэнергии.

Содержание абзаца первого пункта 169 Основных положений соответствует абзацу первому пункта 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", согласно которому коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Абзац второй пункта 169 Основных положений предусматривает проведение проверки соблюдения сетевой организацией требований оспариваемого нормативного правового акта, определяющих порядок учета передаваемой электрической энергии, по требованию потребителя в отношении точек поставки соответствующего потребителя (производителя), что не противоречит действующему законодательству в сфере электроэнергетики.

Нормы оспариваемых административными истцами абзацев седьмого, восьмого, десятого и двенадцатого пункта 170 Основных положений находятся в единой смысловой связи с содержанием абзаца девятого данного пункта, который устанавливает, что гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) участвует в проведении проверок приборов учета в соответствии с указанным пунктом и пунктами 171 - 176 Основных положений, и с содержанием нормы абзаца шестнадцатого пункта 170 Основных положений, которая закрепляет, что внеплановые проверки осуществляются сетевыми организациями, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета гарантирующими поставщиками.

С учетом изложенного обязанность по проведению внеплановых проверок возложена именно на сетевые организации, а на гарантирующих поставщиков такая обязанность возложена только в отношении коллективного (общедомового) прибора учета. Кроме того, указанная обязанность разграничена исходя из распределения обязанностей по обеспечению коммерческого учета в соответствии с требованиями абзацев третьего и четвертого пункта 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике".

Одновременное установление обязанности двух субъектов электроэнергетики по осуществлению одних и тех же полномочий приведет к неопределенности правового регулирования и формированию условий проявления коррупции.

Доводы административных истцов о том, что оспариваемые ими нормы устанавливают чрезмерно широкие пределы усмотрения или предоставляют возможности необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержат положения с неопределенными, трудно выполнимыми и (или) обременительными требованиями к гражданам и организациям и тем самым создают условия проявления коррупции, являются несостоятельными.

Согласно пункту 44 Основных положений определение объема электрической энергии, приобретаемой потребителем у гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения за расчетный период, осуществляется в точках поставки, определяемых договором энергоснабжения.

Пунктом 81 Основных положений закреплено, что граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии в адрес гарантирующего поставщика.

В силу пункта 149 Основных положений в случае заключения договора энергоснабжения гражданами, осуществляющими ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иными правообладателями объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, такие лица обязаны оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих объединений, и часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, в адрес такого садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

При этом порядок расчета подлежащей оплате гражданами, осуществляющими ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иными правообладателями объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества, относящегося к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, и части потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, относящегося к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, должен быть одинаковым для всех граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иных правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вне зависимости от наличия договора энергоснабжения, заключенного в соответствии с Основными положениями между гражданами, осуществляющими ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иными правообладателями объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Названные положения направлены на достижение справедливого баланса индивидуальных и коллективных интересов в данной сфере общественных отношений, призваны обеспечить права и законные интересы всех участников отношений, возникающих при потреблении электрической энергии в границах территории садоводства или огородничества.

Положения пунктов 169 и 170 Основных положений направлены на корректное определение объемов потребленной электроэнергии и согласуются с нормами статей 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1); расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2).

Нормативного правового акта большей юридической силы, который бы определял иной порядок проведения проверок в сфере энергоснабжения, в том числе на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии, не имеется.

Оспариваемые предписания Основных положений изложены понятным и доступным образом, отвечают критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного толкования при их применении, а потому не могут расцениваться как нарушающие права административных истцов.

Доводы административных истцов, по сути, сводятся к несогласию с действиями (бездействием) гарантирующего поставщика по выявлению фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии, что не может являться предметом судебной проверки в рамках абстрактного нормоконтроля.

С учетом того, что абзацы первый, второй пункта 169, абзацы седьмой, восьмой, десятый, двенадцатый пункта 170 Основных положений в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов указанных ими аспектах, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Х., П., К.Т. о признании частично недействующими абзацев первого, второго пункта 169, абзацев седьмого, восьмого, десятого, двенадцатого пункта 170 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ