См. Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 сентября 2021 г. N АКПИ21-489

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Б.А.В.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" о признании частично недействующими строк 5, 6 таблицы, содержащейся в пункте 1 классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2021 г. N 866н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2021 г. N 866н утвержден классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (далее - Классификатор).

Согласно строкам 5, 6 таблицы, содержащейся в пункте 1 Классификатора, при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются работы (услуги): по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) амбулаторно, в дневном стационаре.

Общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (далее - ООО "Клиника "Альтаир") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзацев четвертого и пятого подпункта 4 пункта 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 121н. В связи с тем, что данный нормативный правовой акт с 11 сентября 2021 г. признан утратившим силу, и оспариваемые положения стали частью нового нормативного правового акта, административный истец ООО "Клиника "Альтаир" изменил предмет административного иска и просил суд признать частично недействующими строки 5, 6 таблицы, содержащейся в пункте 1 Классификатора, предусматривающие оказание первичной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) амбулаторно.

ООО "Клиника "Альтаир" ссылается на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункту 3 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006, постановлению Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", не согласуются с пунктом 99 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниями и ограничениями к их применению; перечнем противопоказаний к применению вспомогательных репродуктивных технологий и искусственной инсеминации, формой вкладыша в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма N 025/у), или картой стационарного больного, или картой пациента акушерско-гинекологического профиля в условиях стационара дневного пребывания, при использовании вспомогательных репродуктивных технологий и искусственной инсеминации, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 803н.

Как указывает административный истец, ООО "Клиника "Альтаир", имея лицензию на осуществление медицинской деятельности, обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о переоформлении действующей лицензии и просило включить в нее оспариваемые виды работ. Клинике в переоформлении лицензии было отказано и указано на необходимость иметь, как минимум, дневной стационар и сообщено о невозможности выполнять заявленные виды работ в амбулаторных условиях. По мнению Департамента здравоохранения Орловской области и судов, работы по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) и акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях выполнять нельзя, и поэтому нельзя получить лицензию на названные виды работ в данных условиях.

В суде представители ООО "Клиника "Альтаир" Ф., Б.А.И., И. поддержали заявленные требования. Пояснив, что работы по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) и акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях выполнять нельзя.

Представители административного ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации Ш., О.М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации С. пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в форме, в которой федеральные органы исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты, введен в действие с соблюдением установленных правил государственной регистрации.

Выслушав сообщение судьи Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Клиника "Альтаир" Ф., Б.А.И., И., административного ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации Ш., О.М., заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 названного Федерального закона медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852, предусмотрено, что Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждается классификатор работ (услуг), предусмотренных приложением к данному Положению. Предметом указанного классификатора является соотнесение видов работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи, установленными соответствующими порядками оказания медицинской помощи, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядками проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, утвержденными в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Классификатор утверждается исключительно в целях его применения при оформлении лицензий и не устанавливает обязательных требований.

В рамках предоставленных полномочий Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 19 августа 2021 г. N 866н утвердило Классификатор, нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 августа 2021 г., регистрационный номер 64810, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 31 августа 2021 г.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь представляет комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Названный Федеральный закон предусматривает, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь (части 1, 2 статьи 32).

Часть 3 статьи 32 данного Федерального закона определяет условия оказания медицинской помощи, которая может оказываться: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Первичная медико-санитарная помощь согласно части 1 статьи 33 поименованного Федерального закона является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. В силу части 6 данной статьи первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Следовательно, предусмотренные Классификатором при оказании первичной медико-санитарной помощи работы (услуги) по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара соответствуют законодательству в сфере охраны здоровья.

Оспариваемые положения нормативного правового акта корреспондируют порядкам оказания медицинской помощи, изданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Регулируя вопросы организации оказания медицинской помощи, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37).

Оказание медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)" регулируется Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н. В силу пункта 90 данного Порядка медицинская помощь при искусственном прерывании беременности оказывается в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара или стационарных условиях. При искусственном прерывании беременности в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в случае возникновения медицинских показаний для оказания медицинской помощи, требующей круглосуточного медицинского наблюдения, пациентка эвакуируется в медицинские организации соответствующего профиля и группы (уровня) для дальнейшего оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

В соответствии с пунктом 99 названного Порядка для прерывания беременности сроком до двенадцати недель могут использоваться как хирургический, так и медикаментозный методы. Прерывание беременности в сроки, предусмотренные клиническими рекомендациями медикаментозным методом, проводится врачом - акушером-гинекологом в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара с обязательным наблюдением женщины не менее 1,5 - 2 часов после приема лекарственных препаратов.

Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 803н, предусматривает, что медицинская помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (пункт 3).

Ссылки административного истца на отказ Департамента здравоохранения Орловской области в переоформлении лицензии и судебные решения о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности сводятся к исключению возможности оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) и акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях, то есть к вопросу о целесообразности существующего правового регулирования, что не является предметом судебного разбирательства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" о признании частично недействующими строк 5, 6 таблицы, содержащейся в пункте 1 классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2021 г. N 866н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ