ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2019 г. N АКПИ19-2

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К. о признании недействующими подпунктов "б", "в" пункта 20, подпунктов "б", "в", "г", "ж" пункта 21, подпунктов "а", "б", "г", "д", "е", "ж" пункта 22, пункта 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549,

установил:

согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила) абонент вправе: ставить вопрос о снижении размера платы за поставленный газ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком газа; требовать внесения в условия договора изменения в части перехода на порядок определения объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа в случае установки таких приборов в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить (подпункты "б", "в" пункта 20).

В соответствии с подпунктами "б", "в", "г", "ж" пункта 21 Правил абонент обязан: незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки; сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором; обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации.

Обязанности поставщика газа предусмотрены в пункте 22 Правил, в соответствии с которым он обязан: обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве; осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом; уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения поверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ; предоставлять абонентам по их обращениям информацию о дополнительных и сопутствующих поставкам газа услугах и их стоимости; обеспечивать прием уведомлений, передаваемых абонентами в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 21 Правил, и заявок на установку пломбы на месте установки прибора учета газа и на проведение поверок, регистрацию таких уведомлений и заявок, а также представление абонентам сведений о времени и номере регистрации поступившего от них уведомления (заявки); обеспечивать выполнение заявок абонентов в течение 5 рабочих дней (подпункты "а", "б", "г", "д", "е", "ж").

При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления в силу пункта 32 Правил определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Гражданка К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов "б", "в" пункта 20, подпунктов "б", "в", "г", "ж" пункта 21, подпунктов "а", "б", "г", "д", "е", "ж" пункта 22, пункта 32 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 1, пункту 2 статьи 543, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, не согласуются с подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "д" пункта 16, подпунктом "в" пункта 22, пунктом 55 Правил и нарушают ее права.

Как указывает административный истец, она является собственником жилого помещения, в котором установлен прибор учета потребления природного газа. Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 28 мая 2018 г. удовлетворены исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань" о взыскании с нее задолженности за потребленный природный газ со ссылкой на Правила. Прибор учета установлен первоначально и опломбирован 20 июня 2005 г. Срок поверки прибора учета истек 30 мая 2014 г., однако поставщиком газа он своевременно опломбирован не был. Поверка прибора учета состоялась только 1 ноября 2017 г., что привело к образованию у нее задолженности по оплате за газ за период с 15 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г.

В суде представитель административного истца К. по доверенности А. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения пунктов 21 и 22 Правил неправомерно возлагают на абонента обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние приборов учета, в том числе наличие и сохранность пломб. Пункты 20, 22, 32 Правил устанавливают оплату по договору не за фактически принятое абонентом количество газа, а исходя из формальных нормативов, не допускают возможности производить перерасчет потребленного природного газа согласно фактическим показаниям прибора учета в случае устранения обстоятельств, послуживших основаниями для назначения оплаты по нормативам, а равно в случаях доказанности фактического объема потребления, а также не устанавливают предельного срока для расчета потребленного природного газа по нормативам, что приводит к необоснованно большим периодам такого расчета и, как следствие, неосновательному обогащению со стороны газоснабжающей организации, в них отсутствуют положения, устанавливающие права абонента знать и обязанности поставщика сообщать абоненту об изменении порядка расчета за потребленный природный газ и применении расчета по нормативам, причинах такого расчета.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 24 января 2019 г. N КЧ-П9-459).

Представитель Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца К. по доверенности А., административного ответчика Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения, Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению правил поставок газа (статья 8).

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены Правила, которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091).

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 28 июля 2008 г. N 30, "Российской газете" 1 августа 2008 г.

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" в статье 18 предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа.

Правила детализируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа и определяют права и обязанности сторон при исполнении договора, правила учета поставляемого газа, определения объема потребленного газа и расчета размера платы за газ.

Раздел II Правил регулирует порядок и условия заключения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, определяет права и обязанности сторон по договору.

Предоставляя гражданину право ставить вопрос о снижении размера платы за поставленный газ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств поставщиком газа, требовать внесения в условия договора изменения об определении объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа в случае установки таких приборов, положения подпунктов "а" и "б" пункта 20 Правил гарантируют надлежащее исполнение поставщиком газа условий договора.

Данные требования Правил, устанавливающие права стороны при исполнении договора о поставке газа, соответствуют гражданскому законодательству и законодательству в сфере газоснабжения.

Определяя правовые основы договора энергоснабжения, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548).

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 539 устанавливает обязанность абонента не только оплачивать принятую энергию, но и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В этой связи предусмотренные пунктом 21 Правил обязанности абонента о незамедлительном извещении поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, о возникшей неисправности прибора учета газа, о предоставлении прибора учета газа для проведения поверки, об обеспечении сохранности приборов учета газа и пломб не противоречат гражданскому законодательству и законодательству в сфере газоснабжения.

Обязанности поставщика газа, предусмотренные пунктом 22 Правил, направлены на надлежащее исполнение условий договора и являются гарантией реализации прав абонента.

Требования пункта 32 Правил об определении объема потребления газа в соответствии с нормативами потребления при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа соответствуют действующему законодательству. Так, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Регулируя вопросы обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части 2 статьи 13 предусматривает, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на реализацию принципов эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, а также поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, закрепленных в статье 4 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 544 определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Содержащееся в пунктах 20, 21, 22, 32 Правил правовое регулирование, рассматриваемое в системной взаимосвязи с другими положениями нормативного правового акта, направлено на обеспечение баланса интересов сторон договора газоснабжения и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.

Нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и который по-иному регулирует вопросы о правах и обязанностях сторон по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, определение объема потребления газа при отсутствии у абонента приборов учета газа, не имеется.

Ссылки административного истца на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не согласуются с подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "д" пункта 16, подпунктом "в" пункта 22, пунктом 55 названных Правил, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ по делам об оспаривании нормативных правовых актов суд осуществляет проверку на предмет соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административного истца о том, что в нарушение принципа равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений Правила не содержат оснований для перерасчета, являются несостоятельными. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Договор о поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан является публичным договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации издаваемые Правительством Российской Федерации правила, содержащие нормы гражданского права, обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2 статьи 426 данного Кодекса).

Доводы представителя административного истца о том, что до сведения абонента не была доведена информация о правилах установки пломбы поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также о несогласии с объемом потребленного газа по нормативам, сроком для расчета потребленного природного газа связаны с правильностью установления и исследования фактических обстоятельств по конкретному делу и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующими подпунктов "б", "в" пункта 20, подпунктов "б", "в", "г", "ж" пункта 21, подпунктов "а", "б", "г", "д", "е", "ж" пункта 22, пункта 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА