ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2019 г. N АКПИ19-21

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплекстеплосервис" о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. N 534,

установил:

согласно подпункту "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. N 534 (далее - Изменения), Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", дополнены пунктом 48(2) следующего содержания:

"48(2). При установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации:

являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;

владеющей объектом (объектами) теплоснабжения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет." (абзац четвертый подпункта "б" пункта 1 Изменений).

Общество с ограниченной ответственностью "Комплекстеплосервис" (далее - ООО "Комплекстеплосервис") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 1 Изменений (абзац третий пункта 48(2) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 7 части 1 статьи 3, части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 8 статьи 4, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ограничивают свободу предпринимательской деятельности, поскольку правило, запрещающее включать расчетную предпринимательскую прибыль в необходимую валовую выручку регулируемых организаций, работающих только на арендованных объектах теплоснабжения, носит дискриминационный характер, так как распространяется не на все теплоснабжающие субъекты, а только на организации, не обладающие собственными тепловыми активами.

Как указывает административный истец, согласно приложению N 2 к экспертному заключению по рассмотрению Региональной энергетической комиссией Омской области (далее - РЭК Омской области) дела N 07-03/252 об установлении тарифов на тепловую энергию с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат), РЭК Омской области исключила из необходимой валовой выручки, предлагаемой ООО "Комплекстеплосервис", расчетную предпринимательскую прибыль на основании пункта 48(2) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, поскольку организация владеет тремя котельными с инженерным оборудованием на основании трех договоров аренды со сроком действия с 26 марта 2018 г. по 1 марта 2021 г. и других объектов теплоснабжения на ином праве не имеет. Административный истец полагает, что в результате применения оспариваемого положения нарушены его права как коммерческой организации в регулируемой сфере теплоснабжения на включение плановой расчетной предпринимательской прибыли в необходимую валовую выручку, на возможность ее фактического получения по результатам теплоснабжающей деятельности за год.

В суде представители ООО "Комплекстеплосервис" М.А., М.Н. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной антимонопольной службе (поручение от 29 января 2019 г. N КЧ-П9-648).

Представители Правительства Российской Федерации Г., Ф. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Комплекстеплосервис" М.А., М.Н., административного ответчика Правительства Российской Федерации Г., Ф., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23).

Федеральный закон "О теплоснабжении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относит утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, документов, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов (пункт 6 части 1 статьи 4).

Осуществляя полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 22 октября 2012 г. N 1075 утвердило Основы ценообразования в сфере теплоснабжения. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 октября 2012 г. N 44, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 209, размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 5 марта 2019 г., опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации 11 марта 2019 г. N 10.

Правительство Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий постановлением от 5 мая 2017 г. N 534 утвердило Изменения, которые размещены на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 11 мая 2017 г. и опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации 15 мая 2017 г. N 20.

Согласно абзацу третьему пункта 48(2) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации, владеющей объектом (объектами) теплоснабжения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет (абзац четвертый подпункта "б" пункта 1 Изменений).

Устанавливая правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, Федеральный закон "О теплоснабжении" одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения называет обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов (пункт 5 части 1 статьи 7).

В соответствии с частью 4 статьи 10 названного Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года).

Расчетная предпринимательская прибыль остается в распоряжении регулируемой организации и расходуется по ее усмотрению, ее включение в состав необходимой валовой выручки в отсутствие длительного срока владения источником тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, может привести к появлению недобросовестных регулируемых организаций, не заинтересованных в осуществлении данного регулируемого вида деятельности. С целью необходимости обеспечения стабильности осуществления регулируемыми организациями деятельности по снабжению потребителей тепловой энергией, Правительством Российской Федерации внесены Изменения.

Данное правовое регулирование осуществлено высшим исполнительным органом государственной власти в пределах делегированных ему полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, соответствует принципам, закрепленным в Федеральном законе "О теплоснабжении". Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по иному регулировал вопросы определения расчетной предпринимательской прибыли, не имеется.

Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения согласно поименованному Федеральному закону является обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7 части 1 статьи 3). Федеральный закон "О защите конкуренции" определяет дискриминационные условия, как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4).

Оспариваемые положения нормативного правового акта относятся к методам регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (метод экономически обоснованных расходов), применяются к субъектам, осуществляющим регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, и не могут рассматриваться как противоречащие приведенным нормам федеральных законов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Комплекстеплосервис" о признании недействующим абзаца четвертого подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. N 534, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА