ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2021 г. N АКПИ21-376

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.А.А. о признании недействующими абзацев третьего (в части) и четвертого пункта 24 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 696,

установил:

согласно абзацу третьему пункта 24 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 696, численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 24 Правил в информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации Правил не реже одного раза в месяц.

Индивидуальный предприниматель Г.А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзацев третьего (в части) и четвертого пункта 24 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", нарушают его право на обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению мер государственной поддержки в зависимости от наличия или отсутствия у них факта смены работников при неизменном количестве рабочих мест.

Как указывает административный истец, он занимается розничной торговлей парфюмерией, косметикой, 4 августа 2020 г. заключил с ПАО "Сбербанк" договор кредитования путем присоединения к общим условиям кредитования, согласно которым получил кредитную линию 630 760 руб. предположительно на 5 сотрудников (ему достоверно неизвестно, так как заявка подавалась на сайте Сбербанк Онлайн, число сотрудников не указывается, также оно не указывается в договоре о присоединении к программе кредитования). Банк сам истребовал сведения. Исходя из штатного расписания, табеля учета рабочего времени, приказов о приеме и увольнении численность рабочих мест у Г.А.А. составляла непрерывно в мае 2020 г. и последующие месяцы 2020 г. - 4 рабочих места. Так, 29 мая 2020 г. у него уволился один работник, на его место 28 мая 2020 г. принят другой (количество рабочих мест сохранилось). Однако письмом Сбербанка России от 31 марта 2020 г. Г.А.А. уведомлен о необходимости погашения 50% кредита в связи со снижением штатной численности в период наблюдения, так как численность работников в целях применения Правил определяется по данным формы СЗВ-М, которая включает сведения за месяц и об уволившихся работниках.

Оспариваемые положения нормативного правового акта предусматривают определение численности работников заемщика на основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая сведения о застрахованных лицах, с которыми трудовые отношения были прекращены. Недействительность оспариваемых положений нормативного правового акта может быть устранена путем предоставления возможности заемщику в случае прекращения трудовых договоров в отчетном месяце подтверждать сохранение количества рабочих мест иными доказательствами (штатным расписанием, формой СЗВ-Стаж, трудовыми договорами и т.д.).

Административный истец Г.А.А. и его представитель по доверенности Т. о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, подали в письменной форме объяснения.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение от 21 мая 2021 г. N АБ-П13-6442).

Представитель Правительства Российской Федерации Г.А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца на получение мер поддержки.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Г.А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", действовавшего на момент издания оспариваемого нормативного правового акта.

В подпункте "д" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке от 15 мая 2020 г. N Пр-818 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить возможность получения предприятиями, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также социально ориентированными некоммерческими организациями кредитов на поддержку занятости со сроком погашения 1 апреля 2021 г., максимальный размер которых будет определяться исходя из минимального размера оплаты труда на одного работника организации в течение шести месяцев. Предусмотреть при этом процентную ставку для конечного заемщика в размере 2 процентов годовых, обеспечение 85 процентов суммы обязательств по кредитам государственными гарантиями, а также возможность полного списания основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 90 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г. и списания 50 процентов основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 80 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г.

Во исполнение предоставленных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 696 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1976).

Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 мая 2020 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 мая 2020 г., N 21.

Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (пункт 1).

Пункт 24 Правил определяет максимальный размер кредита, который предоставляется заемщику, осуществляющему деятельность в пострадавших отраслях экономики. Размер кредита определяется из численности работников, минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, а также срока кредитного договора.

Кредитные организации используют в своей деятельности различные информационные сервисы, обеспечивающие процесс приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов. Из содержания Правил следует, что получателем субсидии является российская кредитная организация, отвечающая установленным требованиям (пункт 2).

Абзац третий пункта 24 Правил устанавливает обязанность для получателя субсидии определять численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.

Абзац четвертый пункта 24 Правил предусматривает, какие сведения о застрахованных лицах размещаются в информационном сервисе Федеральной налоговой службы. Это сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации Правил не реже одного раза в месяц.

Абзацы третий, четвертый пункта 24 Правил соответствуют бюджетному законодательству, Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и не нарушают права административного истца.

Регулируя вопросы предоставления сведений о страховых взносах и страховом стаже, данный Федеральный закон в пункте 2.2 статьи 11 предусматривает, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 4 части 3 статьи 6 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в пункте 4 части 3 статьи 6 одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства называет обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Осуществляя нормативно-правовое регулирование по предоставлению субсидий из федерального бюджета кредитным организациям, Правительство Российской Федерации установило порядок определения численности работников заемщика, размеров районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями на основании сведений, используемых кредитными организациями для предоставления кредитов на возобновление деятельности, который не может рассматриваться как нарушающий принцип равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению мер государственной поддержки. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок определения численности работников заемщика, не имеется.

Отношения между заемщиком и кредитной организацией строятся на основании кредитного договора, одним из существенных условий которого является сумма кредитного договора. Если заемщик не согласен с суммой предоставленного кредита, он вправе отказаться от предложения.

Споры, вытекающие из договора кредитования, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оспариваемые положения нормативного правового акта в случае спора не лишают административного истца права подтверждать соблюдение требований договора о сохранении количества рабочих мест иными доказательствами (штатным расписанием, формой СЗВ-Стаж, трудовыми договорами).

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г.А.А. о признании недействующими абзацев третьего (в части) и четвертого пункта 24 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 696, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
И.Д.АБАКУМОВА
А.М.НАЗАРОВА