ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2022 г. N АКПИ22-887
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Кириллова В.С.,
при секретаре С.Г.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.И. о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости" (далее также - Постановление) утверждены перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости (далее также - Перечень народов) и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости (далее также - Перечень районов). Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 октября 2015 г., "Российской газете" 12 октября 2015 г. N 229 и Собрании законодательства Российской Федерации 12 октября 2015 г., N 41 (часть III), ст. 5660.
С.И., по национальности чулымка - представитель коренного малочисленного народа Севера, включенного в Перечень народов, родившаяся и постоянно проживающая на территории п. Ново-Шумилово Тегульдетского района Томской области, достигшая возраста 50 лет, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично не действующим Перечня районов в той мере, в какой данный перечень в системе правового регулирования в целях установления социальной пенсии по старости не учитывает в составе районов проживания малочисленных народов Севера Тегульдетский муниципальный район Томской области как место традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа Севера чулымцев. В обоснование заявленного требования указала, что оспариваемый в части акт противоречит подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
По мнению административного истца, примененное в оспариваемом нормативном правовом акте правовое регулирование не соответствует целям установления наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение, с учетом их постоянного проживания в районах со сложными природно-климатическими условиями, уязвимости традиционного образа жизни. Включение чулымцев в Перечень районов без привязки к исконной территории их преимущественного проживания ограничивает право коренного малочисленного народа Севера на льготное пенсионное обеспечение, а также ставит их в неравное положение с иными коренными малочисленными народами Севера.
Нарушение своего права С.И. связывает с тем, что отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области ей отказано в установлении социальной пенсии по старости, так как место ее проживания (Тегульдетский район Томской области) не входит в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему федеральному законодательству и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебное заседание административный истец С.И. и ее представитель Д., извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Представитель Правительства Российской Федерации Е. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С., обсудив доводы административного истца С.И., возражения представителя Правительства Российской Федерации Е., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно статье 5 которого Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
На момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации были предусмотрены статьей 23 ранее действовавшего Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии, имеют право на социальную пенсию.
Пунктом 6 статьи 11 названного федерального закона установлено, что перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, Постановление издано Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий в пределах предоставленной компетенции. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемого положения нормативного правового акта подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" являются несостоятельными.
Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определяет малочисленные народы как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (абзац первый пункта 1 статьи 1).
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения представителям коренных малочисленных народов Российской Федерации установлены Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 которого предусмотрено, что право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 приведенного федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, которым чулымцы отнесены к коренному малочисленному народу Российской Федерации, проживающему на территории Томской области, Красноярского края.
Чулымцы вошли также в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р.
Постановлением в целях установления социальной пенсии по старости чулымцы в качестве малочисленных народов Севера включены в Перечень народов. Согласно Перечню районов, утвержденному этим постановлением, местом проживания малочисленных народов Севера в субъекте Российской Федерации Томской области является: Александровский муниципальный район, Верхнекетский муниципальный район, Каргасокский муниципальный район, Колпашевский муниципальный район, Парабельский муниципальный район.
Тегульдетский муниципальный район Томской области, на который указывает административный истец как на территорию традиционного расселения малочисленных народов Севера чулымцев, в данный перечень не внесен. При этом нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по сравнению с Перечнем районов, которые возлагали бы на Правительство Российской Федерации обязанность включить указанный муниципальный округ в Перечень районов, не имеется.
Предусмотренное оспариваемым нормативным правовым актом правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в соответствии с предоставленной ему федеральным законодателем компетенцией, направлено на установление наиболее благоприятных условий для реализации указанного права с учетом особенностей правового статуса граждан, предопределяющих постоянное их проживание в местах традиционного расселения предков с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности, и в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории.
Предоставление права на пенсионное обеспечение по старости именно гражданам из числа малочисленных народов Севера по достижении ими определенного возраста осуществляется исходя из сложившихся для них неблагоприятных природно-климатических, социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов и, вопреки утверждениям административного истца, согласуется с требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", цели которого: предоставить дополнительную государственную поддержку гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, в связи с уязвимостью их традиционного образа жизни в сложных природно-климатических и социальных условиях; сохранить эту категорию граждан.
Ссылка административного истца на распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р, которым утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, не может служить основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку данный правовой акт принят во исполнение части 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", имеет иной предмет правового регулирования и не подлежит применению при установлении социальной пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера.
Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов и не регулирует правоотношения по пенсионному обеспечению малочисленных народов, так как данные отношения урегулированы специальным законодательством, предусматривающим правила и условия установления социальных пенсий по старости малочисленным народам Севера, а именно подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также Постановлением.
При изложенных обстоятельствах Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости в субъекте Российской Федерации Томской области соответствует законодательству Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению и не нарушает права административного истца на социальное обеспечение.
Оспариваемое нормативное положение изложено понятным и доступным образом, отвечает критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускает неоднозначного толкования при ее применении.
Доводы административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права, и, по сути, его требования сводятся к изменению нормативного правового акта в оспариваемой части, то есть включению в него Тегульдетского муниципального района Томской области, что недопустимо, поскольку в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" полномочия по утверждению перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости относятся к дискреционным полномочиям Правительства Российской Федерации.
С учетом того, что Перечень районов в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления С.И. о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
И.Д.АБАКУМОВА
В.С.КИРИЛЛОВ