ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. N АКПИ17-723

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Г.Ф. о признании частично недействующим пункта 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325,

установил:

согласно пункту 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 (далее - Положение), иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

При приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 указанного Федерального закона вместе с заявлением (приложение N 1) заявитель представляет, в том числе документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

документом установленного образца (его дубликатом), подтверждающим получение образования (не ниже основного общего образования) на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г., либо документом об образовании (его дубликатом) или документом об образовании и о квалификации установленного образца (его дубликатом), подтверждающими получение образования на территории Российской Федерации после 1 сентября 1991 г.;

сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (в объеме не ниже базового уровня владения русским языком), выданным на территории Российской Федерации или за рубежом организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая включена в определяемый Министерством образования и науки Российской Федерации перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку. Порядок и критерии включения в указанный перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку, форма и порядок проведения такого тестирования, уровни владения русским языком как иностранным языком и требования к ним, форма, порядок выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку и технические требования к сертификату утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации;

документом об образовании, выданным на территории иностранного государства, в котором русский язык является одним из государственных языков (для граждан этого государства).

От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются: мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет; недееспособные лица; инвалиды I группы.

Г.Ф. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 10 Положения в части требования о представлении документов, подтверждающих знание русского языка, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пунктам 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 г., и нарушают ее право на семейную жизнь. В силу сложившихся жизненных обстоятельств она является неграмотной и не может расписаться за себя даже на родном языке. В семье она разговаривает на родном для нее азербайджанском языке, при этом она не имеет намерения заниматься общественно-полезным трудом, поскольку по мусульманским обычаям замужняя женщина ведет домашнее хозяйство и воспитывает детей.

В суде представитель административного истца К. поддержал заявленные требования и пояснил, что ввиду неграмотности Г.Ф. ей для начала необходимо получить образование в родной языковой среде. При этом в оспариваемом Положении названы социальные группы людей, которые освобождаются от необходимости изучать русский язык.

Представитель Президента Российской Федерации Глебов И.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Президента Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца Г.Ф. по доверенности К., Президента Российской Федерации по доверенности Г.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Регулируя вопросы гражданства Российской Федерации, Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части второй статьи 29 предусматривает, что Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено оспариваемое Положение (действует в редакции Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 2017 г. N 410).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 18 ноября 2002 г., N 46, "Российской газете" 19 ноября 2002 г.

Положение устанавливает порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Пункт 10 Положения определяет перечень документов, представляемых, иностранными гражданами и лицами без гражданства, достигшими возраста 18 лет и обладающими дееспособностью, для принятия в гражданство Российской Федерации, среди которых должен быть документ, подтверждающий владение гражданином русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Согласно Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1 статьи 6). Из этого следует, что определение оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации является прерогативой федерального законодателя.

Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории в соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации является русский язык.

Согласно Федеральному закону от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 1).

Наличие у административного истца права на упрощенный порядок получения гражданства в связи со вступлением в брак с гражданином Российской Федерации не отменяет обязанности владеть русским языком, поскольку согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", для этой категории лиц не требуется соблюдения только условия о сроке проживания.

Статья 13 названного Федерального закона, устанавливающая общий порядок приема в гражданство Российской Федерации, определяет в качестве одного из необходимых условий приема в гражданство Российской Федерации владение русским языком. Следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству о гражданстве Российской Федерации.

В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Вопросы гражданства Российской Федерации не являются предметом правового регулирования гражданского законодательства, поэтому доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не ограничивают прав административного истца по языковому признаку, поскольку не лишают ее права обращаться за получением российского гражданства. В силу закона административный истец на равных условиях с другими носителями иностранных языков обязан владеть языком государства, гражданином которого она собирается стать.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений нормативного правового акта общепризнанным принципам и нормам международного права являются ошибочными. Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Конвенция не запрещает государству принимать законодательство о гражданстве, поскольку регламентация порядка приобретения гражданства относится к компетенции национального законодателя.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не могут рассматриваться как нарушающие права гражданина на уважение его личной и семейной жизни и не предполагают вмешательство государства в семейную жизнь. Статус гражданина означает возможность его общения в российском обществе как его полноценного и равноправного члена на государственном языке в устной и письменной форме в условиях русской языковой среды.

Ссылки Г.Ф. на то, что по мусульманским обычаям замужняя женщина занимается домашним хозяйством и воспитанием детей, не дают никаких оснований к установлению для административного истца особого положения по отношению к остальным претендентам на российское гражданство.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г.Ф. о признании частично недействующим пункта 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА