См. Документы Центрального Банка Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2025 года
ОБ ОЦЕНКЕ
КРЕДИТНОГО РИСКА ПО КРЕДИТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ И ТРЕБОВАНИЯМ
ПО ПОЛУЧЕНИЮ НАЧИСЛЕННЫХ (НАКОПЛЕННЫХ) ПРОЦЕНТОВ В РАМКАХ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА
И ПРОЕКТОВ СТРУКТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В РАМКАХ
КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ
Совет директоров Банка России 23 июня 2025 года принял решение:
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установить следующие требования к расчету нормативов достаточности капитала банков в соответствии с Инструкцией Банка России от 29 ноября 2019 года N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией" (далее - Инструкция Банка России N 199-И) и Положением Банка России от 2 ноября 2024 года N 845-П "О порядке расчета величины кредитного риска банками с применением банковских методик управления кредитным риском и моделей количественной оценки кредитного риска" (далее - Положение Банка России N 845-П).
1.1. При оценке риска по кредитным требованиям и требованиям по получению начисленных (накопленных) процентов к корпоративным заемщикам (включающим кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов к заемщикам, не относящимся к заемщикам, указанным в показателях АРСi, АРБi, АРМБР, АРФЛ, АРЦКi, БК2i подпункта 3.1.1 пункта 3.1 Инструкции Банка России N 199-И), номинированным в рублях, в рамках финансирования проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 года N 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации" (далее - проект ТС и САЭ), банк в соответствии с абзацем третьим подпункта 2.3.7 пункта 2.3 Инструкции Банка России N 199-И (абзацем вторым подпункта 3.3.4.5 пункта 3.3 Инструкции Банка России N 199-И), пунктом 2.23 Положения Банка России N 845-П вправе принять решение о применении корректировки кредитного риска, методика расчета которой предусмотрена приложением 13 к Инструкции Банка России N 199-И, по кредитным требованиям и требованиям по получению начисленных (накопленных) процентов в рамках финансирования проекта ТС и САЭ, если:
кредит предоставлен банком на реализацию проекта ТС и САЭ после 30 сентября 2022 года и используется по целевому назначению,
по состоянию на 30 сентября 2022 года фактические затраты на реализацию проекта ТС и САЭ не превысили 15 процентов от общей суммы затрат (бюджета) на реализацию инвестиционной фазы проекта ТС и САЭ (без учета начисленных (накопленных) процентов),
с даты предоставления банком первого кредита на реализацию проекта ТС и САЭ прошло менее 7 лет, а для кредитных требований и требований по получению начисленных (накопленных) процентов в рамках финансирования проекта ТС и САЭ, реализуемого в рамках концессионного соглашения, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - концессионное соглашение) - менее 10 лет.
Инвестиционная фаза для проектов, соответствующих критериям проектного финансирования, определенным в подпункте 1.12.1 пункта 1.12 Положения Банка России N 845-П, понимается в значении, указанном в абзаце втором подпункта 3.3.4.3 пункта 3.3 Инструкции Банка России N 199-И, для прочих проектов - как период, в котором поступление выручки от реализации продукции составляет не более 30 процентов от размера значения показателей (индикаторов), утвержденных планом реализации инвестиционного проекта.
К проектам ТС и САЭ не применяются требования абзацев второго и третьего пункта 3 приложения 13 к Инструкции Банка России N 199-И, а также к проектам ТС и САЭ, качество кредитного требования которых оценивается в соответствии с пунктом 5 приложения 13 к Инструкции Банка России N 199-И как высокое или максимальное, не применяется требование абзаца пятого пункта 3 приложения 13 к Инструкции Банка России N 199-И.
1.2. При определении качества кредитного требования как максимального в соответствии с пунктом 5 приложения 13 к Инструкции Банка России N 199-И в рамках финансирования проекта ТС и САЭ не применяются требования абзацев пятого и десятого пункта 5 приложения 13 к Инструкции Банка России N 199-И при одновременном соблюдении следующих условий:
проект реализуется в рамках концессионного соглашения,
концедентом в концессионном соглашении является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации, или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти,
в соглашении между концедентом, концессионером и банком (далее - прямое соглашение) закреплено обязательство концедента полностью удовлетворить кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов концессионера перед банком в случае досрочного расторжения концессионного соглашения,
в прямом соглашении закреплено право банка требовать от сторон концессионного соглашения досрочного расторжения концессионного соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед банком, а также по иным предусмотренным концессионным соглашением основаниям.
Качество кредитного требования, указанного в настоящем подпункте, не соответствующего критериям проектного финансирования, определенным в подпункте 1.12.1 пункта 1.12 Положения Банка России N 845-П, оценивается как максимальное, если оно отнесено к I категории качества в соответствии с Положением Банка России от 28 июня 2017 года N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" или Положением Банка России от 23 октября 2023 года N 611-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".
Качество кредитного требования, указанного в настоящем подпункте, соответствующего критериям проектного финансирования, определенным в подпункте 1.12.1 пункта 1.12 Положения Банка России N 845-П, оценивается как максимальное, если проекту присвоен высокий уровень кредитоспособности в соответствии с разделом I приложения 5 к Положению Банка России N 845-П.
1.3. Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов в рамках финансирования проекта ТС и САЭ при одновременном соблюдении условий, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 1.2 пункта 1 настоящего решения, при применении банком финализированного подхода в соответствии с главой 3 Инструкции Банка России N 199-И включаются в коды 8645/8646 с коэффициентом риска 65 процентов.
2. Применять настоящее решение с 1 июля 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно.