ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2024 г. N 2
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ДО 2030 ГОДА
В целях реализации пункта 6 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Евразийский межправительственный совет решил:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года.
2. Правительствам государств - членов Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией обеспечить реализацию Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года, утвержденных настоящим Решением.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Члены Евразийского межправительственного совета:
От Республики Армения
|
От Республики Беларусь
|
От Республики Казахстан
|
От Кыргызской Республики
|
От Российской Федерации
|
Утверждены
Решением Евразийского
межправительственного совета
от 1 октября 2024 г. N 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Настоящие Основные направления разработаны в соответствии со статьей 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), являются среднесрочным стратегическим документом и определяют задачи, направления, механизмы, инструменты (мероприятия), приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) по перечню согласно приложению N 1, относящиеся к обрабатывающей промышленности (за исключением пищевой переработки), и перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества государств - членов Союза (далее - государства-члены).
Настоящие Основные направления не распространяются на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, производство кокса и продуктов нефтепереработки, производство вооружения и боеприпасов, производство пищевой и табачной продукции, а также снабжение энергетическими ресурсами.
Достижение целей, установленных пунктом 3 статьи 92 Договора, и развитие промышленного сотрудничества в период до 2030 года с учетом полученных результатов и текущего уровня промышленного сотрудничества в рамках Союза, а также национальных приоритетов развития государств-членов потребуют решения следующих задач:
стимулирование опережающего роста промышленного производства в государствах-членах на основе использования потенциала внутреннего рынка Союза;
объединение усилий по локализации на территориях государств-членов совместного производства в приоритетных для них направлениях;
укрепление кооперационного взаимодействия в промышленной сфере;
развитие механизмов поддержки реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности, в том числе совершенствование инструментов финансовой поддержки указанных проектов;
устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза;
содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств-членов;
создание условий для формирования евразийских компетенций по актуальным направлениям технологического развития;
повышение конкурентоспособности совместно произведенной промышленной продукции и содействия ее экспорту на рынки третьих стран;
развитие сотрудничества в сфере:
"зеленых" технологий;
повышения экологичности промышленных производств;
рационального использования природных ресурсов;
инновационного и технологического развития промышленного производства государств-членов;
цифровой трансформации промышленности.
В целях реализации настоящих Основных направлений государства-члены обеспечивают проведение промышленной политики в рамках Союза в соответствии с правом Союза.
Реализация настоящих Основных направлений не должна препятствовать разработке, формированию и реализации политики государств-членов в промышленной сфере.
II. Направления развития промышленного сотрудничества
в рамках Союза
Направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза определяют подходы к проработке вопросов и реализации соответствующих проектов при взаимодействии государств-членов.
Можно выделить следующие основные направления развития промышленного сотрудничества в рамках Союза до 2030 года.
Направление 1. Использование потенциала внутреннего
рынка Союза
Для развития в рамках Союза кооперационных связей, устранения барьеров, локализации совместных производств, вовлечения малых и средних промышленных предприятий в производственные цепочки в рамках Союза будет наиболее полно и эффективно задействован имеющийся потенциал внутреннего рынка Союза с использованием возможностей региональной экономической интеграции.
В частности, использование потенциала внутреннего рынка Союза будет направлено на:
развитие кооперационных связей промышленных комплексов государств-членов и формирование производственных цепочек в приоритетных видах экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Союза;
реализацию механизма взаимного информирования государств-членов о национальных промышленных политиках в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза, по перечню согласно приложению N 2 в соответствии с порядком согласно приложению N 3;
развитие и локализацию совместного производства на территориях государств-членов в приоритетных для них направлениях;
развитие механизмов поддержки реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности;
проработку вопросов, касающихся устранения барьеров и максимального сокращения изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза;
содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств-членов.
Направление 2. Развитие промышленно-технологического
сотрудничества в рамках Союза
В сфере промышленно-технологического сотрудничества в рамках Союза будет осуществляться взаимодействие государств-членов по вопросам технологического прогнозирования, внедрения инноваций в технологические процессы промышленного производства, масштабного использования цифровых технологий. Требуется также предпринять совместные усилия по созданию условий для формирования евразийских компетенций по актуальным для государств-членов направлениям технологического развития.
Указанные задачи будут решаться путем:
технологического прогнозирования в рамках Союза;
осуществления сотрудничества в сфере "зеленых" технологий и повышения экологичности промышленных производств;
взаимодействия в сфере:
развития индустриально-инновационной инфраструктуры;
цифровой трансформации промышленности и использования возможностей интегрированной информационной системы Союза.
Направление 3. Развитие сотрудничества на экспортных рынках
Одним из основных ориентиров для создания условий, благоприятствующих созданию новых и диверсификации действующих производств, является расширение рынков сбыта продукции за пределы государств-членов. Данное направление требует задействования инструментов, способствующих позиционированию совместно произведенной продукции на рынках третьих стран, постоянного диалога на международном уровне, а также развития промышленного сотрудничества в рамках торговых соглашений, заключаемых между государствами-членами и третьими странами.
Указанные задачи будут реализованы путем:
взаимодействия по вопросам развития промышленного сотрудничества с третьими странами с учетом Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза;
взаимодействия в сфере продвижения совместно произведенной промышленной продукции государств-членов на рынки третьих стран.
Аналитическое сопровождение реализации настоящих Основных направлений осуществляется с учетом индикаторов по перечню согласно приложению N 4, а также с учетом плана мероприятий по информационно-аналитическому сопровождению реализации настоящих Основных направлений согласно приложению N 5.
Приложение N 1
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИОРИТЕТНЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
1. Авиастроение.
2. Автомобилестроение.
3. Машиностроение в водородной энергетике.
4. Машиностроение в возобновляемой энергетике и системах накопления энергии.
5. Железнодорожное машиностроение.
6. Космические технологии.
7. Легкая промышленность.
8. Мебельная промышленность.
9. Металлургическая промышленность.
10. Нефтегазовое машиностроение.
11. Обработка древесины и производство изделий из дерева.
12. Производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры.
13. Производство строительных материалов.
14. Производство целлюлозы, бумаги и изделий из бумаги.
15. Специализированное машиностроение (сельскохозяйственное машиностроение; машины и оборудование для производства пищевых продуктов и напитков; строительно-дорожное машиностроение, включая землеройные машины, машины для строительства и содержания дорог, машины для транспортировки строительно-дорожных материалов, подъемно-транспортные машины, машины и оборудование для производства строительных материалов; машины и оборудование для горных работ; лесная техника; аэродромная техника; пожарная техника, коммунальные машины; мусоросортировочная техника, прицепная техника и надстройки на шасси; мотоциклетная техника; техника повышенной проходимости; портовая техника; складская техника, а также другие машины и оборудование, не включенные в вышеперечисленные группы).
16. Радиоэлектронная промышленность (в том числе производство вычислительной, электронной и оптической техники и микроэлектроники).
17. Станкостроение.
18. Судостроительная промышленность.
19. Тяжелое машиностроение.
20. Фармацевтическая промышленность и производство медицинских изделий.
21. Химическая промышленность.
22. Энергетическое машиностроение, электротехническая и кабельная промышленность.
23. Ювелирная промышленность.
24. Машиностроение в сфере ядерных и радиационных технологий.
Приложение N 2
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года
ПЕРЕЧЕНЬ
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ, ПРИОРИТЕТНЫХ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Наименование позиции
|
Код
ТН ВЭД <*>
|
I. Автомобилестроение
|
|
Автомобили легковые
|
из 8703
|
Автобусы
|
из 8702
|
Автомобили грузовые и специальные
|
из 8704, 8705
|
Карьерные самосвалы
|
из 8704
|
Прицепы и полуприцепы
|
из 8716
|
Части и принадлежности моторных транспортных средств, в том числе двигатели внутреннего сгорания, кузова и шасси автотранспортных средств
|
из 8407, из 8408, 8706 00 - 8708
|
II. Производство резиновых и пластмассовых изделий
|
|
Шины автомобильные
|
из 4011
|
III. Легкая промышленность
|
|
Пряжа и ткани хлопчатобумажные
|
5205 - 5212
|
Пряжа и ткани шерстяные
|
5106, 5107,
5109, 5111,
5112
|
Пряжа и ткани шелковые
|
5004 00,
5005 00
|
из 5006 00,
5007
|
|
Пряжа и ткани льняные
|
5306, 5309
|
Нити и волокна химические
|
5401 -
|
5406 00 000 0,
5501 - 5504
|
|
Ткани из синтетических и искусственных волокон и нитей, в т.ч. комплексных (включая штапельные)
|
5407 - 5408, 5512 - 5516
|
Нитки швейные из химических волокон, пряжа из химических волокон (синтетических и искусственных)
|
5508 - 5511
|
Одеяла и пледы дорожные
|
6301
|
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
|
6302
|
Ковры и прочие текстильные напольные покрытия
|
5701 - 5705 00
|
Трикотажные полотна машинного или ручного вязания
|
6001 - 6006
|
Нетканые материалы
|
5602, 5603
|
Текстильные материалы пропитанные, в том числе материалы кордные для шин
|
5902, из 5903,
5906, из
5907 00 000 0
|
Трикотажные изделия, включая верхнюю одежду, нательное белье, свитеры, джемперы и аналогичные изделия
|
6101 - 6117
|
Одежда из текстильных материалов (кроме трикотажных), включая верхнюю одежду, нательное белье и аналогичные изделия, кроме корсетных изделий
|
6201 - 6217
|
Головные уборы
|
6504 00 000 0 -
6506
|
Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха
|
4303
|
Выделанная кожа, в том числе замша
|
4104 - 4107,
4112 00 000 0 - 4114
|
Обувь и части обуви
|
6401 - 6406
|
Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия
|
из 4202
|
IV. Металлургическая промышленность
|
|
Стальной прокат
|
7208 - 7217,
7219 - 7223 00,
7225 - 7229
|
Трубы стальные
|
7303 00 - 7306
|
V. Промышленность строительных материалов
|
|
Стекло
|
7002 - 7004,
7006 00, 7007
|
Стекловолокно и стеклоткани
|
7019
|
Керамические плиты и плитки
|
из 6907
|
Цемент
|
из 2523
|
Кирпичи строительные, блоки для полов, камни керамические несущие или для заполнения балочных конструкций и аналогичные изделия из керамики
|
6904
|
Санитарно-технические изделия из керамики
|
6910
|
Стекло термически полированное и стекло со шлифованной или полированной поверхностью, в листах, имеющее или не имеющее поглощающий, отражающий или неотражающий слой, но не обработанное иным способом
|
7005
|
Зеркала стеклянные, в рамах или без рам, включая зеркала заднего обзора
|
7009
|
Стеклопакеты
|
7008 00
|
VI. Производство электрического оборудования
|
|
Холодильники и морозильники бытовые
|
8418
|
Машины стиральные бытовые
|
8450
|
Лампы накаливания и светодиодные лампы
|
из 8539
|
VII. Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства
|
|
Тракторы гусеничные и колесные
|
из 8701
|
Комбайны зерноуборочные
|
из 8433
|
Машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы
|
из 8432
|
VIII. Производство прочего транспортного оборудования
|
|
Цельнокатаные колеса для железнодорожного подвижного состава
|
из 8607
|
IX. Продукция из дерева и бумаги
|
|
Плиты древесно-стружечные
|
4410
|
Плиты древесно-волокнистые
|
4411
|
Фанера
|
4412
|
Лесоматериалы
|
4401, 4403
|
--------------------------------
<*> Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться наименованием вида продукции, коды ТН ВЭД ЕАЭС приведены в справочных целях.
Приложение N 3
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года
ПОРЯДОК
ВЗАИМНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ, ПРИОРИТЕТНЫХ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в целях взаимного учета позиций государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) перед принятием мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза (далее - чувствительные товары), и определяет сроки и последовательность действий уполномоченных в области разработки нормативных правовых актов по вопросам реализации национальной промышленной политики органов государственной власти государств-членов (далее - уполномоченные органы) и Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) при проведении консультаций в отношении чувствительных товаров (далее - консультации) и взаимном информировании государств-членов о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики (далее - взаимное информирование).
2. По предложению государства-члена и с согласия остальных государств-членов проведение консультаций и взаимное информирование могут осуществляться в отношении товаров, не включенных в перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года, утвержденным Решением Евразийского межправительственного совета от __ ___________ 2024 г. N ____).
3. Проведение консультаций и взаимное информирование не препятствуют осуществлению государствами-членами внутригосударственного согласования проектов нормативных правовых актов и принятию ими таких актов.
Для целей настоящего Порядка под нормативными правовыми актами (проектами актов) понимаются нормативные правовые акты государств-членов в сфере промышленности, акты органов государственной власти государств-членов (проекты таких актов), государственные и ведомственные программы (проекты таких программ) по вопросам реализации национальной промышленной политики.
4. При организации проведения консультаций и взаимном информировании государствами-членами и Комиссией при наличии технической возможности используются оперативные каналы связи (электронная почта, факсимильная связь).
II. Проведение консультаций
5. Консультации проводятся по предложениям уполномоченных органов.
Комиссия по согласованию с государствами-членами может инициировать проведение консультаций в случае, если в отношении нормативных правовых актов (проектов актов) государствами-членами не было обеспечено предварительное информирование в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка.
6. Предложения о проведении консультаций направляются в Комиссию уполномоченным органом не позднее 20 рабочих дней до предлагаемой даты проведения консультаций.
7. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения предложения о проведении консультаций направляет соответствующую информацию в уполномоченные органы других государств-членов с указанием предлагаемой даты, места и формата проведения консультаций.
8. Уполномоченные органы в течение 7 рабочих дней со дня получения информации от Комиссии информируют Комиссию о согласовании предложения о проведении консультаций либо направляют свои предложения о проведении консультаций, а также информацию об участниках консультаций.
9. Информационное сопровождение консультаций (составление проекта протокола, рассылка информации о позициях государств-членов) осуществляется Комиссией.
10. Консультации могут проводиться в рамках Консультативного комитета по промышленности и (или) на площадке Комиссии.
Проведение консультаций может осуществляться путем проведения заседания как в очном формате, так и в формате видеоконференции.
11. При проведении консультаций в формате видеоконференции организация видео-конференц-связи обеспечивается уполномоченными органами и Комиссией самостоятельно.
12. В консультациях могут принимать участие:
а) от государств-членов - представители уполномоченных органов и иных заинтересованных органов, а также по приглашению уполномоченных органов - представители бизнес-сообществ, организаций-производителей и потребителей промышленной продукции, ассоциаций и иных объединений производителей и потребителей;
б) от Комиссии - представители департамента, к компетенции которого относятся вопросы промышленной политики, а также иных заинтересованных департаментов Комиссии.
13. По итогам проведения консультаций составляется протокол, который направляется государствам-членам в течение 5 рабочих дней с даты проведения консультаций.
14. По предложению государства-члена в ходе консультаций может быть рассмотрен вопрос о разработке и внесении в Комиссию заинтересованным государством-членом соответствующего проекта акта органа Союза.
15. Расходы, связанные с проведением консультаций, осуществляются государствами-членами и Комиссией самостоятельно.
III. Взаимное информирование
16. Государства-члены обеспечивают информирование уполномоченными органами Комиссии о планируемых направлениях реализации национальной промышленной политики в отношении чувствительных товаров путем направления проектов нормативных правовых актов, а также информации о них по форме согласно приложению.
17. Проекты нормативных правовых актов и информация о них направляются уполномоченными органами в Комиссию после согласования этих проектов нормативных правовых актов с заинтересованными органами государственной власти государств-членов, а проекты нормативных правовых актов, не требующих согласования с другими органами государственной власти государств-членов, и информация о них - после проведения внутриведомственного согласования.
18. Комиссия обеспечивает направление поступивших от уполномоченного органа проекта нормативного правового акта и информации о нем в уполномоченные органы других государств-членов в течение 3 рабочих дней со дня поступления в Комиссию указанных проекта и информации, а также вносит поступившие от уполномоченного органа проекты нормативных правовых актов и информацию о них в реестр нормативных правовых актов (проектов актов), принятых (разработанных) государствами-членами в отношении чувствительных товаров, размещенный в закрытом доступе на портале промышленности на официальном сайте Союза.
19. Уполномоченные органы направляют в Комиссию замечания и предложения по поступившему проекту нормативного правового акта (при наличии) не позднее 20 рабочих дней со дня получения ими проекта акта и информации о нем или не позднее 20 рабочих дней со дня внесения проекта нормативного правового акта в реестр, указанный в пункте 18 настоящего Порядка.
20. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения от уполномоченных органов замечаний и предложений по поступившему проекту нормативного правового акта представляет их в уполномоченный орган, представивший этот проект, который рассматривает их и не позднее 10 рабочих дней со дня получения замечаний и предложений представляет в Комиссию информацию о результатах их рассмотрения.
21. Комиссия в течение 3 рабочих дней со дня получения информации, указанной в пункте 20 настоящего Порядка, направляет ее в уполномоченные органы других государств-членов.
22. Информирование Комиссии и государств-членов о проектах нормативных правовых актов не препятствует прохождению процедуры внутригосударственного согласования и принятию этих актов государством-членом.
Приложение
к Порядку взаимного информирования
государств - членов Евразийского
экономического союза и проведения
консультаций в отношении чувствительных
товаров, приоритетных для промышленного
сотрудничества в рамках Евразийского
экономического союза
ФОРМА
взаимного информирования государств - членов евразийского
экономического союза в отношении чувствительных товаров,
приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках
евразийского экономического союза
Наименование проекта нормативного правового акта
|
Товары (отрасль), в отношении которых будет применяться нормативный правовой акт
|
Срок разработки, планируемая дата принятия нормативного правового акта
|
Цель принятия нормативного правового акта
|
Описание мер промышленной политики, предусмотренных проектом нормативного правового акта
|
Срок действия нормативного правового акта
|
Дополнительная информация <*>
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
--------------------------------
<*> Указываются имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа государственной власти государства - члена Евразийского экономического союза статистические данные по товару (отрасли), а также оценка влияния на отрасль мер, предусмотренных проектом нормативного правового акта, и иная информация.
Приложение N 4
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года
ПЕРЕЧЕНЬ
ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И КООПЕРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
I. Индикаторы роста и структуры промышленного производства
1. Темпы роста промышленного производства в целом и в обрабатывающей промышленности в частности в сопоставимых ценах
2. Объемы производства промышленных товаров в целом и товаров обрабатывающей промышленности в частности государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) в отчетном периоде
3. Доля обрабатывающей промышленности в структуре промышленности по валовой добавленной стоимости
4. Доля валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте государств-членов
5. Доля видов экономической деятельности высокого технологичного уровня в объеме производства товаров обрабатывающей промышленности
6. Темпы роста обрабатывающей промышленности государств-членов в сопоставимых ценах в сравнении с динамикой мировой обрабатывающей промышленности
7. Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах к предыдущему году
8. Отношение инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности к ВВП
II. Индикаторы эффективности работы обрабатывающей
промышленности государств-членов
1. Производительность труда по валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности государств-членов в сравнении с мировым уровнем производительности труда в обрабатывающей промышленности
2. Темпы роста производительности труда по валовой добавленной стоимости в промышленности в целом и в обрабатывающей промышленности в частности
3. Удельные инвестиции на одного среднесписочного работника
III. Индикаторы использования потенциала рынка промышленных
товаров в рамках Союза
1. Изменение доли товаров обрабатывающей промышленности государств-членов на рынке промышленных товаров в рамках Союза в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом (показатель рассчитывается по обрабатывающей промышленности в целом и в разрезе отдельных видов деятельности)
2. Доля импорта (промежуточного потребления) в стоимости произведенных товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в отчетном периоде
IV. Индикаторы внешней торговли
1. Объем и темпы роста экспорта товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в третьи страны
2. Отношение экспорта товаров обрабатывающей промышленности в третьи страны к объему производства промышленных товаров в государствах-членах
3. Доля товаров по видам экономической деятельности высокого технологичного уровня в экспорте товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в третьи страны
4. Доля экспорта товаров обрабатывающей промышленности государств-членов в третьи страны в общем объеме мирового экспорта
V. Индикаторы кооперационного сотрудничества
1. Объем и темпы роста кооперационных поставок между государствами-членами
2. Объем и темпы роста кооперационных поставок в рамках торговли с третьими странами
3. Индекс производственной кооперации промышленности государств-членов, определенный как отношение объемов кооперационных поставок между государствами-членами к объему промышленного производства в обрабатывающей промышленности государств-членов
4. Объемы накопленных взаимных прямых инвестиций в рамках Союза
5. Индекс вовлеченности в глобальные мировые цепочки, определенный как отношение объема кооперационных поставок в рамках торговли с третьими странами к объему промышленного производства в обрабатывающей промышленности государств-членов
Приложение N 5
к Основным направлениям
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза до 2030 года
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ДО 2030 ГОДА
Наименование мероприятия
|
Исполнитель
|
Срок исполнения
|
Форма реализации
|
Направление I. Использование потенциала рынка Евразийского экономического союза
|
|||
1.1. Развитие кооперационных связей промышленных комплексов государств - членов Евразийского экономического союза и формирование производственных цепочек в приоритетных видах экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза
|
|||
1.1.1. Подготовка отраслевых обзоров в сфере промышленности
|
Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия), государства-члены Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз)
|
ежегодно
|
информационно-аналитический обзор
|
1.1.2. Формирование предложений по развитию промышленной кооперации на основе отраслевых обзоров в сфере промышленности
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
рекомендации Комиссии (по мере необходимости)
|
1.1.3. Подготовка обзора промышленных мощностей в государствах-членах
|
Комиссия
|
ежегодно
|
обзор, согласованный с государствами-членами, протокольная запись Коллегии Комиссии
|
1.1.4. Подготовка дайджеста о состоянии
и тенденциях развития промышленности государств-членов, включая показатели взаимной и внешней торговли промышленными товарами и
промышленного сотрудничества государств-членов
|
Комиссия, государства-члены
|
ежеквартально
|
дайджест, размещенный на портале промышленности на официальном сайте Союза
|
1.1.5. Мониторинг рынка промышленных товаров в рамках Союза, включая учет производственных мощностей, имеющих потенциал для кооперационного сотрудничества
|
Комиссия, государства-члены
|
ежегодно
|
доклад на заседании Коллегии Комиссии
|
1.1.6. Мониторинг реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года (далее - Основные направления)
|
Комиссия, государства-члены
|
ежегодно
|
доклад на заседании Евразийского межправительственного совета
|
1.1.7. Формирование сводных прогнозных балансов спроса и предложения государств-членов по основным видам промышленной продукции
|
Комиссия, государства-члены
|
ежегодно
|
информация для рассмотрения на заседании Консультативного комитета по промышленности
|
1.1.8. Мониторинг системообразующих предприятий государств-членов
|
Комиссия, государства-члены
|
1 раз в 2 года
|
аналитическая информация (раздел) в докладе о мониторинге реализации Основных направлений
|
1.1.9. Участие в деятельности рабочей группы по координации проекта "Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий"
|
Комиссия
|
по мере необходимости
|
информация в докладе о мониторинге реализации Основных направлений
|
1.2. Реализация механизма взаимного информирования государств-членов о национальных промышленных политиках в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза
(по перечню согласно приложению N 2 в соответствии с порядком согласно приложению N 3)
|
|||
1.2.1. Подготовка информации о разрабатываемых нормативных правовых актах в рамках национальных промышленных политик в отношении чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Союза
|
государства-члены
|
на постоянной основе
|
информация (уведомления) в Комиссию
|
1.2.2. Ведение на портале промышленности на официальном сайте Союза реестра нормативных правовых актов (проектов актов), принятых (разработанных) государствами-членами в отношении чувствительных товаров
|
Комиссия
|
на постоянной основе
|
ведение реестра на портале промышленности на официальном сайте Союза
|
1.2.3. Мониторинг и анализ нормативных правовых актов, принимаемых государствами-членами в отношении чувствительных товаров
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
информация в реестр на портале промышленности на официальном сайте Союза
|
1.2.4. Организация (по мере необходимости) консультаций государств-членов перед принятием мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров для учета взаимных позиций государств-членов
|
Комиссия, государства-члены
|
по мере необходимости
|
протоколы совещаний
|
1.2.5. Подготовка отчета об исполнении государствами-членами актов органов Союза в отношении чувствительных товаров
|
Комиссия
|
ежеквартально
|
отчет для направления государствам-членам
|
ежегодно
|
отчет на заседании Консультативного комитета по промышленности
|
||
1.3. Развитие и локализация совместного производства на территориях государств-членов в приоритетных для них направлениях
|
|||
1.3.1. Ведение карты индустриализации Союза
|
Комиссия
|
на постоянной основе
|
сопровождение информационного ресурса на портале промышленности на официальном сайте Союза
|
1.3.2. Предоставление актуальной информации по проектам для карты индустриализации Союза
|
государства-члены
|
на постоянной основе
|
уведомления государств-членов в Комиссию
|
1.3.3. Выработка предложений, направленных на содействие в выстраивании кооперационных производственных цепочек и создание совместных производств
|
Комиссия, государства-члены
|
при необходимости
|
предложения для рассмотрения на заседании комиссии по кооперации
и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках Союза
|
1.3.4. Участие в формировании перечня товаров, в отношении которых целесообразно определить условия, производственные и технологические операции, при выполнении которых товар будет считаться происходящим из государства-члена, в рамках Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105
|
Комиссия, государства-члены
|
по мере необходимости
|
информация в докладе о мониторинге реализации Основных направлений
|
1.4. Развитие механизмов поддержки реализации совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности
|
|||
1.4.1. Подготовка информации о ходе использования механизма оказания финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности
|
Комиссия
|
1 раз в полугодие
|
доклад на заседании Совета Комиссии
|
1.4.2. Совершенствование инструментов финансовой поддержки совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности
|
Комиссия, государства-члены
|
по мере необходимости
|
внесение изменений в акты органов Союза (при необходимости)
|
1.4.3. Повышение информированности промышленных предприятий, финансовых организаций и институтов развития государств-членов в вопросах финансирования совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности на взаимовыгодной основе
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
размещение на официальном сайте Союза информационного баннера и тематического блока по финансированию промышленной кооперации в разделе "Сервисы", актуализация материалов в блоке по мере необходимости;
|
размещение на сайте Союза и на страницах Комиссии в социальных сетях видеороликов с актуальными комментариями члена Коллегии (Министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Комиссии о ходе использования механизма финансирования промышленной кооперации;
|
|||
проведение экспертных совещаний и консультаций с государствами-членами по вопросам реализации механизма финансирования промышленной кооперации;
|
|||
участие в тематических мероприятиях (выставках, форумах, конгрессах и т.п.)
|
|||
1.5. Проработка вопросов, касающихся устранения барьеров и максимального сокращения изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза
|
|||
1.5.1. Выявление препятствий на внутреннем рынке Союза в рамках деятельности отраслевых рабочих групп и мониторинга системообразующих предприятий
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
информационно-аналитические материалы для включения в доклад о мониторинге реализации Основных направлений
|
1.5.2. Рассмотрение обращений промышленных предприятий и ассоциаций совместно с уполномоченными органами государств-членов
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
протокольная запись консультаций (при необходимости)
|
1.5.3. Разработка предложений в рамках работы по устранению барьеров и максимальному сокращению ограничений и изъятий для рассмотрения органами Союза, а также по формированию условий для производственной кооперации
|
Комиссия, государства-члены
|
по мере необходимости
|
информация в докладе о мониторинге реализации Основных направлений
|
1.6. Содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъекте в малого и среднего предпринимательства государств-членов
|
|||
1.6.1. Проведение оценки степени вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленную кооперацию
|
Комиссия, государства-члены
|
2026 год
|
информационный доклад на заседании Коллегии Комиссии
|
1.6.2. Подготовка информации о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в третьих странах на основе лучших мировых практик
|
Комиссия, государства-члены
|
2027 год
|
информационный доклад на заседании Коллегии Комиссии
|
1.6.3. Содействие вовлечению в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств-членов
|
Комиссия, государства-члены
|
2028 год
|
информация для размещения на официальном сайте Союза
|
Направление II. Развитие промышленно-технологического сотрудничества
|
|||
2.1. Технологическое прогнозирование в рамках Союза
|
|||
2.1.1. Изучение тенденций развития технологий, рынков инновационных товаров в мире и в рамках Союза
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
аналитические обзоры для рассмотрения на заседании Консультативного комитета по промышленности
|
2.1.2. Подготовка предложений по перспективным направлениям технологического сотрудничества в рамках Союза
|
Комиссия, государства-члены
|
по мере необходимости
|
рекомендации Коллегии Комиссии (при необходимости)
|
2.1.3. Обмен опытом по разработке и производству востребованного технологического оборудования для обрабатывающей промышленности, а также по внедрению цифровых технологий в технологические процессы промышленного производства
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
предложения для рассмотрения на заседании Консультативного комитета по промышленности
|
2.1.4. Информационное обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов и научных организаций при содействии уполномоченных органов путем публикации на портале промышленности на официальном сайте Союза перечней:
|
Комиссия,
государства-члены
|
на постоянной основе
|
информация, размещенная на портале промышленности на официальном сайте Союза
|
научно-исследовательских организаций государств-членов;
завершенных, проводимых и планируемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленной сфере, факт проведения которых не является государственной или коммерческой тайной;
технологических компаний (стартапов) государств-членов;
центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальными научными установками в государствах-членах;
инжиниринговых центров государств-членов
|
|||
2.1.5. Подготовка обзора мировых тенденций и выработка предложений по подходам к мерам поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом лучших мировых практик
|
Комиссия,
государства-члены
|
2026 год
|
доклад на заседании Коллегии Комиссии
|
2.2. Сотрудничество в сфере "зеленых" технологий и повышение экологичности промышленных производств
|
|||
2.2.1. Подготовка предложений по разработке и внедрению новых производственных процессов и технологий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов
|
Комиссия, государства-члены
|
2026 год, (далее - при необходимости)
|
доклад на заседании Консультативного комитета по промышленности
|
2.2.2. Анализ международного опыта третьих стран по применению технологий, техники и оборудования в сфере использования природных ресурсов (проведения изыскательских, разведывательных работ и добычи, в том числе в процессе первичной переработки (обработки) сырья)
|
Комиссия, государства-члены
|
2027 год
|
доклад для направления в государства-члены
|
2.2.3. Выработка предложений по применению передовых технологий, техники и оборудования в целях рационального использования природных ресурсов при проведении изыскательских, разведывательных работ и добычи, в том числе в процессе первичной переработки (обработки) сырья
|
Комиссия, государства-члены
|
2028 год
|
протокольная запись Консультативного комитета по промышленности
|
2.2.4. Обмен опытом по вопросам переработки и рационального использования отходов производства и потребления
|
государства-члены, Комиссия
|
на постоянной основе
|
организация и участие в совместных мероприятиях (круглые столы, конференции, выставки)
|
2.2.5. Изучение вопроса вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья в целях сокращения потерь при использовании ценных ресурсов
|
Комиссия, государства-члены
|
2028 год
|
обзор для направления в государства-члены
|
2.2.6. Выработка предложений по обеспечению сферы переработки и использования отходов производства и потребления технологией, техникой и оборудованием
|
Комиссия, государства-члены
|
2028 год
|
протокольная запись Консультативного комитета по промышленности
|
2.3. Взаимодействие в сфере развития индустриально-инновационной инфраструктуры
|
|||
2.3.1. Организация взаимодействия в рамках евразийских технологических платформ и выработка предложений по повышению эффективности их работы
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
распоряжение Совета (при необходимости)
|
2.3.2. Проведение мониторинга деятельности евразийских технологических платформ
|
Комиссия, государства-члены, евразийские технологические платформы, представители бизнес-сообществ, научные и производственные организации (по согласованию)
|
1 раз в 2 года
|
доклад на заседании Коллегии Комиссии
(при необходимости)
|
2.3.3. Формирование предложений с учетом инициатив ведущих промышленных, научных организаций государств-членов и участников евразийских технологических платформ по актуальным направлениям технологического развития
|
Комиссия, государства-члены, евразийские технологические платформы (по согласованию)
|
на постоянной основе
|
информация для рассмотрения на заседании Консультативного комитета
по промышленности (при необходимости)
|
2.3.4. Проработка участниками евразийских технологических платформ инициатив по межгосударственным программам и проектам
|
Комиссия, государства-члены, евразийские технологические платформы (по согласованию)
|
на постоянной основе
|
инициативные предложения о разработке межгосударственных программ и проектов (при необходимости)
|
2.3.5. Создание условий для формирования хозяйствующими субъектами государств-членов центров евразийских компетенций на базе евразийских технологических платформ
|
Комиссия, государства-члены, хозяйствующие субъекты государств-членов (по согласованию)
|
при необходимости
|
рекомендация Коллегии Комиссии (при необходимости)
|
2.4. Взаимодействие в сфере цифровой трансформации промышленности и использование возможностей интегрированной информационной системы
|
|||
2.4.1. Создание на официальном сайте Союза портала промышленности
|
Комиссия
|
2025 год
|
информационный ресурс на портале промышленности на официальном сайте Союза
|
2.4.2. Содействие взаимодействию по вопросам внедрения цифровых технологий в технологические процессы промышленного производства
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе (при необходимости)
|
участие в форумах, выставках, других мероприятиях
|
2.4.3. Изучение мировых практик внедрения искусственного интеллекта в сфере промышленности с учетом технических и правовых решений
|
Комиссия, государства-члены
|
2027 год
|
доклад на заседании Коллегии Комиссии
|
Направление III. Развитие сотрудничества на экспортных рынках
|
|||
3.1. Взаимодействие по вопросам развития промышленного сотрудничества с третьими странами с учетом основных направлений международной деятельности
|
|||
3.1.1. Осуществление диалога с международными организациями и международными интеграционными объединениями в сфере промышленности
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
организация и (или) участие на переговорных площадках с представителями
международных организаций
и международных интеграционных объединений и информация для включения в отчет о международной деятельности, представляемый на рассмотрение Высшему Евразийскому экономическому совету
|
3.1.2. Развитие сотрудничества с третьими странами по вопросам обмена опытом и международного кооперационного взаимодействия в промышленной сфере
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
организация и (или) участие в совместных мероприятиях и информация для включения в отчет о международной деятельности, представляемый на рассмотрение Высшему Евразийскому экономическому совету
|
3.2. Взаимодействие в сфере продвижения совместно произведенной промышленной продукции государств-членов на рынки третьих стран
|
|||
3.2.1. Обмен опытом по использованию государствами-членами практических инструментов для увеличения объемов экспорта промышленной продукции, расширения его географии и укрепления позиций на международном рынке
|
Комиссия, государства-члены
|
на постоянной основе
|
организация и участие в совместных мероприятиях
|
3.2.2. Анализ наилучших мировых практик поддержки экспорта совместно произведенной продукции
|
Комиссия
|
1 раз в 2 года
|
доклад на заседании Коллегии Комиссии
|
3.2.3. Размещение на официальном сайте Союза информации о проведении выставочно-ярмарочных мероприятий в третьих странах в рамках применения мер нефинансовой поддержки экспорта продукции государств-членов на рынки третьих стран в приоритетных для промышленного сотрудничества отраслях
|
Комиссия
|
на постоянной основе
|
информация, направляемая в государства-члены и размещаемая на официальном сайте Союза
|
3.2.4. Анализ перспективных рынков и отраслей промышленности для совместного экспорта продукции государств-членов и выработка при необходимости соответствующих рекомендаций для государств-членов
|
Комиссия
|
ежегодно
|
доклад на заседании Коллегии Комиссии
|