МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНИТОРИНГУ

ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ, СБОРА ИНФОРМАЦИИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ

И ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЦЕССУ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие рекомендации подготовлены Министерством юстиции Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти, а также для законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для руководства при реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" осуществление мониторинга правоприменения возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые проводят его в соответствии с ежегодным планом, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также вне плана по собственной инициативе, а результаты мониторинга направляют в Министерство юстиции Российской Федерации.

Мониторинг правоприменения согласно Указу Президента Российской Федерации представляет комплексную и плановую работу по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации. Данному виду деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации придан общегосударственный масштаб и системный характер, определен широкий круг субъектов, которые могут принимать участие в проведении мониторинга.

Мониторинг правоприменения должен быть направлен в первую очередь на изучение социальных потребностей в законе и отражение объективной информации о законодательстве и правоприменительной практике, которые будут представлены Президенту Российской Федерации для последующего оперативного устранения недостатков в законодательстве Российской Федерации либо в правоприменении.

Для того чтобы объективно оценивать правоприменительную практику, к деятельности по мониторингу правоприменения целесообразно привлекать как можно более широкий круг профессиональных юристов, представителей научной школы, правозащитных и общественных организаций, бизнес-сообщества, средств массовой информации.

Только при комплексном изучении оценки общественного мнения, противопоставлении полярных позиций федеральных органов исполнительной власти и профессиональных юристов и представителей иных структур гражданского общества возможно получить объективную информацию о правоприменении закона или группы нормативных правовых актов, регламентирующих определенную сферу правоотношений. Результатом должны быть компетентные квалифицированные доклады федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о ситуации правоприменения в определенной сфере, выводы которых могут быть включены в проект доклада Президенту Российской Федерации.

Важно при формировании ежегодного доклада Президенту Российской Федерации и плана мониторинга на последующий год использовать результаты исследований правоприменительной практики, полученные различными методами. Это могут быть итоги социологических опросов, научно-практических исследований, контент-анализа тематических материалов СМИ, работы привлеченных специалистов-экспертов, в том числе на условиях аутсорсинга.

Учитывая вышеизложенное и в целях обеспечения единых подходов к деятельности по проведению мониторинга и для оптимизации работы по сбору, обобщению и анализу информации, полагаем, что процесс мониторинга правоприменения целесообразно организовать путем издания внутреннего распорядительного акта, в котором определить структурные подразделения и лиц, ответственных за проведение мониторинга, конкретные сроки проведения мониторинга правоприменения, круг лиц и организаций, привлекаемых к процессу мониторинга правоприменения.

Осуществление мониторинга правоприменения рекомендуется возложить на отраслевые департаменты федерального органа исполнительной власти по вопросам, относящимся к сферам их деятельности, подготовку ежегодного доклада федерального органа исполнительной власти - на правовой департамент федерального органа исполнительной власти.

В субъектах Российской Федерации во многих случаях головным исполнителем назначается правовая служба, которая проводит мониторинг самостоятельно и подготавливает, в том числе на основании информации отраслевых департаментов, привлекаемых лиц и организаций, итоговый ежегодный доклад о результатах мониторинга правоприменения.

Кроме того, к процессу мониторинга могут привлекаться территориальные органы, подведомственные федеральные службы, агентства, научные и образовательные учреждения, федеральные государственные учреждения, иные подведомственные организации, а также общественные советы или иные общественные органы, созданные при федеральном органе исполнительной власти, органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что обсуждение обобщенных результатов мониторинга правоприменения, в том числе с участием научного, юридического сообществ, практикующих юристов, позволит обеспечить всесторонний подход к мониторингу правоприменения и учет межведомственных интересов, возможно создание соответствующих рабочих групп.

По результатам проведения мониторинга могут быть сделаны выводы о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, корректировки правоприменительной практики.

В случае выявления недостатков в правоприменительной практике целесообразно ставить вопрос о подготовке разъяснений правоприменительным органам о применении законодательства в определенной сфере. Кроме того, установление данных фактов может свидетельствовать о необходимости подготовки разъяснений судебными органами по вопросам судебной практики.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет работу по ведению Портала о состоянии законодательства и правоприменения (далее - Портал), информационно-аналитического интернет-ресурса с системой логически и технологически связанных между собой информационных страниц, отображающих на официальном сайте Минюста России информацию о правоприменении. Портал, по нашему мнению, должен рассматриваться в качестве инструмента при осуществлении мониторинга правоприменения.

В целях наполнения Портала информацией о правоприменительной практике и обеспечения ее актуальности просим направлять в Министерство юстиции Российской Федерации имеющуюся информацию, которая может быть размещена на Портале, в том числе:

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы осуществления мониторинга правоприменения;

информацию о выполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, которые требуют принятия нормативных правовых актов, о ходе разработки необходимых проектов нормативных правовых актов, о реализованных решениях;

сведения, комментарии, аналитические материалы, разъяснения федеральных органов исполнительной власти, которые связаны с правоприменительной практикой;

информацию о результатах проведения антикоррупционного мониторинга, включая сведения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, заключения независимых экспертов по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

предложения по принятию или изменению нормативных правовых актов Российской Федерации.

Для размещения на Портале могут быть предоставлены и иные сведения и материалы, которые связаны с правоприменением в Российской Федерации.

Направляемую в Минюст России информацию о правоприменении просим дублировать также по электронному адресу: analitika@minjust.ru.

Ответственное структурное подразделение в Министерстве юстиции Российской Федерации - Департамент развития законодательства, тел. 8(495) 677-06-97, 677-09-94, 955-59-11.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области