РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МАССОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ РЕДАКЦИЙ ТЕЛЕКАНАЛОВ (РАДИОКАНАЛОВ)
И ВЕЩАТЕЛЕЙ
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере средств массовой информации направляем в Ваш адрес разъяснения по отдельным актуальным вопросам.
1. Соблюдение требований статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ).
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о СМИ, устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции.
Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.
Учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием коллектива журналистов устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание, что устав должен быть принят в течение трех месяцев с момента первого выхода в свет средства массовой информации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о СМИ, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным.
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации создается в качестве организации, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное ст. 20 Закона о СМИ, не является процедурой государственной регистрации устава.
Таким образом, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным в Роскомнадзор (его территориальный орган). В данном случае учредительный документ должен содержать также все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции (ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ).
Среди них:
1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.
Данный перечень является обязательным для включения в устав редакции СМИ, но не исчерпывающим.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное перечисление в уставе организации всех его участников поименно, то вносить изменения в действующую редакцию устава в случае изменения состава участников организации, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.10.2014 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", не требуется.
Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.
Нарушение порядка принятия и (или) утверждения устава, отсутствие какого-либо из обязательных положений, предусмотренных ст. 20 Закона о СМИ, свидетельствует о несоответствии устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ: до утверждения устава редакции или если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), включающим вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ.
В первом случае договор прекращает свое действие с момента утверждения устава редакции СМИ учредителем.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона о СМИ копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.
За непредставление или несвоевременное представление устава редакции в регистрирующий орган ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
- на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Необходимо при этом учитывать, что регистрирующим органом является тот территориальный орган Роскомнадзора, которым выдано свидетельство о регистрации СМИ, а для теле- и радиоканалов (телепрограмм, радиопрограмм), предназначенных для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, регистрирующим органом выступает Роскомнадзор.
На официальном сайте Роскомнадзора размещен примерный шаблон устава редакции средства массовой информации.
В соответствии с п. 5.8 примерного устава в составе редакции предусмотрено создание коллегиального совещательного органа - редакционной коллегии. Поскольку создание редакционной коллегии в соответствии со ст. 19, 20 Закона о СМИ не является обязательным требованием, ее отсутствие не является нарушением.
Если в составе медиахолдинга объединены редакции различных средств массовой информации, которыми руководят редакторы, необходимо создавать такой орган управления как главный редактор и указывать в уставах редакций и выходных данных сведения о главном редакторе.
2. Соблюдение требований статьи 27 Закона о СМИ.
При подготовке выходных данных необходимо особое внимание обратить на то, что:
- наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в свидетельстве о государственной регистрации средства массовой информации;
- графическое изображение знака информационной продукции должно соответствовать требованиям приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17.08.2012 N 202;
- формулировка сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей должна соответствовать формулировкам, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.09.2012 N 230;
- без знака информационной продукции допускается распространение информационной продукции категории 0+, а также программ (передач), выходящих в прямом эфире;
- указание в выходных данных сведений о лицензии, в соответствии с которой осуществляется распространение телеканала (радиоканала), вместо номера свидетельства о регистрации средства массовой информации, недопустимо;
- указание в выходных данных телеканала (телепрограммы) официального сокращенного наименования Службы (Роскомнадзор) не является нарушением требований ст. 27 Закона о СМИ.
Вещание радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) радиоканала. Каждый выход в эфир радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) радиопрограммы и сообщением об ограничении ее распространения в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ).
Дополнительно ст. 27 Закона о СМИ содержит требование, предписывающее указывать в выходных данных радиоканала (радиопрограммы) зарегистрировавший его орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации.
Регистрирующим органом является тот территориальный орган Роскомнадзора, которым выдано свидетельство о регистрации СМИ, а для теле- и радиоканалов (телепрограмм, радиопрограмм), предназначенных для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, регистрирующим органом выступает Роскомнадзор.
Обращаем Ваше внимание, что в случае перерегистрации СМИ в выходных данных указывается тот регистрирующий орган, который выдал новое свидетельство о регистрации СМИ, и новый регистрационный номер.
Основной целью объявления выходных данных является идентификация конкретного СМИ потребителями информационных услуг, в случае вещания радиоканала (радиопрограммы) - радиослушателями.
Ст. 2 Закона о СМИ закреплены определения радиоканала, радиопрограммы, указывающие, что эти формы периодического распространения массовой информации должны иметь "постоянное название". Таким образом, название СМИ является одним его из отличительных признаков, позволяющих идентифицировать СМИ и его редакцию.
Ст. 13 Закона о СМИ и п. 143 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации (утвержден приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 N 362) предусматривают отказ в регистрации СМИ, если ранее было зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения информации, что позволяет исключить возможность распространения двух радиоканалов (радиопрограмм) с одинаковыми названиями.
Комплексный анализ норм действующего законодательства Российской Федерации, в первую очередь регулирующего деятельность средств массовой информации, подтверждает, что указание в выходных данных только названия радиоканала (радиопрограммы) в полной мере достигает цели, поставленной законодателем, и никаким образом не вводит в заблуждение потребителей.
Исходя из указанных обстоятельств, а также принимая во внимание особенности распространения информации в форме радиоканала (радиопрограммы) и ее восприятия слушателями, Роскомнадзор считает, что не будет являться нарушением требований законодательства о средствах массовой информации, если при каждом выходе в эфир радиоканала (радиопрограммы) будет объявляться его название и сообщение об ограничении распространения информационной продукции среди детей, и не реже 4 раз в сутки - название СМИ, зарегистрировавший его орган, регистрационный номер и сообщение об ограничении распространения информационной продукции среди детей.
Для региональных СМИ, распространяющихся по лицензии, в которой указаны несколько средств массовой информации, выходящих в свет менее четырех раз в течение одних суток вещания, полные выходные данные объявляются при каждом выходе (если объем непрерывного вещания составляет менее 180 минут в сутки), а также во время эфира, чтобы общее количество объявлений выходных данных составило не менее 4 раз в сутки (если объем непрерывного вещания составляет более 180 минут в сутки).
В соответствии со ст. 27 Закона о СМИ вещание телеканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала. Каждый выход в эфир телепрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы и знаком информационной продукции в соответствии с требованиями Федерального закона N 436-ФЗ. В выходных данных телеканала (телепрограммы) также должны быть указаны зарегистрировавший его орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации.
Учитывая, что в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 17.08.2012 N 202, знак информационной продукции демонстрируется в начале трансляции каждой новой телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией), Роскомнадзор считает, что не будет являться нарушением требований законодательства о средствах массовой информации, если в выходных данных телеканала (телепрограммы) отсутствует знак информационной продукции.
При распространении в составе телеканала (радиоканала) зарегистрированной телепрограммы (радиопрограммы) должны объявляться выходные данные в соответствии с установленными требованиями.
Обращаем внимание, что логотип телеканала (телепрограммы) не включен в состав выходных данных средства массовой информации. Законодательство о средствах массовой информации не устанавливает каких-либо требований к логотипу, в том числе в части его соответствия названию телеканала (телепрограммы).
Дополнительно сообщаем, что в случае размещения материалов, подготовленных информационным агентством, они должны сопровождаться его наименованием (названием).
Для сведения сообщаем, что статус информационного агентства определен ст. 23 Закона о СМИ: на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.
Закрепляя статус информационного агентства, Закон о СМИ не дает определения данному термину. Действующее федеральное законодательство вообще не содержит трактовки информационного агентства. До 2005 г. определение данного понятия можно было найти в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", понимающем под информационным агентством "организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации". Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ данный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления.
Основными потребителями информации информационных агентств являются средства массовой информации.
Закон распространяет на информационные агентства правовой режим средства массовой информации.
Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации.
Выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа:
- на граждан в размере от 300 до 500 рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;
- на должностных лиц - от 500 рублей до 1 тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;
- на юридических лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.
3. Соблюдение требований статьи 11 Закона о СМИ.
В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена:
- учредителя;
- изменение состава соучредителей;
- изменение наименования (названия);
- изменение языка;
- изменение формы периодического распространения массовой информации;
- изменение территории распространения продукции СМИ
допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
При этом переименование юридического лица - учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя.
Следует учитывать, что периодическое печатное издание, сетевое издание, радио-, телеканал, радио-, телепрограмма, видеопрограмма и кинохроникальная программа представляют собой разные формы распространения массовой информации.
Изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, в соответствии с ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде административного штрафа:
- на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
- на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
- на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
В ч. 4 ст. 11 Закона о СМИ указаны случаи, при которых отсутствует необходимость производить перерегистрацию средства массовой информации. Однако она обязывает учредителя уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:
- изменении местонахождения (адреса) редакции;
- изменение периодичности выпуска средства массовой информации;
- изменение максимального объема средства массовой информации.
Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений. Указанная норма не содержит каких-либо исключений из общего правила, в связи с чем регистрирующий орган необходимо уведомлять о любых изменениях.
Регистрирующим органом является тот территориальный орган Роскомнадзора, которым выдано свидетельство о регистрации СМИ, а для теле- и радиоканалов (телепрограмм, радиопрограмм), предназначенных для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, регистрирующим органом выступает Роскомнадзор.
Изменение, исключение, добавление литера, корпуса, этажа, номера дома, комнаты также являются изменениями местонахождения (адреса) редакции.
Максимальный объем телепрограммы, радиопрограммы, аудиопрограммы, кинохроникальной программы, видеопрограммы, телеканала, радиоканала указывается в единицах измерения времени.
При изменении максимального объема СМИ (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) учредитель обязан письменно уведомить Роскомнадзор.
Непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор уведомления влечет административную ответственность предусмотренную ст. 13.23 КоАП РФ в виде административного штрафа:
- на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Дополнительно сообщаем, что в целях актуализации сведений, содержащихся в свидетельствах о регистрации СМИ, в случаях:
- изменения наименования учредителя (соучредителей);
- изменения местонахождения учредителя и (или) редакции
учредитель может воспользоваться правом на внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ и обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме, утвержденной Приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 N 362 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации" (приложение N 2 к Административному регламенту), с приложением комплекта документов, указанных в п. п. 44, 47 Административного регламента, и уплатой государственной пошлины в размере 350 рублей по реквизитам, указанным на официальном сайте соответствующего регистрирующего органа.
Рассмотрение заявления о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в Роскомнадзор.
В случае внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ выдается новое свидетельство о регистрации СМИ.
4. Соблюдение требований ст. 26 Закона о СМИ.
Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Необходимо учитывать, что законом право разрешения выхода в эфир предоставлено только лицу, являющемуся главным редактором. Иные редакторы (исполнительный редактор, творческий редактор, редактор) данным правом не обладают.
В случае временного отсутствия главного редактора (данный факт должен быть подтвержден документально - приказ об отпуске, приказ о командировании, и т.п.) разрешение на выход в эфир дается и.о. главного редактора или врио главного редактора.
Действующим законодательством не определен обязательный способ разрешения или вид документа, который подтверждает наличие разрешения главного редактора на выход в эфир. Каждое СМИ с данным вопросом определяется самостоятельно.
Вместе с тем, Роскомнадзор считает, что разрешение должно содержать:
- имя, фамилию главного редактора СМИ, его подпись;
- дату и время разрешения на выход в эфир;
- перечень передач, на которые дано разрешение с указанием планируемой даты и времени выхода их в эфир, а также наименование СМИ, в составе которого они будут распространены.
5. Соблюдение требований ст. 34 Закона о СМИ.
В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:
сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;
фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.
В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.
Сроки хранения:
материалов передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир;
регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нем.
Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию избирательных комиссий, комиссий референдума.
Поскольку форма журнала и порядок его ведения не установлен нормативными правовыми актами, редакция имеет право вести данный журнал как в бумажной, так и в электронной форме.
Оценивается полнота внесения сведений, предусмотренных законом, в регистрационный журнал, а также достоверность внесенных сведений (оценивается при сопоставлении записей эфира и записей журнала за отдельный промежуток времени).
За нарушение порядка хранения материалов теле- и радиопередач ст. 13.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
- на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
6. Соблюдение требований ч. 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ) во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию (далее - ВГТРК) передаются материалы организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.
Передаче подлежат программы и передачи (в том числе вышедшие в прямом эфире):
- собственного производства;
- материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);
- материалы, авторские права на которые переданы редакции (вещателю) правообладателями.
Подлежат доставке изготовленные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами художественные, мультипликационные, документальные фильмы, выпуски новостей, иные программы, созданные для телевещания и сообщенные в эфир/по кабелю впервые (премьерные показы), музыкальные произведения (фонограммы) и программы, созданные для радиовещания и сообщенные в эфир/по кабелю впервые (премьерное сообщение), а также музыкальные произведения (фрагменты музыкальных произведений), которые являются неотъемлемой частью вновь созданных программ, передач.
Обращаем внимание, что требования Федерального закона N 77-ФЗ никак не противоречат Гражданскому Кодексу Российской Федерации в части соблюдения положений об авторском и смежных правах. Материалы передаются в ВГТРК для хранения, право тиражировать, воспроизводить, распространять, передавать третьим лицам за вознаграждение и т.п. в данном случае получателю обязательного экземпляра не передаются.
Обязанность передавать на хранение экземпляры продукции распространяется на все организации по производству телерадиопродукции и телерадиовещательные организации, вне зависимости от принадлежности к государственному или частному сектору.
Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в эфир канала, не нужно.
Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов).
За нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов ст. 13.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
- на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.