МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ <1>
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ, КАТЕГОРИРОВАНИЮ
И ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ
МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ,
А ТАКЖЕ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ И ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

--------------------------------

<1> Рекомендации не содержат норм права и носят рекомендательный (разъяснительный) характер, подготовлены на основе материалов, взятых из открытых источников

В связи с вступлением в силу требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, а также подведомственных и относящихся к сфере их деятельности организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2023 г. N 944 (далее - Требования), необходимо организовать работу по антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, а также подведомственных и относящихся к сфере их деятельности организаций (далее - органы (организации) в соответствии с Требованиями и переоформление паспортов безопасности.

Настоящие рекомендации предназначены для оказания помощи руководителям органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий) (далее - организация-правообладатель), а также должностным лицам, осуществляющими непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях), и уполномоченным ими лицам, в проведении мероприятий по обследованию, категорированию и паспортизации находящихся в ведении объектов (территорий) (далее - Объект) в соответствии с Требованиями.

I. Нормативная правовая база по обеспечению
антитеррористической защищенности объектов

1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи".

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

5. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи".

6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

7. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

8. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму".

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" (вместе с "Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)").

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2023 г. N 944 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, а также подведомственных и относящихся к их сфере деятельности организаций".

12. ГОСТ Р 70620-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. "Антитеррористическая защищенность. Термины и определения" (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 29.12.2022 N 1721-ст).

II. Термины, определения

В настоящих рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:

антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта;

внутриобъектовый режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности;

защитная мера - мероприятие, направленное на выявление и предотвращение действий нарушителя по причинению вреда жизни и здоровью людей, а также нанесению значительного материального ущерба на охраняемом объекте (территории);

защитная мера техническая - защитная мера, реализуемая с помощью средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охраны;

зона ограниченного доступа - территория, объект, помещение в объекте, доступ в которые ограничивается и контролируется;

инженерно-техническая укрепленность объекта (территории) - совокупность прочностных характеристик и свойств средств инженерно-технической укрепленности, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированным действиям;

категорирование объекта (территории): процедура отнесения объекта (территории) к определенной категории с учетом возможных последствий совершенного на нем террористического акта на основании оценки состояния антитеррористической защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также степень потенциальной опасности совершения террористического акта;

категория объекта (территории) - условный индекс, устанавливаемый объекту (территории) по результатам категорирования с учетом возможных последствий совершения на нем террористического акта;

критический элемент объекта - здание, сооружение, помещение, конструктивный элемент, оборудование систем инженерно-технического обеспечения объекта, несанкционированное воздействие на которые может привести к полному или частичному прекращению функционирования объекта, к возникновению чрезвычайной ситуации с социально-экономическими последствиями, связанными с нанесением вреда жизни и здоровью людей, значительному материальному ущербу физическим и юридическим лицам;

несанкционированное действие - совершение или попытка совершения противоправных действий по отношению к охраняемому объекту (территории) с целью подготовки и совершения террористического акта;

обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории): реализация совокупности проектных решений, организационных и специальных мероприятий, направленных на обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объекта (территории);

паспорт безопасности объекта (территории) - документ, отражающий антитеррористическую защищенность объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории);

потенциально опасные участки - территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;

правообладатель объекта недвижимости - физическое или юридическое лицо, обладающее правом владения объектом недвижимости (его использования) на основании договора о переходе прав (собственности, аренды, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения и оперативного управления, сервитута);

пропускной режим - комплекс мер, осуществляемых с целью организации санкционированного доступа на охраняемый объект (территорию), проноса и провоза вещей (грузов) на охраняемый объект;

противотаранное устройство - инженерное заграждение или инженерно-техническое устройство, предназначенное для принудительной остановки транспортных средств путем создания физического препятствия их несанкционированному проезду (прорыву) на охраняемую территорию;

система контроля и управления доступом (СКУД) - совокупность средств контроля и управления доступом, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью;

система охранная телевизионная (СОТ) - телевизионная система замкнутого типа, предназначенная для получения изображений с охраняемого объекта в целях обеспечения антитеррористической защиты;

система охранной сигнализации (СОС) - совокупность совместно действующих технических средств обнаружения проникновения (попытки проникновения) на охраняемый объект, сбора, обработки, передачи и представления в заданном виде информации о проникновении (попытки проникновения) и другой служебной информации;

система тревожной сигнализации (СТС) - электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности;

средства инженерно-технической укрепленности - строительные конструкции зданий, инженерные сооружения и средства (ограждения, преграды, барьеры, малые архитектурные формы и другие), а также технические устройства, обеспечивающие инженерно-техническую укрепленность объекта;

террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

физическая защита - защита объекта путем применения совокупности ресурсов, средств и методов по обеспечению предотвращения, обнаружения и ликвидации угроз физической целостности объекта защиты;

эвакуация - процесс организованного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов террористического акта;

эмпирический метод - это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений.

III. Управление мероприятиями по обеспечению
антитеррористической защищенности объектов (территорий)
в соответствии с Требованиями

Первоочередными мероприятиями по организации антитеррористической защищенности (далее - АТЗ) Объектов в соответствии с Требованиями являются:

1. Изучение руководителем организации - правообладателя, а также уполномоченными им лицами (руководителями объектов (территорий), должностными лицами, ответственными за обеспечение их АТЗ) положений Требований.

2. Сравнительный анализ соответствия ранее установленной категории Объекта, существующей организационно-распорядительной документации и проводимой работе по АТЗ положениям Требований.

3. Проведение категорирования Объектов и организация работы по их АТЗ в соответствии с положениями Требований.

4. По результатам сравнительного анализа разработка (переработка), согласование и утверждение основных организационно-распорядительных документов по обеспечению АТЗ категорированных Объектов:

приказ о назначении ответственного за обеспечение АТЗ Объекта (нескольких Объектов);

приказ "О проведении обследования и категорирование объектов (территорий) и составлении паспортов безопасности" (см. приложение 1);

акт категорирования Объекта (см. приложение 2);

паспорт безопасности Объекта;

положение (инструкция) об организации внутриобъектового и (или) пропускного режима;

приказ об организации внутреннего контроля АТЗ на Объекте, устанавливающий перечень контрольных мероприятий, периодичность их проведения и ответственных исполнителей;

порядок оповещения и эвакуации работников и посетителей в случае получения информации об угрозе совершения на Объекте террористического акта либо о его совершении;

план проведения специальных занятий с работниками Объектов по действиям при появлении признаков совершения террористического акта или возникновении угрозы его совершения;

план проведения учений (тренировок) с участием (по согласованию) территориальных подразделений органов безопасности, МВД России, МЧС России, Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии (далее - вневедомственная охрана) по отработке действий в соответствии с разработанными алгоритмами при обнаружении подозрительных лиц и предметов, получении информации об угрозе или совершении на Объекте террористического акта;

приказ о мерах по защите служебной информации, содержащейся в паспорте безопасности и других документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения и принимаемых мерах по АТЗ, в том числе об утверждении инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения и перечня видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения;

локальный нормативный акт, определяющий специальные места для проверки вносимого (ввозимого) имущества и почтовых отправлений, карантинного хранения обнаруженных подозрительных предметов и почтовой корреспонденции, а также порядок действий при обнаружении подозрительных почтовых отправлений с неизвестным содержимым (см. приложение 3);

алгоритмы действий персонала Объекта при обнаружении подозрительных лиц и предметов, получении информации об угрозе или о совершении на Объекте террористического акта (см. приложение N 4);

план проведения проверок АТЗ Объектов (не реже одного раза в 3 года по каждому объекту);

план мероприятий (комплекс мер) по обеспечению АТЗ Объектов, устанавливающий сроки проведения мероприятий, отраженных в акте категорирования и паспорте безопасности.

Справочно:

Правообладателем государственного и муниципального имущества объекта (здания), переданного государственным и муниципальным организациям на праве оперативного управления, являются организации, которым передано это имущество.

Правообладателем территорий (земельных участков), находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), являются организации, которым передан этот земельный участок.

IV. Организация и проведение обследования
и категорирования объектов (территорий)

В связи с вступлением в силу Требований, содержащих измененные критерии определения категории Объектов и форму паспорта безопасности, организации-правообладателю надлежит провести их категорирование и переоформление паспортов безопасности в соответствии с положениями Требований.

На Объект, не подпадающий под критерии категорирования, указанные в п. 13 Требований, и не включенный в перечень Объектов, подлежащих обследованию и категорированию, акт категорирования не составляется. Защищенность такого Объекта обеспечивается организацией-правообладателем в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи.

Организация и порядок проведения категорирования определяется локальными нормативными актами руководителя организации-правообладателя и уполномоченных им руководителей территориальных структурных подразделений (филиалов).

Ответственным должностным лицом, назначенным руководителем организации-правообладателя или территориального структурного подразделения (филиала), проводится предварительная оценка соответствия/не соответствия характеристик всех находящихся в ведении Объектов критериям категорирования, указанным в п. 13 Требований, и формируется пояснительная записка на имя руководителя организации-правообладателя или территориального структурного подразделения (филиала), содержащая перечень всех Объектов подразделения (филиала) проект решения об их подпадании или не подпадании под критерии категорирования и приложением подтверждающих документов и материалов или ссылок на информационные системы, в которых данные документы размещены. <2>

--------------------------------

<2> Допускается иной порядок предварительной оценки соответствия характеристик Объекта критериям категорирования, который определяется внутренним локальном нормативным актом.

Приказом руководителя организации-правообладателя определяется перечень Объектов, подлежащих обследованию и категорированию (см. приложение N 1).

В организациях-правообладателях, имеющих в своем составе широкую разветвленную филиальную сеть с территориально распределенными Объектами, уполномоченными руководителями этих территориальных структурных подразделений (филиалов) могут составляться локальные нормативные акты о проведении на местах обследований и категорирования находящихся в ведении Объектов.

Приказами руководителей организации-правообладателя (ее территориального подразделения (филиала) утверждается состав комиссии по категорированию Объекта (далее - комиссия) во главе с ее председателем, с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности каждого из ее членов, кроме представителей территориальных органов безопасности, Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны Росгвардии и МЧС России (без указания в приказе их Ф.И.О. и должностей). Участие представителей указанных силовых ведомств в работе комиссии осуществляется по предварительному согласованию.

В целях формирования комиссии организации-правообладателю целесообразно направлять в территориальные органы безопасности, Росгвардии (вневедомственной охраны) и МЧС России уведомления о формировании комиссии с предложением выделения сотрудника для участия в ее работе (с подтверждением получения уведомления в согласованной форме).

При отсутствии у членов комиссии достаточной квалификации, опыта выполнения мероприятий при обследовании Объектов и владения методиками расчетов критериев и оценок уязвимости потенциально опасных участков и критических элементов, состояния систем физической защиты и АТЗ Объектов, опыта по разработке и оформлению документов по результатам работы комиссии (актов, паспортов безопасности, приложений, технических заданий и др.) к работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Квалификационный уровень специалиста по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) определен соответствующим профессиональным стандартом (утвержден и введен в действие приказом Минтруда России от 27.04.2023 N 374н).

Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования Объекта, типовая форма которого не предусмотрена Требованиями, не регламентирована нормативными правовыми актами Российской Федерации, что подразумевает его составление в произвольной форме.

Примерная форма акта категорирования приведена в приложении N 2.

Рекомендуется заблаговременно готовить проект акта категорирования с заполнением разделов, относящихся к компетенции организации-правообладателя.

Акт категорирования составляется в одном экземпляре и может содержать следующие элементы, в том числе подлежащие переносу в паспорт безопасности Объекта:

полное и сокращенное наименование Объекта, его ведомственная принадлежность (в чьем ведении находится или к сфере деятельности какого Федеральной органа исполнительной власти (Минцифры России или Роскомнадзора) относится организация-правообладатель);

наименование вышестоящей организации, основной вид ее деятельности (рекомендуется указывать наименование раздела основного вида деятельности по действующему общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)) <3>;

--------------------------------

<3> "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 11.05.2023)

основной вид деятельности на Объекте (рекомендуется указывать наименование класса основного вида деятельности по действующему ОКВЭД);

адрес фактического местонахождения Объекта;

ФИО руководителя Объекта, его контактный телефон;

ФИО лица, ответственного за АТЗ Объекта, его контактный телефон;

наименование подразделения физической охраны (при ее наличии), контактный телефон;

установленная категория Объекта;

характеристика Объекта (здание, часть здания, сооружение) и прилегающей территории (при наличии);

занимаемая Объектом площадь;

протяженность периметра прилегающей территории (при наличии);

численность (штатная и по договорам) работающих на Объекте (без уточнения должностных обязанностей), из них арендаторов;

количество смен работы Объекта (1 смена - 8 часов);

максимальное количество единовременно пребывающих на Объекте людей (работников/арендаторов/охранников/посетителей) в рабочие дни (определяется эмпирическим методом) <4>;

--------------------------------

<4> Используется в качестве критерия определения категории Объекта. В паспорт безопасности переносится только количество работников организации.

количество одновременно находящихся на Объекте работников в дневное/ночное (с 22-00 до 06-00 час.) время (нормативными правовыми актами методика мониторинга одновременного пребывания, передвижения людей на Объекте не определена, определяется эмпирическим методом);

потенциально опасные участки Объекта с указанием для каждого: наименование; характера террористической угрозы (захват, подрыв, обстрел, захват заложников, вывод из строя систем связи, применение химических и радиоактивных веществ и т.д.); численность работников, участвующих в деятельности на участке; общая площадь опасного участка (кв. м); характер возможной чрезвычайно ситуации <5> (локальный, муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный, федеральный); зоны наибольшего скопления людей на объекте (коридоры, залы или зоны ожидания и т.п.);

--------------------------------

<5> Принимается в соответствии с классификацией ЧС природного и техногенного характера, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

критические элементы Объекта с указанием для каждого: наименование; характера террористической угрозы; численность работников, участвующих в деятельности критического элемента; оценки уязвимости критического элемента с указанием уязвимых мест - участков (локальных мест) критических элементов;

количество пострадавших в результате террористического акта по каждому критическому элементу с указанием: количества персонала организации/персонала охраны/жителей (посетителей); количества человек, условия жизнедеятельности которых нарушены <6>; масштаб последствий террористического акта <7>;

--------------------------------

<6> Устанавливается в соответствии с приказом МЧС России от 30.12.2011 г. N 795 "Об утверждении порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт" с изм., внесенными приказом МЧС России от 14 июля 2016 г. N 376.

<7> Указываются с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

нарушение инфраструктуры (определяются в ходе изучения и обследования конструктивных особенностей объекта, его месторасположения, окружающей объект инфраструктуры, условий его функционирования);

вид охраны Объекта;

структура и порядок организации охраны;

штат подразделения физической охраны на объекте (при наличии);

наличие инструкции по физической защите Объекта, договора (контракта), инструкции охранников и др.);

инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам Объекта;

образцы пропускных документов на Объект;

наличие вспомогательных помещений для персонала охраны Объекта;

наличие контрольно-пропускных пунктов на Объект: проходных/автотранспортных/смешанных;

данные о дислокации постов физической охраны Объекта (при наличии) с указанием количества постов и человек на них: наружные посты, внутренние посты, 8-часовые, 12-ти часовые, круглосуточные, посты с иным режимом работы (указать режим);

данные об экипировке и используемых специальных средствах у персонала охраны: оружие (наименование и количество единиц оружия и патронов к нему; специальные средства (вид и количество единиц); служебные собаки (количество собак и вольеров);

дополнительные силы и средства, при необходимости привлекаемые для обеспечения АТЗ объекта (выставление охранной организацией дополнительных постов, направление территориальными органами МВД России и Росгвардии (вневедомственной охраны) сил и средств для усиления охраны объекта);

протяженность периметра территории Объекта, подлежащего ограждению;

состояние, протяженность и характеристика ограждения Объекта (капитальное, деревянное, сетчатое, наличие дополнительного (верхнего и (или) нижнего);

наличие освещения охраняемой территории и ограждения Объекта, его краткая характеристика (уличное, декоративное, охранное, места установки светильников);

внутренние помещения, участки периметра территории Объекта, ограждение которых заблокировано сигнализацией, тип (на движение, на открытие, на разбитие стекла, на приближение или прикосновение, на тряску, совмещенные, комбинированные) и количество приборов сигнализации (извещателей), установленных по периметру ограждения, куда выведено тревожное извещение, организация, осуществляющая реагирование;

тип и количество установленной на Объекте системы пожарной сигнализации, количество лучей (шлейфов) сигнализации <8>;

--------------------------------

<8> Заполняется по данным обслуживающей организации.

тип (автономная, пультовая), количество лучей (шлейфов) тревожной сигнализации, обеспечивающей формирование и передачу на пульт охранной организации или правоохранительных органов извещений о нападении на Объект с указанием: где установлены кнопки тревожной сигнализации (брелки либо мобильные устройства, работающие по радиоканалу), куда выведено тревожное извещение, наименования организации, осуществляющей реагирование;

количество постов охраны Объекта, оборудованных радиосвязью, тип и количество радиостанций;

количество постов охраны Объекта, оборудованных телефонной связью;

места установки мониторов, контролируемые зоны и количество видеокамер, установленных на Объекте;

тип и количество досмотровой техники, турникетов СКУД, механизированных ворот, применяемых на Объекте средств осмотра и принудительной остановки транспорта;

принимаемые на Объекте меры пожарной безопасности (действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности из имеющихся в распоряжении сведений: акта ввода в эксплуатацию объекта (территории), действующего предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований по пожарной безопасности, декларации о мерах пожарной безопасности, вступившего в силу решения суда об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности) <9>;

--------------------------------

<9> Заполняется по согласованию с представителем территориального подразделения МЧС России.

оценка эффективности и использования сил и средств охраны для выполнения мероприятий по АТЗ Объекта (установленные требования по обеспечению безопасности и АТЗ Объекта выполняются/не выполняются);

обоснованные и принятые комиссией согласованные решения о достаточности/не достаточности сил и средств для выполнения мероприятий по охране/защите Объекта с указанием (при наличии) необходимых дополнительных мероприятий по совершенствованию физической защиты и АТЗ Объекта с указанием срока их выполнения <10>;

--------------------------------

<10> Достаточность сил и средств оценивается на основе выводов о выполнении установленных требований к его АТЗ для установленной категории и задач по физической защите и предотвращению террористического акта.

вывод о системе охраны Объекта - позволяет/не позволяет обеспечить его безопасность и АТЗ.

Полномочия комиссии отражены в пункте 10 Требований.

В ходе обследования и категорирования Объекта комиссия также проводит проверку:

физической защиты Объекта <11> (см. Приложение N 5);

--------------------------------

<11> Организация физической охраны Объекта должна соответствовать положениям ППРФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".

соответствия проводимой работы по АТЗ, инженерно-технической укрепленности и применяемых технических средств безопасности положениям Требований для установленной категории Объекта, а также положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области связи (для сооружений связи, сетей связи и объектов почтовой связи);

работоспособности технических средств безопасности, используемых на Объекте, и организации их эксплуатационно-технического обслуживания.

К акту категорирования прилагаются:

материалы (пояснительные записки (их копии), обосновывающие расчеты и исследования и др.), подтверждающие собранные об Объекте сведения и сделанные выводы, подлежащие последующему внесению в паспорт безопасности объекта;

план (схема) Объекта с обозначением потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) (при необходимости);

план (схема) охраны Объекта с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств безопасности (при необходимости);

особое мнение руководителя органа (организации, объекта), входящего в состав комиссии, о признании действующего паспорта безопасности Объекта утратившим силу по результатам актуализации (при наличии);

особое мнение членов комиссии, не согласных с общим принятым решением (при наличии).

Основные данные об Объекте, имеющем несколько зданий (корпусов), а также значения прогнозируемых показателей и установленная категория указываются для каждого здания (корпуса) объекта. В случае отнесения их к разным категориям Объекту в целом присваивается наивысшая категория из установленных для отдельного здания Объекта.

Если Объект представляет собой отдельное помещение или группу помещений, занимающих часть здания, акт категорирования составляется только в отношении этих помещений.

Справочно:

Административное здание: здание, предназначенное преимущественно для административной деятельности (ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 N 1388-ст);

Виды административной деятельности приведены в разделе N Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), принятого и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст.

Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования Объекта, который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории), составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

В случае возникновения в ходе составления акта категорирования разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт категорирования Объекта, при этом их особое мнение приобщается к акту категорирования.

V. Оформление паспорта безопасности объекта (территории)

Паспорт безопасности Объекта составляется в одном экземпляре по установленной форме должностным лицом, ответственным за обеспечение АТЗ Объекта, и утверждается руководителем органа (организации) или уполномоченным им должностным лицом.

Паспорт безопасности Объекта разрабатывается на каждый Объект, для которого установлена категория, в течение 30 дней со дня утверждения акта категорирования и согласовывается (в том числе при его актуализации) в установленном порядке (пункт 41 Требований) с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Росгвардии (вневедомственной охраны) по месту нахождения объекта (территории).

Электронная копия паспорта безопасности Объекта (в том числе актуализированного) направляется в территориальный орган безопасности по месту нахождения объекта (территории).

Актуализация паспорта безопасности Объекта осуществляется не реже одного раза в 5 лет (срок действия паспорта безопасности) в порядке, установленном для его разработки (с составлением акта категорирования) в тех значениях, которые предполагаются формой паспорта безопасности, при изменении:

основного предназначения (основного вида деятельности по ОКВЭД) Объекта;

общей площади и периметра его территории;

количества потенциально опасных и критических элементов Объекта;

сил и средств, привлекаемых для обеспечения его АТЗ;

мер по инженерно-технической защите Объекта.

По согласованию с территориальными органами безопасности и Росгвардии (вневедомственной охраны) допускается внесение в паспорт безопасности Объекта незначительных изменений, не влияющих на оценку возможных последствий совершения на нем террористического акта, а также его значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, без проведения мероприятий, предусмотренных для разработки паспорта безопасности.

Вносимые изменения в форме отдельного документа за подписью ответственного за АТЗ Объекта прилагается к паспорту безопасности с указанием причин и даты их внесения.

Решение о признании паспорта безопасности Объекта по результатам актуализации утратившим силу с даты утверждения нового и его замене прилагается к акту категорирования, как особое мнение руководителя органа (организации, Объекта) <12>.

--------------------------------

<12> Допускается иной порядок фиксирования данного решения в соответствии с внутренним нормативным актом.

После замены, утративший силу паспорт безопасности в установленном порядке хранится в течение 5 лет в администрации Объекта или организации-правообладателя.

Приложение N 1

ПРИМЕР
СОСТАВЛЕНИЯ ПРИКАЗА "О ПРОВЕДЕНИИ КАТЕГОРИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ
(ТЕРРИТОРИЙ) И СОСТАВЛЕНИИ ПАСПОРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ"

ПРИКАЗ
от "__" __________ 202... г.
N ______
О проведении обследования и категорирование
объектов (территорий) и составлении паспортов
безопасности
В соответствии с пунктом 8 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, а также подведомственных и относящихся к сфере их деятельности организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2023 г. N 944 (далее - Требования) приказываю:
1. Утвердить состав комиссии по обследованию и категорированию объектов (территории) (далее - Комиссия) согласно приложению.
2. Комиссии, в период с "__" по "__" 201... г., провести обследование и категорирование объектов (территорий), находящихся в ведении организации, по адресам:
2.1. _________________________________;
2.2. _________________________________;
2.3. _________________________________;
(можно оформить отдельным приложением)
3. Руководителям объектов (территорий) и ответственному за обеспечение АТЗ объектов (должность, ФИО):
3.1. Результаты обследования и категорирования по каждому объекту (территории) оформить актом категорирования.
3.2. На основе актов категорирования объектов (территорий) составить (актуализировать) паспорта безопасности объектов (территорий), которые согласовать с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны Росгвардии) и представить на утверждение не позднее ________ 202_ года.
3.3. Составление, учет, хранение паспортов безопасности объектов, их актуализацию, ознакомление лиц с информацией, содержащихся в них, осуществлять в порядке, установленном Требованиями.
4. Паспорта безопасности объектов (территорий), составленные в соответствии с Требованиями, ввести в действие с даты их утверждения.
5. Ответственному за обеспечение АТЗ объектов (должность, ФИО), в течение _____________ (прописью) рабочих дней с даты утверждения, электронные копии паспортов безопасности объектов (территорий) направить в территориальный орган безопасности.
6. Заведующему канцелярией (ФИО) изъять у руководителей объектов (территорий) утратившие силу паспорта безопасности объектов (территорий), организовать их архивное хранение в организации в течение 5 лет. Паспорта безопасности объектов (территорий), с момента утверждения которых прошло более 10 лет, уничтожить в установленном порядке.
7. Считать утратившими силу .... (ранее изданные распорядительные и локальные акты организации, если требуется).
8. Настоящий приказ довести до лиц, указанных в приказе.
9. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение: состав комиссии по категорированию объектов (территорий) организации на ___ л.
Директор
Приложение
к приказу ____________
от __________ N ______
Состав
комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории)
Председатель комиссии:
(должность, Ф.И.О.)
Члены комиссии:
(должности работников объекта (территории), Ф.И.О.)
(представитель территориального органа безопасности)
(представитель территориального органа Росгвардии (вневедомственной охраны)
(представитель территориального органа МЧС России)
(должности иных лиц (экспертов), участвующих в обследовании и категорировании объекта, Ф.И.О.)

Приложение N 2

ПРИМЕРНЫЙ АКТ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ)

"Для служебного пользования"
(или гриф секретности)
УТВЕРЖДАЮ
(председатель комиссии, должность,)
(подпись, Ф.И.О.)
"___" _______________________202_ г.
АКТ КАТЕГОРИРОВАНИЯ
(наименование объекта (территории)
Состав комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории)
Председатель комиссии:
(должность, Ф.И.О.)
Члены комиссии:
(должности работников объекта (территории), Ф.И.О.)
(должность, ФИО представителя территориального органа безопасности)
(должность, ФИО представителя территориального органа Росгвардии (вневедомственной охраны))
(должность, ФИО представителя территориального органа МЧС России)
(должности, Ф.И.О иных лиц (экспертов), участвующих в обследовании и категорировании объекта)
Основание:
(наименование, дата и N распорядительного документа, утвердившего создание и состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории)
Комиссия по категорированию объекта (территории) в период с "..." __________ 202_ г. по "..." __________ 202_ г. провела обследование указанного объекта (территории) и установила следующее:
1. Общие сведения об объекте (территории)
(полное и сокращенное наименования объекта (территории), дата ввода в эксплуатацию)
(почтовый адрес, телефон, факс (при наличии), адрес электронной почты)
(форма собственности (федеральная, региональная, муниципальная, частная))
(Федеральный орган исполнительной власти (Федеральная Служба), в чьем ведении находится или к сфере деятельности относится организация, являющаяся правообладателем объекта (территории))
(адрес, телефон, адрес электронной почты организации-правообладателя)
(вид основной деятельности органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории)
(характеристика Объекта (отдельное здание, часть здания, сооружение), наличие прилегающей территории, здания, строения, сооружения, автостоянки, расположенные на ней)
(общая площадь объекта (территории), кв. метров, протяженность периметра территории, метров - на основе данных в правоустанавливающих документах)
(Ф.И.О. руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), служебный (мобильный) телефон, электронная почта)
(Ф.И.О. должностного лица, осуществляющего непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), служебный (мобильный) телефон, электронная почта)
(Ф.И.О. должностного лица объекта (территории), ответственного за обеспечение АТЗ объекта (территории), служебный, мобильный телефоны)
(Ф.И.О. руководителя подразделения охраны на объекте, служебный, мобильный телефоны)
2. Характеристика местности в районе расположения объекта (территории)
(рельеф, прилегающие лесные массивы, городская застройка, возможность скрытного подхода к объекту (территории)
Социально значимые, административные и другие объекты:
NN п/п
Наименование административных, экстренных, социальных служб
Адрес
Телефон
1.
Территориальный орган государственного управления (префектура, администрация, муниципалитет др.)
2.
Территориальный орган безопасности
3.
Территориальный орган МВД России
4.
Территориальный орган Росгвардии (вневедомственной охраны)
5
Территориальный орган МЧС России
6.
Противопожарные службы
7.
Медицинские учреждения
8.
..........................
9.
..........................
3. Общие сведения о работниках (арендаторах) объекта (территории)
3.1. Максимальное количество единовременно пребывающих в рабочие дни на объекте (территории) людей: работников/арендаторов/охранников/посетителей
(человек)
3.2. Режим работы объекта (территории)
(1, 2, 3 - сменный режим, круглосуточный)
3.3. Среднее одновременное нахождение на объекте (территории) людей: работников организации/арендаторов/охранников/посетителей в дневное/ночное время ____/____ человек;
3.4. Сведения об арендаторах, находящимся на объекте (территории)
(полное и сокращенное наименование организации, основной вид деятельности, общее количество работников, занимаемая площадь (кв. метров), режим работы, Ф.И.О., номера телефонов (служебного, мобильного) руководителя организации, срок действия аренды)
4. Сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах объекта (территории)
Потенциально опасные участки объекта (территории) (при наличии)
N
Наименование участка
Характер террористической угрозы
Численность работников, участвующих в деятельности на участке, человек
Общая площадь участка, кв. метров
Характер возможной чрезвычайной ситуации
1.
Критические элементы объекта (территории) (при наличии)
N
Наименование критического элемента
Характер террористической угрозы
Численность работников, участвующих в деятельности критического элемента, человек
Оценка уязвимости критического элемента
1.
5. Возможные последствия в результате совершения террористического акта на объекте (территории)
5.1 Количество пострадавших
N п/п
Наименование критического элемента
Количество человек, пострадавших в результате террористического акта
Количество человек, условия жизнедеятельности которых нарушены
Масштаб последствий террористического акта
персонал организации
персонал охраны
жители (посетит.)
1.
Всего
5.2. Нарушение инфраструктуры
6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории)
6.1. Вид охраны:
а)
(физическая, пультовая)
б)
(государственная, ведомственная или иная охранная организация)
6.2. Структура и порядок организации охраны
(положение о подразделении охраны, вид подразделения - филиал, отряд, команда, отдельная группа)
6.3. Штат подразделения охраны (состав суточного наряда, обеспечивающего охрану объекта (территории)
N п/п
Наименование должности
Количество работников
Всего
6.4. Организационно-распорядительные документы
(инструкция о физической защите Объекта, договор (контракт) на оказание охранных услуг, наличие должностных инструкций охранников и др.)
(инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам, образцы пропускных документов, вспомогательные помещения для персонала охраны)
6.5. Контрольно-пропускные пункты:
а) всего ____________________________________________________________
б) проходных _______________________________________________________
в) автотранспортных _________________________________________________
г) смешанных _______________________________________________________
6.6. Дислокация постов охраны, режим работы
Вид поста
Количество
единиц
человек
Наружные посты
Внутренние посты
Круглосуточные посты
12-часовые посты
8-часовые посты
Посты с иным режимом работы (указать режим)
Всего
6.7. Экипировка охраны:
а) оружие
(наименование и количество единиц оружия и патронов к нему)
б) специальные средства
(вид и количество единиц специальных средств)
в) служебные собаки
(количество собак и вольеров для их содержания)
д) дополнительные силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории)
(направление при необходимости территориальными органами МВД России и Росгвардии (вневедомственной охраны) и охранной организацией, силы и средства для усиления охраны Объекта, система оповещения)
7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта (территории)
7.1. Общая протяженность периметра, подлежащего ограждению
(метров)
7.2. Характеристика ограждений
(капитальные, деревянные, из колючей проволоки, сетчатые и др., протяженность, состояние)
7.3. Освещение охраняемой территории и периметра ограждения
(наличие, краткая характеристика)
7.4. Охранная сигнализация
(участки, ограждение которых заблокировано сигнализацией, тип и количество приборов сигнализации, установленных по периметру ограждения)
7.5. Пожарная сигнализация
(тип, количество лучей)
7.6. Тревожная сигнализация, в том числе кнопка тревожной сигнализации
(тип, количество лучей, куда выведены)
7.7. Наличие средств радиосвязи
(количество постов, оборудованных радиосвязью, тип и количество радиостанций)
7.8. Наличие средств телефонной связи
(количество постов, оборудованных телефонной связью)
7.9. Наличие средств видеонаблюдения (охранного телевидения)
(тип и количество видеокамер, контролируемые зоны, места установки мониторов)
7.10. Технические средства контрольно-пропускных пунктов
(тип и количество досмотровой техники, турникетов, системы контроля и управления доступом, механизированных ворот применяемых средств осмотра и принудительной остановки транспорта)
7.11. Меры пожарной безопасности объекта (территории)
7.12. Объектовые и локальные системы оповещения
(наличие, марка, характеристика)
7.13. Резервные источники электроснабжения
;
(наличие, вид, место установки)
8. Дополнительная информация с учетом особенностей объекта (территории)
(наличие на объекте (территории) комнаты хранения оружия, режимно-секретного органа, его численность (штатная и фактическая), количество сотрудников объекта (территории), допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, меры по обеспечению режима секретности и сохранности секретных сведений, другие сведения)
9. Выводы и рекомендации
9.1. По результатам обследования (актуализации)
(наименование Объекта)
ему присвоена ___________________ категория.
9.2. Эффективность сил и средств охраны для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории)
9.3. Необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта (территории) с указанием срока их выполнения
9.4. Вывод о системе охраны объекта (территории)
10. Решение принято:
- голоса членов комиссии: "за" ____, "против" ____, "воздержались" ____;
- решением председателя комиссии.
Особое мнение члена(ов) комиссии __________________ прилагается.
Председатель комиссии:
(должность, подпись, Ф.И.О.)
Члены комиссии:
(должность, подпись, Ф.И.О.)
Приложение:

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ
С НЕИЗВЕСТНЫМ СОДЕРЖИМЫМ

1. Порядок действий по организации и выполнению мероприятий
при возникновении (угрозе возникновения) террористических
актов для учреждений и организаций, осуществляющих работу
с почтовыми отправлениями (письмами и обращениями граждан)

1.1. При осуществлении работы с почтовыми отправлениями (письмами и обращениями граждан) основными характерными признаками "подозрительных" писем (бандеролей) указывающих на угрозу (предпосылки) возникновения террористического акта биологического, радиационного и химического происхождения, являются:

- неожиданный для учреждения адресат;

- оформление детским почерком почтового отправления с адресатом в государственный орган исполнительной власти;

- письмо (бандероль) адресовано сотруднику, уже не работающему в данном учреждении, или имеются еще какие-либо неточности в адресе;

- письмо (бандероль) не имеет обратного адреса или имеет неправильный обратный адрес;

- почтовая марка на конверте не соответствует городу (государству) в обратном адресе;

- письмо (бандероль) помечено ограничениями типа "Лично" и "Конфиденциально";

- конверт (упаковка бандероли) необычен по форме, весу, размеру, неровен по бокам и т.д.;

- конверты (упаковка бандероли) имеют странный запах или цвет, в них прощупываются посторонние вложения;

- визуальное (при "просвете" письма с использованием яркого источника света: солнечный свет, лампа, пр.) или тактильное (на ощупь, без вскрытия конверта) определение наличия в "подозрительном" письме, порошкообразного вещества.

1.2. Действия работника, осуществляющего работу с почтовыми отправлениями, при получении письма (бандероли) с подозрительными признаками:

- не вскрывать конверт (бандероль);

- положить его в пластиковый пакет, а в другой пластиковый пакет - лежащие в непосредственной близости с письмом (бандеролью) предметы и/или поместить в специальное место карантинного хранения обнаруженных подозрительных предметов и почтовой корреспонденции;

- при повреждении конверта или вскрытии его и просыпании на стол (пол) находящегося в нем порошкообразного вещества, положить конверт на просыпанное вещество и накрыть его пластиковым пакетом;

- убедиться, что "подозрительная" или поврежденная почта отделена от других писем и бандеролей и ближайшая к ней поверхность ограничена;

- вымыть руки водой с мылом и убедиться, что все, кто трогал "подозрительное" письмо (бандероль), также вымыли руки водой с мылом;

- незамедлительно доложить о факте получения "подозрительного" письма (бандероли) руководителю учреждения (организации) и в дальнейшем действовать по его указанию.

1.3. Действия руководителя учреждения (организации) при получении информации о поступлении почтовой корреспонденции (писем, бандеролей, посылок) с подозрительной субстанцией, а также информации об обнаружении подозрительных жидкостей, россыпей порошкообразных веществ в подъездах, вестибюле, лифтах, кабинетах, помещениях, во внутреннем дворе и по наружному периметру территории:

- немедленно информирует дежурную часть территориального подразделения МВД РФ и территориальное подразделение Управления Роспотребнадзора о месте и характеристике обнаружения признаков террористической угрозы радиационного, химического или биологического происхождения.

<*> контактные телефоны заранее согласовываются и вносятся в схему оповещения учреждения (организации) при возникновении (угрозе возникновения) теракта РХБ происхождения.

- до прибытия представителей МВД РФ организует оцепление места обнаружения подозрительного предмета;

- исключает допуск в очаг потенциального заражения (загрязнения) посторонних лиц;

- ограничивает передвижение сотрудников учреждения (организации) внутри объекта;

- дает распоряжения о составлении списка лиц, контактировавших с неизвестной субстанцией (веществом);

- запрещает выход сотрудников и посетителей, контактировавших с неизвестной субстанцией (веществом) за пределы учреждения (организации);

- обеспечивает допуск прибывших формирований МВД, МЧС, др. уполномоченных организаций для выполнения задач по предназначению;

- поддерживает постоянную связь с дежурной частью территориального подразделения МВД РФ;

- осуществляет постоянное наблюдение за развитием ЧС, ходом выполнения работ по ликвидации медико-санитарных последствий, включая проведения дезинфекционных мероприятий (первичная, повторная, заключительная дезобработка), до их полного завершения.

2. Рекомендации сотрудникам учреждения (организации)
по профилактике заражения биологической субстанцией
в результате предполагаемого биологического
террористического акта

2.1. Не принимать за пределами или в помещениях здания писем, пакетов, бандеролей, посылок и т.п. для передачи руководству или другим сотрудникам от незнакомых Вам людей (посетителей учреждения).

2.2. При обнаружении в подъездах, вестибюле, лифтах, кабинетах и других помещениях, а также во внутреннем дворе и по наружному периметру территории подозрительных жидкостей, россыпей порошкообразных веществ, проинформировать об этом дежурного, а при его отсутствии - руководителя данного учреждения (организации).

2.3. Избегать самому и другим работникам контакта с подозрительными субстанциями.

Приложение 4

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДЕЙСТВИЯМ ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) ПРИ УГРОЗЕ
СОВЕРШЕНИЯ ДИВЕРСИЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ В ФОРМАХ
ВООРУЖЕННОГО НАПАДЕНИЯ, ПОДРЫВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
САМОДЕЛЬНОГО ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА, ПОДЖОГА И АТАКИ
БЕСПИЛОТНЫМ ВОЗДУШНЫМ СУДНОМ

1. Вооруженное нападение

Примерные действия персонала объектов (территорий) при угрозе совершения диверсий и террористических актов в формах вооруженного нападения приведены в таблице 1.

Таблица 1

Действия
Стрелок на территории
Стрелок в здании
- при нахождении вне здания объекта немедленно уйти в сторону от опасности, уводя за собой людей, которые находятся в непосредственной близости, при возможности - покинуть территорию объекта (в зимний период принять все возможные меры к недопущению обморожения) и любым доступным способом проинформировать оперативные службы и руководителя объекта о сложившейся ситуации и своем месте нахождения;
- при нахождении вне здания объекта немедленно уйти в сторону от здания, в котором находится преступник, уводя за собой людей, которые находятся в непосредственной близости, при возможности - покинуть территорию объекта (в зимний период принять все возможные меры к недопущению обморожения) и проинформировать любым доступным способом оперативные службы и руководителя объекта о сложившейся ситуации и своем месте нахождения;
- при нахождении в здании объекта переместиться в ближайшее помещение, уводя за собой людей, находящихся поблизости, и далее действовать в указанном ниже порядке:
- при нахождении в здании объекта переместиться в ближайшее помещение, уводя за собой людей, находящихся поблизости, и далее действовать в указанном ниже порядке:
находясь в помещении, обеспечить блокирование входов всеми доступными средствами, в том числе мебелью;
находясь в помещении, обеспечить блокирование входов всеми доступными средствами, в том числе мебелью;
при размещении в помещении выбрать наиболее безопасный из возможных способов: как можно дальше от входа, ближе к капитальным стенам, ниже уровня оконных проемов, под прикрытием мебели;
при размещении в помещении выбрать наиболее безопасный из возможных способов: как можно дальше от входа, ближе к капитальным стенам, ниже уровня оконных проемов, под прикрытием мебели;
принять меры к прекращению паники и громких разговоров (звуков) в помещении;
принять меры к прекращению паники и громких разговоров (звуков) в помещении;
проинформировать оперативные службы и руководителя объекта о сложившейся ситуации и своем месте нахождения, в дальнейшем не допускать общения по любым средствам связи;
проинформировать оперативные службы
и руководителя объекта о сложившейся ситуации и своем месте нахождения, в дальнейшем не допускать общения по любым средствам связи;
принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений) в беззвучный режим либо их отключению;
принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений) в беззвучный режим либо их отключению;
ожидать прибытия оперативных служб;
ожидать прибытия оперативных служб;
разблокировать входы и покидать помещения только по команде руководителя объекта либо оперативных служб;
разблокировать входы и покидать помещения только по команде руководителя объекта либо оперативных служб;
- при проведении операции по пресечению вооруженного нападения:
- при проведении операции по пресечению вооруженного нападения:
лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;
лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;
по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;
по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;
при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;
при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;
не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников;
не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию по пресечению вооруженного нападения, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников;
- по указанию руководителя объекта обеспечить участие в проведении мероприятий по ликвидации последствий происшествия.
- по указанию руководителя объекта обеспечить участие в проведении мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

2. Подрыв с использованием самодельного взрывного устройства

2.1. Общие сведения

Штатные взрывоопасные предметы имеют характерный внешний вид, в основном хорошо известный населению по телепередачам, книгам, личному опыту службы в армии и пр. По наружному очертанию большинство из них имеют головную (конусную, шарообразную или цилиндрическую), среднюю и хвостовую части (у авиабомб, ракет и минометных мин еще имеются стабилизаторы - лопасти для лучшей ориентации в полете). Головная часть, как правило, оснащена взрывателем.

Самодельные взрывоопасные предметы - это взрывные устройства, изготовленные кустарно, а также доработанные штатные взрывоопасные предметы.

Самодельные взрывоопасные предметы отличаются огромным разнообразием типов взрывчатого вещества и предохранительно-исполнительных механизмов, формы, веса, радиуса поражения, порядка срабатывания. Их особенностью является непредсказуемость прогнозирования момента и порядка срабатывания взрывного устройства, а также мощность взрыва. В качестве взрывчатого вещества в самодельных взрывоопасных предметах используются твердые, пластичные, гранулированные и порошкообразные вещества, различные виды пороха, жидкости и разнообразные смеси как промышленные, так и кустарно изготовленные. В качестве предохранительно-исполнительных устройств используются штатные, а чаще - самодельные устройства всевозможных, весьма хитроумных видов:

- химические;

- механические;

- электромеханические;

- радиоэлектронные.

Наличие таких устройств обеспечивает подрыв заряда при получении радиосигнала в заданное время, при попытке открыть или передвинуть (приподнять) и даже при легком сотрясении корпуса от звука приближающихся шагов.

Самодельные взрывоопасные предметы террористы зачастую маскируют под вполне безобидные предметы (металлические банки из-под пива, "Пепси-колы", карманные фонарики, видеокассеты, транзисторные приемники и многое другое), начиняя их взрывчатыми веществами.

Некоторые признаки, позволяющие иногда обнаружить самодельные взрывоопасные предметы:

- бесхозные предметы или предметы, не характерные для окружающей обстановки;

- наличие в конструкции штатных боеприпасов;

- элементы, остатки материалов, не характерные для данного предмета или местности; - признаки горения;

- звук работы часового механизма;

- запах горючих веществ;

- наличие у предмета устройства, напоминающего радиоантенну;

- натянутые проволока, шнур;

- выделяющиеся участки свежевырытой или засохшей земли (на даче);

- следы ремонта, участки стены с нарушенной окраской (у квартиры).

Главный признак: что-то однозначно находящееся не на своем месте.

Однако, если у террориста стоит задача замаскировать взрывное устройство, обнаружить его оказывается не под силу порой и профессионалам.

Для проведения терактов в ряде случаев используются радиоуправляемые фугасы, которые приводит в действие террорист-наблюдатель с безопасного для него расстояния.

Для проведения массовых террористических актов с гибелью людей и сильных разрушений может применяться минирование автомобилей (легковых либо грузовых) взрывчатыми веществами, применяемыми в народном хозяйстве при проведении подрывных работ.

2.2. Предупредительные меры (меры профилактики):

- ужесточить режим пропуска на территорию учреждения (в том числе путем установки систем аудио - видео наблюдения и сигнализации);

- ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов; - тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т.д.;

- проводить тщательный подбор сотрудников, особенно в подразделения охраны и безопасности, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и др.);

- разработать план эвакуации персонала и пострадавших;

- подготовить средства оповещения;

- определить (уточнить) задачи местной охраны, ведомственной охраны или службы безопасности учреждения при эвакуации;

- четко определить функции администрации при сдаче помещений (территории) в аренду другим организациям на проверку состояния сдаваемых помещений и номенклатуры складируемых товаров по усмотрению администрации учреждения;

- организовать подготовку сотрудников учреждений совместно с правоохранительными органами, путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма;

- организовать места парковки автомобилей не ближе 50 метров от мест скопления людей;

- подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п.;

- освободить от лишних предметов служебные помещения, где расположены технические установки;

- обеспечить регулярное удаление из здания отходов, освободить территорию от строительных лесов и металлического мусора, контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта;

- довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.

2.3. Обнаружение взрывных устройств и подозрительных предметов

При обнаружении взрывных устройств и подозрительных предметов необходимо:

1. Незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы, службу спасения по телефону 112 или 102.

2. Не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Запомнить время ее обнаружения. Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.

Не предпринимать самостоятельно никаких действий с предметами, похожими на взрывное устройство: наносить удары (ударять по корпусу, а также один боеприпас о другой); прикасаться, поднимать, переносить или перекатывать с места на место; закапывать в землю или бросать в водоем; предпринимать попытки к разборке или распиливанию; бросать в костер или разводить огонь вблизи него - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

3. При производстве земляных или других работ - остановить работу.

4. Хорошо запомнить место обнаружения предмета.

5. Установить предупредительные знаки или использовать различные подручные материалы: колья, веревки, куски материи, камни, грунт и т.п.

6. Не подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам (должностным лицам организовать их оцепление) ближе расстояния, указанного в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления
при обнаружении взрывного устройства или предмета похожего
на взрывное устройство

N
ВУ или подозрительные предметы
Расстояние
1
Граната РГД-5
50 метров
2
Граната Ф-1
200 метров
3
Тротиловая шашка массой 200 граммов
45 метров
4
Тротиловая шашка массой 400 граммов
55 метров
5
Пивная банка 0,33 литра
60 метров
6
Чемодан (кейс)
230 метров
7
Дорожный чемодан
350 метров
8
Автомобиль типа "Жигули"
460 метров
9
Автомобиль типа "Волга"
580 метров
10
Микроавтобус
920 метров
11
Грузовая автомашина (фургон)
1240 метров

7. Обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения взрывных устройств автомашин правоохранительных органов, скорой помощи, органов управления по делам ГОЧС, служб эксплуатации.

8. Обеспечить присутствие на работе лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их данных.

3. Поджог

Рекомендуемые варианты поведения людей при пожаре определяется двумя вариантами: когда из здания при пожаре еще можно выйти, и когда эвакуация обычным путем уже невозможна.

Прежде всего, следует определить для себя, выходить или не выходить.

Если огонь не в вашем помещении (комнате), то прежде, чем открыть дверь и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет интенсивного горения и сильного задымления: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывайте эту дверь.

Не входите туда, где наблюдается высокая концентрация дыма и видимость менее 10 м: достаточно сделать несколько вдохов, и вы можете погибнуть от отравления продуктами горения. В спокойной обстановке определите на своем этаже или в коридоре: сколько это - 10 метров?

Возможно, кто-то решится пробежать задымленное пространство, задержав дыхание, хорошо представляя себе выход на улицу. При этом обязательно надо учесть, что в темноте можно за что-то зацепиться одеждой или споткнуться о непредвиденное препятствие.

Кроме того, очаг пожара может находиться на нижнем этаже, и тогда путь к спасению - только наверх, т.е. вашей задержки дыхания должно хватить, чтобы успеть вернуться обратно в помещение.

Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:

- уходите из зоны пожара; ничего не ищите и не собирайте;

- ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой, так как при тушении пожара здание будет обесточено, а распространение продуктов горения происходит в том числе по системам вентиляции, воздуховодам и лифтовым шахтам;

- знайте, что вредные продукты горения выделяются при пожаре очень быстро; для оценки ситуации и для спасения вы имеете очень мало времени (иногда всего 5 - 7 мин.);

- если есть возможность, попутно отключите напряжение на электрическом щите, расположенном на лестничной клетке;

- дым, вредные продукты горения могут скапливаться в помещении на уровне вашего роста и выше, поэтому пробирайтесь к выходу на четвереньках или даже ползком;

- ближе к полу температура воздуха ниже и больше кислорода;

- по пути за собой плотно закрывайте двери, чтобы преградить дорогу огню (дверь может задержать распространение горения более чем на 10 - 15 мин!). Это даст возможность другим людям также покинуть опасную зону или даже организовать тушение пожара первичными средствами пожаротушения до прибытия подразделений пожарной охраны (например, проложить рукавную линию от пожарного крана и подать воду от внутреннего противопожарного водопровода);

- если дыма много, першит в горле, слезятся глаза - пробирайтесь, плотно закрывая дыхательные пути какой-нибудь многослойной хлопчатобумажной тканью, дышите через ткань. Хорошо, если вы сможете увлажнить внешнюю часть этой ткани. Этим вы спасете свои органы дыхания от действия раздражающих веществ. Но помните, что этот способ не спасает от отравления угарным газом;

- покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад зачем-нибудь: во-первых, опасность там сильно возросла, а во-вторых, вас в том помещении никто не будет искать и спасать, потому что все видели, что вы уже вышли на улицу;

- в случае, если вы вышли из здания незамеченными (например, через кровлю и наружную пожарную лестницу на стене сооружения), то обязательно сообщите о себе находящимся во дворе людям, должностным лицам объекта, в целях предупреждения ненужного риска при ваших поисках.

Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:

- не поддавайтесь панике; помните, что современные железобетонные конструкции в состоянии выдержать высокую температуру;

- если вы отрезаны огнем и дымом от основных путей эвакуации в многоэтажном здании, проверьте, существует ли возможность выйти на крышу, спуститься по наружной пожарной лестнице или эвакуироваться через соседние лоджии;

- если возможности эвакуироваться нет, то для защиты от высокой температуры и продуктов горения постарайтесь надежно загерметизировать свое помещение. Для этого плотно закройте входную дверь, намочите водой любую ткань, обрывки одежды или штор и плотно закройте (заткните) ими щели двери изнутри помещения. Во избежание тяги из коридора и проникновения дыма с улицы - закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия, закройте фрамуги вентиляционных решеток;

- если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;

- если в помещении есть телефон, звоните по "01" или по сотовому телефону "112", даже если вы уже звонили туда до этого и даже если вы видите подъехавшие пожарные автомобили. Объясните диспетчеру, где именно вы находитесь и что вы отрезаны огнем от выхода;

- если комната наполнилась дымом, передвигайтесь ползком - так будет легче дышать (около пола температура ниже и кислорода больше);

- оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки;

- продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;

- если нет крайней необходимости (ощущения удушья, помутнения сознания), старайтесь не открывать и не разбивать окно, так как герметичность вашего убежища нарушится, помещение быстро заполнится дымом и дышать даже у распахнутого окна станет нечем. Благодаря тяге вслед за дымом в помещение проникнет пламя. Помните об этом, прежде чем решиться разбить окно. Опытные пожарные говорят: "Кто на пожаре открыл окно, тому придется из него прыгать";

- привлекая внимание людей и подавая сигнал спасателям, не обязательно открывать окна и кричать, можно, например, встать напротив окна и размахивать большим куском яркой ткани. Можно губной помадой во все стекло написать "SOS" или начертить огромный восклицательный знак;

- если вы чувствуете в себе достаточно сил, а ситуация близка к критической, крепко свяжите шторы, предварительно разорвав их на полосы, закрепите их за батарею отопления, другую стационарную конструкцию (но не за оконную раму) и спускайтесь.

Во время спуска не нужно скользить руками. При спасании с высоты детей нужно обвязывать их так, чтобы веревка не затянулась при спуске.

Надо продеть руки ребенка до подмышек в глухую петлю, соединительный узел должен находиться на спине. Обязательно нужно проверить прочность веревки, прочность петли и надежность узла.

4. Атака беспилотным воздушным судном

Одной из новых потенциальных угроз безопасности объектов различных видов является использование беспилотных воздушных судов (далее - БВС). Применение (нахождение, пролет) БВС над объектами несет в себе потенциальную угрозу их безопасности и требует своевременных четких действий со стороны персонала и сотрудников охраны соответствующих объектов.

В связи с изложенным, в инструкциях персонала, обеспечивающего безопасность объекта (сотрудников охраны), должны быть определены последовательность (алгоритм) их действий при обнаружении БВС.

Исходя из специфики различных объектов данные действия, безусловно, могут иметь свои особенности, но в обязательном порядке должны содержать следующие позиции:

1. При обнаружении (поступлении информации об обнаружении) над территорией (вблизи) объекта неизвестного БВС незамедлительно сообщить об этом непосредственному руководителю объекта (службы безопасности, охранного предприятия).

2. Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом территориальный орган УМВД России, территориальный орган УФСБ России либо Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС - 112).

При направлении информации с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:

- свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность;

- наименование объекта (территории) и его точный адрес;

- источник и время поступления информации о БВС (визуальное обнаружение, информация иных лиц, данные системы охраны или видеонаблюдения);

- характер поведения БВС (зависание, барражирование над объектом, направление пролета, внешний вид и т.д.);

- наличие сохраненной информации о БВС на электронных носителях информации (системы видеонаблюдения);

- другие сведения по запросу уполномоченного органа.

3. Выставить наблюдательный пост за воздушным пространством над территорией и вблизи объекта.

4. Принять меры для получения дополнительной информации, в т.ч. его фотовидеосъемки (при наличии соответствующей возможности).

5. По возможности исключить нахождение на открытых площадках массового скопления людей.

6. Усилить охрану, а также пропускной и внутриобъектовый режимы.

7. Организовать обход территории объекта в целях обнаружения подозрительных (взрывоопасных) предметов и лиц.

8. В случае получения от дежурных служб территориальных органов УМВД России и УФСБ России дополнительных указаний (рекомендаций) - действовать в соответствии с ними.

9. По решению должностного лица, осуществляющего непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченного им лица, при угрозе жизни и здоровью людей, организовать оповещение персонала о возможной угрозе, организовать (при необходимости) укрытие или эвакуацию находящихся на объекте (территории) людей.

Приложение N 5

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОВЕРОК ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ)

1. Общие сведения

Целью настоящих рекомендаций является оказания методической помощи руководителям объектов (территорий), находящихся в ведении Минцифры России, Роскомнадзора, а также подведомственных и относящихся к сфере их деятельности организаций (далее - Объект), при планировании и проведении мероприятий по антитеррористической защищенности.

В различных документах и литературе под термином "физическая защита" принято понимать предупреждение и пресечение службой охраны несанкционированного физического проникновения злоумышленников на территорию, в здания и помещения объекта. Вместе с тем, сотрудники службы охраны составляют лишь часть системы обеспечения физической безопасности и в основном используются в сочетании с инженерными и техническими средствами обеспечения безопасности.

К инженерным средствам физической защиты относятся физические барьеры, ограждения, иное инженерное оборудование и сооружения охраняемых зон и постов охраны. Инженерная защита предусматривает использование усиленных стен, окон, дверных коробок и запорных устройств, металлических решеток, ограждающих конструкций, сейфов повышенной стойкости.

Техническими средствами системы физической защиты являются элементы и устройства, входящие в состав следующих основных функциональных систем:

- охранной сигнализации;

- тревожно-вызывной сигнализации;

- контроля и управления доступом;

- телевизионного наблюдения и охранного освещения;

- экстренной связи и оповещения людей об угрозе или совершении террористического акта;

- обеспечения резервного (аварийного) электропитания;

- дежурного освещения.

Проверка и оценка состояния физической защиты осуществляются уполномоченными должностными лицами в соответствии с порядком контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности Объектов, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2023 г. N 944.

2. Проверка организации охраны и оценка физической защиты

В целях своевременного выявления и устранения предпосылок, способствующих созданию условий для подготовки и совершения на Объектах диверсионно-террористических актов предлагается в ходе проведения проверок проводить следующие мероприятия:

2.1. Получение общих сведений об Объекте:

- назначение приказом по организации, являющейся правообладателем Объекта, ответственного за обеспечение его антитеррористической защищенности;

- организация на Объекте пропускного и (или) внутриобъектового режимов;

- установленная категория Объекта;

- месторасположение, наличие административно-производственных зданий и сооружений, конструктивных и технологических элементов Объекта;

- занимаемая площадь, периметр, наличие площадей вне основной территории Объекта;

- сведения о количестве персонала и посетителей Объекта, режиме работы, наличие структурного подразделения по защите государственной тайны и соблюдения режима секретности;

- характеристика местности, расположение объекта по отношению к транспортным коммуникациям, наличие в непосредственной близости от объекта других критически важных, потенциально-опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и массового пребывания граждан;

- организация физической охраны объекта (силами собственной службы безопасности, частной охранной организации, работников ведомственной охраны, сотрудниками вневедомственной охраны).

Организация физической охраны Объекта проводится с учетом положений ППРФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".

2.2. Оценка состояния инженерных средств физической защиты Объекта:

- состояние ограждений и строительных конструкций объекта (стен, перекрытий, ворот, состояние оконных и дверных проемов, запирающих устройств и замков, наличие и состояние оконных и дверных металлических решеток, где это необходимо);

- наличие ограждений запретных и охраняемых зон внутри объекта, проволочных или инженерных заграждений, противотаранных устройств, оборудования КПП от поражения наряда стрелковым оружием и т.п.;

- изучение возможности скрытого проникновения на территорию Объекта: мест скрытого подхода к ограждениям, неконтролируемых и не просматриваемых зон (в т.ч. не охватываемых секторами обзора видеокамер при их наличии).

2.3. Оценка состояния технических средств физической защиты Объекта:

- наличие и функционирование охранной сигнализации, тревожно-вызывной сигнализации, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения, экстренной связи и оповещения, защиты информации (при необходимости), резервного (аварийного) электропитания, освещения;

- организация обслуживания инженерно-технических средств охраны и систем безопасности силами собственных работников или силами специализированных организаций (на договорной основе) с учетом требований законодательства Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности;

- организация технического обслуживания и проверки состояния инженерно-технических средств безопасности на плановой основе с отражением результатов проверок на бумажном носителе (журнал, акт выполненных работ).

2.4. Проверка наличия перечня основных документов, характеризующих состояние системы физической защиты Объекта:

- положение о службе безопасности Объекта или наличие договора на охрану Объекта государственной (ведомственная, вневедомственная) или ЧОО;

- паспорт безопасности с актом категорирования Объекта;

- наличие у ЧОО действующей лицензии на оказание видов охранных услуг, оказываемых на Объекте;

- количество постов охраны, их достаточность, исходя из размеров охраняемого здания/площади, пропускной способности на входе;

- график работы охранников;

- инструкции о внутриобъектовом и (или) пропускном режиме и порядке несения службы (в т.ч. наличие инструкции по организации въезда на территорию автомобильного транспорта и контроля за ним, наличие автомобильных стоянок на территории объекта или в непосредственной близости от охраняемого объекта);

- инструкции по действиям личного состава в кризисных и чрезвычайных ситуациях, документы, регламентирующие порядок взаимодействия с персоналом объекта и правоохранительными органами в различных ситуациях;

- документ, регламентирующий организацию осуществления контроля за работой охранников и устранение выявленных недостатков;

- образец пропускных документов и предписаний на право проверки организации и несения службы.

2.5. Оценка оснащенности подразделения охраны Объекта средствами связи и оповещения и другими вспомогательными средствами:

- наличие городской телефонной связи, внутренней связи на Объекте, прямой телефонной связи между постами охраны, радиосвязи и устройств персонального радиовызова;

- наличие оптических приборов, биноклей, переносных электрофонарей, металлодетекторов, спецодежды и т.п.

2.6. Оценка уровня подготовки персонала, задействованного в обеспечении охраны Объекта:

- наличие у работников сторонних охранных организаций при себе служебных удостоверений со сроком действия;

- наличие у частного охранника личной карточки, зарегистрированной в подразделении ЛРР Росгвардии по месту регистрации ЧОО;

- наличие у охранников, предусмотренных условиями договора оружия и специальных средств с надлежащим оформлением права на их ношение;

- знание своих функциональных обязанностей, территории Объекта, инструкций о внутриобъектовом и пропускном режиме, порядке несения службы, действиям в кризисных и чрезвычайных ситуациях, порядка взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций с персоналом Объекта и правоохранительными органами.

2.7. Проверка проведения учений и тренировок с охраной и персоналом Объекта по отработке действий в различных кризисных ситуациях в соответствии с разработанными алгоритмами.

2.8. Выполнение администрацией Объекта ранее внесенных предложений по обеспечению его антитеррористической защищенности.

2.9. Выработка предложений по совершенствованию антитеррористической защищенности Объекта на основании результатов проведенных проверок.