РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР И ДЕЙСТВИЙ
В РАМКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ДОКУМЕНТАМИ ЗАЯВКИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ
РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНОГО ЗНАКА, ЗНАКА ОБСЛУЖИВАНИЯ,
КОЛЛЕКТИВНОГО ЗНАКА И ВЫДАЧЕ КОПИЙ ТАКИХ ДОКУМЕНТОВ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
ФИПС - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности".
Кодекс - Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 5, ст. 410; 2001, N 49, ст. 4552; 2006, N 52, ст. 5496; 2008, N 27, ст. 3122).
Положение о пошлинах - Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941 с изменениями (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 51, ст. 6170, 2011, N 39, ст. 5487, 2013, N 47, ст. 6106).
Регламент - Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по ознакомлению с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче копий таких документов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 27.08.2015 N 608, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 сентября 2015 г. N 38944.
Порядок - Порядок ознакомления с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдачи копий таких документов, формы ходатайства об ознакомлении с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче копий таких документов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 27.08.2015 N 607, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 сентября 2015 г. N 38943.
Госуслуга - государственная услуга по ознакомлению с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче копий таких документов.
Заявитель - любое лицо, самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или через иного представителя, обратившееся в Роспатент за предоставлением госуслуги.
Рекомендации - рекомендации по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления госуслуги по ознакомлению с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче копий таких документов.
ФЗ N 59-ФЗ - Федеральный закон N ФЗ-59 от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
ФЗ N 149-ФЗ - Федеральный закон N ФЗ-149 от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Указ Президента РФ N 188 - Указ Президента Российской Федерации N 188 от 06.03.1997 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Рекомендации разработаны в целях методического обеспечения предоставления госуслуги, проводимой в условиях действия Кодекса и Регламента, введенного в действие с 4 октября 2015 года, и предназначены для обеспечения единообразной практики предоставления госуслуги при применении Кодекса и Регламента.
При разработке Рекомендаций принималась во внимание сложившаяся в Роспатенте и ФИПС практика предоставления госуслуги.
Рекомендации состоят из 3 разделов:
- раздел I - прием и регистрация ходатайства об ознакомлении с документами заявки и выдаче копий таких документов;
- раздел II - рассмотрение ходатайства, касающегося выдачи копий документов заявки;
- раздел III - рассмотрение ходатайства, касающегося ознакомления с документами заявки.
Раздел I посвящен отдельным административным процедурам по приему и регистрации ходатайства об ознакомлении с документами заявки и выдаче копий таких документов.
Раздел II посвящен отдельным административным процедурам в рамках предоставления госуслуги по выдаче заявителю заверенных копий заявки на товарный знак.
Раздел III посвящен отдельным административным процедурам в рамках предоставления госуслуги по ознакомлению заявителя с документами заявки на товарный знак.
По тексту даны ссылки на комментируемые пункты Регламента и Положения о пошлинах.
Рекомендации адресованы работникам системы Роспатента и ФИПС, к компетенции которых относятся вопросы предоставления госуслуги.
Рекомендации могут быть также использованы любым лицом, осуществляющим ведение дел с Роспатентом самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или через иного представителя в связи с предоставлением госуслуги.
К компетенции работникам системы Роспатента и ФИПС относится: прием и регистрация ходатайства; рассмотрение ходатайства, касающегося выдачи копий документов заявки/рассмотрение ходатайства, касающегося ознакомления с документами заявки; проверка уплаты пошлины; проверка документов, необходимых для предоставления госуслуги, и наличия в документах заявки запрошенных в ходатайстве документов заявки; подбор документов заявки для ознакомления; ознакомление заявителя с документами заявки/выдача заверенных копий документов заявки.
Работники системы Роспатента и ФИПС руководствуются в работе Кодексом, Регламентом, Порядком и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящими Рекомендациями.
Текст Рекомендаций размещен на интернет-сайтах Роспатента и ФИПС по адресам: http://www.rupto.ru/, http://www1.fips.ru/.
Рекомендации будут актуализироваться по мере внесения изменений в Кодекс, Регламент и Положение о пошлинах, а также с учетом изменений в практике.
Предложения по совершенствованию Рекомендаций будут приняты во внимание при их обновлении, если их направить по почтовому адресу: Роспатент, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Россия, Г-59, ГСП-3, 125993.
Адреса электронной почты: rospatent@rupto.ru, fips@rupto.ru.
Раздел I. Прием и регистрация ходатайства
|
|
Для получения госуслуги заявителю необходимо подать следующие документы:
1. ходатайство об ознакомлении с документами заявки и выдаче копий таких документов, оформленное на русском языке по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России, прилагаемой к Регламенту;
2. доверенность, подтверждающую полномочия представителя заявителя на подачу ходатайства, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством страны ее происхождения;
3. согласие на обработку персональных данных плательщика (предоставляется по запросу Роспатента), если уплата пошлины, установленной Положением о пошлинах, осуществляется лицом, действующим по поручению заявителя;
4. перевод вышеперечисленных документов, если они представлены не на русском языке.
В электронном виде ходатайство об ознакомлении с документами заявки и выдаче копий таких документов выложено на интернет-сайтах Роспатента и ФИПС.
|
пункты 18, 50 Регламента
|
Документы подаются на бумажном носителе в окно приема документов или отправлением через организацию почтовой связи, а также в электронной форме с использованием интернет-сайта Роспатента или Единого портала государственных услуг.
Документы могут быть также представлены в Роспатент в электронной форме с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 44 - 47 Регламента.
|
пункт 19 Регламента
|
После подачи заявителем ходатайства осуществляется проверка оснований для отказа в его приеме:
|
пункты 24, 51, 54 Регламента
|
1) ходатайство представлено не по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России;
2) ходатайство не поддается прочтению;
3) в ходатайстве отсутствует регистрационный номер заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и не указаны виды документов заявки, копии которых или ознакомление с которыми запрошено заявителем;
4) ходатайство представлено в электронной форме с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований к усиленной квалифицированной электронной подписи документа.
Заявителю отказывается в приеме и регистрации ходатайства, если в результате проверки установлено наличие хотя бы одного из оснований для отказа в приеме ходатайства.
Следует отметить, что отсутствие контактных данных заявителя в ходатайстве затрудняет согласование даты и времени ознакомления с материалами заявки, а также выдачу копий документов на руки.
|
|
Максимальный срок приема и регистрации ходатайства при его представлении составляет 15 минут.
Максимальный срок приема и регистрации ходатайства при его представлении составляет пять рабочих дней.
Результатами процедуры приема и регистрации ходатайства являются:
- прием и регистрация ходатайства, передача ходатайства в подразделения, ответственные за ознакомление заявителей с документами заявки, выдачу заявителям копий таких документов;
- отказ в приеме и регистрации ходатайства, направление заявителю уведомления об отказе в приеме и регистрации ходатайства с указанием основания отказа в течение пяти рабочих дней с даты поступления ходатайства.
|
пункты 19, 52, 55 Регламента
|
Раздел II. Рассмотрение ходатайства, касающегося выдачи копий документов заявки
|
|
Процедура предоставления госуслуги включает следующие действия:
1) проверка уплаты пошлины;
2) проверка документов, необходимых для предоставления госуслуги;
3) подготовка заверенных копий документов заявки.
|
пункты 12, 49, 50, 70 Регламента
|
Результатами госуслуги являются:
1) удовлетворение ходатайства, касающегося выдачи копий документов заявки, направление заявителю уведомления об удовлетворении указанного ходатайства, с приложением заверенных копий запрошенных документов заявки;
2) отказ в удовлетворении ходатайства, касающегося выдачи копий документов заявки, направление заявителю уведомления об отказе в удовлетворении указанного ходатайства с указанием основания отказа.
|
|
Глава 1. Проверка уплаты пошлины
|
|
Проверка уплаты пошлины осуществляется в порядке и размере, предусмотренных Положением о пошлинах.
Пошлина за выдачу копий документов заявки в соответствии с Положением о пошлинах составляет 550 рублей.
При проведении проверки уплаты пошлины используется информация, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, в ходатайстве или копии документа, подтверждающего уплату пошлины.
Копия платежного документа, подтверждающего уплату пошлины, может быть представлена заявителем по собственной инициативе.
Максимальный срок проверки факта уплаты пошлины составляет 10 рабочих дней с даты регистрации ходатайства.
В случае если по результатам проверки уплата пошлины не подтверждена, заявителю направляется уведомление о начислении соответствующей пошлины с указанием необходимости уплатить пошлину в течение двух месяцев со дня направления указанного уведомления.
В этом случае максимальный срок проверки уплаты пошлины составляет 10 рабочих дней со дня окончания упомянутого двухмесячного срока уплаты пошлины.
|
пункты 59, 60, 61 Регламента
|
Пункт 2.40 приложения к Положению пошлинах
|
|
Глава 2. Проверка документов, необходимых для предоставления государственной услуги
|
|
После проверки уплаты пошлины проверяется наличие следующих документов:
- ходатайства о выдаче копий документов заявки;
- доверенности, подтверждающей полномочия представителя заявителя на подачу ходатайства;
- согласия на обработку персональных данных плательщика;
- перевода документов, если они представлены не на русском языке;
- запрашиваемых заявителем документов в материалах заявки.
|
пункты 63, 64, 65 Регламента
|
подпункт 2 пункта 2 Порядка
|
|
пункт 2 статьи 6 ФЗ N 59-ФЗ
|
|
Согласие на обработку персональных данных плательщика требуется, если уплата пошлины, установленной Положением о пошлинах, осуществляется лицом, действующим по поручению заявителя.
|
ФЗ N 149-ФЗ
|
Указ Президента РФ N 188
|
|
Кроме того, проверяется отсутствие в документах заявки сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. При наличии в документах заявки указанных сведений выдача копий таких документов осуществляется только в отношении документов заявки, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
|
Такими материалами могут быть документы заявки, содержащие конфиденциальную информацию:
|
|
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (паспортные данные, данные кредитных историй, банковских операций, страхования, завещаний), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
|
|
- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Кодексом и федеральными законами. Например, при рассмотрении обращений граждан не допускается разглашение сведений, содержащихся в их обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия;
|
|
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (например, врачебная, нотариальная, адвокатская тайна);
|
|
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Кодексом и федеральными законами (коммерческая тайна). Например, сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
|
|
Глава 3. Подготовка заверенных копий документов заявки
|
|
Подготовка копий документов заявки осуществляется на бумажном носителе в отношении следующих указанных заявителем документов заявки:
- представленных заявителем по заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, в том числе в ответ на запросы экспертизы, предусмотренные пунктом 4 статьи 1497 Кодекса или на уведомление, предусмотренное пунктом 3 статьи 1499 Кодекса;
|
пункты 13, 14, 66, 67, 69 Регламента
|
пункт 4 Порядка
|
|
- представленных заявителем по заявке на государственную регистрацию коллективного знака, в частности, сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака, а также выписки из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован;
- направленных в адрес заявителя по заявке на товарный знак в ходе осуществления экспертизы товарного знака, в том числе предусмотренных пунктом 4 статьи 1497, пунктом 2 статьи 1498, пунктами 2, 3 статьи 1499 Кодекса;
- содержащих доводы любых лиц о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 Кодекса, представленные в соответствии с пунктом 1 статьи 1493 Кодекса.
|
|
Вместе с тем, подготовка и выдача копий результатов информационного поиска по заявкам на товарные знаки не осуществляется, поскольку такие поиски не являются конечными результатами экспертизы, а представляют собой рабочий материал эксперта.
Срок предоставления госуслуги составляет тридцать рабочих дней со дня регистрации ходатайства, касающегося выдачи копий документов заявки.
Установленный срок может быть увеличен в случае необходимости представления заявителем недостающих и (или) надлежаще оформленных документов, в случае, если документы заявки находятся в отдаленном фонде архивного хранения ФИПС, а также уплаты соответствующей пошлины.
Если количество листов копий документов заявки превышает один лист, листы подготовленных копий документов заявки скрепляются и заверяются путем простановки подписи должностного лица, заверившего копию, с расшифровкой фамилии и инициалов, даты заверения и круглой печати Роспатента.
Если количество листов копий документов заявки не превышает одного, подпись должностного лица, заверившего копию, с расшифровкой фамилии и инициалов, дата заверения и круглая печать Роспатента ставятся на листе копии документа заявки после содержащегося на нем текста.
Копии документов заявки выдаются (направляются) заявителю вместе с уведомлением об удовлетворении ходатайства, касающегося выдачи копий документов заявки.
|
|
Раздел III. Рассмотрение ходатайства, касающегося ознакомления с документами заявки
|
|
Процедура предоставления госуслуги включает следующие действия:
1) проверка уплаты пошлины;
2) проверка наличия документов, необходимых для предоставления госуслуги, и наличия в документах заявки запрошенных в ходатайстве документов заявки;
3) подбор документов заявки для ознакомления;
4) ознакомление заявителя с документами заявки.
|
пункты 12, 49, 72, 81 Регламента
|
Результатами госуслуги являются:
1) ознакомление заявителя с документами заявки;
2) отказ в удовлетворении ходатайства, касающегося ознакомления с документами заявки, направление заявителю соответствующего уведомления об отказе с указанием основания отказа в течение пяти рабочих дней с даты его подписания.
|
|
Глава 1. Проверка уплаты пошлины
|
|
Проверка уплаты пошлины осуществляется в порядке и размере, предусмотренных Положением о пошлинах.
Пошлина за ознакомление с документами заявки в соответствии с Положением о пошлинах составляет 800 рублей.
При проведении проверки уплаты пошлины используется информация, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, в ходатайстве или копии документа, подтверждающего уплату пошлины.
Копия документа, подтверждающего уплату пошлины, может быть представлена заявителем по собственной инициативе.
Максимальный срок проверки факта уплаты пошлины составляет 10 рабочих дней с даты регистрации ходатайства.
В случае если по результатам проверки уплата пошлины не подтверждена, заявителю направляется уведомление о начислении соответствующей пошлины с указанием необходимости уплатить пошлину в течение двух месяцев со дня направления указанного уведомления.
В этом случае максимальный срок проверки уплаты пошлины составляет 10 рабочих дней со дня окончания упомянутого двухмесячного срока уплаты пошлины.
|
пункты 59, 60, 61, 72.1 Регламента
|
пункт 2.40.1 приложения к Положению о пошлинах
|
|
Глава 2. Проверка наличия документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и наличия в документах заявки запрошенных в ходатайстве документов заявки
|
|
После проверки уплаты пошлины проверяется наличие следующих документов:
|
пункт 73 Регламента
|
- ходатайства об ознакомлении с документами заявки;
|
|
- доверенности, подтверждающей полномочия представителя заявителя на подачу ходатайства;
|
подпункт 2 пункта 2 Порядка
|
- согласия на обработку персональных данных плательщика;
|
|
- перевода документов, если они представлены не на русском языке;
|
|
- запрашиваемых заявителем документов в материалах заявки;
|
|
Согласие на обработку персональных данных плательщика требуется, если уплата пошлины, установленной Положением о пошлинах, осуществляется лицом, действующим по поручению заявителя.
|
|
Кроме того, проверяется отсутствие в документах заявки сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. При наличии в документах заявки указанных сведений ознакомление с документами заявки осуществляются только в отношении документов заявки, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
|
Такими материалами могут быть документы заявки, упомянутые в Главе 2 Раздела II настоящих Рекомендаций.
|
|
Глава 3. Подбор документов заявки для ознакомления
|
|
Действие включает подбор документов заявки на бумажном носителе из фонда архивного хранения ФИПС, подготовку комплекта документов заявки на бумажном носителе и направление заявителю уведомления об удовлетворении ходатайства, касающегося ознакомления с документами заявки, с согласованными датой и временем ознакомления с документами заявки и телефоном ответственного за ознакомление заявителя с документами заявки сотрудника.
|
пункт 75 Регламента
|
Глава 4. Ознакомление заявителя с документами заявки
|
|
Ознакомление с документами заявки осуществляется в соответствии с согласованными датой и временем ознакомления с документами заявки, указанными совместно с телефоном ответственного за ознакомление заявителя с документами заявки представителя Роспатента в уведомлении об удовлетворении ходатайства, касающегося ознакомления с документами заявки, направляемом заявителю.
При отсутствии возможности ознакомить заявителя с документами заявки в дату и время, указанные в ходатайстве, согласование новых даты и времени ознакомления с документами заявки осуществляется представителем Роспатента по телефону, указанному заявителем в ходатайстве.
Дата ознакомления заявителя с документами заявки по просьбе заявителя может быть перенесена, но не более чем на три месяца с даты ознакомления с документами заявки, указанной в уведомлении. Согласование переноса даты ознакомления с документами заявки осуществляется заявителем по телефону, указанному в уведомлении.
Ознакомление с документами заявки осуществляется в присутствии представителя Роспатента.
|
пункты 13, 14, 75, 77, 80 Регламента
|
пункт 5 Порядка
|
|
В рамках предоставления госуслуги по ознакомлению с документами заявки разрешается фиксация документов заявки техническими средствами заявителя.
|
|
Вместе с тем, ознакомление с результатами информационного поиска по заявкам на товарные знаки не осуществляется, поскольку такие поиски не являются конечными результатами экспертизы, а представляют собой рабочий материал эксперта.
После ознакомления с документами заявки на ходатайстве заявителем осуществляется запись: "С материалами заявки N (указывается номер заявки) ознакомлен", проставляется дата ознакомления, подписи и инициалы лица, ознакомившегося с документами заявки, и исполнителя.
Срок предоставления госуслуги составляет тридцать рабочих дней со дня регистрации ходатайства, касающегося ознакомления с документами заявки.
Установленный срок может быть увеличен в случае необходимости представления заявителем недостающих и (или) надлежаще оформленных документов, в случае, если документы заявки находятся в отдаленном фонде архивного хранения ФИПС, а также уплаты соответствующей пошлины.
Если заявитель не явился для ознакомления с документами заявки в Роспатент в согласованные дату и время, в том числе в случае их переноса, ознакомление с документами заявки в дальнейшем по данному ходатайству не осуществляется, а госуслуга считается предоставленной.
|
|