См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 13-5/10/В-8962

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N АБ-1945/07

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 15-3/И/2-10304

РЕКОМЕНДАЦИИ
от 26 мая 2025 года

Минтруд России совместно с Минздравом России и Минпросвещения России направляет совместные рекомендации по вопросу организации и осуществления ранней помощи детям в возрасте от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям.

В настоящее время принят Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 651-ФЗ), основные изменения которым внесены в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).

Законом N 651-ФЗ уточнены полномочия федеральных органов государственной власти по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, а также полномочия органов исполнительной власти по организации и осуществлению комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации.

Основные изменения, предусмотренные Законом N 651-ФЗ, вступили в силу с 1 марта 2025 года.

Ранняя помощь детям и их семьям является одним из основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, обеспечивающих своевременную качественную междисциплинарную поддержку ребенка и его семьи в целях профилактики формирования и утяжеления детской инвалидности.

Законом N 651-ФЗ уточнено понятие ранней помощи детям и их семьям (статья 9.3 Закона N 181-ФЗ).

Ранняя помощь детям и их семьям - комплекс мероприятий и услуг, реализуемых и оказываемых на междисциплинарной основе детям от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, способствующих содействию физическому и психическому развитию таких детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, позитивному взаимодействию таких детей и их родителей, таких детей и других непосредственно ухаживающих за такими детьми лиц, членов семьи в целом, социальной адаптации таких детей в среде сверстников, а также повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за такими детьми лиц в целях комплексной профилактики детской инвалидности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2024 г. N 1099 утверждены примерные требования к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям (далее - Примерные требования).

Так, исполнительным органам субъектов Российской Федерации согласно Примерным требованиям рекомендовано:

а) принять нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации, осуществления и координации ранней помощи детям и их семьям, включая информационное межведомственное взаимодействие между исполнительными органами субъектов Российской Федерации в сферах социальной защиты, образования и здравоохранения, в том числе об организациях, осуществляющих услуги по ранней помощи детям и их семьям;

б) обеспечить создание сети реабилитационных организаций, осуществляющих раннюю помощь детям и их семьям, с учетом их приближенности к месту жительства получателей услуг по ранней помощи и оптимального количества для обеспечения потребностей детей и их семей в оказании услуг по ранней помощи;

в) обеспечить учет и отчетность в сфере ранней помощи детям и их семьям;

г) обеспечить полноту и доступность информации о реабилитационных организациях, оказывающих услуги по ранней помощи детям и их семьям, перечне услуг по оказанию ранней помощи детям и их семьям, предоставляемых в субъекте Российской Федерации, порядке их предоставления, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 3 Примерных требований критериями отнесения детей и их семей к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи детям и их семьям (далее - услуги по ранней помощи) являются:

а) наличие у детей категории "ребенок-инвалид";

б) отнесение детей медицинскими организациями по результатам профилактического медицинского осмотра к IV либо V группе здоровья;

в) воспитание детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

г) воспитание детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, или в семьях, находящихся в социально опасном положении;

д) наличие у детей особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

е) наличие у родителей (законных представителей) опасений, связанных с особенностями в развитии и поведении детей, имеющих ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, не относящихся к категории детей, указанных в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта.

В целях своевременного выявления детей и их семей, потенциально нуждающихся в услугах по ранней помощи, а также обеспечения их маршрутизации в реабилитационные организации, осуществляющие раннюю помощь детям и их семьям, рекомендовано обеспечить эффективное информационное межведомственное взаимодействие между исполнительными органами субъектов Российской Федерации в сферах социальной защиты, образования и здравоохранения.

В целях оказания услуг по ранней помощи, максимально приближенных к месту жительства получателей услуг по ранней помощи и поддержания оптимального количества реабилитационных организаций для обеспечения потребностей детей и их семей в оказании услуг по ранней помощи, в Российской Федерации необходимо продолжить развитие сети реабилитационных организаций, осуществляющих раннюю помощь детям и их семьям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. N 885 утверждены примерные требования к организации деятельности реабилитационных организаций (далее - постановление N 885).

Так, согласно постановлению N 885 к реабилитационным организациям относятся организации независимо от их организационно-правовых форм, формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие деятельность по одному или нескольким отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами их предоставления, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с частью первой статьи 9.2 Закона N 181-ФЗ.

Перечень отдельных основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, по которым разрабатываются такие стандарты, перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих их разработку, Правила разработки таких стандартов, включая определение их структуры и содержания, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2024 г. N 1033.

Переход реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг по ранней помощи в соответствии со стандартами, осуществляется поэтапно в сроки, определяемые высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2030 года.

В переходный период оказание услуг по ранней помощи осуществляется реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации с учетом методических рекомендаций по вопросам ранней помощи детям и их семьям, разработанных в соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Закона N 651-ФЗ, и плана мероприятий переходного периода в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. N 938 (далее - Правила).

Высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано в срок до 1 июля 2025 года утвердить в соответствии с Правилами планы мероприятий переходного периода по осуществлению реабилитационными организациями субъектов Российской Федерации реализации мероприятий и оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и со стандартами оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям.

Поскольку ранняя помощь детям и их семьям является неотъемлемой частью системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, то при ее осуществлении в реабилитационных организациях целесообразно учитывать следующие нормативные правовые документы:

приказ Минтруда России от 31 июля 2024 г. N 385н "Об утверждении типовых положений об отдельных видах организаций, оказывающих услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";

приказ Минтруда России от 2 сентября 2024 г. N 445н "Об утверждении унифицированных форм документации при оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов".

На федеральном уровне оказание консультативной и организационно-методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ранней помощи детям и их семьям осуществляет Федеральный методологический и методический центр развития ранней помощи детям и их семьям, действующий на базе ФГБУ "Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта" Минтруда России (далее - Федеральный методический центр, сайт: https://center-albreht.ru/ru/federalnyi_metodicheski_centr).

В настоящее время Федеральным методическим центром в соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Закона N 651-ФЗ подготовлены методические рекомендации по вопросам ранней помощи детям и их семьям, которые размещены на официальном сайте организации и доступны по ссылке:

https://center-albreht.ru/upload/MethodCentre/MR_PO_VOPROSAM_RP_V1.pdf.

В указанных методических рекомендациях описываются основные требования к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям в субъекте Российской Федерации с учетом действующих нормативных правовых актов, в том числе затронуты вопросы межведомственного взаимодействия, деятельности организаций, оказывающих раннюю помощь детям и их семьям, формирования штатного расписания, оснащения реабилитационных организаций, оказывающих услуги ранней помощи детям и их семьям, вопросы услуг и мероприятий по ранней помощи, условия и порядок их оказания, вопросы методического обеспечения, показатели качества и подходы к оценке результатов оказания услуг по ранней помощи.

Приказом Минтруда России от 22 октября 2024 г. N 579 утвержден План разработки стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям". В настоящее время проект стандарта оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям подготовлен и проходит процедуру утверждения.

В целях обеспечения своевременного начала оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям крайне важным является максимально раннее выявление детей, нуждающихся в ранней помощи.

В системе здравоохранения с целью раннего выявления заболеваний или рисков их развития, а также определения группы здоровья ребенка осуществляется комплекс мероприятий.

Во всех субъектах Российской Федерации проводятся пренатальная диагностика (приказ Минздрава России от 20 октября 2020 г. N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"); аудиологический скрининг (приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 921н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "неонатология"); неонатальный скрининг, в том числе с 2023 года проводится расширенный неонатальный скрининг (приказ Минздрава России от 21 апреля 2022 г. N 274н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пациентам с врожденными и (или) наследственными заболеваниями"); профилактические осмотры детей всех возрастных групп, включая ежемесячный осмотр педиатра на 1 году жизни ребенка с проведением консультаций врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований в возрасте 1 и 12 месяцев жизни ребенка, скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития (приказ Минздрава России от 10 августа 2017 г. N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних").

В целях координации оказания медицинской помощи детям, в том числе детям раннего возраста и детям-инвалидам, в структуру детской поликлиники входит медико-социальное отделение в соответствии с приказом Минздрава России от 7 марта 2018 г. N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению" (далее - Положение).

К функциям медико-социального отделения относится, в том числе информирование родителей детей раннего возраста, детей-инвалидов о возможности получения медицинских, социальных, психолого-педагогических услуг, консультирование по правовым вопросам, информационное межведомственное взаимодействие с образовательными организациями и учреждениями социальной защиты и организациями, оказывающими услуги по ранней помощи, оказание помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, проведение разъяснительной работы с родителями (законными представителями) по вопросам профилактики болезней детского возраста и формирования здорового образа жизни и многое другое.

В сфере образования Российской Федерации широко развивается система психолого-педагогической и ранней коррекционной помощи детям и их семьям.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) гарантировано получение всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, качественного доступного образования, в том числе предусмотрено оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

Чем раньше начинается оказание ребенку, имеющему нарушения развития или риск их возникновения, психолого-педагогической, коррекционной помощи, являющейся неотъемлемой частью образования, тем больше вероятность получения таким ребенком общего, а впоследствии и профессионального образования совместно со сверстниками с минимальным психолого-педагогическим сопровождением.

Пунктом 1 раздела IV Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 2 марта 2023 г. N 2300п-П8, предусмотрено создание инфраструктуры служб ранней коррекционной помощи в субъектах Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование функционирования служб ранней коррекционной помощи в системе образования также обеспечивается нормами:

- федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155);

- федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, начало реализации которой возможно с 2-месячного возраста ребенка (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1022);

- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, регламентирующим нормативы наполняемости групп различной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и штатной численности специалистов психолого-педагогического сопровождения (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. N 373);

- порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (утвержден совместным приказом Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 5 августа 2020 г.);

- профессионального стандарта "Педагог-дефектолог", устанавливающего требования к компетенциям специалиста, занимающегося коррекционно-развивающим обучением и воспитанием детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, оказанием психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений (утвержден приказом Минтруда России от 13 марта 2023 г. N 136н).

В системе образования в настоящее время работает более 3,7 тыс. служб ранней коррекционной помощи на базе дошкольных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, отдельных общеобразовательных организаций, институтов развития образования, организаций дополнительного образования и других организаций.

В большинстве субъектов Российской Федерации координатором работ по оказанию ранней коррекционной помощи является региональный орган государственной власти в сфере образования, а методическим и ресурсным центром - региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Службы ранней коррекционной помощи в образовании осуществляют свою деятельность на основе семейно-ориентированного принципа, который в обобщенном виде отражает установление партнерских отношений между родителями и специалистами, признание значимости семейных паттернов взаимодействия для развития и благополучия ребенка.

Ключевые положения этого принципа:

- уважительное отношение к привычкам и взглядам семьи;

- индивидуализированные и гибкие методы работы с семьей;

- предоставление семье всей необходимой информации для принятия важных решений;

- сотрудничество и партнерство семьи и специалистов;

- обеспечение семьи необходимыми ресурсами и формами помощи;

- включение членов семьи ребенка в процесс оказания помощи, означающий, что семья ребенка становится активным участником разработки, обсуждения и реализации программы помощи; входит в состав команды специалистов и участвует в работе службы ранней коррекционной помощи на каждом ее этапе.

Таким образом, службы ранней коррекционной помощи, в первую очередь, нацелены на поддержку семейных форм ухода, воспитания и образования ребенка с нарушениями развития или риском их возникновения и являются еще одной помощью и поддержкой для семей, имеющих детей, относящихся к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи детям и их семьям (пунктом 3 Примерных требований).

Вышеуказанные службы ранней коррекционной помощи и реабилитационные организации, оказывающие услуги по ранней помощи детям и их семьям могут развиваться в субъекте Российской Федерации одновременно в целях оказания максимально возможной помощи и поддержки таким семьям.

На федеральном уровне в сфере образования научную, организационную, консультационно-методическую деятельность и обеспечение повышения квалификации по вопросам оказания ранней коррекционной помощи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, в том числе оказания помощи семьям указанных категорий детей, осуществляет Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, действующий на базе подведомственного Минпросвещения России учреждения - ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики", сайт: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.

С учетом изложенного, в целях развития ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации в рамках реализации положений Закона N 651-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минтруда России, утвержденных в его развитие, считаем важным совершенствование механизмов раннего выявления детей и их семей, потенциально нуждающихся в получении услуг по ранней помощи, обеспечение маршрутизации таких семей в организации, осуществляющие раннюю помощь детям и их семьям, обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия на региональном уровне.

Также отмечаем, что в соответствии с Законом N 651-ФЗ к полномочиям высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации отнесено утверждение положение об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям.

Учитывая, что Закон N 651-ФЗ был принят в рамках исполнения пункта 1 Плана мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2022 N 2253-р (далее - План), то в соответствии с пунктом 4 указанного Плана разработка и утверждение в субъектах Российской Федерации нормативных актов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, подлежащих принятию в связи с принятием Закона N 651-ФЗ, предусмотрена в течение 6 месяцев после утверждения соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. При этом утверждение таких актов на федеральном уровне в настоящее время обеспечено.

В целях оказания ранней помощи детям и их семьям, максимально приближенной к месту проживания семьи ребенка, нуждающегося в ней, целесообразно продолжить развитие сети организаций, оказывающих такую помощь в соответствии со стандартами ее предоставления вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Первый заместитель Министра
труда и социальной защиты
Российской Федерации
О.Ю.БАТАЛИНА

Заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Е.Г.КОТОВА

Первый заместитель
Министра просвещения
Российской Федерации
А.В.БУГАЕВ