МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕГЛАМЕНТ
ПОДГОТОВКИ К ВНЕДРЕНИЮ ЗАПРЕТА ПРОДАЖ ТОВАРОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКЕ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ,
НА ОСНОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЗА ОБОРОТОМ ТОВАРОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКЕ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ,
ИЛИ ОТСУТСТВИЯ В ДАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ О ТАКИХ ТОВАРАХ
I. Общие положения
1. Настоящий регламент разработан по итогам проведения на территории Российской Федерации Эксперимента в целях подготовки к внедрению механизма обязательного запрета продаж товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в данной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах (далее - Регламент, товары, подготовка к внедрению запрета продаж).
Режим подготовки к внедрению запрета продаж действует до вступления в силу установленных Правительством Российской Федерации обязательных требований по запрету продажи товаров на основании информации, содержащейся в информационной системе маркировки, или отсутствия в данной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах.
2. Для целей настоящего Регламента используются понятия, которые означают следующее:
"верхнеуровневое кассовое ПО" - программное обеспечение, предназначенное для поддержки работы контрольно-кассовой техники, в состав которой входит фискальный регистратор, позволяющее отслеживать и учитывать кассовые операции, совершенные пользователями такого программного обеспечения;
"государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" (далее - информационная система маркировки), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена такой информацией и обеспечения прослеживаемости указанных товаров, а также в иных целях, предусмотренных федеральными законами;
"интерфейс электронного взаимодействия" - совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие технических средств участников подготовки к внедрению запрета продаж товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в информационной системе маркировки, или отсутствия в данной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах (далее - участники подготовки к внедрению запрета продаж) и информационной системы маркировки;
"код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором для целей идентификации продукции в потребительской упаковке;
"код маркировки" - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки, формируемая оператором для целей идентификации продукции;
"код проверки" - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием технических средств проверки кода проверки, формируемая оператором;
"код товара" - уникальный код, присваиваемый товару при его описании в информационной системе маркировки, обеспечивающей учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующим кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС);
"личный кабинет" - размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на сайте оператора информационной системы маркировки информационный сервис, предоставляемый оператором информационной системы маркировки в установленном порядке для использования участнику подготовки к внедрению запрета продаж;
"оператор информационной системы маркировки" (далее - Оператор) - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, осуществляющее создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы маркировки, обеспечение ее бесперебойного функционирования, а также прием, хранение и обработку передаваемых в нее сведений;
"продавец" - участник оборота товаров, осуществляющий розничную продажу товаров;
"подготовка к внедрению запрета продаж" - комплекс мероприятий, направленных на подготовку участников оборота товаров к введению обязательных требований по запрету продаж товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в данной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, включающий доработку и тестирование программного обеспечения участников для корректной реализации таких запретов;
"Эксперимент" - эксперимент по исключению технической возможности продажи пищевой, табачной и никотинсодержащей продукции в случае незаконного введения ее в оборот или истечения сроков годности, проведенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2023 г. N 74.
Иные понятия, используемые в настоящем Регламенте, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации и законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
3. Настоящий Регламент предусматривает порядок подготовки к внедрению запрета продаж, перечень случаев, при которых продажа товаров будет запрещена на основании информации, содержащейся в информационной системе маркировки (далее - случаи запрета продаж) (Приложение 1), и перечень товарных групп, на которые распространяются указанные случаи запрета продаж (Приложение 2), а также план соответствующих мероприятий (Приложение 3).
4. Участниками подготовки к внедрению запрета продаж являются:
а) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на проведение подготовки к внедрению запрета продаж:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;
б) участники оборота товаров;
в) Оператор;
г) иные хозяйствующие субъекты;
д) разработчики кассового программного обеспечения.
II. Требования к участникам подготовки к внедрению
запрета продаж
5. Для участия в подготовке к внедрению запрета продаж продавцы должны соответствовать следующим критериям:
в) быть зарегистрированными в информационной системе маркировки в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
б) иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (далее - УКЭП);
в) иметь технические средства, обладающие возможностью формирования и подписания УКЭП электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с информационной системой маркировки, в том числе посредством личного кабинета;
г) иметь программные и (или) технические средства, позволяющие сканировать и распознавать средства идентификации;
д) иметь заключенный с оператором фискальных данных договор на обработку и передачу от имени участника оборота в информационную систему маркировки сведений о выводе из оборота товара с использованием контрольно-кассовой техники по каждой реализованной торговой единице (за исключением передачи сведений о выводе из оборота товара в случае применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных).
III. Порядок информационного обмена участников подготовки
к внедрению запрета продаж с Оператором в рамках подготовки
к внедрению запрета продаж
6. Обмен информацией между продавцами и информационной системой маркировки для целей подготовки к внедрению запрета продаж осуществляется с использованием стандартных протоколов передачи данных и разработанных Оператором интерфейсов электронного взаимодействия путем обмена электронными сообщениями, формат которых определяется Оператором и размещается на официальном сайте Оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. В целях организации взаимодействия Оператора с федеральными органами исполнительной власти применяется информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура, созданная в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
IV. Порядок проверки сведений о товарах перед
розничной продажей
8. Подготовки к внедрению запрета розничной продажи товаров на основании информации, полученной из информационной системы маркировки в режиме реального времени (далее - режим проверки онлайн) и не в режиме реального времени (далее - режим проверки офлайн), осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, путем проверки продавцом кода маркировки (для режима проверки онлайн) или кода идентификации (для режима проверки офлайн) по Перечню случаев запрета продаж (Приложение 1) и принятия продавцом на основании полученных данных решения о возможности или невозможности розничной продажи товара.
9. Проверка кода маркировки при розничной продаже товара осуществляется в момент непосредственно перед такой продажей путем направления электронного запроса в информационную систему маркировки в режиме проверки онлайн.
10. В целях проверки кода маркировки в режиме проверки онлайн продавец идентифицирует и распознает программными и (или) техническими средствами средство идентификации, нанесенное на товар, и направляет электронный запрос в информационную систему маркировки (далее - запрос на онлайн-проверку).
11. Запрос на онлайн-проверку направляется посредством программного интерфейса (API) по телекоммуникационным каналам связи. Описание методов программного интерфейса Оператор размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
12. Планируемое время ожидания продавцом результатов проверки кода маркировки информационной системой маркировки в режиме проверки онлайн составляет 1,5 секунды с момента направления им запроса на онлайн-проверку. Если ответ на запрос на онлайн-проверку не получен продавцом в течение данного периода, продавец может осуществить проверку в режиме офлайн.
13. В ответ на запрос на онлайн-проверку продавец получает из информационной системы маркировки информацию, на основании которой принимает решение о возможности (невозможности) розничной продажи в соответствии с Перечнем случаев запрета продаж. (Приложение 1).
14. В режиме проверки офлайн продавец принимает решение о возможности (невозможности) розничной продажи в соответствии с Перечнем случаев запрета продаж (Приложение 1) на основании информации из баз данных, которые продавец формирует следующим образом:
а) путем обращения в информационную систему маркировки формируется база данных кодов товаров или кодов идентификации в отношении товаров, оборот которых запрещен или приостановлен по решению органов власти (для товаров, сведения об обороте которых подаются в информационную систему маркировки не в отношении отдельной единицы товара) (рекомендовано в автоматизированном режиме актуализировать такую базу данных в части обновленных данных не реже одного раза в 2 часа в рабочие часы торгового объекта);
б) путем обращения в информационную систему маркировки формируется база данных кодов идентификации в отношении товаров, переданных продавцу другими участниками оборота или произведенных (ввезенных) им, а также в отношении которых оборот запрещен или приостановлен по решению органов власти (для товаров, сведения об обороте которых подаются в информационную систему маркировки в отношении отдельной единицы товара) (рекомендовано в автоматизированном режиме актуализировать такую базу данных в части обновленных данных не реже одного раза в 2 часа в рабочие часы торгового объекта);
в) путем сохранения информации о кодах идентификации проданных товаров.
15. При выводе товара из оборота продавец фиксирует в отраслевом реквизите предмета расчета фискального документа "уведомление о реализации маркированного товара", формируемого на контрольно-кассовой технике, факт и время проверки кода маркировки (для режима проверки онлайн) или кода идентификации (для режима проверки офлайн), на основании которой принято решение о продаже товара.
16. В ходе подготовки к внедрению запрета продаж Перечень случаев запрета продаж (Приложение 1) и Перечень товарных групп, на которые распространяются указанные случаи запрета продаж (Приложение 2), могут быть изменены в зависимости от готовности участников оборота товаров или средств информационной системы маркировки.
17. В случае выявления Оператором нарушений требований законодательства Российской Федерации о вводе товаров в оборот, и (или) истечения срока годности проданного товара, и (или) иных нарушениях после получения им сведений о продаже товара, Оператор передает информацию об этих нарушениях продавцу. Взаимодействие информационной системы маркировки с информационными системами участников оборота товаров осуществляется посредством информационных электронных сервисов с использованием протоколов и интерфейсов электронного взаимодействия, сведения о которых размещаются Оператором на официальном сайте Оператора в сети "Интернет".
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
СЛУЧАЕВ, ПРИ КОТОРЫХ ПРОДАЖА ТОВАРОВ БУДЕТ ЗАПРЕЩЕНА
НА ОСНОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЕ МАРКИРОВКИ
1. Продажа товара, сведения о маркировке средствами идентификации которого отсутствуют в информационной системе маркировки;
2. Продажа товара, который на момент проверки выведен из оборота (по статусу кода идентификации в информационной системе маркировки);
3. Продажа товара, заблокированного или приостановленного для реализации по решению органов государственного контроля (надзора), принятых в пределах установленных полномочий (по статусу кода идентификации в информационной системе маркировки);
4. Продажа товара при отсутствии в информационной системе маркировки сведений о его вводе в оборот (за исключением случаев, когда потребительская или групповая упаковка относится к временно не прослеживаемой);
5. Продажа товара по цене ниже или выше максимальной розничной цены (для табачной продукции);
6. Продажа товара с истекшим сроком годности (за исключением табачной и никотинсодержащей продукции);
7. Продажа товара с кодом проверки, который не соответствует характеристикам, в том числе структуре и формату, установленным правилами маркировки отдельных видов товаров средствами идентификации, в отношении которых введена обязательная маркировка средствами идентификации, и (или) требованиям к его формированию и (или) нанесению, установленным указанными правилами маркировки.
8. Продажа товара по цене ниже единой минимальной цены (при наличии обязанности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, внесения данной информации в информационную систему маркировки).
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
ТОВАРНЫХ ГРУПП, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ СЛУЧАИ,
ПРИ КОТОРЫХ ПРОДАЖА ТОВАРОВ БУДЕТ ЗАПРЕЩЕНА НА ОСНОВАНИИ
ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ МАРКИРОВКИ
9. Товарная группа Табачная и никотинсодержащая продукция (товары, подлежащие маркировке средствами идентификации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 224 "Об утверждении Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции");
10. Товарная группа Молочная продукция (товары, подлежащие маркировке средствами идентификации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2099 "Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции");
11. Товарная группа Упакованная вода (товары, подлежащие маркировке средствами идентификации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 841 "Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды");
12. Товарная группа Пиво и слабоалкогольные напитки (товары, подлежащие маркировке средствами идентификации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 г. N 2173 "Об утверждении Правил маркировки пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков").
Приложение 3
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ВНЕДРЕНИЮ ЗАПРЕТА ПРОДАЖ ТОВАРОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ МАРКИРОВКЕ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ, НА ОСНОВАНИИ
ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ЗА ОБОРОТОМ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКЕ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ,
ИЛИ ОТСУТСТВИЯ В ДАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ О ТАКИХ ТОВАРАХ
N
|
Наименование мероприятия
|
Сроки
|
Участники оборота розничной торговли
|
||
1
|
Доработка верхнеуровневого кассового ПО для реализации контроля продаж в режиме онлайн (собственная разработка)
|
с 01.09.2023
по 01.02.2024
|
2
|
Обновление верхнеуровневого кассового ПО для реализации контроля продаж в режиме онлайн (собственная разработка или программное обеспечение (далее - ПО) от сторонних разработчиков)
|
с 01.10.2023
по 01.02.2024
|
3
|
Тестирование корректности информационного взаимодействия верхнеуровневого кассового ПО с информационной системой маркировки для реализации контроля продаж в режиме онлайн
|
с 01.10.2023
по 01.02.2024
|
4
|
Обучение персонала
|
с 01.10.2023
по 01.03.2024
|
5
|
Проверка продукции перед продажей в режиме онлайн в соответствии с Регламентом
|
с 01.10.2023
по 01.03.2024
|
6
|
Разработка, тестирование механизма контроля в режиме офлайн (опционально)
|
с 01.09.2023
по 01.03.2024
|
7
|
Проведение мероприятий по обеспечению готовности к сопровождению внедрения ПО
|
с 01.10.2023
по 01.03.2024
|
Разработчики кассового ПО
|
||
8
|
Доработка верхнеуровневого кассового ПО для реализации контроля продаж в режиме онлайн
|
с 01.09.2023
по 01.12.2023
|
9
|
Тестирование корректности информационного взаимодействия верхнеуровневого кассового ПО с информационной системой маркировки для реализации контроля продаж в режиме онлайн
|
с 01.10.2023
по 01.12.2023
|
10
|
Обновление верхнеуровневого кассового ПО для реализации контроля продаж в режиме онлайн участникам оборота товаров
|
с 01.10.2023
по 01.02.2024
|
11
|
Обучение участников оборота товаров в формате вебинаров, индивидуальных встреч
|
с 01.10.2023
по 01.03.2024
|
12
|
Разработка, тестирование механизма контроля в режиме офлайн (опционально)
|
с 01.09.2023
по 01.03.2024
|
13
|
Проведение мероприятий по обеспечению готовности к сопровождению внедрения ПО
|
с 01.10.2023
по 01.03.2024
|
Минпромторг России
|
||
14
|
Доведение информации о планируемом введении обязательных требований, консультирование участников оборота товаров сегмента розничной торговли в формате заседаний проектно-экспертной группы, онлайн и офлайн-мероприятий
|
с 01.09.2023
по 01.03.2024
|
15
|
Контроль готовности субъектов розничной торговли к обязательным требованиям
|
с 01.09.2023
по 01.03.2024
|
Оператор
|
||
16
|
Разработка методических рекомендаций по реализации механизмов контроля продаж в режиме онлайн для разработчиков кассового ПО
|
до 01.09.2023
|
17
|
Подготовка инфраструктуры информационной системы маркировки к промышленной эксплуатации механизмов контроля продаж в режиме онлайн
|
с 01.09.2023
по 01.03.2024
|
18
|
Тестирование корректности информационного взаимодействия (интеграции) верхнеуровневого кассового ПО участников оборота и разработчиков кассового ПО с информационной системой маркировки для реализации контроля продаж в режиме онлайн
|
с 01.10.2023
по 01.02.2024
|
19
|
Нагрузочное тестирование сервиса для контроля продаж в режиме онлайн
|
с 15.01.2023
по 01.02.2024
|
20
|
Проведение мероприятий по обеспечению готовности доработанного функционала информационной системы маркировки по предоставлению сведений на запросы участников оборота в целях проверки продукции перед продажей
|
с 01.10.2023
по 01.03.2024
|
21
|
Обучение участников оборота товаров, разработчиков кассового ПО в формате вебинаров, рабочих групп, индивидуальных встреч
|
с 01.09.2023
по 01.03.2024
|
22
|
Доработка, тестирование локального модуля "Честный ЗНАК" для контроля продаж в режиме офлайн (опционально)
|
с 01.09.2023
по 01.03.2024
|