См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.12.2019 N 1923 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
(ТАРИФОВ, СБОРОВ) НА УСЛУГИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ В ПОРТАХ И УСЛУГИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ"

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии со статьями 2 и 3 Закона о естественных монополиях субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый на территории Российской Федерации производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии.

Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях и соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в статье 4 Закона о естественных монополиях.

Одной из таких сфер являются услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Статьей 6 Закона о естественных монополиях установлено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293) утверждены Перечни услуг субъектов естественных монополий в морских портах, речных портах, по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1923 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1923) внесены изменения в перечни услуг субъектов естественных монополий в морских портах, речных портах, по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293.

Таким образом, для хозяйствующих субъектов, оказывающих регулируемые ранее согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 услуги, но исключенные из перечня регулируемых услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1923, вступившим в силу 12.01.2020, утрачивает силу ряд требований, установленных Законом о естественных монополиях, если такие требования возникли исключительно в силу осуществления ими ранее регулируемых услуг. Хозяйствующие субъекты более не обязаны:

- раскрывать информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 938 (в соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях);

- направлять в ФАС России информацию в соответствии с приказом ФСТ России от 14.08.2013 N 158-т/1; приказом ФСТ России от 19.11.2013 N 214-т/2; приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 259-т/3; приказом ФСТ России от 18.06.2014 N 145-т/1; приказом ФСТ России от 29.12.2014 N 313-т/3; приказом ФАС России от 26.12.2016 N 1877/16; приказом ФСТ России от 21.07.2009 N 170-т/9; приказом ФАС России от 13.06.2017 N 781/17; приказом ФАС России от 25.12.2017 N 1771/17; приказом ФАС России 27.03.2018 N 383/18; приказом ФАС России 30.11.2018 N 1670/18.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) устанавливаются общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в различных сферах, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ФАС России считает возможным сообщить, что действие Закона N 223-ФЗ может не распространяться на Заказчика, в случае если ранее они распространялись только в силу оказания хозяйствующим субъектом - Заказчиком услуг, поименованных в действовавшей до 12.01.2020 редакции Постановления Правительства N 293 и исключенных Постановлением Правительства N 1923, и не является иным юридическим лицом, указанным в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.

Дополнительно обращаем внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1923 предусмотрено предоставление права органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги по перевалке грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.

Приказом ФАС России от 13.07.2020 N 643/20 утвержден перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2020, регистрационный N 59676).

В соответствии с абзацем шестым перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок в отношении услуг по перевалке грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах в соответствии с перечнем морских портов, утвержденным приказом ФАС России от 13.07.2020 N 643/20.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время ФАС России проводится работа по исключению хозяйствующих субъектов из реестра субъектов естественных монополий.