ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 сентября 2015 г. N 2306р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛИАЛОВ
ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ПЕРЕВОЗИМОМУ ГРУЗУ
В РЕЗУЛЬТАТЕ НАСТУПЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ

В целях определения общего порядка взаимодействия филиалов при наступлении страховых случаев, связанных с причинением вреда (утрата, порча, повреждение и недостача) перевозимому грузу, в соответствии с условиями централизованного договора страхования гражданской ответственности ОАО "РЖД" для своевременного и полного получения страхового возмещения:

1. Утвердить прилагаемый Регламент взаимодействия филиалов при возмещении ущерба, причиненного перевозимому грузу в результате наступления страхового случая (далее - Регламент).

2. Начальникам филиалов ознакомить причастных работников с Регламентом и обеспечить его надлежащее исполнение.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника департамента корпоративных финансов О.Э. Гнедкову.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.МИХАЙЛОВ

Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 23 сентября 2015 г. N 2306р

РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛИАЛОВ ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО
ПЕРЕВОЗИМОМУ ГРУЗУ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАСТУПЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок взаимодействия подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", функциональных филиалов, служб экономики и финансов региональных центров корпоративного управления (далее - НЭФ РЦКУ), юридических служб региональных центров корпоративного управления (далее - подразделения ОАО "РЖД"), структурных подразделений территориальных подразделений функциональных филиалов (далее - структурных подразделений ОАО "РЖД") в процессе сбора информации и оформления необходимых документов с целью получения страхового возмещения при наступлении страховых случаев, связанных с причинением вреда (утрата, порча, повреждение и недостача) перевозимому грузу, в соответствии с условиями централизованного договора страхования гражданской ответственности ОАО "РЖД".

1.2. Настоящий Регламент разработан на основании Регламента взаимодействия филиалов при организации страховой защиты, Положения об организации страховой защиты ОАО "РЖД", договора страхования гражданской ответственности ОАО "РЖД", Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

1.3. Действие настоящего Регламента распространяется на подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", функциональные филиалы, РЦКУ, подразделения ОАО "РЖД", структурные подразделения ОАО "РЖД".

1.4. Рассмотрение и расследование случаев причинения вреда грузу проводится в соответствии с Положением о порядке служебного расследования случаев несохранных перевозок грузов, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" 25.01.2013 N 177р.

1.5. В случае разночтений в положениях настоящего Регламента и положениях централизованного договора преимущественную силу имеет централизованный договор страхования гражданской ответственности ОАО "РЖД".

2. Термины и определения

При взаимодействии филиалов и страховой компании в процессе возмещения ущерба, причиненного перевозимому грузу в результате наступления страхового случая, используются следующие термины и определения:

Централизованный договор страхования - договор страхования, заключенный в централизованном порядке, страховая премия по которому оплачивается с центрального счета ОАО "РЖД".

Выгодоприобретатель - физические и юридические лица (в том числе юридические лица, по отношению к которым ОАО "РЖД" является учредителем, участником, акционером), которым причинен вред в результате наступления страхового случая.

Страховой случай - событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховых компаний произвести страховую выплату ОАО "РЖД", Выгодоприобретателю или иным третьим лицам вследствие причинения вреда грузу Выгодоприобретателя из-за его утраты, порчи, повреждения и недостачи (далее - причинение вреда грузу).

Транспортное происшествие - событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Страхователь - ОАО "РЖД" как владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчик, заключившее договор страхования.

Претензия - заявленное требование о возмещении убытков, возникших в результате наступления страхового случая.

3. Информирование страховой компании о наступлении события,
имеющего признаки страхового случая

3.1. При наступлении события, имеющего признаки страхового случая, ОАО "РЖД" имеет право предъявить требования к страховой компании по возмещению ущерба, нанесенного грузу Выгодоприобретателя. Для реализации этого права страховая компания должна быть проинформирована о наступлении события, имеющего признаки страхового случая.

3.2. Информирование о наступлении события, имеющего признаки страхового случая, осуществляется путем передачи информационного сообщения в страховую компанию по форме Приложения 1 к настоящему Регламенту.

3.2.1. Информирование страховой компании осуществляется в случае причинения вреда грузу Выгодоприобретателя в размере, превышающем, по оперативной оценке, размер франшизы, установленной договором страхования гражданской ответственности ОАО "РЖД".

3.3. Информирование должно быть организовано в следующем порядке:

- ответственный работник территориального центра фирменного транспортного обслуживания (далее - ТЦФТО), получивший оперативное донесение станции, на которой установлен факт причинения вреда грузу, в суточный срок с даты его получения информирует НЭФ РЦКУ;

- ответственный работник НЭФ РЦКУ при получении информационного сообщения от ТЦФТО в суточный срок направляет информационное сообщение в адрес страховой компании.

3.4. Передача информационного сообщения в страховую компанию должна осуществиться не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента получения информации о факте наступления случая, имеющего признаки страхового, любым фиксированным способом связи (телеграф, факс, электронная почта и др.). Сообщение должно быть в последующем подтверждено письменно в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента отправления первичного информационного сообщения о событии, имеющем признаки страхового случая.

3.5. По факту направления информационного сообщения в систему ЕВД-Страхование вносится соответствующая информация в соответствии с инструкцией, представленной в Приложении 4 к настоящему Регламенту.

4. Определение размера ущерба

4.1. Размер ущерба, нанесенный Выгодоприобретателю в результате причинения вреда грузу, компенсируется страховой компанией в размере реального ущерба, причиненного уничтожением или повреждением груза:

4.1.1. в случае полной утраты груза - в размере его действительной стоимости на день наступления страхового случая, за вычетом стоимости остатков, годных для дальнейшего использования. Под полной утратой понимаются случаи, если ремонт или восстановление поврежденного груза невозможен либо стоимость ремонта или восстановления поврежденного груза равна или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая;

4.1.2. в случае частичной утраты груза - в размере расходов по приведению его в состояние, в котором он находился на момент наступления страхового случая (восстановительных расходов).

4.2. Под расходами по восстановлению поврежденного груза понимаются затраты на материалы и запасные части для ремонта, затраты на оплату работ по ремонту, затраты по доставке материалов к месту ремонта.

4.3. Восстановительные расходы компенсируются исходя из среднерыночных цен, сложившихся в регионе ремонта поврежденного груза.

4.4. При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.

4.5. В случае если ОАО "РЖД" самостоятельно произвело выплату компенсации причиненного вреда Выгодоприобретателю до получения страхового возмещения по централизованному договору, то страховое возмещение выплачивается в пределах произведенной ОАО "РЖД" компенсации вреда после предоставления страховой компании доказательства произведенных расходов, но не более чем в размерах, определенных в пункте 4.1 настоящего Регламента.

5. Подготовка и направление пакета документов
в страховую компанию

5.1. Подготовка пакета документов для передачи в страховую компанию осуществляется в следующих случаях:

5.1.1. при удовлетворении претензии в полном или частичном объеме на сумму, превышающую размер франшизы, установленной договором страхования;

5.1.2. при получении вступивших в законную силу судебных решений об удовлетворении исков за причинение вреда грузу. В данном случае НЮ РЦКУ, участвовавшая в судебном процессе, направляет решение суда в причастные ТЦФТО и НЭФ РЦКУ для организации подготовки документов и дальнейшей передачи в страховые компании.

5.2. Пакет документов формируется ТЦФТО, рассмотревшим претензию и принявшим решение о полном или частичном ее удовлетворении, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента выплаты по признанной к удовлетворению претензии на расчетный счет Выгодоприобретателя или по исполнительным листам на основании вынесенных судебных решений.

5.3. Ответственный работник ТЦФТО в обязательном порядке должен включить в пакет документов документы, указанные в Приложении 3 к настоящему Регламенту.

5.4. Сформированный пакет документов (за исключением заявления на выплату страхового возмещения) ТЦФТО передает в НЭФ РЦКУ своей железной дороги для подготовки на основании представленных документов заявления на выплату страхового возмещения и дальнейшего направления в страховую компанию заявления на выплату страхового возмещения с комплектом документов.

5.5. Ответственный сотрудник НЭФ РЦКУ в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения сформированного пакета документов направляет в страховую компанию заявление о получении страхового возмещения по форме Приложения 2 к настоящему Регламенту и полученный комплект документов.

5.6. В заявлении на выплату страхового возмещения указываются реквизиты счета филиала ОАО "РЖД", с которого было произведено списание денежных средств на компенсацию вреда Выгодоприобретателю.

5.7. Копию заявления НЭФ РЦКУ передает в ТЦФТО, рассмотревший претензию.

5.8. Взаимодействие со страховой компанией осуществляет НЭФ РЦКУ, направившая заявление на выплату страхового возмещения. При необходимости предоставления в страховую компанию документов, находящихся не в компетенции службы-заявителя, данная служба запрашивает информацию у филиалов по принадлежности.

5.9. Информация о поступлении претензии, ее оплате и передаче документов в страховую компанию отражается ответственным специалистом НЭФ РЦКУ в системе ЕБД-Страхование в соответствии с инструкцией, представленной в Приложении 4 к настоящему Регламенту.

6. Взаимодействие ОАО "РЖД" со страховыми компаниями
по урегулированию случаев

6.1. Страховое возмещение выплачивается ОАО "РЖД", если ОАО "РЖД" произвело выплату компенсации причиненного вреда Выгодоприобретателю.

6.2. По результатам рассмотрения представленных документов страховая компания в соответствии с договором страхования гражданской ответственности ОАО "РЖД" в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения последнего документа принимает решение по страховому возмещению и должна произвести выплату страхового возмещения в течение 3 (трех) рабочих дней с даты составления и утверждения страхового акта в случае положительного решения или известить в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения необходимых документов в письменном виде об отказе в выплате страхового возмещения НЭФ РЦКУ, направившую заявление по выплате страхового возмещения.

6.3. НЭФ РЦКУ после получения отказа по ранее удовлетворенным претензиям ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Регламента или оплаченным на основании судебных решений в недельный срок передает документы в НЮ РЦКУ и ТЦФТО, проводившего расследование, для проверки обоснованности отказа. Заключение по результатам проверки направляется в НЭФ РЦКУ.

6.4. По результатам проверки НЮ РЦКУ принимает решение о необходимости передачи документов в суд для дальнейшего решения вопросов по взысканию убытков со страховой компании. Представление интересов ОАО "РЖД" в суде осуществляет НЮ РЦКУ в установленном законодательством Российской Федерации порядке и на основании внутренних регламентов ОАО "РЖД".

6.5. По окончании судебного разбирательства НЮ РЦКУ предоставляет в ТЦФТО и НЭФ РЦКУ информацию о его результатах.

7. Получение страхового возмещения и включение
его в платежный баланс подразделений ОАО "РЖД"

7.1. Ответственный работник НЭФ РЦКУ, подавшего Заявление о выплате страхового возмещения, контролирует поступление средств от страховой компании.

7.2. По факту получения страхового возмещения НЭФ РЦКУ информирует департамент корпоративных финансов и причастный филиал ОАО "РЖД" для последующего включения их в статьи платежного баланса соответствующего филиала ОАО "РЖД".

7.3. Сумма поступившего страхового возмещения включается соответствующему филиалу в плановую доходную часть платежного баланса по статье 5940 "Страховое возмещение".

7.4. После получения сведений о поступлении страхового возмещения ответственный работник НЭФ РЦКУ вносит данные об оплате в ЕБД-Страхование.

Приложение N 1
к Регламенту взаимодействия
филиалов при возмещении ущерба,
причиненного перевозимому грузу
в результате наступления
страхового случая

В страховую компанию _______________
от ОАО "РЖД"

                         Информационное сообщение
                        N ___ от __________ 20__ г.

Настоящим сообщаем вам о том, что на полигоне _____________________________
железной дороги "__" __________ 20__ г. в ___ ч. ___ мин. произошел случай,
имеющий признаки страхового.
___________________________________________________________________________
                         (краткое описание события)

                                ПОВРЕЖДЕНО:

Имущество третьих лиц:
Перевозимый груз __________________________________________________________
                       (наименование номенклатуры/собственника груза)

Руководитель                (Подпись)            И.О. Фамилия

М.П.
Сведения переданы: "__" ____________ 20__ г.

Приложение N 2
к Регламенту взаимодействия
филиалов при возмещении ущерба,
причиненного перевозимому грузу
в результате наступления
страхового случая

В страховую компанию _____________
от ОАО "РЖД"

                       Заявление о возмещении ущерба
                        N ___ от __________ 20__ г.

На __ километре ____ дистанции пути _______________________________________
железной дороги "_" __________ 20__ г. в __ ч. __ мин.

                                ПОВРЕЖДЕНО:

Имущество: ________________________________________________________________
Вид имущества _____________________________________________________________
                     (указать наименование поврежденного имущества)
Собственник _______________________________________________________________
                          (полное наименование собственника)
В соответствии с условиями договора страхования от "__" ___________ 20__ г.
N __ прошу возместить пострадавшей стороне понесенный ущерб.
К настоящему заявлению прилагаются следующие документы
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Руководитель НЭФ РЦКУ          (Подпись)           И.О. Фамилия
М.П.
Заявление передано: "__" __________ 20__ г.

Приложение N 3
к Регламенту взаимодействия
филиалов при возмещении ущерба,
причиненного перевозимому грузу
в результате наступления
страхового случая

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ СОБЫТИЯ
СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ

1. При утрате груза:

1.1. претензия Выгодоприобретателя, направленная в адрес Страхователя;

1.2. грузовая квитанция, грузобагажная квитанция о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа или справка перевозчика об отправке груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза, грузобагажа без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат.

2. При частичной утрате груза:

2.1. претензия Выгодоприобретателя, направленная в адрес Страхователя;

2.2. транспортная железнодорожная накладная, или грузобагажная квитанция и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных (испорченных) груза, грузобагажа, деталей, запасных частей без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат.

3. При наличии - акты, экспертные заключения, протоколы и другие документы и материалы компетентных органов.

4. При наличии - заключение органа пожарной службы МЧС Российской Федерации и пожарно-технической экспертизы, правоохранительных органов, аварийной службы газовой сети в соответствии с компетенцией.

5. При наличии заключения эксплуатационных и аварийно-технических служб в части их компетенции.

6. При наличии - сообщение о возбуждении дела или копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

7. Другие документы компетентных органов о фактах и последствиях причинения вреда.

Приложение N 4
к Регламенту взаимодействия
филиалов при возмещении ущерба,
причиненного перевозимому грузу
в результате наступления
страхового случая

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОЗДАНИЮ КАРТОЧКИ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ОТЧЕТА

1. Ведение картотеки страховых случаев

В данной инструкции описана работа с функциональностью ведения страховых случаев системы ЕБД-Страхование. Все необходимые транзакции для работ по ведению страховых случаев и отчеты по ним объединены в меню 2001МЗ.

По каждому происшествию, в результате которого причинен вред грузу, необходимо создать карточку страхового случая. В случае если в рамках одного события пострадало несколько видов имущества, в карточке должно быть создано столько позиций, сколько единиц имущества пострадало.

1.1. Селекционный экран

Для начала ведения картотеки страховых случаев необходимо пройти в меню "Ведение страховых случаев", далее - "Ведение картотеки страховых случаев (2012)" или ввести транзакцию ZIA_2012.

На выведенном селекционном экране возможно:

- создать карточку нового страхового случая. Для этого необходимо нажать кнопку "Создать карточку" или сочетание клавиш Shift+FI;

- вывести реестр ранее созданных карточек страховых случаев (режим просмотра). Задать несколько разных значений можно, нажав кнопку "Многократный выбор". После того как параметры введены, следует нажать кнопку "Выполнить".

1.2. Создание карточки страхового случая

Карточка страхового случая состоит из 3 (трех) блоков:

1.2.1. Блок "Заголовок страхового случая"

В заголовке содержится общая информация о страховом случае. Если в результате происшествия пострадало несколько объектов, то к одному и тому же заголовку заводится несколько позиций.

При создании страхового случая после заполнения поля "Что произошло" запускается каскадное заполнение остальных классификаторов страхового случая. Средство поиска с возможными значениями классификатора выводятся последовательно, по каждому из них, пока не будут заполнены все поля. Значения классификатора подставляются на основании справочника, разработанного Департаментом корпоративных финансов.

1.2.2. Блок "Позиция страхового случая"

В блоке "Позиция страхового случая" содержится информация о пострадавшем в результате страхового случая объекте. Часть поля заполняется пользователем самостоятельно, а часть заполняется автоматически, на основании заведенных в систему справочников объектов и данных периодов страхования.

При создании позиции страхового случая, в поле "Что пострадало" выбирается позиция "Груз", для дальнейшей работы следует нажать клавишу Enter.

В поле "Подробное описание" вносится информация, поясняющая характер страхового случая и повреждение груза. Для дальнейшей работы следует нажать клавишу Enter.

1.2.3. Блок "Платежи по страховому случаю"

В блоке "Платежи по страховому случаю" пользователь заносит данные о подаче документов в страховые компании и страховых выплатах. Поля таблицы заполняются постепенно, по мере получения информации о возмещениях. При каждом изменении пользователь должен выставить соответствующий статус в поле "Статус решения СК".

Для добавления позиции необходимо нажать кнопку "Добавить строку".

После внесения всей информации необходимо сохранить карточку страхового случая, нажав кнопку "Сохранить" или сочетание клавиш Ctrl+S.

1.3. Режим просмотра карточек страхового случая

В режиме просмотра нельзя изменять данные страховых случаев.

В левой части экрана отображаются заголовки имеющихся страховых случаев и позиций, сгруппированные по годам и месяцам.

В правой верхней части экрана отображаются данные заголовка выбранного страхового случая. В правой средней части экрана отображаются данные выбранной позиции страхового случая. В правой нижней части отображаются данные по платежам по страховым случаям. В верхней части экрана доступны кнопки:

"Редактировать" - для перехода в режим изменения, "Выбрать заново" - для возврата к селекционному экрану.

2. Формирование отчетов по страховым случаям

В целях вывода консолидированной информации по страховым случаям возможно сформировать отчет.

Отчет предназначен для отображения данных страховых случаев, внесенных в систему.

Для формирования отчета необходимо пройти в меню "Ведение страховых случаев", далее - "Страховые случаи (нов)" или ввести транзакцию ZINS_ACCNEW.

Для вывода необходимых данных в отчете заполняются следующие поля селекционного экрана "Тип имущества" - при необходимости указывается вид имущества, по которому необходимо сформировать отчет

"Дорога" - при необходимости указывается филиал, по которому необходимо сформировать отчет;

"Год страхового случая" - при необходимости указывается интервал, за который необходимо сформировать отчет. Интервал формируется по дате страхового случая, указанного в карточке страхового случая.

После заполнения полей селекционного экрана необходимо нажать кнопку "Проверить". Если система не выдала ошибок, пользователь нажимает кнопку "Выполнить" для формирования отчета.

В ходе выполнения отчета запускается программа Microsoft Excel, и данные отчета отображаются на листе Excel.

После формирования отчета данные возможно обрабатывать стандартными инструментами Excel.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области