ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 апреля 2019 г. N 715/р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ МЕСТНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
СПОСОБОВ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ТЕХНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ, И ЭСКИЗОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ
В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ОАО "РЖД"

На основании пунктов 7.2 и 7.3 главы 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 года N ЦМ-943, в целях обеспечения безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, систематизации действующих на российских железных дорогах условий размещения и крепления грузов в вагонах, контейнерах:

1. Утвердить прилагаемый Порядок согласования и утверждения Местных технических условий, способов размещения и крепления грузов, не предусмотренных техническими условиями, и эскизов размещения грузов в вагонах и контейнерах, перевозимых ОАО "РЖД" (далее - Порядок).

2. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н., генеральному директору АО "НИИАС" Розенбергу И.Н. (по согласованию) организовать проведение экспертных работ по проверке всех проектов МТУ, а также НТУ, способов с использованием многооборотных средств крепления и размещенных на сцепе.

3. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н., заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Дирекции управления движением Иванову П.А., заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Дирекции инфраструктуры Верховых Г.В. организовать в установленном порядке изучение причастными работниками Порядка, утвержденного настоящим распоряжением, и обеспечить выполнение его требований.

4. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 22 августа 2016 года N 1699р "Об утверждении Порядка согласования и утверждения Местных технических условий, способов, не предусмотренных техническими условиями, и эскизов размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, перевозимых ОАО "РЖД".

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н.

первый заместитель
генерального директора ОАО "РЖД"
А.КРАСНОЩЕК

Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 15.04.2019 N 715/р

ПОРЯДОК
СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ МЕСТНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
СПОСОБОВ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ТЕХНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ, И ЭСКИЗОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ
В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ОАО "РЖД"

Настоящий Порядок устанавливает технологию взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при согласовании и утверждении Местных технических условий размещения и крепления грузов (далее - МТУ), способов размещения и крепления грузов, не предусмотренных Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 года N ЦМ - 943 (далее - ТУ) и МТУ (далее - НТУ), эскизов размещения и крепления грузов (далее - эскиз).

I. Порядок согласования и утверждения МТУ, НТУ

1. МТУ разрабатываются в случаях массовой перевозки грузов, способы размещения и крепления которых не предусмотрены ТУ.

Кроме того, МТУ разрабатываются в случае использования многооборотных средств крепления, средств крепления, не предусмотренных разделом 4 главы 1 ТУ, способов крепления грузов, надежность которых невозможно обосновать методикой расчета главы 1 ТУ.

2. НТУ разрабатываются для разовых либо нерегулярных перевозок, способы размещения и крепления которых не предусмотрены ТУ, МТУ.

3. Проекты МТУ, НТУ разрабатываются грузоотправителями (далее - клиентами) согласно положениям пунктов 7.2 и 7.3 главы 1 ТУ <*>.

--------------------------------

<*> МТУ, НТУ, эскизы могут быть разработаны подразделениями ТЦФТО по просьбе грузоотправителя.

4. Представляемый на рассмотрение проект МТУ или НТУ должен содержать комплект документов, предусмотренный пунктами 7.2 и 7.3 главы 1 ТУ: описательную часть с титульным листом, расчетно-пояснительную записку (далее - РПЗ), схемы размещения и крепления груза, многооборотных или инвентарных средств крепления при их возврате в порожнем состоянии. Описательная часть и РПЗ должны содержать сведения, предусмотренные пп. 7.1.1.1, 7.1.1.2, 7.1.1.3, 7.2.1, 7.2.2 главы 1 ТУ.

5. Проекты МТУ, НТУ с сопроводительным письмом и титульным листом, оформленным в соответствии с приложением N 4 к главе 1 ТУ или актом согласования и утверждения НТУ, оформленным в соответствии с приложением N 6 к главе 1 ТУ (далее - комплект), представляются в бумажном виде для согласования. Допускается направлять проекты МТУ, НТУ на электронную почту.

Обращения клиентов регистрируются в автоматизированной системе оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (далее - АСКМ ТУ).

Допускается согласование и утверждение МТУ в электронном виде при наличии порядка, утвержденного начальником ТЦФТО и согласованного с причастными структурными подразделениями ОАО "РЖД".

5.1. Комплект документов проекта МТУ представляется:

а) в территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ТЦФТО), в пределах региона обслуживания которого находится станция отправления груза, крепление которого производится по данному МТУ;

б) в Центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ЦФТО), в случае когда МТУ предназначены для груза, предусматриваемого к перевозке с железнодорожных станций нескольких железных дорог.

5.2. Комплект документов проекта НТУ представляется:

а) в ТЦФТО, в пределах региона обслуживания которого находится станция отправления предусматриваемого к перевозке конкретного груза и если перевозимый груз имеет поворотные и выдвижные части, а также в случае использования многооборотных средств крепления (далее - МСК).

б) в агентство фирменного транспортного обслуживания - подразделение ТЦФТО (далее - АФТО), в региональный отдел коммерческой работы, входящий в структуру ТЦФТО (при отсутствии АФТО в регионе обслуживания станции отправления), в пределах региона обслуживания которого находится станция отправления предусматриваемого к перевозке конкретного груза, за исключением случаев, указанных в подпункте а) пункта 5.2 настоящего Порядка.

6. Рассмотрение проектов МТУ, НТУ производится в следующем порядке.

6.1. ТЦФТО, АФТО в сроки, не превышающие трех рабочих дней с момента регистрации обращения, проверяет представленный проект МТУ, НТУ, их комплектность (титульный лист, описательная часть, РПЗ, схема), а также при необходимости дополнительные документы (например, руководство по эксплуатации вагона, конструкторская документация, технический паспорт на груз, фото груза и др.).

Поступивший в ТЦФТО проект МТУ в указанный срок при отсутствии замечаний направляется в ЦФТО для проведения экспертной проверки.

ЦФТО к проведению проверки могут привлекать сторонние организации, обладающие необходимым уровнем компетенции.

6.2. ЦФТО в сроки, не превышающие 15 рабочих дней с момента регистрации обращения, проводит экспертную проверку проектов МТУ и направляет заключение в ТЦФТО либо клиенту (в случае, указанном в подпункте б) пункта 5.1 настоящего Порядка). Экспертное заключение должно содержать выводы о пригодности проекта к проведению экспериментальной проверки или о проведении экспериментальной проверки после устранения замечаний по проекту, а в случаях выявления существенных ошибок - о необходимости переработки проекта МТУ.

6.3. ТЦФТО в срок, не превышающий трех рабочих дней, информирует клиента о результатах проведенной экспертизы.

6.4. При выявлении ТЦФТО (в случаях, установленных подпунктом а) пункта 5.2 настоящего Порядка) или АФТО в ходе рассмотрения проектов НТУ несоответствий требованиям ТУ или обнаружении в них, в том числе в схемах и расчетно-пояснительной записке ошибок, в сроки, не превышающие трех рабочих дней с момента регистрации обращения, проекты возвращаются клиенту с сопроводительным письмом для устранения выявленных нарушений. Допускается направлять выявленные замечания по электронной почте (если МТУ, НТУ было передано в ТЦФТО (АФТО) по электронной почте).

6.5. В соответствии с пунктом 7.2.3 главы 1 ТУ откорректированный на основании представленных замечаний проект МТУ, НТУ утверждается клиентом и представляется соответственно в ЦФТО, ТЦФТО или АФТО для согласования.

6.6. При отсутствии замечаний по проекту МТУ или НТУ с многооборотными средствами крепления (далее - НТУ с МСК) ЦФТО (ТЦФТО) направляет телеграмму о проведении в отношении этого проекта МТУ (НТУ) экспериментальной проверки (испытания на соударения) в соответствии с требованиями раздела 12 главы 1 ТУ.

6.7. Экспериментальная проверка МТУ, НТУ с МСК (испытания на соударения) осуществляется под председательством представителя ЦФТО (в случаях, установленных подпунктом б) пункта 5.1 настоящего Порядка) или ТЦФТО. По соответствующему указанию ЦФТО экспериментальная проверка (в случаях, установленных подпунктом б) пункта 5.1 настоящего Порядка) может осуществляться под председательством представителя ТЦФТО.

Экспериментальная проверка (испытания на соударения) осуществляется при участии:

представителей подразделений, контролирующих обеспечение безопасности движения поездов;

начальника станции;

представителя службы вагонного хозяйства Дирекции инфраструктуры (далее - В) - структурного подразделения ЦДИ;

представителей разработчика МТУ, НТУ с МСК и владельца пути необщего пользования, на территории которого проводится экспериментальная проверка.

Экспериментальная проверка может проводиться в отношении способов крепления, при которых груз наиболее подвержен действию инерционных сил, а средства крепления - наибольшим нагрузкам. В таких случаях, а также при проверке способов размещения и крепления рельсов экспериментальная проверка должна проводиться по программам-методикам, содержащим обоснования выбора для испытаний конкретных способов крепления и порядка проведения соударений, согласованных с ОАО "РЖД".

6.7.1. По результатам испытаний на соударение при отсутствии недостатков в способе размещения и крепления груза комиссия принимает решение о проведении опытной перевозки, о чем делается соответствующая отметка в акте испытаний на соударение. Проведение опытных перевозок осуществляется в соответствии с разделом 12 главы 1 ТУ. Начальник станции отправления на основании решения комиссии о проведении опытной перевозки направляет телеграмму на станцию назначения о проведении комиссионной выгрузки.

Результаты этапов экспериментальной проверки отражаются в соответствующих актах по форме, установленной в пункте 12.1.5 главы 1 ТУ, с последующим занесением в АСКМ ТУ.

6.7.2. В соответствии с пунктом 7.2.3 главы 1 ТУ в случае выявления в ходе экспериментальных проверок недостатков в способе размещения и креплении груза клиент на основании документально подтвержденных замечаний комиссии по экспериментальной проверке вносит в проект МТУ (НТУ с МСК) соответствующие изменения, дополнения и, вновь утвердив все подвергшиеся изменению документы, входящие в комплект проекта МТУ (НТУ с МСК), представляет в ЦФТО (ТЦФТО) для повторного рассмотрения.

6.7.3. При положительном документально подтвержденном результате проведенной экспериментальной проверки, в том числе при опытной перевозке, о пригодности предусмотренного проектами МТУ, НТУ с МСК способа размещения и крепления груза МТУ утверждается в сроки, не превышающие пяти рабочих дней с момента регистрации поступившего документа.

7. Утверждение МТУ, НТУ с МСК осуществляется:

7.1. ЦФТО (на уровне не ниже заместителя начальника ЦФТО) в случаях, установленных подпунктом б) пункта 5.1 настоящего Порядка.

7.2. Начальником ТЦФТО или заместителем начальника ТЦФТО - начальником службы грузовой и коммерческой работы (ТЦФТОМ) в случаях, установленных подпунктом а) пункта 5.1 и подпунктом а) пункта 5.2 настоящего Порядка.

7.3. Наряду с утверждением МТУ, НТУ с МСК начальником ТЦФТО или заместителем начальника ТЦФТО - начальником службы грузовой и коммерческой работы (ТЦФТОМ) <*> издается распоряжение, разрешающее практическое применение данных МТУ, НТУ с МСК и направляется в адрес причастных.

--------------------------------

<*> В Калининградском ТЦФТО - заместителем начальника Центра (по организации грузовой, коммерческой и оперативной работы).

7.4. Распоряжение, утвержденное ЦФТО, направляется в ТЦФТО для информирования причастных структурных подразделений, работников железных дорог и грузоотправителей.

7.5. Исполнение распоряжений, утвержденных ЦФТО, ТЦФТО, является обязательным для работников структурных подразделений ОАО "РЖД".

8. Утверждение НТУ в случае, предусмотренном в подпункте а) пункта 5.2 настоящего Порядка (груз имеет поворотные и выдвижные части, МСК), осуществляется ТЦФТОМ или его заместителем в сроки, не превышающие трех рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктом 7.3.3 главы 1 ТУ с указанием срока их действия в соответствии с пунктом 7.3.7 главы 1 ТУ.

8.1. Утверждение НТУ в случае, предусмотренном в подпункте б) пункта 5.2 настоящего Порядка (груз не имеет поворотные и выдвижные части, без МСК), осуществляется заместителем начальника АФТО - начальником отдела грузовой и коммерческой работы (АФТОМ) (АФТО) <**> в сроки, не превышающие трех рабочих дней с момента регистрации поступившего документа, в порядке, предусмотренном пунктом 7.3.3 главы 1 ТУ с указанием срока их действия в соответствии с пунктом 7.3.7 главы 1 ТУ.

--------------------------------

<**> В Северо-Кавказском ТЦФТО - руководителем сектора грузовой и коммерческой работы АФТО.

8.2. Подписи согласующих и утверждающих в ТЦФТО (МТУ, НТУ), в АФТО (НТУ) проставляются на всех экземплярах титульного листа этих МТУ или акта согласования НТУ в соответствии с приложениями 4, 6 главы 1 ТУ.

9. Утвержденные в ЦФТО, ТЦФТО или АФТО МТУ, НТУ регистрируются в АСКМ ТУ.

В ТЦФТО, АФТО электронные копии утвержденных МТУ, НТУ вносятся в программу АСКМ ТУ (описательная часть с титульным листом или актом согласования, схема, РПЗ, программа-методика (в случае ее разработки), акты соударений и опытных перевозок, распоряжение, разрешающее их практическое применение).

Один экземпляр МТУ, НТУ остается на хранении в ЦФТО, ТЦФТО или АФТО (соответственно), утвердившего данное МТУ, НТУ, остальные два экземпляра установленным порядком направляются соответственно клиенту и начальнику станции отправления груза.

В случае согласования и утверждения МТУ, НТУ в электронном виде допускается их рассылка причастным в электронном виде.

10. При разработке проектов МТУ и НТУ для грузов, перевозка которых предусматривается назначением на станции иностранных железных дорог, следует руководствоваться положениями настоящего Порядка. Необходимые для размещения и крепления груза расчеты производятся в соответствии с положениями приложения 3 "Технические условия размещения и крепления грузов" к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении, приложения 3 "Правила погрузки грузов (технические условия размещения и крепления), перевозимых в российско-финляндском прямом международном железнодорожном сообщении" к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении (далее - Правила погрузки).

ЦФТО может направить для предварительного согласования проект МТУ, НТУ принимающему перевозчику, которому будет передан груз на железнодорожной пограничной станции в порядке, согласованном этими перевозчиками.

11. Внесение изменений и дополнений в действующие МТУ и НТУ осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7.2.6 и 7.3.6 главы 1 ТУ с учетом положений настоящего Порядка с регистрацией в АСКМ ТУ.

12. Продление срока действия применяемых МТУ (НТУ в случае применения Правил погрузки) осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7.2.7 главы 1 ТУ с учетом положений настоящего Порядка. При наличии актов испытаний на соударение и опытных перевозок к действующим МТУ проведение повторной экспериментальной проверки не требуется.

II. Порядок рассмотрения и согласования эскизов

13. Разработка эскизов осуществляется в случае, когда способ размещения и крепления определенного наименования груза предусмотрен в ТУ, однако отсутствует необходимая схема для конкретного типоразмера груза этого наименования.

13.1. Комплект утвержденных клиентом двух экземпляров проекта эскизов, оформленных в соответствии с требованиями приложения N 3 к главе 1 ТУ, представляется клиентом начальнику станции в бумажном виде для согласования.

13.2. Начальник станции обеспечивает проверку проекта эскиза, наличия в нем всех необходимых сведений и правильности оформления представленных экземпляров проекта.

При обнаружении в ходе проверки недостатков, несоответствий, ошибок в проекте эскиза начальник станции возвращает все экземпляры клиенту.

13.3. На основании замечаний начальника станции по проекту эскиза вносятся в него соответствующие изменения и вновь утвержденный проект эскиза представляется в бумажном виде начальнику станции.

13.4. Начальник станции после проверки внесенных изменений или дополнении и при отсутствии замечаний согласовывает эскиз.

13.5. Один экземпляр согласованного эскиза передается клиенту, второй экземпляр направляется агентам СФТО (агентам железнодорожным), в границах обслуживания которого расположена данная станция отправления груза, копия эскиза остается в делах станции.

13.6. Допускается рассмотрение, согласование и регистрация эскизов начальником железнодорожной станции в электронном виде при наличии технической возможности в ЕАСАПР.

III. Проверка соблюдения грузоотправителями требований МТУ, НТУ, эскизов

14. Проверка соблюдения положений утвержденных МТУ, НТУ при размещении и креплении грузов, а также грузов, имеющих вращающиеся (поворотные) и выдвигающиеся части, осуществляется при приеме грузов к перевозке начальником станции или его заместителем.

Проверка соблюдения положений, утвержденных МТУ, НТУ при размещении и креплении грузов при массовой отправке, а также не имеющих вращающихся (поворотных) и выдвигающихся частей, осуществляется при приеме груза к перевозке уполномоченным представителем ОАО "РЖД".

Проверку правильности размещения и крепления груза в вагонах и контейнерах при погрузке по эскизу осуществляют приемосдатчики груза и багажа или другие работники, уполномоченные на осуществление этих операций того подразделения ОАО "РЖД", на территории которого производилась погрузка груза в вагон.

15. При выявлении недостатков в действующих МТУ, НТУ, эскизах лицо, обнаружившее недостатки, направляет в подразделение, утвердившее данное МТУ, НТУ, эскиз, письменное уведомление и акт общей формы (акт ревизии, справку о проведенной проверке и др.).

Принятое ОАО "РЖД" (в лице подразделения, утвердившего возможность применения МТУ, НТУ, эскиза) решение о досрочном прекращении действия МТУ, НТУ, эскиза доводится до причастного клиента в письменном виде и вступает в силу начиная с очередного (после получения клиентом уведомления о принятом ОАО "РЖД" решении) предъявления груза к перевозке, в отношении которого принято такое решение.

Сведения об отмене МТУ, НТУ также вносятся в подсистему АСКМТУ.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области