См. Документы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 февраля 2024 г. N 18-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОГО ПЛАНА
АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА, В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В целях реализации национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. N 559-р:

Утвердить прилагаемый отраслевой план адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса, в области рыболовства на период до 2025 года.

Министр
Д.Н.ПАТРУШЕВ

Утвержден
распоряжением Минсельхоза России
от 29 Февраля 2024 г. N 18-р

ОТРАСЛЕВОЙ ПЛАН
АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА, В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Наименование субъекта адаптации:

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Федеральное агентство по рыболовству Российской Федерации.

2. Общее описание характерных климатических рисков

По данным многолетних наблюдений, выполняемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, среднегодовая температура воздуха у поверхности Земли на территории Российской Федерации с середины 70-х годов XX века растет в среднем на 0,51 °C за 10 лет, что в 2,8 раза превышает темпы роста средней глобальной температуры воздуха.

Значительная часть территории Российской Федерации подвержена (наблюдаемым и прогнозируемым) изменениям климата, а последствия этих изменений оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие в сфере российского агропромышленного комплекса.

Для агропромышленного комплекса (растениеводство и животноводство) опасными климатическими рисками являются: жара, засуха, сильные атмосферные осадки, наводнения, ураганы, смерчи, сильный ветер, суховеи, эрозия плоскостная и овражная, возврат холодов в вегетационный период (заморозки), град.

К отрицательным последствиям относятся в том числе:

рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы - в других;

повышение пожароопасности в лесных массивах;

изменение площадей выпаса сельскохозяйственных животных;

непрогнозируемые вспышки заболеваний у сельскохозяйственных животных, обусловленные изменением климата;

нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими. Появление новых видов вредителей агрокультуры.

Одним из способов противостояния воздействиям аномальных погодных явлений является хороший долгосрочный прогноз. Эта информация дает возможность заранее подготовиться, например, к засухе и суховею: сеять более засухоустойчивые, пусть даже менее урожайные, сорта, правильно (с учетом различия в увлажненности отдельных полей) размещать культуры в севообороте, полнее и тщательнее проводить необходимые агротехнические мероприятия, экономить воды паводочного стока, использовать более засухоустойчивые или более скороспелые сорта, не ослабляя заметным образом их урожайность, проводить приемы высококультурного земледелия, способствующие накоплению влаги в почве и экономному ее расходованию. К числу таких агротехнических мероприятий следует отнести прогрессивные способы обработки почвы, севообороты, чистые пары, борьбу с сорняками, посевы в оптимальные сроки, задержание поверхностного стока талых и ливневых вод поперечной пахотой, обвалованием, террасированием, посевом кулис, лесополосами и т.д.

Для рыболовства важным климатическим фактором является рост температуры и закисление океана.

Климатические изменения наиболее ярко выражены в арктических и субарктических морях. По особенностям географического положения к ним относятся Баренцево, Охотское и Берингово моря, суммарный вылов водных биологических ресурсов в которых составляет более 70% от общего вылова России. Таким образом, значительные изменения в среде обитания водных биологических ресурсов наблюдаются в наиболее рыбопродуктивных районах России, где сосредоточены самые важные промысловые запасы рыбы.

Также важнейшим проявлением изменений климата является нарушение баланса карбонатной системы океана и, как следствие, изменение в содержании химических соединений в воде, что в целом негативно сказывается на развитии кормовой базы (планктона) и молоди многих видов объектов промысла.

К основным долгосрочным последствиям в морской среде можно отнести:

повышение температуры поверхностного слоя воды и более глубоких слоев воды, увеличение разницы плотности между поверхностным и подповерхностным слоями вод, что затрудняет их вертикальное перемешивание;

снижение концентрации растворенного кислорода в подповерхностном и в некоторых случаях в придонном слое, которое может сопровождаться расширением зон дефицита кислорода и развитием условий гипоксии;

смещение сроков начала и окончания теплого и холодного сезонов, ледового периода, его сокращение и, как следствие, смещение сроков сезонного роста биомассы фитопланктона и зоопланктона;

изменение общего уровня (увеличение или уменьшение) продуктивности морей или их отдельных районов;

повышение кислотности вод, увеличение растворимости карбоната кальция и, как следствие, затруднения в формировании панцирей, раковин или створок беспозвоночных животных и скелетов рыб;

повышение уровня моря, которое может приводить к изменению условий нереста в прибрежных районах;

изменения в распределении фауны и изменение состава и количества планктона, нектона и бентоса, в том числе промысловых видов на различных стадиях жизни, и их пищевых объектов.

Территории, на которых расположены отраслевые объекты, курируемые Минсельхозом России, подвержены климатическим рискам, характерным для соответствующих территорий страны.

3. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня (при наличии)

Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня для объектов сельского хозяйства отсутствует.

4. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости (при наличии)

Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости отсутствует.

5. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков

Размер и последствия стихийного бедствия одного года не являются константой по отношению к последующим годам или основой для прогноза какого-либо последующего ущерба. Так, в период с 2010 по 2023 годы общая сумма ущерба от гибели сельскохозяйственных культур и объектов сельского хозяйства в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (аномальные погодные явления) составила 120,0 млрд рублей. Из них максимальная сумма - 41,8 млрд рублей - пришлась на 2010 год, а минимальная - 2,1 млрд рублей - на 2016 год.

Однако следует отметить, что сведения по ущербу имеют место только в случае обращения в Минсельхоз России пострадавшего субъекта Российской Федерации при введении режима чрезвычайной ситуации регионального или федерального уровня реагирования с просьбой о проведении экспертной оценки ущерба.

Информация о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков отсутствует.

6. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата (при наличии)

К возможностям для развития в связи с изменением климата возможно отнести:

улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии определенных мер);

изменение видового состава аквакультуры в пределах одной акватории.

В связи с повсеместным увеличением температуры поверхностного слоя морей и океанов ожидается продолжение смещения всех запасов водных биологических объектов Северного полушария в основном в северном направлении (с учетом береговой линии и особенностей рельефа дна). Поскольку основные рыбопромысловые районы России сосредоточены в умеренных и высоких широтах, в долгосрочной перспективе ожидается расширение промысловой базы за счет появления новых или увеличения численности редких видов водных биологических объектов.

Также ожидается увеличение используемых посевных площадей, например, в Сибирском федеральном округе, на территории которого прогнозируют потепление.

7. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий

N п/п
Наименование мероприятия
Срок
Вид документа и ожидаемый результат
Ответственный исполнитель
1
Направить в органы управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации запрос о предоставлении в Минсельхоз России результатов мониторинга и оценки эффективности и результативности мер по адаптации к изменениям климата
I квартал 2024 года, далее ежегодно
Письмо руководителям органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации.
Депрастениеводство
IV квартал 2024 года
Обеспечение принятия рациональных управленческих решений по оптимизации адаптационных мероприятий, направленных на снижение уязвимости отрасли от климатически неблагоприятных условий, на основании результатов мониторинга и оценки эффективности принятых мер по адаптации к изменениям климата
2
Направить в органы управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации рекомендации о проведении в качестве меры адаптации технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий и использовании научно-обоснованных зональных систем земледелия, в том числе технологий сберегающего земледелия, с запросом о предоставлении соответствующих предложений по указанным рекомендациям
I квартал 2024 года
Письмо руководителям органов управления агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации.
Депрастениеводство
IV квартал 2024 года
Обеспечение низкоуглеродного развития отрасли путем осуществления технического перевооружения сельхозпредприятий и применения в производстве научно-обоснованных зональных систем земледелия, в том числе технологий сберегающего земледелия
3
Направить в органы управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации рекомендации о заключении долгосрочных договоров по производству семян сельскохозяйственных культур, адаптированных к климатическим условиям региона, с запросом о предоставлении сведений по количеству заключенных договоров
I квартал 2024 года
Письмо в региональные органы управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации.
Депселекция
IV квартал 2024 года
Снижение уровня уязвимости отрасли за счет применения в производстве семян сельскохозяйственных культур, адаптированных к климатическим условиям регионов, полученным в результате увеличения их производства в соответствии с заключенными долгосрочными договорами
4
Рекомендовать руководителям органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации разработать и представить в Минсельхоз России предложения по порядку финансового обеспечения мероприятий по адаптации к изменениям климата, включая использование механизма субсидирования процентных ставок по кредитам и создание новых финансовых инструментов устойчивого развития
II квартал 2024 года
Письмо руководителям органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации.
Депрастениеводство,
Депэкономика
Сформирован перечень предложений по финансовому обеспечению адаптационных мероприятий для их проработки и создания эффективных финансовых инструментов устойчивого развития в условиях изменяющегося климата
5
Обеспечить проведение агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий в целях улучшения свойств земель, в том числе в рамках Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731
IV квартал 2024 года, далее - ежегодно
Отчет о проведении агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий на площади до 2,8 тыс. га по формам, предусмотренным приказом Минсельхоза России от 17 декабря 2021 г. N 857
Депмелиорация, заинтересованные департаменты Минсельхоза России, органы управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации
6
Оценить эффективность реализованных мер адаптации агропромышленного комплекса России, в том числе рыболовства, к изменениям климата за истекший период. Осуществить актуализацию отраслевого плана адаптации отрасли сельского хозяйства и рыболовства к изменениям климата на период с 2026 по 2028 годы с учетом результатов рассмотрения возможности увеличения государственной поддержки на проведение мер адаптации к изменениям климата в области сельского хозяйства и рыболовства
IV квартал 2025 года
Протокол совещания у заместителя Министра. Предложения по внесению изменений в отраслевой план адаптации к изменениям климата в области агропромышленного комплекса, рыболовства на 2026 - 2028 годы с учетом результатов рассмотрения возможности увеличения государственной поддержки на проведение мер адаптации к изменениям климата в области сельского хозяйства и рыболовства
Депрастениеводство, заинтересованные департаменты Минсельхоза России, Росрыболовство.

8. Обязательные приложения к отраслевому плану адаптации в области агропромышленного комплекса и рыболовства на период до 2025 года:

Приложение N 1. Результаты оценки климатических рисков в сфере агропромышленного комплекса и в области рыболовства.

Приложение N 2. Результаты ранжирования адаптационных мероприятий.

Приложение N 3. Финансово-экономическое обоснование отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса, в области рыболовства на период до 2025 года (при наличии потребности в дополнительном финансировании за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Приложение N 1
к отраслевому плану адаптации
к изменениям климата в сфере
агропромышленного комплекса,
в области рыболовства
на период до 2025 года,
утвержденному распоряжением
Минсельхоза России
от 29 февраля 2024 г. N 18-р

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ
КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
И В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА

Наименование отрасли
Сельское хозяйство и рыболовство
1
Пороговое значение для объектов, уязвимых к климатическим факторам (с указанием этих объектов в разрезе ОКВЭД 2, 5 знаков)
Ветер более 30 м/с: выдувание семян с полей.
Подъем воды в реках и водоемах выше критической отметки: затопление близко- и низкорасположенных земель сельхозназначения.
Возвратные заморозки ниже
10° C:
вымерзание плодовых почек у многолетних насаждений.
Град любой интенсивности:
гибель сельскохозяйственных объектов и урожая сельхозкультур.
Продолжительные засухи свыше 30 дней: полная гибель урожая сельскохозяйственных культур
2
Минимальное и максимальное значения периода повторяемости пороговых значений в местах размещения объектов, уязвимых к климатическим факторам
В зависимости от субъекта Российской Федерации. Например, наводнение и переувлажнение в Дальневосточном федеральном округе наблюдается в последние 5 лет ежегодно. Засушливые явления за указанный период также ежегодно отмечаются на территории субъектов Южного и Приволжского федеральных округов. Северо-Кавказский федеральный округ ежегодно подвергается градовым процессам.
В других регионах страны аномальные погодные явления происходят с периодичностью 1 раз в 10 лет
3
Описание прогнозируемого изменения повторяемости порогового значения (при наличии)
отсутствует
4
Оценка возможного ущерба в результате превышения пороговых значений (в млн рублей):
Расчет оценки возможного ущерба будет производиться субъектом Российской Федерации, так как показатели по составляющим указанной формулы определяются отдельным регионом самостоятельно
5
суммарная стоимость инфраструктуры, уязвимой к воздействию климатических факторов
У1 - данные субъекта Российской Федерации
6
суммарные затраты, связанные с заменой всей уязвимой инфраструктуры (кроме ее стоимости) при одномоментном выходе из строя и ликвидацией последствий
У2 - данные субъекта Российской Федерации
7
суммарный полученный доход и дополнительные траты во время приостановления производственной деятельности (исходя из времени восстановления инфраструктуры)
У3 - данные субъекта Российской Федерации
8
Показатель экономической уязвимости хозяйственной или иной деятельности:
Рассчитать показатель экономической уязвимости деятельности не представляется возможным ввиду отсутствия данных
9
застрахованный ущерб по договору имущественного и иного страхования при наступлении климатических рисков (при страховании этих рисков)
С - данные субъекта Российской Федерации
10
размер имеющихся резервов (финансовые, материальные и другие)
Р - не имеется
11
сумма годовой выручки
В - данные субъекта Российской Федерации
12
Контакты лица, ответственного за заполнение формы (Ф.И.О., телефон, электронная почта) и дата заполнения
Шенцова Ольга Вячеславовна,
8 (495) 607-87-80,
o.shencova@mcx.gov.ru,
дата заполнения: __ _________ 2024 г.

Приложение N 2
к отраслевому плану адаптации
к изменениям климата в сфере
агропромышленного комплекса,
в области рыболовства
на период до 2025 года,
утвержденному распоряжением
Минсельхоза России
от 29 февраля 2024 г. N 18-р

РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Наименование субъекта адаптации:

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Федеральное агентство по рыболовству Российской Федерации.

2. Распределение значимости подходов, учитываемых при ранжировании

Основным принципом планирования адаптационных мероприятий является дифференцированный подход, учитывающий специфику отрасли сельского хозяйства и рыболовства, эффективность мер адаптации в различных климатических условиях, степень готовности субъектов Российской Федерации к реализации мер адаптации, а также последовательность действий, подразумевающих наличие этапов реализации мер адаптации.

3. Ранжирование адаптационных мероприятий

Ранжирование произведено с учетом соотнесения адаптационных мероприятий с реальными факторами и предполагает адаптацию производства в целях обеспечения продовольственной безопасности страны и последовательного развития отраслевого потенциала в условиях неблагоприятных климатических изменений, а также снижение степени уязвимости агропромышленного комплекса и рыболовства к неблагоприятным климатическим условиям и реализацию мер по адаптации с учетом региональных особенностей, и в целях обеспечения возможности масштабирования лучших практических мероприятий в перспективе.

Результаты ранжирования адаптационных мероприятий представлены в таблице.

Распределение значимости подходов, учитываемых при ранжировании

Фактор
Компоненты фактора
Обозначение
Вес фактора
Эффект снижения уровня риска
1.1. Сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска
Фактор 1.1
20
1.2. Снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска
Фактор 1.2
20
Эффект для снижения уязвимости объектов воздействия
2.1. Снижение показателя уязвимости
Фактор 2.1
10
2.2. Увеличение пороговых значений
Фактор 2.2
10
2.3. Использование страховых инструментов
Фактор 2.3
10
2.4. Обеспечение резервов (финансовые, материальные или другие)
Фактор 2.4
10
Эффект от использования предложений по использованию благоприятных возможностей изменения климата
Фактор 3
20
Ранжирование адаптационных мероприятий
Наименование адаптационного мероприятия
Фактор 1.1
Фактор 1.2
Фактор 2.1
Фактор 2.2
Фактор 2.3
Фактор 2.4
Фактор 3
Максимальное значение веса для фактора
20
20
10
10
10
10
20
Значение учета фактора адаптационным мероприятием
Сумма
Ранг (присваивается по значению суммы каждого мероприятия в общей выборке)
1. Формирование перечня наиболее результативных отраслевых практик адаптации к изменениям климата в единый перечень
4
2
0
0
0
0
5
11
5
2. Анализ результатов мониторинга и эффективности мер по адаптации к изменениям климата
4
2
0
1
0
1
3
11
3
3. Осуществление в качестве мер адаптации технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий и применение научно-обоснованных зональных систем земледелия
3
3
3
1
2
0
2
14
5
4. Заключение долгосрочных договоров по производству семян, сельскохозяйственных культур, адаптированных к различным климатическим условиям
4
3
3
0
0
2
3
15
5
5. Выработка предложений по механизму финансового обеспечения адаптационных мероприятий
2
2
3
2
1
2
1
15
2
6. Проведение агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий в целях улучшения свойств земель сельхозназначения
4
3
3
2
0
0
3
15
5
7. Оценка эффективности реализованных мер адаптации отрасли к изменениям климата в целях актуализации отраслевого плана адаптации на период с 2026 по 2028 годы
3
2
3
1
0
0
3
11
4
Метод соотнесения адаптационных мероприятий с факторами
Доклад о климатических рисках на территории Российской Федерации. - Санкт-Петербург. 2017. - 53 с.
В разделе 3.3 особо отмечено, что "задачи, связанные с количественной оценкой рисков при производстве сельскохозяйственных культур (отдельные культуры, разные природно-климатические зоны и др.) на территории земледельческой зоны России, далеки от их полного и даже удовлетворительного решения и требуют дальнейших исследований".

Приложение N 3
к отраслевому плану адаптации
к изменениям климата в сфере
агропромышленного комплекса,
в области рыболовства
на период до 2025 года,
утвержденному распоряжением
Минсельхоза России
от 29.02.2024 г. N 18-р

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ОТРАСЛЕВОГО ПЛАНА АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА В СФЕРЕ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА, В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА НА ПЕРИОД
ДО 2025 ГОДА (ПРИ НАЛИЧИИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ
ФИНАНСИРОВАНИИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Отраслевой план адаптации к изменениям климата в области агропромышленного комплекса и рыболовства на период до 2025 года нацелен на формирование организационно-методических подходов к научно обоснованным решениям о необходимости осуществления того или иного мероприятия в разрезе субъектов Российской Федерации и, соответственно, на данном этапе не потребует дополнительного финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.