См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 ноября 2019 г. N 35-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ
ПРОГРАММ СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ
КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с подпунктом 10.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47 ст. 6586), в целях реализации подпункта 3.4.1 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", являющегося приложением N 1 к паспорту федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", утвержденному протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 года N 2:
1. Утвердить Методические рекомендации по структуре и содержанию программ сохранения биологического разнообразия коммерческих организаций согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Департаменту управления делами и кадровой политики разместить Методические рекомендации по структуре и содержанию программ сохранения биологического разнообразия коммерческих организаций на официальном сайте Минприроды России в течение 3 дней с момента утверждения.
Министр
Д.Н.КОБЫЛКИН
Приложение
к распоряжению
Минприроды России
от 25.11.2019 N 35-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММ СОХРАНЕНИЯ
БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по структуре и содержанию программ сохранения биологического разнообразия коммерческих организаций (далее - Методические рекомендации) разработаны в рамках предоставления информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при оказании государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды").
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях содействия реализации стратегических задач и целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 (раздел 7) в соответствии с пунктами 3.3.1, 3.4.1 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология", являющегося Приложением N 1 к паспорту федерального проекта, утвержденного в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет" в соответствии с протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 года N 2.
1.2. Методические рекомендации разработаны для оказания научно-методической, информационно-аналитической помощи при разработке и реализации коммерческими организациями корпоративных Программ сохранения биологического разнообразия (далее - Программа сохранения биоразнообразия) в рамках инициативы "Бизнес и Биоразнообразие", предусмотренной федеральным проектом, и могут быть использованы всеми заинтересованными коммерческими организациями.
1.3. Методические рекомендации определяют рекомендуемые требования к структуре и содержанию Программы сохранения биоразнообразия, включая рекомендуемые требования к разработке годовых планов работ по сохранению биоразнообразия, а также рекомендуемые требования к формированию отчетности при реализации Программы сохранения биоразнообразия.
1.4. Настоящие Методические рекомендации действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Примерный перечень нормативных правовых актов, регламентирующих требования в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия (далее - биоразнообразие) на территории Российской Федерации, приведен в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям и не является исчерпывающим.
1.5. В настоящих Методических рекомендациях используются термины и определения в значениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия в нормативных правовых актах Российской Федерации определения соответствующих терминов, используются термины и определения в значениях, предусмотренных ГОСТ Р 57007-2016 "Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения", утвержденным приказом Росстандарта от 5 июля 2016 г. N 810-ст.
II. Требования к разработке, согласованию и утверждению
Программы сохранения биоразнообразия
2.1. Планирование и реализация мероприятий по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биоразнообразия осуществляется коммерческими организациями в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, о животном мире, об особо охраняемых природных территориях, земельным, водным, лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах.
2.2. Разработка, согласование, утверждение Программы сохранения биоразнообразия, а также внесение изменений в Программу сохранения биоразнообразия выполняются в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами коммерческой организации.
2.3. Программу сохранения биоразнообразия рекомендуется разрабатывать на основании результатов проведенной оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (в случаях, если проведение оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду предусмотрено законодательством Российской Федерации), а также с учетом положений проектной документации объектов капитального строительства, разрабатываемой в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а также документации, определяющей условия использования природных ресурсов и ведения различных видов хозяйственной деятельности (в случаях, если разработка и утверждение соответствующей документации предусмотрены земельным, водным, лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах), в части мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов.
Программа сохранения биоразнообразия не освобождает коммерческие организации от обязанности соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, включая возмещение вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
2.4. При разработке Программы сохранения биоразнообразия рекомендуется осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется хозяйственная деятельность, органами местного самоуправления, с научными, образовательными, общественными и иными организациями, а также населением, проживающим в районах ведения хозяйственной деятельности и в зонах воздействия хозяйственной деятельности на компоненты природной среды (далее - зона воздействия хозяйственной деятельности), с целью учета мнения населения и позиции иных заинтересованных сторон.
2.5. Утвержденную Программу сохранения биоразнообразия, за исключением сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную тайну, рекомендуется размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на официальном сайте коммерческой организации, для предоставления открытого доступа заинтересованных лиц к информации о реализации мероприятий по сохранению биоразнообразия при ведении хозяйственной деятельности.
III. Требования к структуре и содержанию Программы
сохранения биоразнообразия
3.1. Программу сохранения биоразнообразия рекомендуется формировать из структурных элементов, излагаемых в последовательности, обеспечивающей правильное понимание и реализацию Программы сохранения биоразнообразия.
Структура и содержание Программы сохранения биоразнообразия должны обеспечивать согласованность положений Программы сохранения биоразнообразия, не допускать противоречий с законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами коммерческой организации.
3.2. В Программу сохранения биоразнообразия рекомендуется включать следующие структурные элементы:
3.2.1. Преамбула (введение). В преамбулу рекомендуется включать краткую характеристику состояния биоразнообразия в границах осуществления хозяйственной деятельности (на дату начала ведения хозяйственной деятельности и на дату разработки Программы сохранения биоразнообразия).
3.2.2. Общие положения. В Общие положения рекомендуется включать:
а) цели, задачи Программы сохранения биоразнообразия.
Целью Программы сохранения биоразнообразия может являться планирование и реализация мер, направленных на предотвращение и сокращение негативного воздействия на состояние биоразнообразия при ведении хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в российском секторе Каспийского моря, а в случае невозможности предотвращения и сокращения негативного воздействия - на восстановление биоразнообразия и возмещение причиненного биоразнообразию вреда.
В рамках целей Программы сохранения биоразнообразия могут быть выделены цели, связанные с сохранением и (или) восстановлением (реинтродукцией) отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира.
К задачам Программы сохранения биоразнообразия могут быть отнесены:
- мониторинг состояния биоразнообразия в границах ведения хозяйственной деятельности;
- предотвращение и сокращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на состояние биоразнообразия, включая естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, а также планирование и реализация компенсационных мероприятий, направленных на возмещение вреда, причиненного компонентам природной среды;
- создание эффективной системы управления вопросами сохранения, устойчивого использования и восстановления биоразнообразия, включая систему мер, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и мест их обитания, при осуществлении хозяйственной деятельности на основе анализа экологических рисков и мониторинга состояния биоразнообразия (адаптивной системы управления);
- повышение эффективности и результативности мероприятий по сохранению и восстановлению биоразнообразия, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и мест их обитания, в районах ведения хозяйственной деятельности и в зонах воздействия хозяйственной деятельности;
- содействие формированию экологической культуры в обществе, развитию экологического образования, воспитанию бережного отношения к природе, рациональному использованию природных ресурсов посредством формирования экологически ответственного мировоззрения у работников коммерческой организации, распространения сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, развития системы подготовки и повышения квалификации в области сохранения биологического разнообразия руководителей коммерческой организации и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биологическое разнообразие, экологического просвещения работников и привлекаемых коммерческой организацией иных специалистов, а также населения, проживающего в районах ведения хозяйственной деятельности и в зонах воздействия хозяйственной деятельности.
Цели и задачи Программы сохранения биоразнообразия рекомендуется разрабатывать с учетом целей и задач документов стратегического планирования Российской Федерации, а также положений национальных, федеральных, ведомственных, региональных проектов, реализуемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации";
б) принципы реализации Программы сохранения биоразнообразия. Программа сохранения биоразнообразия основывается на принципах охраны окружающей среды, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды", в том числе к принципам реализации Программы сохранения биоразнообразия могут быть отнесены:
- последовательность осуществления мероприятий по сохранению биоразнообразия, направленных на предотвращение и (или) уменьшение негативного воздействия на биоразнообразие и устранение последствий этого воздействия, включая компенсацию вреда, причиненного биоразнообразию;
- исключение ведения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для биоразнообразия, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- сохранение при осуществлении хозяйственной и иной деятельности водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия;
- обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранения природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий, недопущение негативных изменений природной среды, сохранение водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов;
в) правовая основа и иные источники, используемые в целях разработки и реализации Программы сохранения биоразнообразия.
В Программу сохранения биоразнообразия рекомендуется включать структурный элемент, определяющий нормативную основу разработки и реализации Программы сохранения биоразнообразия, в котором могут указываться:
- положения международного законодательства, на основании которых разрабатывается Программа сохранения биоразнообразия (данный структурный элемент рекомендуется включать в Программу сохранения биоразнообразия при осуществлении хозяйственной деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в российском секторе Каспийского моря);
- положения документов стратегического планирования Российской Федерации, на основании которых разрабатывается Программа сохранения биоразнообразия;
- положения законодательства Российской Федерации, на основании которых разрабатывается Программа сохранения биоразнообразия, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования <1>;
--------------------------------
<1> Нормативные правовые акты рекомендуется располагать последовательно в зависимости от юридической силы, даты принятия.
- официальные поручения органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц, которые являются основанием разработки и реализации Программы сохранения биоразнообразия;
- положения документов по стандартизации (документы национальной системы стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил), а также международных стандартов, применяемых коммерческой организацией при ведении хозяйственной деятельности;
- локальные нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность коммерческой организации, в том числе вопросы экологической, промышленной безопасности.
При разработке Программы сохранения биоразнообразия могут быть использованы рекомендации по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биоразнообразия, разрабатываемые международными общественными и кредитными организациями, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Программа сохранения биоразнообразия может включать библиографический раздел, предусматривающий перечень источников, использованных при разработке Программы сохранения биоразнообразия, в том числе государственных докладов, документов, содержащих статическую информацию, научных исследований, с указанием источников опубликования.
г) термины, определения и сокращения, используемые в Программе сохранения биоразнообразия. Термины и сокращения, используемые в Программе сохранения биоразнообразия, рекомендуется употреблять только в одном значении и в соответствии с определениями, принятыми в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В случае использования терминов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации; терминов, в отношении которых не предусмотрено определений; малоизвестных технических и других специальных терминов и сокращений, в тексте Программы сохранения биоразнообразия рекомендуется предусматривать их развернутое определение, указывать, что определение термина или сокращения используется в данном значении для целей Программы сохранения биоразнообразия. В случае использования терминов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, рекомендуется использовать определения, предусмотренные документами по стандартизации Российской Федерации (документы национальной системы стандартизации <2>; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил), а также международными стандартами.
--------------------------------
<2> Например, ГОСТ Р 57007-2016 "Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения", утв. приказом Росстандарта от 5 июля 2016 г. N 810-ст (введен в действие с 1 февраля 2017 г.).
Толкование терминов и сокращений может быть осуществлено в самостоятельном структурном элементе Программы сохранения биоразнообразия или в виде сноски к конкретному специальному термину и сокращению. Наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и их структурных подразделений, а также должностей соответствующих должностных лиц рекомендуется указывать в Программе сохранения биоразнообразия в точном соответствии с их официальным наименованием, предусмотренным нормативными правовыми актами, учредительными документами и локальными нормативными актами.
д) круг лиц, на которые распространяется Программа сохранения биоразнообразия. В Программе сохранения биоразнообразия рекомендуется предусматривать конкретные структурные подразделения и (или) должностные лица коммерческой организации, участвующие в реализации Программы сохранения биоразнообразия, а также структурные подразделения и (или) должностные лица коммерческой организации, ответственные за выполнение Программы сохранения биоразнообразия и осуществляющие контроль за ее реализацией. В Программе сохранения биоразнообразия рекомендуется предусматривать механизмы взаимодействия структурных подразделений и (или) должностных лиц коммерческой организации, ответственных за реализацию Программы сохранения биоразнообразия, с иными структурными подразделениями и (или) должностными лицами коммерческой организации, а также механизмы выполнения Программы сохранения биоразнообразия лицами, привлекаемыми коммерческой организации для выполнения отдельных видов работ.
е) границы территории (акватории), в которых осуществляется хозяйственная деятельность, и границы зон воздействия хозяйственной деятельности, а также границы территории (акватории), в которых реализуется Программа сохранения биоразнообразия. В Программе сохранения биоразнообразия рекомендуется указать границы предоставленных в пользование земельных участков, участков недр, водных объектов, а также границы зон воздействия хозяйственной деятельности. Границы предоставленных в пользование земельных участков, участков недр, водных объектов (далее - границы территории (акватории), в которых осуществляется хозяйственная деятельность) указываются в соответствии с государственными разрешениями или иными правоустанавливающими документами, предоставляющими права пользования природными ресурсами. Границы зон воздействия хозяйственной деятельности рекомендуется коммерческой организации определять самостоятельно, а также рекомендуется включать в Программу сохранения биоразнообразия положения, обосновывающие границы зон воздействия хозяйственной деятельности, а также характеристику методики (методологии), используемой при определении границ зон воздействия хозяйственной деятельности.
Программой сохранения биоразнообразия рекомендуется определять границы территории (акватории), в которых реализуется Программа сохранения биоразнообразия с обоснованием определения границ реализации Программы сохранения биоразнообразия. В случае, если проведение мероприятий по сохранению и восстановлению биоразнообразия в границах территории (акватории), в которых осуществляется хозяйственная деятельность, не представляется возможным, рекомендуется определить границы иной территории (акватории), в которых планируется осуществление мероприятий, направленных на восстановление биоразнообразия. Мероприятия, направленные на восстановление биоразнообразия за границами предоставленных в пользование земельных участков, участков недр, водных объектов, осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Границы территории (акватории), в которых осуществляется хозяйственная деятельность, границы зон воздействия хозяйственной деятельности, а также границы территории (акватории), в которых реализуется Программа сохранения биоразнообразия, могут предусматриваться в виде графического описания местоположения границ или в виде перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. К Программе сохранения биоразнообразия прилагаются карты с указанием границ территории (акватории) осуществления хозяйственной деятельности, границ зон воздействия хозяйственной деятельности, границ территории (акватории), в которых реализуется Программа сохранения биоразнообразия, а также указанием мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира.
ж) характеристика состояния биоразнообразия в границах осуществления хозяйственной деятельности, а также в зонах воздействия хозяйственной деятельности. В Программу сохранения биоразнообразия рекомендуется включать:
- результаты анализа состояния растительного мира, включая качественные и количественные сведения о численности, особенностях распространения объектов растительного мира <3>;
--------------------------------
<3> Анализ состояния растительного мира может включать информацию о типах растительности, информацию о распространении типов растительности с указанием площади распространения, информацию о функциональном значении основных растительных сообществ.
- результаты анализа состояния животного мира, включая качественные и количественные сведения о численности, особенностях распространения и местах обитаниях объектов животного мира <4>;
--------------------------------
<4> Анализ состояния животного мира может включать информацию о видах и численности животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, обитающих в районах ведения хозяйственной деятельности и зонах воздействия хозяйственной деятельности; информацию о местах их обитания и размножения (для рыб - места нереста, нагула и другие); информацию о состоянии мигрирующих видов животных, путях их миграции.
- перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, обитающих в районах ведения хозяйственной деятельности и зонах воздействия хозяйственной деятельности;
- результаты анализа состояния иных компонентов природной среды, в том числе анализ состояния атмосферного воздуха <5>; анализ состояния водного фонда, включая анализ состояния поверхностных и подземных водных объектов <6>; анализ состояния земель, включая анализ состояния почвенного покрова <7>; анализ состояния лесного фонда; анализ состояния недр и геологической среды <8>; анализ состояния естественных экологических систем, экологических комплексов (природных комплексов), природных ландшафтов;
--------------------------------
<5> Анализ состояния атмосферного воздуха может включать анализ климатических и аэроклиматических характеристик атмосферного воздуха, анализ уровня и источников существующего загрязнения атмосферного воздуха.
<6> Анализ состояния водного фонда может включать общие сведения о поверхностных и подземных водных объектах; анализ гидрохимических характеристик используемых водных объектов; анализ гидрогеологических характеристик подземных вод, анализ уровня и источников существующего загрязнения водного фонда.
<7> Анализ состояния земельного фонда может включать анализ наличия нарушенных и загрязненных земель, анализ причин, форм, источников нарушения и загрязнения земель, анализ состояния почв, характер землепользования (структура и площади земель по категориям и собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков).
<8> Анализ состояния недр и геологической среды может включать анализ инженерно-геологических условий территории (сейсмичность района, тектоническое, литологическое и структурное строение, основные физико-механические свойства грунтов и пород, наличие многолетней мерзлоты и прочие), характеристику опасных экзогенных процессов (наличие на территории оползней, карста, обвалов, суффозии и иных).
- результаты анализа действующих фоновых угроз биоразнообразию (загрязнение окружающей среды, утрата естественных местообитаний, фрагментация природных экосистем и местообитаний, трансформация традиционных ландшафтов, воздействие инвазивных чужеродных видов, браконьерство и переэксплуатация биологических ресурсов, природные пожары и повреждения вредными организмами и болезнями леса, возможное влияние изменения климата);
- результаты анализа наличия и состояния мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также оценка роли биоразнообразия в ведении традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации (при ведении хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов);
- результаты анализа наличия и состояния особо охраняемых природных территорий, территорий с особым правовым режимом использования природных ресурсов, иных экологических уязвимых территорий.
Полнота и детальность анализа состояния компонентов природной среды, включаемого в Программу сохранения биоразнообразия, определяется коммерческими организациями самостоятельно в зависимости от целей, задач и приоритетных направлений Программы сохранения биоразнообразия.
В структурный элемент Программы сохранения биоразнообразия, характеризующий состояние биоразнообразия, рекомендуется включать информацию о состоянии биоразнообразия на дату начала ведения хозяйственной деятельности, на дату составления Программы сохранению биоразнообразия, оценку тенденций изменения состояния (количественного и качественного) биоразнообразия в границах осуществления хозяйственной деятельности, в зонах воздействия хозяйственной деятельности (в среднесрочной и долгосрочной перспективах), а также оценку причин изменения состояния биоразнообразия.
з) характеристика хозяйственной деятельности, осуществляемой коммерческой организацией. Виды негативного воздействия, оказываемые хозяйственной деятельностью, на биоразнообразие и иные компоненты природной среды.
В Программе сохранения биоразнообразия рекомендуется предусматривать описание и период реализации хозяйственной деятельности, конкретных видов работ, осуществляемых коммерческой организацией, включая реквизиты государственных разрешений (лицензий и иных государственных разрешений), на основании которых осуществляются соответствующие виды деятельности, виды работ; описание опасных производственных объектов и объектов I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе расположенных в зоне реализации Программы сохранения биоразнообразия; виды негативного воздействия на окружающую среду, включая биоразнообразие, в результате осуществления хозяйственной деятельности, а также оценку рисков причинения вреда компонентам природной среды и размера вреда, который может быть причинен компонентам природной среды при осуществлении хозяйственной деятельности.
Полнота и детальность описания хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой коммерческой организацией, включаемого в Программу сохранения биоразнообразия, определяется коммерческими организациями самостоятельно в зависимости от целей, задач и приоритетных направлений Программы сохранения биоразнообразия.
и) методология (методики), применяемая при реализации Программы сохранения биоразнообразия. В Программу сохранения биоразнообразия рекомендуется включать описание применяемых методологии и методик при реализации мероприятий, направленных на сохранение и восстановление биоразнообразия, в том числе в части определения целевых показателей Программы сохранения биоразнообразия, оценки размера причиненного (причиняемого) ущерба биоразнообразию, обоснования предусмотренных компенсационных мероприятий.
3.2.3. Основные положения Программы сохранения биоразнообразия.
Основные положения Программы сохранения биоразнообразия могут содержаться в одном структурном элементе Программы сохранения биоразнообразия либо могут быть разделены на несколько логически обособленных структурных элементов Программы сохранения биоразнообразия.
В Основных положениях Программы сохранения биоразнообразия рекомендуется указывать:
а) приоритетные направления Программы сохранения биоразнообразия, а также критерии определения приоритетных направлений Программы сохранения биоразнообразия. К приоритетным направлениям Программы сохранения биоразнообразия могут быть отнесены мероприятия, направленные на сохранение и восстановление (реинтродукцию) редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и мест их обитания;
б) индикаторные объекты животного и растительного мира, определяемые коммерческими организациями самостоятельно (за исключением случаев, при которых индикаторные объекты животного и растительного мира устанавливаются правовыми актами Российской Федерации), в том числе на основе утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке нормативов качества окружающей среды для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов. При отсутствии утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующих нормативов качества окружающей среды, в Программе сохранения биоразнообразия рекомендуется предусматривать и обосновывать методики и критерии, используемые при определении индикаторных объектов животного и растительного мира, на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды;
в) перечень и описание индикаторов <9> состояния биоразнообразия и индикаторов эффективности мероприятий по сохранению биоразнообразия, предусмотренных Программой сохранения биоразнообразия. В Программе сохранения биоразнообразия рекомендуется предусматривать и обосновывать методики и критерии, используемые при определении индикаторов сохранения биоразнообразия и индикаторов эффективности мероприятий по сохранению биоразнообразия;
--------------------------------
<9> Под индикаторами в настоящих Методических рекомендациях понимаются информационные инструменты, основанные на достоверных данных о состоянии окружающей среды, в том числе компонентов биоразнообразия, мест обитания объектов животного и растительного мира, о результативности и эффективности принятых и принимаемых мер по обеспечению сохранения, устойчивого использования и восстановления биоразнообразия, о наличии угроз состоянию биоразнообразия, позволяющие обобщать соответствующую информацию для выявления состояния и тенденций в области биоразнообразия в целях повышения эффективности осуществляемых мероприятий по сохранению, устойчивому развитию и восстановлению биоразнообразия, а также для обеспечения информированности общественности о проблемах биоразнообразия.
г) перечень и значения целевых показателей <10> Программы сохранения биоразнообразия в среднесрочной и долгосрочной перспективах (или целевые показатели реализации конкретных мероприятий по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биоразнообразия), а также соотношение целевых показателей Программы сохранения биоразнообразия и целевых показателей, определяемых документами стратегического планирования Российской Федерации (федерального, регионального, местного уровней);
--------------------------------
<10> Под целевыми показателями в настоящих Методических рекомендациях понимаются количественные и качественные показатели, характеризующие состояние и изменение состояния компонентов биоразнообразия разных иерархических уровней: популяций, подвидов, видов, сообществ, экосистем, используемые при реализации Программы сохранения биоразнообразия.
д) мероприятия по сохранению, устойчивому использованию, восстановлению биоразнообразия. В Программу сохранения биоразнообразия рекомендуется включать в отношении каждого мероприятия следующую информацию:
- границы <11> территории (акватории), в которых планируется осуществление соответствующего мероприятия по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биоразнообразия, в том числе по сохранению и восстановлению (реинтродукции) редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира;
--------------------------------
<11> Границы территории (акватории), в которых планируется осуществление соответствующего мероприятия по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биоразнообразия, могут предусматриваться в виде графического описания местоположения границ или в виде перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
- планируемые сроки выполнения соответствующего мероприятия по сохранению, устойчивому использованию, восстановлению биоразнообразия. Программой сохранения биоразнообразия может предусматриваться формирование годовых Планов мероприятий по сохранению биоразнообразия в рамках реализации Программы сохранения биоразнообразия согласно примерной форме, предусмотренной Приложением N 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Детализация мероприятий, включаемых в годовой План мероприятий по сохранению биоразнообразия, определяется коммерческой организацией самостоятельно;
- планируемый ежегодный объем финансирования соответствующего мероприятия по сохранению, устойчивому использованию, восстановлению биоразнообразия;
- планируемые результаты реализации соответствующего мероприятия по сохранению, устойчивому использованию, восстановлению биоразнообразия, а также индикаторы эффективности соответствующего мероприятия;
- структурные подразделения и должностные лица коммерческой организации, ответственные за исполнение соответствующего мероприятия по сохранению, устойчивому использованию, восстановлению биоразнообразия.
В рамках Программы сохранению биоразнообразия могут предусматриваться мероприятия, включающие проведение мониторинга оценки текущего состояния биоразнообразия, а также специальные программы (подпрограммы), направленные на предотвращение гибели объектов животного и растительного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности, при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или иного характера (например, программа предотвращения гибели объектов животного и растительного мира при авариях, повлекших разливы нефти). В рамках Программ сохранения биоразнообразия могут предусматриваться мероприятия, реализуемые в рамках сотрудничества с государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями.
е) мероприятия по экологическому просвещению, которые могут включать:
- информирование работников и привлекаемых коммерческой организацией иных специалистов, а также населения, проживающего в районах ведения хозяйственной деятельности и в зонах воздействия хозяйственной деятельности, об экологической безопасности, о роли Программы сохранения биоразнообразия в социально-экономической жизни населения и социально-экономическом развитии Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), о состоянии окружающей среды, включая состояние биоразнообразие, об использовании природных ресурсов;
- организацию и проведение научно-познавательных и иных мероприятий по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе вопросам устойчивого использования биоразнообразия;
- организацию и проведение образовательных мероприятий для работников и привлекаемых коммерческой организацией иных специалистов, а также населения, проживающего в районах ведения хозяйственной деятельности и в зонах воздействия хозяйственной деятельности, по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе вопросам устойчивого использования биоразнообразия, производство иных образовательных продуктов (включая издание просветительской литературы, производство просветительских фильмов);
ж) требования к формам осуществления контроля при реализации Программы сохранения биоразнообразия. В Программу сохранения биоразнообразия целесообразно включать определение структурного подразделения и должностных лиц коммерческой организации, ответственных за осуществление контроля за реализацией Программы сохранения биоразнообразия, требования к проведению мониторинга состояния биоразнообразия в районах ведения хозяйственной деятельности и зонах воздействия хозяйственной деятельности, включая перечень необходимых исследований, осуществляемых в рамках мониторинга состояния биоразнообразия. Контроль за реализацией Программы сохранения биоразнообразия может осуществляться в рамках производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля) или самостоятельно в порядке, определяемом локальными нормативными актами коммерческой организации;
з) требования к формированию отчетности при реализации Программы сохранения биоразнообразия. Примерная форма отчета о реализации Программы сохранения биоразнообразия (или годового плана мероприятий по сохранению биоразнообразия в рамках реализации Программы сохранения биоразнообразия) установлена Приложением N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
и) требования к осуществлению научных исследований в целях реализации Программы сохранения биоразнообразия, в том числе исследований в отношении определенных Программой сохранения биоразнообразия индикаторных объектов животного и растительного мира;
к) порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, населением, проживающим в районах ведения хозяйственной деятельности и зонах воздействия хозяйственной деятельности, в том числе коренными малочисленными народами (при ведении хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов), а также научными, образовательными, общественными и иными организациями при реализации Программы сохранения биоразнообразия;
л) порядок информационного обеспечения реализации Программы сохранения биоразнообразия, порядок доступа заинтересованных лиц к Программе сохранения биоразнообразия и информации о реализации Программы сохранения биоразнообразия, в том числе в части выполнения целевых показателей, предусмотренных Программой сохранения биоразнообразия.
В Основных положениях Программы сохранения биоразнообразия могут быть регламентированы иные вопросы.
3.2.4. Заключительные положения Программы сохранения биоразнообразия. В заключительных положениях Программы сохранения биоразнообразия могут указываться переходные положения, положения, которые носят временный характер с указанием срока действия, срок действия Программы сохранения биоразнообразия.
3.2.5. Программа сохранения биоразнообразия может содержать Приложения, дополняющие требования и положения структурных элементов Программы сохранения биоразнообразия. К Программе сохранения биоразнообразия могут прилагаться пояснительная записка, типовые формы документов, используемые при реализации Программы сохранения биоразнообразия, схемы, таблицы, графики.
3.2.6. Программа сохранения биоразнообразия может предусматривать разработку отдельных планов действий по сохранению биоразнообразия, распространяющих свое действие на отдельные структурные подразделения коммерческой организации и (или) дочерние общества, а также планов действий по сохранению биоразнообразия, устанавливающих последовательность действий, сроки реализации и ответственных лиц при реализации отдельных мероприятий Программы сохранения биоразнообразия.
3.3. Требования к оформлению Программы сохранения биоразнообразия определяются локальными нормативными актами, а также национальными стандартами, применяемыми коммерческой организацией.
Рекомендуется подразделять Программу сохранения биоразнообразия на составные части: на разделы, пункты, подпункты и абзацы. Каждая составная часть Программы сохранения биоразнообразия, исключая абзацы, должна иметь соответствующий номер. Разделы должны иметь соответствующие заголовки, отражающие в краткой форме их содержательную часть.
IV. Формирование отчетности при реализации Программы
сохранения биоразнообразия
4.1. По завершении календарного года рекомендуется формирование Отчета о выполнении Программы сохранения биоразнообразия и (или) годового Плана мероприятий по сохранению биоразнообразия в рамках реализации Программы сохранения биоразнообразия (далее - ежегодный Отчет) по форме согласно Приложению N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
В ежегодный Отчет рекомендуется включать информацию о предусмотренных и фактически выполненных мероприятиях по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биоразнообразия, о планируемых и фактических сроках выполнения мероприятий по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биоразнообразия, о планируемом и фактическом объеме финансирования мероприятий по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биоразнообразия, о фактическом значении применяемых индикаторов состояния биоразнообразия и индикаторов эффективности мероприятий по сохранению биоразнообразия, о планируемых и фактических значениях целевых показателей, предусмотренных Программой сохранения биоразнообразия.
4.2. Сроки составления ежегодного отчета определяются локальными нормативными актами коммерческой организации.
Порядок формирования и утверждения ежегодного отчета определяется локальными нормативными актами коммерческой организации.
4.3. Подписанный ежегодный Отчет рекомендуется направлять в структурные подразделения коммерческой организации для анализа выполнения годового Плана мероприятий по сохранению биоразнообразия в рамках реализации Программы сохранения биоразнообразия, в том числе в части сроков и объемов финансирования, причин отклонения (недостижения) от целевых показателей, предусмотренных Программой сохранения биоразнообразия (при наличии факта отклонения (недостижения) целевых показателей), а также подготовки предложений по внесению изменений в годовой План мероприятий по сохранению биоразнообразия (на текущий год) и (или) Программу сохранения биоразнообразия.
Структурное подразделение коммерческой организации, ответственное за реализацию Программы сохранения биоразнообразия, осуществляет сбор, анализ и обобщение предложений по внесению изменений в годовой План мероприятий по сохранению биоразнообразия (на текущий год) и (или) Программу сохранения биоразнообразия, по результатам которых осуществляет подготовку соответствующих предложений, рассматриваемых в порядке, определяемом локальными нормативными актами коммерческой организации.
4.4. Утвержденный ежегодный Отчет, за исключением сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную тайну, рекомендуется размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на официальном сайте коммерческой организации, для обеспечения информационной открытости и доступности информации о реализации мероприятий по сохранению биоразнообразия при ведении хозяйственной деятельности для всех заинтересованных лиц, а также для развития добровольных механизмов экологической ответственности коммерческой организации.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации
коммерческими организациями
программ сохранения
биологического разнообразия
при осуществлении
хозяйственной деятельности
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ, УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1>
--------------------------------
<1> Настоящий Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих требования в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия на территории Российской Федерации, не носит исчерпывающего характера и приведен для справочных целей.
1. Международное законодательство
1. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Конвенция заключена в г. Рамсаре 2 февраля 1971 г.);
2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (заключена в г. Лондоне 2 ноября 1973 г.);
3. Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (заключена в г. Бонне 23 июня 1979 г.);
4. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (заключена в г. Берне 19 сентября 1979 г.);
5. Конвенция о биологическом разнообразии (заключена в г. Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г.);
2. Законодательство Российской Федерации
(федеральный уровень)
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);
2. Лесной кодекс Российской Федерации;
3. Водный кодекс Российской Федерации;
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации;
5. Земельный кодекс Российской Федерации;
6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
7. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
10. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
11. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";
12. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации;
13. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
14. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
15. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
16. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
17. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал";
18. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
19. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
20. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
21. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе";
22. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
23. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности";
24. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
25. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
26. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире";
27. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
28. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
29. Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии";
30. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";
31. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
32. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
33. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.);
34. Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377;
35. Правила охраны поверхностных водных объектов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 79;
36. Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 138;
37. Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1458;
38. постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре";
39. постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности";
40. постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)";
41. Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384;
42. Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 380;
43. Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 884;
44. Положение о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349;
45. Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17;
46. Правила добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1017;
47. Правила установления рыбоохранных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 743;
48. Правила образования рыбохозяйственных заповедных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 603;
49. Порядок разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 484;
50. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87;
51. постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства";
52. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 883;
53. Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881;
54. Порядок подготовки и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844;
55. Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 48;
56. постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух";
57. постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 373 "Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников";
58. постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ";
59. постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
60. Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13;
61. Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997;
62. постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы";
63. постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 669 "О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии";
64. постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водноболотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.";
65. постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";
66. Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденное постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 769;
67. Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48;
68. распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды";
69. распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. N 212-р "Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года";
70. распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2322-р "Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года";
71. распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года";
72. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р;
73. распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
74. распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации";
75. приказ Минприроды России от 3 апреля 2019 г. N 215 "Об утверждении перечня мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режима особой охраны территорий национальных парков";
76. приказ Минприроды России от 23 мая 2016 г. N 306 "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2016 г., N 43075);
77. Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденный приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69 (зарегистрирован в Минюсте России 5 мая 2012 г., N 24075);
78. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержденный приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. N 513, зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2012 г., N 22973;
79. приказ Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам" (зарегистрирован в Минюсте России 26 января 2012 г., N 23030);
80. приказ Минприроды России от 1 августа 2011 г. N 658 "Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования" (зарегистрирован в Минюсте России 20 сентября 2011 г., N 21841);
81. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 г. N 223 (зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2011 г., N 21533);
82. Методические указания по разработке правил использования водохранилищ, утвержденные приказом Минприроды России от 26 января 2011 г. N 17 (зарегистрирован в Минюсте России 4 мая 2011 г., N 20655);
83. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденный приказом Рослесхоза от 27 декабря 2010 г. N 515 (зарегистрирован в Минюсте России 19 мая 2011 г., N 20704);
84. приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2010 г., N 18364);
85. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 14 декабря 2010 г. N 485 (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2010 г., N 19474);
86. Типовые правила использования водохранилищ, утвержденные приказом Минприроды России от 24 августа 2010 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2010 г., N 18461);
87. приказ Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (зарегистрирован в Минюсте России 25 мая 2009 г., N 13989);
88. Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, утвержденный приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 г. N 191 (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2009 г., N 13681);
89. приказ МПР России от 28 апреля 2008 г. N 107 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания" (зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2008 г., N 11775);
90. приказ МПР России от 12 декабря 2007 г. N 328 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты" (зарегистрирован в Минюсте России 23 января 2008 г., N 10974);
91. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденные приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 181 (зарегистрирован в Минюсте России 3 сентября 2007 г., N 10084);
92. Перечень (список) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденный приказом МПР России от 25 октября 2005 г. N 289 (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2005 г., N 7211);
93. приказ МПР России от 21 мая 2001 г. N 433 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2001 г., N 2818);
94. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372 (зарегистрирован в Минюсте России 4 июля 2000 г., N 2302);
95. Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденный приказом Госкомэкологии России от 19 декабря 1997 г. N 569 (зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 1998 г., N 1472);
96. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом от 22 декабря 1995 г. Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 (зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 1996 г., N 1136);
97. распоряжение Минприроды России от 22 сентября 2015 г. N 25-р "Об утверждении перечня видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем Арктической зоны Российской Федерации";
3. Стандарты в области сохранения биоразнообразия,
применяемые на территории Российской Федерации
(национальный уровень)
1. ГОСТ Р 57007-2016. Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения, утвержденный приказом Росстандарта от 5 июля 2016 г. N 810-ст;
2. ГОСТ Р 56063-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга, утвержденный приказом Росстандарта от 9 июля 2014 г. N 712-ст;
3. ГОСТ Р 56062-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический контроль. Общие положения, утвержденный приказом Росстандарта от 9 июля 2014 г. N 711-ст;
4. ГОСТ Р 56059-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Общие положения, утвержденный приказом Росстандарта от 9 июля 2014 г. N 708-ст;
5. ГОСТ Р 8.589-2001. Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения, утвержденный постановлением Госстандарта России от 7 декабря 2001 г. N 514-ст;
6. ГОСТ 17.8.1.01-86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 19 декабря 1986 г. N 4182);
7. ГОСТ 17.5.1.03-86. Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 10 ноября 1986 г. N 3400);
8. ГОСТ 17.5.1.02-85. Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 16 июля 1985 г. N 2228);
9. ГОСТ 17.4.3.02-85. Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 5 мая 1985 г. N 1294);
10. ГОСТ 17.5.3.05-84. Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 марта 1984 г. N 1020);
11. ГОСТ 17.2.1.03-84. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 23 февраля 1984 г. N 587);
12. ГОСТ 17.5.1.01-83. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 13 декабря 1983 г. N 5854);
13. ГОСТ 17.5.3.04-83. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 30 марта 1983 г. N 1521);
14. ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 16 сентября 1977 г. N 2237);
15. ГОСТ 17.1.2.04-77. Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 июня 1977 г. N 1609);
16. ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 28 июня 1977 г. N 1611);
17. ГОСТ 17.1.1.02-77. Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 4 февраля 1977 г. N 299);
18. РД 52.18.595-96. Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды (утвержден Госстандартом России 20 декабря 1996 г., Росгидрометом 15 декабря 1996 г.).
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации
коммерческими организациями
программ сохранения
биологического разнообразия
при осуществлении
хозяйственной деятельности
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ГОДОВОЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки выполнения мероприятия (в соответствии с Программой сохранения биоразнообразия)
|
Объем финансирования мероприятий (в соответствии с Программой сохранения биоразнообразия), тыс. руб.
|
Индикаторы, предусмотренные Программой сохранения биоразнообразия
|
Целевые показатели (в соответствии с Программой сохранения биоразнообразия)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
|||||
2
|
|||||
3
|
|||||
4
|
|||||
5
|
|||||
Всего
|
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации
коммерческими организациями
программ сохранения
биологического разнообразия
при осуществлении
хозяйственной деятельности
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ (ИЛИ ГОДОВОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ) в ____ году на территории _____________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации, в границах которого реализовывается Программа сохранения биоразнообразия <1>)
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Планируемые сроки выполнения мероприятия (в соответствии с Программой сохранения биоразнообразия)
|
Фактические сроки выполнения мероприятия
|
Планируемый объем финансирования мероприятий (в соответствии с Программой сохранения биоразнообразия), тыс. руб.
|
Фактически объем финансирования мероприятий, тыс. руб.
|
Фактические значения индикаторов, предусмотренных Программой сохранения биоразнообразия
|
Планируемые целевые показатели (в соответствии с Программой сохранения биоразнообразия)
|
Фактические значения целевых показателей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
||||||||
2
|
||||||||
4
|
||||||||
5
|
||||||||
Всего:
|
||||||||
Ответственный исполнитель _____________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество) Руководитель структурного подразделения, ответственного за реализацию Программы по сохранению биоразнообразия _________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество)
--------------------------------
<1> При реализации Программы сохранения биоразнообразия на водных объектах указываются соответствующие акватории.