См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 июля 2010 г. N 26-р

В целях повышения эффективности деятельности по охране отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации:

Утвердить прилагаемую Стратегию сохранения белого медведя в Российской Федерации.

Министр
Ю.П.ТРУТНЕВ

Приложение
к распоряжению
Минприроды России
от 5 июля 2010 г. N 26-р

СТРАТЕГИЯ
СОХРАНЕНИЯ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

С начала освоения человеком Арктики белый медведь является ее символом. Это самый крупный из наземных хищников, который прекрасно приспособился к экстремальному полярному климату, продолжительной полярной ночи, длительным периодам вынужденного голодания. Белый медведь - единственный вид наземных млекопитающих, основным местообитанием которого являются дрейфующие льды Арктики. Несмотря на обитание в наиболее труднодоступных для человека районах планеты, белый медведь оказался видом высокоуязвимым к антропогенному воздействию. Чрезмерный пресс охоты на белого медведя на большей части его ареала вплоть до начала семидесятых годов прошлого столетия привел к опасному снижению его численности.

Сокращение численности белого медведя приостановилось лишь после того, как арктические страны во второй половине прошлого столетия реализовали ряд действенных мер по спасению этого вида. Наиболее решительные шаги предприняли Россия и Норвегия, запретившие охоту на белого медведя в 1956 г. и 1973 г. соответственно. Кроме того, в арктических странах была организована охрана ключевых мест обитания белого медведя или введены ограничения на добычу животных.

В Гренландии (Дания) с 1 января 2006 г. введена система квот для охоты на белого медведя. Запрещена добыча медвежат любого возраста и самок в сопровождении медвежат; запрещен экспорт медвежат; полностью запрещена добыча белых медведей с 1 июля по 31 августа по всей Гренландии, а в провинциях Иттоккортоормиит и Аммассалик - с 1 августа по 30 сентября.

В Канаде ежегодно устанавливаются квоты на добычу белых медведей охотниками из числа коренных жителей. Владелец лицензии может передать право выстрела охотнику, не являющемуся коренным жителем Канады, но при этом должен сопровождать охотника на собачьей упряжке.

В конце XX столетия к негативным антропогенным факторам воздействия на арктические экосистемы, частью которых является белый медведь, добавились неблагоприятные изменения среды его обитания в результате климатических изменений в Арктике. В связи с этим в мае 2008 г. белый медведь занесен в Список исчезающих видов, охраняемых Законом США об исчезающих видах.

Группа специалистов по белому медведю Комиссии по выживанию видов Международного союза охраны природы (МСОП) прогнозирует, что к 2050 г. в результате неблагоприятных изменений среды обитания численность вида может сократиться на 30%.

Вместе с тем ввиду недостаточной изученности вопроса изменения климата нельзя полностью исключить и другой сценарий климатических изменений в Арктике, в соответствии с которым потепление климата в Арктике закончится уже через 10 - 15 лет и наступит очередное похолодание и увеличение ледовитости арктических морей.

Таким образом, для сохранения белого медведя в долгосрочной перспективе в условиях роста антропогенного воздействия на морские и прибрежные экосистемы и изменения климата в Арктике необходимо разработать специальные меры для обеспечения благополучного состояния популяций этого уникального вида.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ

1.1. Цель стратегии

Определить механизмы сохранения популяций белого медведя в Российской Арктике в условиях роста антропогенного воздействия на морские и прибрежные экосистемы и изменения климата в Арктике.

1.2. Задачи стратегии

- Сохранить существующие популяции белого медведя в Российской Арктике;

- Минимизировать негативное воздействие антропогенных факторов на популяции белого медведя в Российской Арктике.

2. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ

2.1. Русское, английское и латинское названия

Белый медведь, Polar bear, Ursus maritimus Phipps, 1774

2.2. Таксономический статус:

Класс Млекопитающие Mammalia

Отряд Хищные Carnivora

Семейство Медвежьи Ursidae

Род Медведи Ursus

Вид Белый медведь Ursus maritimus

3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время белый медведь населяет циркумполярную область северного полушария. В пределах ареала выделяется 19 популяций белого медведя. На территории России (в Российской Арктике) обитает три популяции белого медведя: карско-баренцевоморская, лаптевская и чукотско-аляскинская (рис. 1).

Рис. 1. Распространение белого медведя в России

Ареал трех популяций белого медведя в Российской Арктике охватывает акватории арктических морей и северную часть Берингова моря: карско-баренцевоморская популяция населяет Баренцево и Карское моря, лаптевская популяция - море Лаптевых и западную часть Восточно-Сибирского моря, чукотско-аляскинская популяция - восточную часть Восточно-Сибирского моря, Чукотское море, северную часть Берингова моря. За пределами Российской Арктики ареал чукотско-аляскинской популяции распространяется на прилегающие к западному и северо-западному побережью Аляски акватории Берингова и Чукотского морей, а карско-баренцевоморская - на район архипелага Шпицберген.

Распространение популяций белого медведя на юг на значительной части ареала (а для лаптевской популяции полностью) ограничивается побережьем евроазиатского континента. В глубь тундры животные заходят редко, вместе с тем иногда это происходит. В марте - апреле отмечались встречи с белыми медведями в континентальной части Чукотки (пос. Марково, устье р. Майн, хребет Рарыткин, среднее течение р. Танюрер и др.).

В Российской Арктике наибольшее количество берлог располагается на о. Врангеля (Чукотское море), на северном побережье Чукотки, на островах архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля в Баренцевом море.

В Беринговом море на юге и в Баренцевом море на юго-западе ареалы популяций ограничиваются кромкой льда, положение которой претерпевает существенные сезонные и межгодовые изменения. Северная часть ареала популяций включает в себя участки Арктического бассейна, прилежащие к окраинным морям.

Точную площадь современного ареала белого медведя определить сложно, так как она испытывает межсезонную, межгодовую и "климатическую" изменчивость, обусловленную изменением границы распространения ледяного покрова в Беринговом и Баренцевом морях.

4. ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К началу 1960-х годов численность белого медведя в ряде районов Арктики в результате нерегулируемой охоты резко сократилась. Восстановление численности вида началось лишь после принятия арктическими странами срочных мер охраны. В настоящее время мировое поголовье белых медведей составляет не более 20 - 25 тыс. особей.

В начале 1990-х годов численность популяций белого медведя, населяющих Российскую Арктику и сопредельные с ней районы, по экспертным оценкам составила: карско-баренцевоморская популяция - 2500 - 5000 особей, лаптевская - 800 - 1200 особей, чукотско-аляскинская - 2000 - 5000 особей (Группой специалистов по белому медведю Комиссии по выживанию видов Международного союза охраны природы (МСОП) рекомендовано принять для чукотско-аляскинской популяции численность в 2000 особей).

По результатам учета численности белых медведей, проведенного в 2004 г. в северной части Баренцева моря, включая районы архипелагов Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, численность белых медведей баренцевоморской части карско-баренцевоморской популяции оценена приблизительно в 2650 особей.

5. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОХРАНЕНИЯ
БЕЛОГО МЕДВЕДЯ

5.1. Особенности биологии и темпы воспроизводства

Белый медведь - эволюционно молодой вид. Считается, что его современный фенотип был сформирован от 250 тыс. до 1 млн. лет тому назад. Большинство исследователей эволюции белого медведя считают, что этот вид произошел от группы бурых медведей в раннем или среднем плейстоцене. Предок белого медведя, по-видимому, вначале кормился органическими остатками на литорали моря, постепенно приобщаясь к активной охоте на залегающих на льду тюленей. В результате сформировался активный хищник, способный круглый год обитать во льдах и переносить экстремальные условия Арктики.

Белый медведь самый крупный из наземных хищников, длина тела самца достигает 280 см, высота в холке до 160 см. Вес самца 400 - 600 кг, известны случаи, когда вес самца составлял 800 кг. Самки мельче и легче (130 - 300 кг), однако в период залегания в берлоги вес самок может достигать 500 кг.

Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Цвет мехового покрова варьирует от белого до желтоватого. Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, шерстинки полые. Благодаря строению шерстинок белый медведь иногда (в жарком влажном климате, например, в зоопарках) может приобрести зеленоватый оттенок: внутри шерстинок заводятся микроскопические водоросли. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода. Важную приспособительную роль играет толстый слой подкожного жира. Хорошо развиты обоняние, слух и зрение.

Белые медведи ведут одиночный и одиночно-семейный (самки с выводками) образ жизни, но способны к образованию крупных временных скоплений около источников корма и, как правило, миролюбивы по отношению друг к другу. Взрослые самцы могут нападать на медвежат.

По сведениям из зоопарков, максимальная продолжительность жизни составляет 25 - 30 лет, редко больше (рекорд долгожительства в неволе - 45 лет). Срок наступления половой зрелости у самок 4 - 5 лет, у самцов 6 - 7 лет. Репродуктивная способность сохраняется до 21 года. Гон с марта по июнь. За самкой в течке может следовать до 3 - 4 самцов. В сентябре - октябре оплодотворенные самки приходят в места залегания в берлоги - прилегающие к побережью горные районы материка и арктических островов. Устройство родовых берлог начинается после формирования на склонах достаточно крупных снежников, обычно в октябре - ноябре. В Российской Арктике участки массового залегания медведиц в родовые берлоги находятся на островах Врангеля и Геральд, архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Максимальная плотность родовых берлог зарегистрирована на о. Геральд и может достигать 12 берлог на 1 км2. Окончание латентной стадии беременности - начало активного развития эмбриона происходит после того, как медведица заляжет в берлогу. Весь период беременности составляет 230 - 250 дней; роды происходят в декабре - январе, массовое вскрытие родовых берлог происходит с середины марта до середины апреля. После вскрытия берлоги медведицы с выводками остаются в районе залегания от 2 до 4 недель, адаптируя медвежат к жизни вне берлоги и готовя их к переходу во льды. В этот период семейные группы особенно чувствительны к фактору беспокойства.

Успех размножения вида во многом зависит от условий залегания и пребывания в берлоге: наличия и качества снежников, отсутствия фактора беспокойства, а после покидания берлоги - доступности добычи и стабильных погодных условий. У белых медведей низкий потенциал размножения: самка приносит потомство один раз в 2 - 3 года, в помете от одного до трех медвежат. По результатам исследований, проведенных в 1970-х годах, средняя величина выводка на острове Врангеля в конце берложного периода составляет 1,79 (n = 192); выводки с двумя медвежатами составили 70,3%, с одним - 25,5%, с тремя - 4,2%.

Таким образом, в течение жизни самка приносит не более 8 - 12 детенышей. Новорожденные беспомощные, как у всех медведей, и имеют массу около 600 г. Через 3 месяца самка вместе с ними покидает берлогу и переходит к номадному образу жизни на дрейфующих льдах. В нормальных условиях медвежата остаются при самке до третьей осени жизни. Смертность среди медвежат первого года жизни составляет не менее 30 - 40%.

О половой и возрастной структуре популяций белого медведя в Российской Арктике неизвестно. По данным, имеющимся для зарубежной Арктики, соотношение самцов и самок в популяции составляет примерно 1:1, соотношение взрослых и молодых медведей также 1:1.

Особенности биологии белого медведя, включая большой размер тела, низкую плодовитость, длительный период выращивания детенышей до распада семьи, низкое генетическое разнообразие, высокий уровень смертности молодых, делают вид экологически уязвимым к радикальным изменениям условий обитания, которые, в свою очередь, могут привести к резкому снижению численности вида.

Вместе с тем у белых медведей высоко развиты адаптивное поведение, способность к элементарной рассудочной деятельности, достаточно высок уровень экологической пластичности и социальности вида (групповое использование крупных источников корма), что облегчает выживание вида и повышает жизнеспособность популяций.

5.2. Требования к местообитаниям

Белый медведь - единственный вид наземных млекопитающих, большая часть жизни которого связана с дрейфующими льдами Северного Ледовитого океана. Охотиться на свою основную добычу (тюленей) белые медведи могут только со льда. Наиболее благоприятными местообитаниями для белого медведя летом является кромка дрейфующих льдов, зимой - заприпайные полыньи, система разводий в прибрежной части акватории морей и не очень сплоченные дрейфующие льды в зоне континентального шельфа. Белый медведь совершает сезонные перемещения в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов: летом отступает вместе с ними ближе к полюсу, зимой перемещается на юг, заходя на материк.

Климатические изменения в Арктике, сопровождающиеся сокращением ледового покрова арктических морей в летний период, привели к значительному снижению площади пригодных для белого медведя местообитаний, прежде всего в Баренцевом и Чукотском морях.

5.3. Особенности питания и кормодобывательного поведения

Как все крупные хищники, белые медведи нуждаются в большом количестве корма. Основной добычей белых медведей являются тюлени (кольчатые нерпы, морские зайцы), на которых они могут охотиться только со льда. Иногда белые медведи нападают на моржей (преимущественно - детенышей) и гренландских тюленей.

Вместе с тем белые медведи способны сравнительно легко переключаться на альтернативные виды корма. В период пребывания на суше они используют в корм падаль, водоросли, выброшенную на берег рыбу, других позвоночных животных, которых они в состоянии добыть. В некоторых местах медведи питаются остатками зверобойного промысла. Известны случаи питания белых медведей на колониях морских птиц.

При вынужденном выходе на сушу в поисках корма белые медведи проходят большие расстояния вдоль побережья, где могут встретиться с человеком и стать объектом нелегальной добычи или вынужденных отстрелов.

5.4. Реакция на человека

Многолетний опыт сосуществования человека с белым медведем в Арктике показывает, что по своей природе этот зверь неагрессивный. Даже раненый медведь, как правило, не атакует человека. С начала изучения и освоения Арктики, за период более пяти столетий, встречи человека с белым медведем происходили постоянно, при этом случаев нападений зверя на человека сравнительно немного. Однако потенциальная опасность существует уже потому, что белый медведь - крупный и очень сильный хищный зверь, который в отдельных случаях может напасть на человека.

Реальную опасность для человека представляют голодные (истощенные) особи, в первую очередь старые звери, потерявшие способность успешно добывать привычную пищу, молодые медведи, еще не овладевшие приемами охоты, а также самки, защищающие медвежат. Белый медведь может стать агрессивным, когда его преследуют, или при неожиданном столкновении с человеком. В естественных условиях в поведении зверя оборонительная и ориентировочно-исследовательская реакции преобладают над агрессией.

Встретив на своем пути созданные человеком конструкции, отдельные строения или населенные пункты, медведи посещают их в поисках пищи или из любопытства. Находясь в расположении поселений человека, медведи иногда пытаются проникнуть в жилые и производственные помещения, но чаще всего их привлекают свалки с пищевыми отходами и места разделки рыбы и морского зверя. Отмечены случаи умышленного прикармливания медведей при их появлении в расположении населенных пунктов, полярных станций и баз экспедиций. Таким образом, люди осознанно или неосознанно создают предпосылки для конфликтных ситуаций, которые могут закончиться гибелью зверя или человека.

6. ЛИМИТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Лимитирующие факторы и формы их воздействия на белого медведя обширны и разнообразны. Все многообразие форм воздействия лимитирующих факторов можно разделить на две основные группы: прямые и опосредованные воздействия.

Прямое воздействие представляет собой уничтожение животных в результате браконьерства или вынужденного отстрела белых медведей при встречах с человеком, добывание для нужд коренных малочисленных народов Чукотки, изъятие для научно-просветительских или научных целей, фактор беспокойства.

Среди опосредованных воздействий наибольшее влияние на снижение численности белого медведя оказывают сокращение местообитаний в результате промышленного освоения территории, загрязнения среды обитания, а также изменения климата.

6.1. Прямые факторы воздействия

6.1.1. Ретроспективный обзор добывания белых медведей в Российской Арктике

Промысел белых медведей на севере Берингова моря и в Чукотском море (восточный сектор Российской Арктики), начавшийся в конце XVIII столетия, заметно возрос в XIX в., когда десятки, а в отдельные годы - сотни судов, главным образом американских, вели промысел морских млекопитающих. Белых медведей они добывали попутно, и число добываемых животных не превышало нескольких десятков особей в год. Значительно больше белых медведей добывалось коренными жителями прибрежных поселков на побережье Чукотского полуострова.

В конце XIX столетия ежегодно добывали до 100 - 150 белых медведей, в XX столетии (до начала Второй мировой войны) - до 250, а в отдельные годы и большее число зверей. В последующие годы число добываемых медведей постепенно уменьшалось и в начале 1950-х годов, по-видимому, не превышало 100 голов.

В предвоенный период значительное количество белых медведей отстреливалось на о. Врангеля охотниками-промысловиками. В период с 1926 г. по 1934 г. здесь было добыто более 1000 медведей, в основном размножающиеся самки и медвежата-сеголетки.

В центральном секторе Российской Арктики (в море Лаптевых и в западной части Восточно-Сибирского моря, а также на северном побережье Якутии) количество ежегодно отстреливаемых белых медведей не превышало, по-видимому, нескольких десятков особей.

В западном секторе Российской Арктики охота на белых медведей получила развитие, начиная с XVIII в. Зверобойные суда во время промысла моржей добывали и белых медведей. Ежегодная добыча составляла, по-видимому, не менее 100 медведей; пик добычи - до 200 и более особей, пришелся на 1920 - 1930-е годы. После окончания Второй мировой войны и до введения запрета на добычу в этом районе добывалось, вероятно, 50 - 60 медведей в год. На островах и побережье Баренцева и Карского морей со второй половины XIX в. ежегодно отстреливали от нескольких десятков до 100 и более белых медведей, а на Земле Франца-Иосифа после ее открытия (1872 г.) - от нескольких десятков до 200 - 250 в год.

Таким образом, пресс охоты на белого медведя в Российской Арктике после окончания Второй мировой войны значительно сократился и до введения запрета на добычу животных добывали, главным образом, попутно: на полярных станциях, участники различного рода экспедиций, охотники на морских млекопитающих и пушного зверя.

Первое ограничение на добычу белых медведей было введено в 1938 г., когда была запрещена охота на зверей с судов и без крайней необходимости на полярных станциях.

В 1950 г. было введено повсеместное ограничение охоты, а позднее принято постановление Совета Министров РСФСР от 21 ноября 1956 г. N 738 "О мерах охраны животных Арктики", которое с 1957 года предусматривало полный запрет охоты на белого медведя.

6.1.2. Изъятие для культурно-просветительских и научных целей

После введения запрета на охоту на белого медведя в Российской Арктике изъятие животного стало возможным только в научных целях, а также для нужд зоопарков и цирков. Для этих целей в отдельные годы на о. Врангеля (до образования на нем государственного природного заповедника) и на Земле Франца-Иосифа (до середины 1980-х гг.) изымалось небольшое количество животных (максимальное количество животных - до полутора десятков особей, добывалось в 1970-е годы). Медвежата-сироты изредка отлавливались и передавались в зоопарки и цирки.

В настоящее время Порядок использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, включая белого медведя, регламентирован постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов" и от 19 февраля 1996 г. N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" (см. пункт 7.1.2.1 настоящей Стратегии).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 156 в частности установлено, что содержание в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях сохранения и воспроизводства животных в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях, а их выпуск в естественную природную среду осуществляется в целях их сохранения и (или) пополнения природных популяций.

Решение об изъятии из природы белых медведей чукотско-аляскинской популяции принимается на основании рекомендаций Российско-Американской комиссии по белому медведю.

6.1.3. Нелегальное добывание

До начала 1990-х годов в Российской Арктике нелегальное добывание белых медведей имело место, однако это были единичные случаи отстрела зверя на полярных станциях, приисках, в прибрежных поселках. При этом вывоз и сбыт шкур был существенно затруднен.

Ситуация начала радикально меняться с 1992 года. С середины 1990-х годов нелегальное добывание белых медведей в отдельных районах приняло масштабный характер. Районами наиболее активного процветания браконьерства являются Чукотка и западный Таймыр (район Диксона). Эта информация основывается на сведениях о количестве заказов таксидермическим мастерским в крупных городах на обработку шкур белого медведя, о количестве предложений шкур белого медведя на продажу через Интернет, а также на данных, полученных в ходе опроса жителей национальных сел на Чукотке.

Количество нелегально добываемых в российском секторе Арктики белых медведей и ущерб, наносимый при этом популяциям, точно неизвестны, но, по мнению экспертов, они существенны для сохранения популяций.

6.1.4. Вынужденный отстрел конфликтных белых медведей

Сокращение ледового покрова арктических морей в результате климатических изменений в Арктике привело к росту случаев появления белых медведей на побережье. В таких условиях возрастает вероятность конфликтных ситуаций и вынужденных отстрелов белых медведей.

В подавляющем большинстве случаев вынужденные отстрелы белых медведей, заходящих в населенные пункты, являются следствием спровоцированных человеком конфликтных ситуаций и неправильного поведения при встрече с ними. Наиболее остро эта проблема стоит в национальных селах Чукотки, коренное население которых занимается промыслом морского зверя. Туши и продукты разделки морских млекопитающих привлекают белых медведей в поселки, где их, как правило, отстреливают.

Конфликтные ситуации, вызванные появлением белых медведей в населенных пунктах, возникают и на Новой Земле, где военнослужащие подвергаются нападениям медведей, нередко заканчивающимся смертельным исходом.

6.1.5. Фактор беспокойства

К воздействию фактора беспокойства наиболее чувствительны беременные медведицы в период залегания в берлоги (сентябрь - ноябрь), медведицы с новорожденными медвежатами в период вскрытия берлог и подготовки к уходу во льды (март - апрель) и медведицы с медвежатами первого года жизни. Беспокойство медведиц в период залегания приводит к смене места берлоги или даже района залегания. Беспокойство семейных групп при движении наземных транспортных средств вблизи берлог в период их вскрытия и на путях перехода во льды может привести к преждевременному покиданию берлог физически не подготовленными медвежатами, что повышает вероятность их гибели, и к потере медвежат при паническом бегстве медведицы.

Промышленное освоение Арктики, расширение судоходства по Северному морскому пути, развитие судового круизного и наземного экологического и научного туризма способствуют усилению фактора беспокойства. При регулярном и интенсивном воздействии он может привести к утрате части пригодных местообитаний белого медведя.

6.2. Косвенные факторы воздействия

6.2.1. Изменение природной среды обитания

Одной из главных угроз ухудшения состояния популяций вида является деградация (утрата и трансформация) местообитаний, в первую очередь, в результате промышленного освоения территорий и акваторий, а также загрязнения среды обитания.

6.2.1.1. Промышленное освоение территории

В программах экономического развития страны (в частности, в "Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N Пр-1969, в подпрограмме "Освоение и использование Арктики" Федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919) Арктике отводится исключительно важная роль. На арктическом шельфе сосредоточены значительные запасы углеводородного сырья. Их полномасштабное освоение может начаться уже в ближайшие годы. Главными районами разработки месторождений нефти и газа станут Баренцево море, Обская и Тазовская губы Карского моря, полуостров Ямал, в перспективе и другие арктические моря России.

Моря Российской Арктики издавна используются в качестве транспортных магистралей для снабжения северных городов и поселков топливом, оборудованием, продовольствием. Северный морской путь стал главной транспортной магистралью для большинства арктических и субарктических районов России. Значение Северного морского пути особенно возрастет после того, как начнется реализация планов коммерческого плавания судов из стран Западной Европы в страны Юго-Восточной Азии и интенсивное освоение нефтегазовых месторождений на побережье и шельфе Баренцева и Карского морей.

Дальнейшее развитие хозяйственной деятельности в арктическом регионе России, в том числе освоение месторождений нефти и газа на континентальном шельфе морей Российской Арктики, и интенсификация использования Северного морского пути положительно скажется на социально-экономическом развитии северных регионов. Будет создана новая инфраструктура, появятся новые рабочие места. Вместе с тем экспансия промышленной деятельности обостряет проблемы экологической безопасности, создает угрозу обитателям морских и прибрежных районов, в том числе белому медведю.

Существует потенциальная опасность утраты и разрушения местообитаний белого медведя под воздействием горнодобывающей промышленности, туризма, наземных транспортных путей и др. В перспективе возможна разработка месторождений углеводородов, выявленных в Баренцевом, Восточно-Сибирском и Чукотском морях, что неизбежно повлечет за собой рост морских грузовых перевозок, включая транспортировку нефти, создание разветвленной инфраструктуры в некоторых прибрежных районах. Некоторые из этих районов регулярно используются белыми медведями во время охоты, на путях миграций, для залегания в берлоги размножающихся самок и для переживания на берегу безледовых периодов.

6.2.1.2. Загрязнение среды обитания белого медведя

Северный Ледовитый океан в последние десятилетия подвергается массированному воздействию загрязняющих веществ. Часть из них образуется в результате деятельности предприятий горнодобывающей промышленности, цветной металлургии и топливно-энергетического комплекса, находящихся в регионе, часть попадает в морские экосистемы с атмосферным воздухом или со стоком рек. Источники других загрязняющих веществ находятся за пределами Арктики и попадают в высокие широты с морскими течениями и воздушными массами. Разработка месторождений минеральных ресурсов в прибрежных районах и свалки механического мусора вблизи поселков, буровых, приисков и полярных станций также приводят к увеличению загрязнения морских вод нефтепродуктами, песком, илом, механическим мусором.

Загрязнение морских вод приводит к снижению видового разнообразия, появлению и широкому распространению микроорганизмов, проявляющих агрессивные патогенные свойства или организмов-мутантов, продуцирующих повышенное количество веществ канцерогенной природы. В результате загрязнения морских вод наносится ущерб ихтиофауне, в том числе объектам питания кольчатой нерпы - основного объекта добычи белого медведя.

Для белого медведя особенно опасны стойкие органические загрязнители (СОЗ). Проведенные исследования показали, что содержание полихлорбифенилов в подкожном жире было самым высоким у белых медведей, отловленных в северной части Баренцева моря. Напротив, у белых медведей из Чукотского и Восточно-Сибирского морей уровень накопления полихлорбифенилов в жировой ткани был относительно невысоким.

У белых медведей в районах Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа, Карского, Восточно-Сибирского и Чукотского морей исследованы уровни накопления другой группы СОЗ - пестицидов. Высокие суммарные уровни отдельных компонентов пестицидов выявлены у медведей в районах Шпицбергена и северной части Баренцева и Карского морей. Пестициды оказывают негативное воздействие на иммунную и эндокринную систему белых медведей, а также на репродуктивные функции самцов.

На всех этапах освоения нефтяных месторождений (при бурении скважин, повреждении нефтепроводов, проложенных по дну моря, перекачке нефти из танкеров в нефтехранилища, находящиеся на берегу) может случиться разлив нефти, что приведет к загрязнению окружающей среды. При попадании нефти в море возможны гибель подледных организмов, резкое сокращение процессов фотосинтеза и, как следствие, первичной продукции. В этот деструктивный процесс могут быть вовлечены и более высокие звенья пищевой цепи: беспозвоночные, рыбы, птицы, млекопитающие, включая белого медведя. Углеводороды нефти, попавшие в морскую воду, могут нанести ощутимый вред белым медведям:

слипание и спутывание шерсти при плавании в загрязненной нефтью воде может снизить способность шерсти к терморегуляции;

вылизывание загрязненной нефтью шерсти и при поедании тюленей, измазанных нефтью, могут привести к отравлению белых медведей.

Особую опасность загрязнение нефтью представляет для молодых белых медведей, у которых расход энергии на поддержание необходимой температуры тела особенно велик по сравнению со взрослыми медведями.

Негативное воздействие на белых медведей крупных разливов нефти может произойти и вдали от места аварии. В случае разлива нефти в проливе Лонга течением она будет переноситься вдоль северного побережья Чукотки в восточном направлении, загрязнению подвергнутся заповедная акватория и побережье острова Врангеля (государственный природный заповедник "Остров Врангеля") - ключевые местообитания и районы репродукции белых медведей чукотско-аляскинской популяции. В случае разлива нефти в акваториях Восточно-Сибирского и Чукотского морей (при разработке месторождений на шельфе и транспортировке нефти) также неизбежно массированное загрязнение обширных участков побережья островов Врангеля и Геральд и заповедной акватории.

6.2.2. Влияние зверобойного промысла

В настоящее время в Чукотском автономном округе ведется промысел нескольких видов ластоногих и китообразных. Отходы морского зверобойного промысла в той или иной степени используются белыми медведями в качестве корма. Зверобойный промысел имеет как позитивные, так и негативные стороны для белого медведя. Позитивным является расширение кормовой базы белого медведя за счет вовлечения отходов от промысла крупных китообразных, которые в обычных условиях малодоступны для медведей. Это важно на современном отрезке времени, когда более раннее очищение арктических морей ото льдов и более позднее замерзание их акваторий сокращает возможность успешной охоты медведей на тюленей и заставляет многих зверей искать пропитание на побережье в летне-осенний сезон. С другой стороны, места промысла, разделки и складирования мяса и шкур (промысловые участки, села) становятся привлекательными для белых медведей, которые приходят сюда в поисках корма, а в результате увеличивается количество конфликтных случаев между людьми и медведями и доступность белых медведей для нелегальных отстрелов. Это, безусловно, негативная сторона зверобойного промысла.

6.2.3. Влияние изменений климата

Существуют две широко распространенные точки зрения на прогноз изменений климата и площади распространения (ледовитости) в Арктике в XXI столетии. Сторонники первой из них считают, что в текущем столетии продолжится однонаправленная тенденция к потеплению климата и, соответственно, к сокращению площади распространения льда в этом регионе. Сторонники второй точки зрения считают, что в текущем столетии сохранится колебательный (а не однонаправленный) тренд изменений климата и ледовитости. Они прогнозируют, что теплый период, начало которого пришлось на первую половину 1980-х гг., закончится около 2015 - 2020 гг. В дальнейшем будет происходить понижение температуры воздуха и, соответственно, увеличение ледовитости, которое продлится примерно до середины 30-х годов ХХI века, после чего следует ожидать перехода к очередному потеплению, которое, как и предыдущее, будет ограничено во времени.

Из двух указанных выше сценариев угрозу для белого медведя представляет потепление климата. В последние 20 - 25 лет наиболее интенсивно оно происходило в Гренландском, Баренцевом и Чукотском морях, а также в южной части моря Бофорта. Потепление климата приводит к существенному сокращению площади распространения и толщины ледяного покрова в летний период, появлению все большего числа участков открытой воды, изменению сроков формирования и взламывания льда, отступлению ледовой кромки в летний период в районы с большими глубинами и пониженной продуктивностью, росту аномальных случаев оттепелей в течение зимы и выпадения дождей в начале весны. Эти и другие сопутствующие потеплению климата факторы приводят к изменению ареала, распределения, особенностей миграций и предпочитаемых местообитаний у белых медведей и пагофильных видов тюленей, являющихся основной добычей хищника.

Моделью для изучения влияния изменения климата на белых медведей может служить популяция хищника, населяющая западную часть Гудзонова залива (Канада). Исследования, проведенные в течение последних 20 лет, выявили статистически достоверную связь между глобальным изменением климата и влиянием потепления на популяцию. Более ранние даты взламывания льда, причиной которого является повышение температуры воздуха весной, коррелировали с худшей упитанностью самок, выходящих на берег, более низкой рождаемостью и выживаемостью медвежат, неполовозрелых медведей и медведей двадцатилетнего возраста и старше.

Сокращение площади ледяного покрова может иметь негативные последствия, прежде всего для беременных самок белого медведя, которые возвращаются в определенные районы устройства берлог на суше. Расстояние до кромки льда, где большая часть медведей проводит лето, увеличивается, в результате чего самкам становится труднее или даже невозможно достичь мест устройства берлог на суше.

Неполовозрелые белые медведи более уязвимы к воздействию факторов окружающей среды, чем взрослые особи. Особенно опасно пребывание в морской воде для молодых медвежат, которые не имеют достаточного количества жира, защищающего их от переохлаждения. При погружении в ледяную воду температура тела медвежат быстро падает. Если сокращающийся в своем распространении морской лед заставит самок плыть из районов устройства берлог к дрейфующим льдам, смертность медвежат может увеличиться из-за переохлаждения.

В периоды потепления климата ожидается рост числа случаев выпадения дождя зимой - в начале весны. Это может стать причиной разрушения берлог или изменения температурного режима в них. Поскольку медвежата рождаются незрелыми и выкармливаются в течение трех - четырех месяцев перед покиданием берлоги, существенные изменения в защитных свойствах берлог могут негативно повлиять на выживаемость медвежат-сеголеток.

Таким образом, изменение климата в Арктике приводит к цепи изменений среды обитания белого медведя и его видов-жертв. В периоды потепления такие изменения, как правило, носят негативный характер и в итоге приводят к сокращению численности популяций хищника.

7. СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ

7.1. Правовые основы охраны

7.1.1. Основные международные природоохранные конвенции и соглашения

Белый медведь - вид, находящийся под угрозой исчезновения, занесенный в Международный Красный список МСОП, в категорию VU A3c: уязвимый таксон, чья численность в течение трех поколений (45 лет) сократится на 30% в связи с сокращением жизненного пространства и снижением качества местообитаний.

Белый медведь включен в Приложение II СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 г.), что обеспечивает строгое регулирование его экспорта и импорта в коммерческих целях.

Сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, к которым относится и белый медведь, способствуют:

- Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.),

- Общеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, принятая на Европейском совещании Министров охраны окружающей среды Европы (София, 1995 г.);

- Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.);

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя (Вашингтон, 16 октября 2000 г.).

7.1.1.1. Соглашение о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г.

Особую роль в сохранении вида сыграло международное Соглашение о сохранении белых медведей, подписанное в 1973 году в Осло, Норвегия, пятью арктическими странами: СССР, Канадой, Данией, Норвегией и США. С момента вступления этого Соглашения в силу (1976 г.) оно является основой как для принятия национальных мер по охране вида, так и для координации действий по управлению и совместным исследованиям двух или более стран популяций белого медведя.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

В соответствии с Соглашением договаривающиеся Стороны осуществляют национальные научно-исследовательские программы по белому медведю, в частности исследования по сохранению и рациональному использованию этого вида. Стороны в соответствующих случаях координируют также исследования с исследованиями, проводимыми другими Сторонами, консультируются с ними по вопросам рационального использования популяций мигрирующего белого медведя и обмениваются информацией о программах исследований и использования и результатах исследований, а также данными о добытых медведях.

Каждая из арктических стран обязана предпринимать необходимые действия с целью охраны экосистем, частью которых является белый медведь, обращая особое внимание на охрану мест размножения, добычи корма и миграций, а также отслеживать состояние популяций белого медведя в соответствии с практикой его охраны, основанной на современных научных данных.

26 - 28 июня 2007 г. в Шепердстауне, США, состоялась первая встреча, а 17 - 19 марта 2009 г. в г. Тромсе, Норвегия - вторая встреча Сторон Соглашения о сохранении белых медведей 1973 года. На встречах Стороны обменялись информацией об охране и мониторинге популяций белых медведей в арктических странах, о прогрессе, достигнутом в обеспечении их устойчивого использования, обсудили механизмы для расширенного сотрудничества. Стороны отметили, что сохранение белых медведей в условиях изменения климата требует адаптивного участия и что, учитывая вероятностные климатические и экологические изменения среды обитания вида, в стратегии сохранения популяций необходимо включать мониторинг этих изменений, в частности морского льда и мест обитания, пригодных для устройства берлог, а также соответствующих изменений популяций белого медведя и экосистем, от которых они зависят.

Стороны констатировали особую важность сохранения экосистем, частью которых является белый медведь, и приветствовали усилия, предпринятые для сохранения среды его обитания, включая создание особо охраняемых природных территорий, территориальное планирование, в том числе на морских акваториях. Стороны также обсудили другие направления деятельности, важные для сохранения белого медведя, и шаги, предпринятые по каждому из направлений. Стороны отметили необходимость разработки национальных программ по сохранению белого медведя, в том числе научно-исследовательских, и координации усилий при их реализации и принятии управленческих решений.

7.1.1.2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя от 16 октября 2000 г.

16 октября 2000 г. в Вашингтоне, США, между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки подписано Соглашение о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя. Соглашение вступило в силу 23 сентября 2007 г.

В связи со вступлением в силу данного Соглашения белые медведи становятся не только объектом охраны, но и возможным объектом охоты для коренных народов Чукотки и Аляски.

Согласно данному Соглашению сотрудничество Сторон осуществляется в целях гарантированного сохранения чукотско-аляскинской популяции белого медведя, сохранения мест его обитания, регулирования использования этой популяции для удовлетворения коренными народами своих жизненных потребностей. При этом Стороны обращают особое внимание на районы нахождения берлог и места концентрации белых медведей во время добычи корма и миграций. Таким образом, подтверждается преемственность принципам международного Соглашения о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 года.

Согласно Соглашению только у коренных народов Чукотки и Аляски в соответствии с национальным законодательством каждой из Сторон имеется право на промысел белых медведей с целью удовлетворения традиционных жизненных потребностей, изготовления и продажи изделий ручной работы и одежды. Соглашение разрешает коренным народам Чукотки и Аляски охоту на белого медведя в определенных границах.

Вместе с тем Соглашение вводит и некоторые запреты. В том числе запрещаются:

- добыча самок с медвежатами, медвежат, не достигших годовалого возраста, медведей в берлогах, включая медведей, готовящихся к залеганию в берлоги или только что покинувших берлоги, а также использование летательных аппаратов, больших моторизированных судов и крупных моторизированных транспортных средств для добычи белых медведей и использование ядов, капканов и ловушек для добычи белых медведей;

- добыча белых медведей в коммерческих целях.

Однако Соглашением не ограничивается возможность коренного народа в соответствии с национальным законодательством Сторон создавать, продавать и использовать традиционные изделия, связанные с аборигенной добычей белого медведя. Для предотвращения нелегальной торговли белыми медведями, в том числе их частями и дериватами, Стороны принимают необходимые меры в соответствии с национальными законодательствами.

Для координации деятельности по сохранению и изучению чукотско-аляскинской популяции Соглашением предусмотрено создание Российско-Американской комиссии по белому медведю с участием представителей Сторон и представителей коренного населения Чукотки и Аляски. Основными задачами Комиссии в том числе являются:

определение ежегодно устойчивого уровня добычи белых медведей на основе достоверных научных данных, включая традиционные знания коренных народов, и пределов добычи, не превышающих устойчивого уровня добычи;

определение мер по ограничению добычи белых медведей в целях поддержания традиционного образа жизни коренных народов в рамках установленных ежегодных пределов добычи, включая сроки изъятия, ограничения по возрасту и полу;

организация работ по выявлению мест обитания белых медведей и разработка рекомендаций по мерам их сохранения.

В развитие данного Соглашения представители коренных жителей Чукотки и Аляски провели серию консультаций с целью более активного участия коренного населения в управлении популяцией белого медведя.

7.1.2. Национальное законодательство

7.1.2.1. Занесение в Красные книги

Все три популяции белого медведя, обитающие на территории России, занесены в Красную книгу Российской Федерации, причем каждая популяция имеет свою категорию статуса редкости:

карско-баренцевоморская - 4-я категория (неопределенная по статусу),

лаптевская популяция - 3-я категория (редкая),

чукотско-аляскинская - 5-я категория (восстанавливающаяся).

Вместе с тем, согласно резолюции Группы специалистов по белому медведю Комиссии по выживанию видов МСОП (Копенгаген, 2009), в настоящее время наблюдается неблагополучное положение чукотско-аляскинской популяции белого медведя, вследствие чего целесообразно пересмотреть статус этой популяции.

Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (в том числе белого медведя), регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов".

Согласно вышеуказанным Правилам, добывание белых медведей допускается в исключительных случаях в целях их сохранения, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден приказом Минприроды России от 30 апреля 2009 г. N 123 (зарегистрирован Минюстом России 22 июня 2009 г., регистрационный N 14115).

Оборот объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (в том числе белого медведя), регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации".

Оборот белых медведей допускается только на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России от 15 января 2008 г. N 4 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2008 г., регистрационный N 11154).

Приказом МПР России от 28 апреля 2008 г. N 107 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2008 г., регистрационный N 11775) утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства, и среде их обитания.

В настоящее время часть полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира передана для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Белый медведь занесен в Красные книги таких субъектов Российской Федерации, как: Республика Саха (Якутия), Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ), Чукотский автономный округ.

7.1.2.2. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации

В России нормы по охране и использованию объектов животного мира и среды их обитания, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, которые относятся также к белому медведю, содержатся в целом ряде прироохранных и природно-ресурсных законодательных актов, постановлениях Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актах, иных отраслях права (гражданское, уголовное, административное законодательство).

Основным законодательным актом в данной области является Федеральный закон "О животном мире", который регулирует отношения в области охраны и использования животного мира в целом, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генофонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. Данным законом определено право государственной собственности на животный мир в пределах территории Российской Федерации. Данный закон определяет меры сохранения среды обитания объектов животного мира, включая места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения, в том числе организацию особо охраняемых природных территорий, предусматривает выделение защитных участков территорий и акваторий, необходимых для осуществления жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других), на которых запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения.

Закон определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, собственные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления в данной сфере. Закон устанавливает право граждан и юридических лиц на осуществление общественного контроля, проведение мероприятий по охране животного мира и среды его обитания, а также на содействие реализации соответствующих государственных программ). Закон определяет субъекты, осуществляющие государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания, основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира.

Для обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания закон установил необходимость осуществления государственного учета объектов животного мира и их использования и государственного кадастра объектов животного мира, проведения государственного мониторинга объектов животного мира, реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания.

Кроме того, закон установил, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

Закон устанавливает, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира, заносятся в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких объектов, не допускаются, а юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают такие объекты, несут ответственность за их сохранение и воспроизводство. Закон также предусматривает разрешительный порядок использования, оборота, содержания указанных объектов животного мира в неволе и их выпуск в естественную природную среду.

Многочисленные подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты составляют в значительной степени проработанную правовую основу деятельности органов управления и правоохранительных органов в области охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, сохранения среды их обитания, а также обеспечивают регулятивный механизм с достаточно хорошо определенными компетенцией и разграничениями между федеральными и региональными органами государственной власти.

Однако эффективность этой в значительной степени проработанной системы нормативного правового регулирования существенно снижается отсутствием либо недостаточной эффективностью правоприменительной практики, а также наличием в этой системе точечных нормативно-правовых и методических пробелов по ряду направлений.

Например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.

При этом отсутствуют правовые нормы для привлечения к ответственности лиц за предоставление Интернет-ресурсов для размещения объявлений о продаже шкур, за приобретение в личную собственность продуктов незаконной охоты.

Статьей 20 Федерального закона "О животном мире" предусмотрено, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания, а статьей 24 установлено, что действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.

Учитывая требования вышеуказанных положений Федерального закона "О животном мире", следует установить, что проектная документация любых объектов капитального строительства в местах обитания белых медведей должна проходить государственную экологическую экспертизу для проверки на соответствие состава и содержания такой документации экологическим требованиям.

Однако в случае если осуществление хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, планируется за пределами особо охраняемых природных территорий, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, а также если такая хозяйственная деятельность не оформлена в виде целевой программы, государственная экологическая экспертиза такой документации не предусмотрена, и отсутствуют правовые основания для запрета реализации такой деятельности, даже если она может оказать негативное воздействие на местообитания белого медведя.

Статьей 5 Федерального закона "О животном мире" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе, относятся:

- проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение типовой нормативно-методической документации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

- установление единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования, единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира;

- установление порядка государственной статистической отчетности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира.

Следует отметить также, что нормативные правовые и методические документы в области учета численности и мониторинга белого медведя до сих пор не разработаны.

7.2. Территориальная охрана

Ключевые местообитания белого медведя, включая места устройства родовых берлог и охоты, охраняются в государственных природных заповедниках:

- "Остров Врангеля" (общая площадь 2225650 га, в т.ч. 1430000 га - морская акватория; Чукотский автономный округ),

- "Большой Арктический" (общая площадь 4169222 га, в т.ч. 980934 га - морская акватория; Красноярский край),

- "Усть-Ленский" (общая площадь 1433000 га; Республика Саха (Якутия),

- "Гыданский" (общая площадь 878174 га; Ямало-Ненецкий автономный округ);

в национальном парке

- "Русская Арктика" (общая площадь 1426000 га, в т.ч. 793910 га - морская акватория; Архангельская область),

в государственных природных заказниках федерального значения:

- "Земля Франца-Иосифа" (общая площадь 4200000 га, в т.ч. 2600000 га - морская акватория; Архангельская область),

- "Североземельский" (общая площадь 421701 га; Красноярский край);

в государственных природных заказниках регионального значения:

- "Вайгач" (общая площадь 242778 га; Ненецкий автономный округ),

- "Чаунская губа" (общая площадь 210000 га; Чукотский автономный округ),

- "Ямальский" (общая площадь 1402000 га; Ямало-Ненецкий автономный округ);

в природном парке "Берингия" (общая площадь 3053300 га; Чукотский автономный округ);

в памятнике природы регионального значения "Мыс Ванкарем" (общая площадь 40 га; Чукотский автономный округ);

в ресурсных резерватах Республики Саха (Якутия):

- "Буустаах" (общая площадь 1464711 га),

- "Курдигино Крестовая" (общая площадь 1067100 га),

- "Лена-Дельта" (общая площадь 5932000 га),

- "Медвежьи острова" (общая площадь 6000 га),

- "Терпей-Тумус" (общая площадь 1112000 га),

- "Чайгургино" (общая площадь 2375600 га).

Вместе с тем до настоящего времени отсутствует комплексная система охраны мест обитания всех популяций белого медведя с учетом их экологической значимости. При планировании особо охраняемых природных территорий не принимаются во внимание прогнозы долгосрочных изменений в морской ледовой обстановке вследствие изменений климата.

7.3. Разведение в неволе

В России первые упоминания о содержании человеком белого медведя относятся к 1664 г., а первые успешные случаи его размножения в неволе известны с 1940-х гг. (Московский зоопарк). Удачно подобранная группа производителей (несколько самцов и самок) может существовать и приносить потомство около 10 лет. Так, в Московском зоопарке одна самка в период с 1970 г. по 1981 г. принесла 11 медвежат, а другая с 1974 г. по 1982 г. - 8 медвежат; с 1998 г. по 2004 г. две самки принесли 9 медвежат.

В России регулярно появляется потомство белого медведя в зоопарках Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга.

8. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ

Сохранение популяций белого медведя можно обеспечить только комплексом мер, направленных на сохранение как самого зверя, так и среды его обитания, в том числе животных, входящих в единую с ним трофическую цепь.

Основными задачами в области сохранения популяций белого медведя являются устранение причин, снижающих численность животных, а также минимизация негативного воздействия факторов, ведущих к сокращению и разрушению пригодных мест обитания.

На выполнение данных задач необходимо направить первоочередные меры по сохранению белого медведя.

8.1. Развитие международного сотрудничества

Потребность в расширении международного сотрудничества в области сохранения и изучения белого медведя в современных условиях определяется комплексом причин, в первую очередь, воздействием на вид и его местообитания изменения климата в Арктике и антропогенными воздействиями, имеющими трансграничный характер. В связи с этим целесообразно наращивать активность в рамках деятельности, осуществляемой арктическими странами по Соглашению о сохранении белого медведя от 15 ноября 1973 г.

В целях практической реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя от 16 октября 2000 года целесообразно рассмотреть возможность подготовки нормативных правовых и методических документов в области охраны, воспроизводства, использования, учета численности и мониторинга этой популяции белого медведя, имея в виду обеспечение должного уровня контроля за продукцией возможного аборигенной добычи белых медведей, в целях исключения негативного воздействия данной деятельности на другие популяции белого медведя, обитающие на территории России.

Исключительное значение и актуальность представляет сотрудничество с международными природоохранными общественными организациями, благотворительными фондами и другими неправительственными структурами. Такое сотрудничество обеспечивает не только определенную финансовую поддержку, но и обмен идеями, использование передового международного опыта, проведение совместных работ российских и зарубежных специалистов в области сохранения и изучения белого медведя на всей территории ареала вида.

8.2. Совершенствование нормативной правовой базы

Для повышения эффективности российского природоохранного законодательства и правоприменительной практики в области сохранения белого медведя следует рекомендовать:

- установить правовые нормы для внедрения системы маркировки легально добытых шкур белого медведя;

- установить правовые нормы для привлечения к ответственности лиц за предоставление Интернет-ресурсов для размещения объявлений о продаже шкур, за приобретение в личную собственность продуктов незаконной охоты;

- внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" изменения и дополнения, предусматривающие, что проектная документация любых объектов капитального строительства в местах обитания белых медведей должна проходить государственную экологическую экспертизу;

- предусмотреть дальнейшее совершенствование законодательства на федеральном и региональном уровнях и разработку ведомственных документов в области охраны, воспроизводства, использования, учета численности и мониторинга белого медведя.

8.3. Совершенствование сети особо охраняемых природных территорий

Так как в настоящее время система особо охраняемых природных территорий не обеспечивает эффективного сохранения наиболее важных местообитаний белого медведя, целесообразно продолжить работу по дальнейшему развитию сети особо охраняемых природных территорий.

Для этого при подготовке проекта территориального планирования Российской Федерации в сфере особо охраняемых природных территорий федерального значения (проекта схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения), а также при подготовке проектов территориального планирования субъектов Российской Федерации в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения (проектов схем развития и размещения особо охраняемых территорий регионального значения) включать предложения о создании особо охраняемых природных территорий различных категорий и уровней, обеспечивающих сохранение наиболее важных местообитаний белого медведя.

Особое внимание следует уделить созданию сети морских особо охраняемых природных территорий в районах повышенной биопродуктивности (гидрологические фронты, зоны интенсивного апвеллинга и заприпайные зоны, кромка дрейфующих льдов и др.). В данных районах наблюдается повышенная плотность морских млекопитающих, включая белого медведя. Многие из этих районов динамичны в пространстве и времени, а пелагические сообщества имеют ярко выраженный характер сезонного развития. Учитывая это, в указанных районах целесообразно создавать морские особо охраняемые природные территории и защитные морские зоны с постоянным или временным запретом или ограничением тех видов хозяйственной деятельности, которые могут нарушить экологическое равновесие экосистем и нанести ущерб морским организмам, включая белого медведя.

8.4. Повышение эффективности охраны белого медведя вне особо охраняемых природных территорий

В пределах своего ареала белый медведь распределяется дисперсно, не образуя крупных долговременных скоплений. Исключение составляют районы с высокой концентрацией кормовых объектов. В этих районах, а также в местах устройства берлог, находящихся вне особо охраняемых природных территорий, целесообразно усилить охрану вида.

Эффективность охраны белого медведя вне особо охраняемых природных территорий, в том числе эффективность предупреждения и пресечения браконьерства, в значительной степени зависит от поддержки государства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и активных действий общественности.

Меры по усилению охраны белого медведя вне особо охраняемых природных территорий могут быть эффективными, если носят системный характер, обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации на местах и основываются на скоординированных совместных действиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, транспортной милиции, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других заинтересованных органов власти, а также местного населения.

В указанные меры целесообразно включить:

- разработку и реализацию комплексной системы охраны мест обитания белого медведя с учетом их экологической значимости для популяций белого медведя, уязвимости и традиционного использования коренными жителями;

- введение ограничений на хозяйственную деятельность в наиболее важных местообитаниях белого медведя;

- информирование местного населения о необходимости охраны белого медведя и мерах ответственности за нелегальное добывание белого медведя;

- меры, направленные на предотвращение появления конфликтных медведей (в том числе путем отпугивания) и связанных с этим вынужденных отстрелов, включая разработку методических рекомендаций по предотвращению конфликтных ситуаций;

- меры, направленные на разработку и внедрение маркировки легально добытых шкур;

- мероприятия по сбору оперативной информации о нелегальном обороте шкур и других частей и деривативов белого медведя, в том числе с привлечением к данной работе местного населения;

- создание государственной специализированной инспекции "Белый медведь" по аналогии со специализированной инспекцией "Тигр";

- создание и обеспечение функционирования "медвежьих патрулей" - общественных инспекций для охраны и использования белого медведя, сохранения и восстановления среды его обитания с привлечением местных жителей в районах размещения ключевых местообитаний белого медведя;

- выявление случаев провоза нелегально добытой продукции из белых медведей, проверка рынков сбыта, включая предложения шкур белого медведя на продажу через Интернет;

- пресечение каналов нелегального вывоза шкур белого медведя, других его частей и дериватов, нелегальной торговли шкурами белого медведя.

При подготовке программ социально-экономического развития регионов приоритеты должны отдаваться программам и проектам, которые минимально воздействуют на окружающую среду и белых медведей. К таким проектам и программам, в частности, относится программа развития экологического туризма, реализация которой напрямую зависит от степени сохранности арктических экосистем и доступности для наблюдений крупных животных, таких, например, как белый медведь. Необходимо разработать и другие механизмы повышения заинтересованности населения в сохранении белого медведя.

8.5. Научные исследования

Сохранение биологического разнообразия, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, возможно на основе современных научных сведений и разработок. Вместе с тем многие биологические особенности белых медведей, населяющих Российскую Арктику, до сих пор недостаточно изучены, в частности:

- недостаточно достоверной научной информации об основных популяционных параметрах - численности, распространении и перемещениях белых медведей, половозрастной структуре популяций, особенностях жизненного цикла, объектах добычи, взаимоотношениях зверя с другими видами и с человеком;

- недостаточно данных о последствиях воздействия на белого медведя загрязняющих веществ и изменений предпочитаемых местообитаний, прежде всего ледяного покрова под воздействием потепления климата.

Следует отметить, что научные исследования в области изучения белых медведей предусматривают дорогостоящие мероприятия с применением авиатехники, методов спутникового слежения и дистанционного зондирования и пр. Для эффективной реализации программы научных исследований следует опираться на систему международного партнерства, что поможет обеспечить обмен научными идеями и передовым международным опытом, проведение совместных научных работ российских и зарубежных специалистов, а также определенную финансовую поддержку.

При разработке и поэтапной реализации программы научных исследований необходимо предусмотреть следующие направления:

- изучение современного ареала, численности, а также составление карт распространения как первичной базы данных;

- уточнение популяционной структуры белого медведя с применением молекулярно-генетического и других современных методов;

- изучение половозрастной структуры и демографических показателей популяций, а также пространственно-временного размещения животных в зависимости от пола, возраста и средовых факторов;

- изучение взаимоотношений белого медведя с другими видами животных и с человеком;

- изучение роли природных и антропогенных факторов в динамике численности, изменении местообитаний белого медведя с особым вниманием к последствиям воздействия на популяции загрязняющих веществ, патогенных организмов и изменения климата;

- изучение районов повышенной биопродуктивности и повышенной плотности морских млекопитающих, включая белого медведя (гидрологических фронтов, зон интенсивного апвеллинга и заприпайных зон, кромок дрейфующих льдов и др.), выявление ключевых местообитаний белого медведя, их границ и динамики их перераспределения.

Особое внимание должно быть уделено научно-прикладным направлениям по разработке и внедрению мер, направленных на минимизацию конфликтных ситуаций между белым медведем и человеком. Также важна регулярная публикация экспресс-информации о состоянии популяций белого медведя, осуществляемых мерах его охраны и их эффективности.

8.6. Мониторинг состояния популяций белого медведя

Мониторинг состояния популяций белого медведя предусматривает систему длительного слежения за распространением, численностью, иными популяционными параметрами, а также состоянием мест обитания всех популяций белого медведя в целях своевременного выявления, анализа и прогнозирования возможных изменений на фоне естественных процессов и под влиянием антропогенных факторов.

Проведение работ по мониторингу популяций белого медведя в настоящее время особенно актуально, так как накоплена достаточная информация, свидетельствующая об изменениях природной среды в связи с загрязнением и изменениями климата.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ведение государственного учета численности и государственного мониторинга объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира. Однако следует иметь в виду, что проведение указанных работ требует существенных финансовых ресурсов.

Мониторинг состояния популяций белого медведя включает следующие параметры:

- динамика численности и ее тенденция по годам;

- половая, возрастная, пространственная и социальная структура популяций и тенденция ее изменения;

- темпы воспроизводства и тенденция их изменения;

- пространственное распределение, плотность населения;

- сезонное и суточное перемещение белых медведей;

- физиологическое состояние особей, включая физические и репродуктивные показатели;

- уровни накопления загрязняющих веществ в органах и тканях белых медведей и их воздействие на организм животных, в частности, на иммунную и эндокринную системы (особенно важен мониторинг хлорорганических соединений, обладающих высокой степенью липофильности, биоаккумуляции и биомагнификации).

Для проведения мониторинга состояния популяций белого медведя используются следующие методы:

- периодическое проведение многолетнего мечения с повторным отловом животных;

- периодические авиаучеты белых медведей;

- метод использования индексов состояния популяции.

Самый эффективный, но наиболее дорогостоящий метод - многолетнее мечение с повторным отловом животных. Анализ полученных при этом материалов позволяет оценить не только численность медведей в популяции, но и половой и возрастной состав популяции, а по полученным данным определить темпы восстановления популяции.

Авиаучет является эффективным лишь в районах с высокой плотностью белых медведей. В районах с низкой плотностью, где животных трудно заметить, стоимость полетов может оказаться очень высокой, а статистические ошибки расчета численности высокими. Кроме того, авиаучеты не позволяют получить сведения по ряду важных популяционных параметров, которые могут служить индикаторами изменения состояния популяции.

Метод использования индексов состояния популяции ввиду изменчивости самих индексов рекомендуется использовать в случае, если недостаточно средств на проведение авиаучетов или мечения с повторным отловом животных. Индексами изменения состояния популяций белого медведя могут быть, наряду с числом родовых берлог, морфометрические и физиологические параметры, изменение ареала и сезонного распространения, изменение предпочитаемых местообитаний и другие параметры.

Оптимально, если мониторинг популяций белого медведя будет сопровождаться мониторингом основных видов-жертв.

Мониторинг местообитаний белого медведя подразумевает не только фиксирование экологических факторов, но предусматривает также прогнозирование возможных изменений на экосистемном уровне.

Эти изменения необходимо отслеживать по следующим направлениям:

- регистрация климатических изменений, воздействующих на местообитания белого медведя;

- регистрация случаев загрязнения морских экосистем стойкими органическими загрязнителями, углеводородами и тяжелыми металлами;

- сокращение и (или) трансформация местообитаний вследствие хозяйственной деятельности.

Ценную информацию о состоянии популяций белого медведя можно получить из традиционных знаний коренных жителей и сведений, полученных при анализе данных о добытых медведях.

8.7. Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций

Причины и обстоятельства, при которых происходят нападения белого медведя на человека, можно объединить в несколько групп.

- Появление медведей в поселках, на территории полярных станций горнопромышленных участков и т.д., посещение ими свалок, мест разделки морского зверя и рыбы. Здесь чаще всего создается опасная для людей ситуация, доведенные голодом или болезнями до предела, белые медведи становятся безразличными к шуму и отпугивающим средствам.

- Намеренное приближение человека к белому медведю или его убежищу. В последнее время на Крайнем Севере увеличивается количество людей, мало знающих повадки зверя и природную обстановку, в которой он живет. При таких обстоятельствах число конфликтных ситуаций возрастает.

- Случайные столкновения белого медведя с человеком вне поселений. В связи с широким применением моторизованного транспорта число подобных столкновений растет.

Подход к предотвращению конфликтных ситуаций в каждом конкретном случае должен быть особым.

Следует принять все возможные меры к предотвращению заходов белого медведя в населенные пункты и нападения их на человека, усилить контроль за использованием нарезного и гладкоствольного оружия, воздушного и наземного транспорта в материковой тундре и на арктических островах, обоснованностью отстрела белых медведей, а также подготовить памятные рекомендации о правилах поведения человека при встречах с белым медведем, обеспечить информирование населения в местах обитания белых медведей о правилах поведения человека при встречах со зверем для предупреждения конфликтных ситуаций, разработать рекомендации о правилах хранения туш и продуктов разделки морских млекопитающих на зверопромыслах.

8.8. Просветительская и образовательная деятельность

Важнейшим фактором сохранения белого медведя является заинтересованность населения в решении данной проблемы, сознательное соблюдение соответствующих рекомендаций и ограничений, стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности.

Критериями эффективности работы с населением являются позитивное отношение людей к деятельности по сохранению белого медведя и готовность оказывать поддержку в проведении этой деятельности, о чем будут свидетельствовать уменьшение количества случаев экологических правонарушений в Российской Арктике, рост количества участников добровольных природоохранных акций, корректировка хозяйственной деятельности с учетом ограничений, необходимых для сохранения белого медведя.

Для эффективного сохранения белого медведя необходимо обеспечить решение следующих задач:

- формирование у населения представления об уникальности белого медведя, его биологической, экологической и эстетической ценности;

- формирование бережного отношения к белому медведю, который имеет особо важное значение в сохранении духовной культуры и обычаев коренных малочисленных народов;

- освоение населением научно обоснованных способов природопользования, гарантированно предохраняющих от нанесения белому медведю какого-либо ущерба;

- принятие внутренних правил и ограничений в добыче и использовании белых медведей чукотско-аляскинской популяции на сельских и региональных сходах общин;

- сохранение духовной культуры и обычаев коренных народов, пропаганда традиционных знаний, обрядов и обычаев, направленных на сохранение и уважительное отношение к белому медведю.

9. ПАРТНЕРЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТРАТЕГИИ

Для эффективной реализации Стратегии сохранения белого медведя необходимо постоянное сотрудничество органов государственной власти, научно-исследовательских и иных структур, связанных с охраной и использованием объектов живой природы, общественных организаций и объединений, при активном вовлечении граждан.

Государство несет главную ответственность за эффективное сохранение белого медведя в масштабе Российской Федерации.

Особая роль в таком сотрудничестве принадлежит коренным жителям как носителям традиционных знаний. В работе с местным и коренным населением необходимо опираться на уже существующие или создаваемые общественные организации, представляющие его интересы.

Реализация данной Стратегии может осуществляться при взаимодействии и с международными природоохранными организациями.

Таким образом, система многостороннего партнерства способствует эффективной реализации природоохранных инициатив в области изучения и сохранения белого медведя.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области