См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 декабря 2020 г. N 426-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ МОНИТОРИНГА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ" И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "РАЗВИТИЕ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ НАУКИ, ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНДУСТРИИ", "РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ИНТЕРЕСАХ
РЕГИОНОВ, ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРА ИССЛЕДОВАНИЙ
И РАЗРАБОТОК"

В целях организации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации работ по расчету показателей для мониторинга национального проекта "Наука и университеты" и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок":

Утвердить:

методику расчета показателя "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования" (приложение N 1 к настоящему распоряжению);

методику расчета показателя "Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" (приложение N 2 к настоящему распоряжению);

методику расчета показателя "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов" (приложение N 3 к настоящему распоряжению);

методику расчета показателя "Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга)" (приложение N 4 к настоящему приказу);

методику расчета показателя "Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава" (приложение N 5 к настоящему распоряжению).

Заместитель министра
А.М.МЕДВЕДЕВ

Приложение N 1

Утверждена
распоряжением Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 8 декабря 2020 г. N 426-р

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЪЕМУ
НИОКР В СЕКТОРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

I. Общие положения

1. Методика разработана с целью расчета показателя "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования" федерального проекта "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" национального проекта "Наука и университеты".

2. Показатель "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования" рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации ежегодно.

3. Субъектом официального статистического учета, ответственным за сбор, формирование и предоставление официальной статистической информации по показателю, является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Срок предоставления данных - 30 ноября года, следующего за отчетным.

II. Основные понятия и определения

4. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) <1> - совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.

--------------------------------

<1> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

5. Сектор высшего образования - образовательные организации высшего образования, независимо от источников финансирования и формы собственности или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением, либо ассоциированные с образовательными организациями высшего образования.

III. Источники информации

6. Источником информации для определения показателя "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования" являются данные Организации экономического сотрудничества и развития (https://stats.oecd.org/раздел/образование и профессиональная подготовка).

IV. Алгоритм расчета показателя

7. Показатель "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования" рассчитывается по формуле:

где:

- место Российской Федерации по объему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в секторе высшего образования;

РФВНИОКР вуз _ позиция Российской Федерации по объему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в секторе высшего образования среди стран, предоставляющих данные ОЭСР.

Объем НИОКР определяется на основе данных в текущих ценах в долларах США по паритету покупательной способности.

Приложение N 2

Утверждена
распоряжением Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 8 декабря 2020 г. N 426-р

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "КОЛИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВХОДЯТ В МОСКОВСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ "ТРИ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА"

I. Общие положения

1. Методика разработана с целью расчета показателя "Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" федерального проекта "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" национального проекта "Наука и университеты".

2. Показатель "Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации на ежегодной основе.

3. Субъектом официального статистического учета, ответственным за сбор и предоставление данных по показателю, является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Срок предоставления данных - 25 декабря.

II. Основные понятия и определения

4. Московский международный рейтинг "Три миссии университета" <1> - глобальный рейтинг высших учебных заведений, разработанный Ассоциацией составителей рейтингов России при участии международной ассоциации IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. Университеты в рейтинге ранжируются по качеству образования, уровню научной работы, а также по вкладу университетов в жизнь общества.

--------------------------------

<1> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

III. Источники информации

5. Источником информации для определения показателя "Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" являются данные Московского международного рейтинга "Три миссии университета" (https://mosiur.org/).

IV. Алгоритм расчета показателя

6. Показатель "Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" рассчитывается по формуле:

где:

Q - количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц;

Qстм - субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены образовательные организации высшего образования, входящие в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц;

n - количество субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена хотя бы одна образовательная организация высшего образования, входящая в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц.

Приложение N 3

Утверждена
распоряжением Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 8 декабря 2020 г. N 426-р

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ЧИСЛЕННОСТЬ ЛИЦ, ПРОШЕДШИХ
ОБУЧЕНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ОНЛАЙН-КУРСОВ"

I. Общие положения

1. Методика разработана с целью расчета показателя "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов" федерального проекта "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" национального проекта "Наука и университеты".

2. Показатель "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов" рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации ежегодно.

3. Субъектом официального статистического учета, ответственным за сбор, формирование и предоставление официальной статистической информации по показателю, является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Срок предоставления данных - 25 мая года, следующего за отчетным.

II. Основные понятия и определения

4. Дополнительное профессиональное образование <1> - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

--------------------------------

<1> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

III. Источники информации

5. Источником информации для определения показателя "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов" являются данные федерального статистического наблюдения по форме N 1-ПК "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам", утвержденной приказом Росстата от 20 декабря 2019 г. N 786.

IV. Алгоритм расчета показателя

6. Показатель "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов" рассчитывается по формуле:

где:

Qд - численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов, млн. человек;

Qдпо - численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в i-ой образовательной организации высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов, млн. человек;

n - количество образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку по дополнительным профессиональным программам, единиц.

Приложение N 4

Утверждена
распоряжением Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 8 декабря 2020 г. N 426-р

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ДОСТУПНОСТЬ БЕСПЛАТНОГО ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НЕ МЕНЕЕ 50% ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ЗАВЕРШИВШИХ
ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ОБЕСПЕЧЕНЫ БЮДЖЕТНЫМИ МЕСТАМИ ДЛЯ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ
В РЕГИОНЫ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ Г. МОСКВЫ
И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)"

I. Общие положения

1. Методика разработана с целью расчета показателя "Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга)" федерального проекта "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" национального проекта "Наука и университеты".

2. Показатель "Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга)" рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации ежегодно.

3. Субъектом официального статистического учета, ответственным за сбор, формирование и предоставление официальной статистической информации по показателю, является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

II. Основные понятия и определения

4. Образовательные программы высшего образования <1> - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

--------------------------------

<1> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

5. Контрольные цифры приема (далее - КЦП) <2> - это количество мест в образовательной организации по соответствующему направлению (специальности), которые финансируются за счет бюджетных ассигнований.

--------------------------------

<2> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

III. Источники информации

6. Источником информации для определения показателя "Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга)" является форма федерального статистического наблюдения N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", утвержденная приказом Росстата от 5 августа 2020 г. N 431.

IV. Алгоритм расчета показателя

7. Показатель "Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга)" рассчитывается по формуле:

ОКЦПn = ВШn x 50%,

где:

ОКЦПn - доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга) (общий объем КЦП на учебный год, начинающийся в году n);

ВШn - прогнозная численность выпускников общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс. чел.

8. Прогнозная численность выпускников общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании в учебном году (ВШn), определяется по формуле:

где:

ВШОn - прогнозная численность выпускников классов очного обучения общеобразовательных организаций (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), получивших аттестат о среднем общем образовании в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс. чел.;

d(оч) - доля обучающихся в классах очного обучения общеобразовательных организаций (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности обучающихся и экстернов, получивших аттестат о среднем общем образовании в учебном году.

Показатель d(оч) определяется как среднее арифметическое значение соответствующих долей, определенных за два последних отчетных года.

9. Прогнозная численность выпускников классов очного обучения общеобразовательных организаций (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), получивших аттестат о среднем общем образовании (ВШОn) определяется по формуле:

ВШОn = ЧВn x d(ат),

где:

ЧВn - прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 11 и 12 классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс. чел.;

d(ат) - доля обучающихся по программам общего образования в выпускных 11 и 12 классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), получивших по окончании учебного года аттестат о среднем общем образовании.

Показатель d(ат) определяется как среднее арифметическое значение соответствующих долей, определенных за два последних отчетных года.

10. Прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 11 и 12 классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) (ЧВn) определяется по формуле:

ЧВn = ЧВ(11)n + ЧВ(12)n,

где:

ЧВ(11)n - прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 11-х классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс. чел.;

ЧВ(12)n - прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 12-х классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс. чел.

11. Прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 11-х классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) (ЧВ(11)n) определяется по формуле:

где:

- численность обучающихся по программам общего образования в 11-k классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающегося в году n-k, тыс. чел.;

k - количество лет, отделяющих плановый год от текущего года, под которым в целях настоящей методики понимается год, в котором осуществляется планирование общего объема КЦП;

КСt - коэффициент сохранности контингента обучающихся по программам общего образования при переходе из класса t в класс t+1.

12. Коэффициент сохранности контингента обучающихся по программам общего образования при переходе из класса в класс определяется по формуле:

где:

- численность обучающихся по программам общего образования в классах t+1 (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающемся в году v (текущем году), тыс. чел.;

- численность обучающихся по программам общего образования в классах t (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающемся в году v-1 (году, предшествующем текущему), тыс. чел.;

- численность обучающихся по программам общего образования в классах t+1 (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающемся в году v-1 (году, предшествующем текущему), тыс. чел.;

- численность обучающихся по программам общего образования в классах t (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающемся в году v-2 (году, предшествующем текущему на 2 года), тыс. чел.

В целях расчета показателя КСt численность обучающихся в 11-х классах учитывается только в части выпускных классов.

13. Прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 12-х классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) (ЧВ(12)n) определяется по формуле:

где:

- численность обучающихся по программам общего образования в 12-k классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающегося в году n-k, тыс. чел.;

k - количество лет, отделяющих плановый год от текущего года;

КDt - коэффициент сохранности контингента обучающихся по 12-летним программам общего образования при переходе из класса t в класс t+1.

14. Коэффициент сохранности контингента обучающихся по 12-летним программам общего образования при переходе из класса в класс определяется по формуле, установленной пунктом 6 настоящей методики, за исключением того, что численность обучающихся в 11-х классах учитывается только в части невыпускных классов.

Приложение N 5

Утверждена
распоряжением Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 8 декабря 2020 г. N 426-р

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "ДОЛЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО
СОСТАВА В ВОЗРАСТЕ ДО 39 ЛЕТ В ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА"

I. Общие положения

1. Методика разработана с целью расчета показателя "Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава" федерального проекта "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" национального проекта "Наука и университеты".

2. Показатель "Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава" рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации ежегодно.

3. Субъектом официального статистического учета, ответственным за сбор, формирование и предоставление официальной статистической информации по показателю, является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

II. Основные понятия и определения

4. Профессорско-преподавательский состав <1> - педагогические работники образовательного учреждения высшего образования.

--------------------------------

<1> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

III. Источники информации

5. Источником информации для определения показателя "Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава" является форма федерального статистического наблюдения N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры", утвержденная приказом Росстата от 15 августа 2017 г. N 535.

IV. Алгоритм расчета показателя

6. Показатель "Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава" рассчитывается по формуле:

где:

Дппс - доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава, проценты;

Nппс39 - численность работников профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет, тыс. человек;

N - общая численность работников профессорско-преподавательского состава, тыс. человек.