См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 июня 2021 г. N 179-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ МОНИТОРИНГА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ" И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "РАЗВИТИЕ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ НАУКИ, ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНДУСТРИИ", "РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ИНТЕРЕСАХ
РЕГИОНОВ, ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК"

В целях организации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации работ по расчету показателей для мониторинга национального проекта "Наука и университеты" и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок":

1. Утвердить:

методики ежегодного расчета показателей национального проекта "Наука и университеты" и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" (приложение N 1 к настоящему распоряжению);

методики ежемесячного расчета показателей национального проекта "Наука и университеты" и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" (приложение N 2 к настоящему распоряжению).

2. Признать утратившими силу распоряжения Минобрнауки России N 426-р от 8 декабря 2020 г., N 1-р от 14 января 2021 г., N 69-р от 10 марта 2021 г., N 131-р от 15 апреля 2021 г., N 178-р от 28 мая 2021 г.

Заместитель министра
А.В.ОМЕЛЬЧУК

Приложение N 1

Утверждены
распоряжением Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 2 июня 2021 г. N 179-р

МЕТОДИКИ
ЕЖЕГОДНОГО РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ" И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "РАЗВИТИЕ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ НАУКИ, ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНДУСТРИИ", "РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ИНТЕРЕСАХ
РЕГИОНОВ, ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК" <1>

--------------------------------

<1> В методики могут быть внесены изменения в случае наличия замечаний Росстата и Минэкономразвития России.

Методики расчета показателей национального проекта "Наука и университеты" и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" (далее - Методики), подготовлены в целях организации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации работ по ежегодному мониторингу достижения целевых показателей вышеуказанных национального и федеральных проектов.

В соответствии с настоящими Методиками осуществляется расчет следующих показателей (далее - перечень показателей):

а) численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов;

б) место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования;

в) доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга);

г) доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава;

д) отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки;

е) количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы;

ж) доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования;

з) количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международных рейтинг "Три миссии университета".

Источниками формирования данных для расчета показателей служат данные форма федерального статистического наблюдения N 1-ПК "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам", утвержденная приказом Росстата от 20 декабря 2019 г. N 786, данные Организации экономического сотрудничества и развития (https://stats.oecd.org/), раздел 2 формы федерального статистического наблюдения N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", утвержденной приказом Росстата от 5 августа 2020 г. N 431, раздел 3 формы федерального статистического наблюдения N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры", утвержденной приказом Росстата от 15 августа 2017 г. N 535, формы федерального статистического наблюдения N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок", формы федерального статистического наблюдения N 1-технология "Сведения о разработке и (или) использовании передовых производственных технологий", административные данные Минобрнауки России, получаемые от отчитывающихся респондентов, которыми выступают организации сектора науки и высшего образования, независимо от их ведомственной принадлежности, действующие на территории Российской Федерации, данные Московского международного рейтинга "Три миссии университета" (https://mosiur.org/).

Форму N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" представляют юридические лица кроме субъектов малого предпринимательства, выполнявшие в отчетном году научные исследования и разработки и имеющие следующие виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2): научные исследования и разработки (код 72) (основной или дополнительный); образование высшее (код 85.22); подготовка кадров высшей квалификации (код 85.23); других видов экономической деятельности, получившие субсидии (гранты) на выполнение научных исследований и разработок; а также по перечню, установленному Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Форму N 1-технология "Сведения о разработке и (или) использовании передовых производственных технологий" предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) ведущие разработку и (или) использующие передовые производственные технологии, осуществляющие экономическую деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) в сфере добычи полезных ископаемых (Раздел B); обрабатывающих производств (Раздел C); обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха (Раздел D); водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (Раздел E); технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (код 45.2); деятельность в области информации и связи (Раздел J); деятельности в области архитектуры, связанной с созданием архитектурного объекта (код 71.11.1); деятельности, связанной с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора (код 71.12.1); деятельности заказчика-застройщика, генерального подрядчика (код 71.12.2); технических испытаний, исследований, анализа и сертификации (код 71.2); научных исследований и разработок (код 72); деятельности специализированной в области дизайна (код 74.10); образования высшего (код 85.22); подготовки кадров высшей квалификации (код 85.23); ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования (код 95.1); ремонта предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (код 95.2).

Расчет показателей осуществляется по Российской Федерации в целом на ежегодной основе. Данные по показателям предоставляются согласно срокам, установленным Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р

Показатели национального проекта "Наука и университеты"
и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов
в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие
человеческого капитала в интересах регионов, отраслей
и сектора исследований и разработок"

1. "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным
профессиональным программам в образовательных организациях
высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов"

Показатель "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов" рассчитывается по формуле:

,

где:

Qд - численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов, тыс. человек

Qдпо - общая численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов, тыс. человек.

Для расчета показателя используются термины:

Дополнительное профессиональное образование <1> - образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

--------------------------------

<1> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

2. "Место Российской Федерации по объему НИОКР
в секторе высшего образования"

Показатель "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования" рассчитывается по формуле:

,

где:

- Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования;

РФВНИОКРвуз - позиция Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования.

Для расчета показателя используются термины:

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) <2> - совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.

--------------------------------

<2> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

3. "Доступность бесплатного высшего образования (не менее
50% выпускников школ, завершивших обучение по программам
среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами
для очного обучения в образовательных организациях высшего
образования) с учетом приоритетного направления бюджетных
мест в регионы (за исключением г. Москвы
и Санкт-Петербурга)"

Показатель "Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга)" рассчитывается по формуле:

ОКЦПn = ВШn x 0,5,

где:

ОКЦПn - общий объем контрольных цифр приема (далее - КЦП) на учебный год, начинающийся в году n;

ВШn - прогнозная численность выпускников общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс. чел.

Прогнозная численность выпускников общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании в учебном году (ВШn), определяется по формуле:

,

где:

ВШОn - прогнозная численность выпускников классов очного обучения общеобразовательных организаций (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), получивших аттестат о среднем общем образовании в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс. чел.;

d(оч) - доля обучающихся в классах очного обучения общеобразовательных организаций (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности обучающихся и экстернов, получивших аттестат о среднем общем образовании в учебном году.

Показатель d(оч) определяется как среднее арифметическое значение соответствующих долей, определенных за два последних отчетных года.

Прогнозная численность выпускников классов очного обучения общеобразовательных организаций (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), получивших аттестат о среднем общем образовании (ВШОn) определяется по формуле:

ВШОn = ЧВn x d(ат),

где:

ЧВn - прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 11 и 12 классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс, чел.;

d(ат) - доля обучающихся по программам общего образования в выпускных 11 и 12 классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), получивших по окончании учебного года аттестат о среднем общем образовании.

Показатель d(ат) определяется как среднее арифметическое значение соответствующих долей, определенных за два последних отчетных года.

Прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 11 и 12 классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) (ЧВn) определяется по формуле;

ЧВn = ЧВ(11)n + ЧВ(12)n,

где:

ЧВ(11)n - прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 11-х классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс. чел.;

ЧВ(12)n - прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 12-х классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в учебном году, заканчивающемся в году n, тыс. чел.

Прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 11-х классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) (ЧВ(11)n) определяется по формуле:

,

где:

- численность обучающихся по программам общего образования в 11-k классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающегося в году n-k, тыс. чел.;

k - количество лет, отделяющих плановый год от текущего года, под которым в целях настоящей методики понимается год, в котором осуществляется планирование общего объема КЦП;

КСt - коэффициент сохранности контингента обучающихся по программам общего образования при переходе из класса t в класс t+1.

Коэффициент сохранности контингента обучающихся по программам общего образования при переходе из класса в класс определяется по формуле:

,

где:

- численность обучающихся по программам общего образования в классах t+1 (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающемся в году v (текущем году), тыс. чел.;

- численность обучающихся по программам общего образования в классах t (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающемся в году n-1 (году, предшествующем текущему), тыс. чел.;

- численность обучающихся по программам общего образования в классах t+1 (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающемся в году n-1 (году, предшествующем текущему), тыс. чел.;

- численность обучающихся по программам общего образования в классах t (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающемся в году n-2 (году, предшествующем текущему на 2 года), тыс. чел.

В целях расчета показателя КСt численность обучающихся в 11-х классах учитывается только в части выпускных классов.

Прогнозная численность обучающихся по программам общего образования в выпускных 12-х классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) (ЧВ(12)n) определяется по формуле:

,

где:

- численность обучающихся по программам общего образования в 12-к классах (кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) на начало учебного года, заканчивающегося в году n-k, тыс. чел.;

k - количество лет, отделяющих плановый год от текущего года;

KDt - коэффициент сохранности контингента обучающихся по 12-летним программам общего образования при переходе из класса t в класс t+1.

Коэффициент сохранности контингента обучающихся по 12-летним программам общего образования при переходе из класса в класс определяется по формуле, установленной пунктом 6 настоящей методики, за исключением того, что численность обучающихся в 11-х классах учитывается только в части невыпускных классов.

Для расчета показателя используются термины:

Образовательные программы высшего образования <3> - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

--------------------------------

<3> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Контрольные цифры приема <4> - это количество мест в образовательной организации по соответствующему направлению (специальности), которые финансируются за счет бюджетных ассигнований.

--------------------------------

<4> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

4. "Доля профессорско-преподавательского состава
в возрасте до 39 лет в общей численности
профессорско-преподавательского состава"

Показатель "Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава" рассчитывается по формуле:

где:

Дппс - доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава, проценты;

Nппс39 - численность профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет, тыс. человек;

Nнр39 - численность научных работников в возрасте до 39 лет, тыс. человек;

N - общая численность профессорско-преподавательского состава и научных работников, тыс. человек.

Для расчета показателя используются термины:

Профессорско-преподавательский состав <5> - педагогические работники образовательной организации высшего образования с учетом научных работников.

--------------------------------

<5> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Научные работники - главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, младшие научные сотрудники организаций высшего образования.

5. "Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований
в составе внутренних затрат на исследования и разработки"

Показатель "Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки" (Ос) рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

Ос - отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки;

ВЗвб - внутренние затраты на исследования и разработки (ВЗИР), выполненные за счет внебюджетных средств, млрд рублей;

ВЗгос - ВЗИР, выполненные за счет средств государства, млрд рублей.

ВЗвб = ВЗсс + ВЗсф + ВЗсопс + ВЗсво + ВЗнко + ВЗсии,

где:

ВЗсс - ВЗИР, выполненные за счет собственных средств (за исключением собственных средств организаций государственного сектора), млрд рублей;

ВЗсф - ВЗИР, выполненные за счет средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (в том числе отраслевых, межотраслевых и региональных фондов научных исследований и экспериментальных разработок, экологических фондов и других фондов), за исключением средств фондов, финансируемых из средств федерального бюджета и региональных фондов, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, млрд рублей;

ВЗсопс - ВЗИР, выполненные за счет средств организаций предпринимательского сектора, млрд рублей;

ВЗсво - ВЗИР, выполненные за счет средств образовательных организаций высшего образования (кроме бюджетных ассигнований на содержание образовательных организаций высшего образования), млрд рублей;

ВЗнко - ВЗИР, выполненные за счет средств частных некоммерческих организаций, млрд рублей;

ВЗсии - ВЗИР, выполненные за счет средств иностранных источников, млрд рублей.

ВЗгос = ВЗсб + ВЗсогс,

где:

ВЗсб - ВЗИР, выполненные за счет средств бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), включая бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования, млрд рублей;

ВЗсогс - ВЗИР, выполненные за счет средств организаций государственного сектора (включая собственные средства), млрд рублей.

Для расчета показателя используются термины:

Внутренние затраты на исследования и разработки (далее - ВЗИР) <6> - выраженные в денежной форме фактические затраты на выполнение исследований и разработок на территории страны (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом). Их оценка базируется на статистическом учете затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций в течение отчетного года независимо от источника финансирования.

--------------------------------

<6> Здесь и далее понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Внебюджетные средства <7> - средства организаций, полученные из различных источников, кроме средств бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).

--------------------------------

<7> Здесь и далее понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Средства государства <8> - средства бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), включая бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования и средства организаций государственного сектора.

--------------------------------

<8> Здесь и далее понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.

6. "Количество созданных отечественных технологий
с использованием результатов исследований и разработок,
востребованных реальным сектором экономики и отраслями
социальной сферы"

Показатель "Количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы" рассчитывается по формуле:

Qт = Tтоо + Tтср,

где:

Qт - количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы за отчетный период, единиц;

Tтоо - число используемых передовых производственных технологий, разработанных в отчитывающихся организациях за отчетный период, единиц;

Tтср - число используемых передовых производственных технологий, приобретенных в России за отчетный период, единиц.

Для расчета показателя используется термин:

Технологии <9> - технологические процессы (включая необходимое для их реализации оборудование и программное обеспечение), управляемые с помощью компьютера, основанные на микроэлектронике и/или использовании цифровых технологий, и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции (товаров и услуг), включая организацию соответствующих процессов.

--------------------------------

<9> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

7. "Доля аспирантов и соискателей, защитивших
кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки
и высшего образования"

Показатель "Доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования" (Dас, процент) определяется по формуле:

где:

Dас - удельный вес аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования в общей численности лиц, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, %.

Ki - численность исследователей, работающих в научных организациях и организациях высшего образования и имеющих ученую степень кандидата наук, о присуждении которой было принято решение не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек;

Kр - численность научно-педагогических работников, работающих в научных организациях и организациях высшего образования и имеющих ученую степень кандидата наук, о присуждении которой было принято решение не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек;

Ln - численность лиц, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, в отношении которых Минобрнауки России принято решение о выдаче диплома на основании рекомендации Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек;

Mn - численность лиц, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и получившие дипломы в организациях, реализующих право самостоятельного присуждения ученых степеней, не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек.

Для расчета показателя используются термины:

Аспирант <10> - лицо, обучающееся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.

--------------------------------

<10> пп. 4 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Соискатель <11> - лицо, прикрепленное для подготовки кандидатской диссертации без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

--------------------------------

<11> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Педагогический работник <12> - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности

--------------------------------

<12> п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Исследователь <13> - работник, профессионально занимающийся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющий создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности.

--------------------------------

<13> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

8. "Количество субъектов Российской Федерации,
на территории которых образовательные организации высшего
образования входят в Московский международный рейтинг
"Три миссии университета"

Показатель "Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" рассчитывается по формуле:

,

где:

Q - количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц;

QСТМ - субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены образовательные организации высшего образования, входящие в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц;

n - количество субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена хотя бы одна образовательная организация высшего образования, входящая в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц.

Для расчета показателя используется термин:

Московский международный рейтинг "Три миссии университета" <14> - глобальный рейтинг высших учебных заведений, разработанный Ассоциацией составителей рейтингов России при участии международной ассоциации IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. Университеты в рейтинге ранжируются по качеству образования, уровню научной работы, а также по вкладу университетов в жизнь общества.

--------------------------------

<14> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя

Приложение N 2

Утверждены
распоряжением Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 2 июня 2021 г. N 179-р

МЕТОДИКИ
ЕЖЕМЕСЯЧНОГО РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ" И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "РАЗВИТИЕ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ НАУКИ, ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНДУСТРИИ", "РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ИНТЕРЕСАХ
РЕГИОНОВ, ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК" <1>

--------------------------------

<1> В методики могут быть внесены изменения в случае наличия замечаний Росстата и Минэкономразвития России.

Методики расчета показателей национального проекта "Наука и университеты" и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" (далее - Методики), подготовлены в целях организации в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации работ по ежемесячному мониторингу достижения целевых показателей вышеуказанных национального и федеральных проектов.

В соответствии с настоящими Методиками осуществляется расчет следующих показателей (далее - перечень показателей):

а) численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов;

б) место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования;

в) доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга);

г) доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава;

д) отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки;

е) количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы;

ж) доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования:

з) количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международных рейтинг "Три миссии университета".

Источниками формирования данных для расчета показателей служат административные данные Минобрнауки России, получаемые от отчитывающихся респондентов, которыми выступают организации сектора науки и высшего образования, действующие на территории Российской Федерации, данные Московского международного рейтинга "Три миссии университета" (https://mosiur.org/).

Расчет показателей осуществляется по Российской Федерации в целом на ежемесячной основе. Данные по показателям предоставляются до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Показатели национального проекта "Наука и университеты"
и федеральных проектов "Развитие интеграционных процессов
в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие
человеческого капитала в интересах регионов, отраслей
и сектора исследований и разработок"

1. "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным
профессиональным программам в образовательных организациях
высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов"

Показатель "Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов" рассчитывается по формуле:

,

где:

Qд - численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов, за отчетный период, тыс. человек.

Qдпо - общая численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов, за отчетный период, тыс. человек.

Для расчета показателя используются термины:

Дополнительное профессиональное образование <1> - образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

--------------------------------

<1> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

2. "Место Российской Федерации по объему НИОКР
в секторе высшего образования"

Показатель "Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования" рассчитывается по формуле:

,

где:

- Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования;

РФВНИОКР вуз - позиция Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования.

Значение показателя определяется на основании административных данных Минобрнауки России по результатам отчетов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, предоставляемых в Минобрнауки России ежемесячно в период с января по декабрь отчетного года и последних доступных данных за предыдущий период по образовательным организациям высшего образования зарубежных стран.

Для расчета показателя используются термины:

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) <2> - совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.

--------------------------------

<2> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

3. "Доступность бесплатного высшего образования
(не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение
по программам среднего общего образования, обеспечены
бюджетными местами для очного обучения в образовательных
организациях высшего образования) с учетом приоритетного
направления бюджетных мест в регионы (за исключением
г. Москвы и Санкт-Петербурга)"

Показатель "Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга)" рассчитывается по формуле:

ОКЦПn = ВШn x 0,5,

где:

ОКЦПn - доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга);

ВШn - общий объем КЦП на учебный год, начинающийся в году n, тыс. чел.

Для расчета показателя используются термины:

Образовательные программы высшего образования <3> - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

--------------------------------

<3> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Контрольные цифры приема <4> - это количество мест в образовательной организации по соответствующему направлению (специальности), которые финансируются за счет бюджетных ассигнований.

--------------------------------

<4> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя

4. "Доля профессорско-преподавательского состава
в возрасте до 39 лет в общей численности
профессорско-преподавательского состава"

Показатель "Доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава" рассчитывается по формуле:

где:

Дппс - доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава, проценты;

Nппс39 - численность профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет, тыс. человек;

Nнр39 - численность научных работников в возрасте до 39 лет, тыс. человек;

N - общая численность профессорско-преподавательского состава и научных работников, тыс. человек.

Для расчета показателя используются термины:

Профессорско-преподавательский состав <5> - педагогические работники образовательной организации высшего образования с учетом научных работников.

--------------------------------

<5> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Научные работники - главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, младшие научные сотрудники организаций высшего образования.

5. "Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований
в составе внутренних затрат на исследования и разработки"

Показатель "Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки" (Ос) рассчитывается по следующей формуле:

QВБ = ВЗИРВ / ВЗИРБ,

где:

QВБ - отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки (в качестве дополнительного);

ВЗИРв - ежемесячные внутренние затраты на исследования и разработки за счет внебюджетных средств, млн руб.;

ВЗИРБ - ежемесячные внутренние затраты на исследования и разработки за счет бюджетных ассигнований, млн руб.;

Ежемесячные внутренние затраты на исследования и разработки за счет внебюджетных средств, млн руб. (ВЗИРВ)

ВЗИРВ = ВЗИРСС + ВЗИРСФ + ВЗИРСОПС + ВЗИРСВО + ВЗИРНКО + ВЗИРСИИ,

где:

ВЗИРСС - объем ВЗИР, выполненных за счет собственных средств (за исключением собственных средств организаций государственного сектора науки), млн руб.;

ВЗИРСФ - объем ВЗИР, выполненных за счет средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (за исключением учтенных в средствах бюджетов всех уровней), млн руб.;

ВЗИРСОПС - объем ВЗИР, выполненных за счет средств организаций предпринимательского сектора, млн руб.;

ВЗИРСВО - объем ВЗИР, выполненных за счет средств организаций сектора высшего образования, млн руб.;

ВЗИРНКО - объем ВЗИР, выполненных за счет средств частных некоммерческих организаций, млн руб.;

ВЗИРСИИ - объем ВЗИР, выполненных за счет средств иностранных источников, млн руб.;

Ежемесячные внутренние затраты на исследования и разработки за счет бюджетных ассигнований, млн руб. (ВЗИРБ)

ВЗИРБ = ВЗИРсб + ВЗИРбаво + ВЗИРсогс,

где:

ВЗИРсб - объем ВЗИР, выполненных за счет средств бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), млн руб.;

ВЗИРбаво - объем бюджетных ассигнований на содержание образовательной организации высшего образования, млн руб.;

ВЗИРсогс - объем ВЗИР, выполненных за счет средств организаций государственного сектора (включая собственные средства), млн руб.

Для расчета показателя используются термины;

Внутренние затраты на исследования и разработки (далее - ВЗИР) <6> - выраженные в денежной форме фактические затраты на выполнение исследований и разработок на территории страны (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом). Их оценка базируется на статистическом учете затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций в течение отчетного года независимо от источника финансирования.

--------------------------------

<6> Здесь и далее понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Внебюджетные средства <7> - средства организаций, полученные из различных источников, кроме средств бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).

--------------------------------

<7> Здесь и далее понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Средства государства <8> - средства бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), включая бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования и средства организаций государственного сектора.

--------------------------------

<8> Здесь и далее понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.

6. "Количество созданных отечественных технологий
с использованием результатов исследований и разработок,
востребованных реальным сектором экономики и отраслями
социальной сферы"

Показатель "Количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы" рассчитывается по формуле:

Qт = Tтоо + Ттср,

где:

Qт - количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы за отчетный период;

Tтоо - число используемых передовых производственных технологий, разработанных в отчитывающихся организациях за отчетный период;

Tтср - число используемых передовых производственных технологий, приобретенных в России за отчетный период, ед.

Для расчета показателя используется термин:

Технологии <9> - технологические процессы (включая необходимое для их реализации оборудование и программное обеспечение), управляемые с помощью компьютера, основанные на микроэлектронике и/или использовании цифровых технологий, и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции (товаров и услуг), включая организацию соответствующих процессов.

--------------------------------

<9> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

7. "Доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские
диссертации и оставшихся в секторе науки
и высшего образования"

Показатель "Доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования" определяется по формуле:

где:

Dас - удельный вес аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования в общей численности лиц, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, %.

Ki - численность исследователей, работающих в научных организациях и организациях высшего образования и имеющих ученую степень кандидата наук, о присуждении которой было принято решение не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек;

Kр - численность научно-педагогических работников, работающих в научных организациях и организациях высшего образования и имеющих ученую степень кандидата наук, о присуждении которой было принято решение не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек;

Ln - численность лиц, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, в отношении которых Минобрнауки России принято решение о выдаче диплома на основании рекомендации Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек;

Mn - численность лиц, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и получившие дипломы в организациях, реализующих право самостоятельного присуждения ученых степеней, не позднее 3 лет предшествующих отчетному периоду, человек.

Для расчета показателя используются термины:

Аспирант <10> - лицо, обучающееся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.

--------------------------------

<10> пп. 4 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Соискатель <11> - лицо, прикрепленное для подготовки кандидатской диссертации без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

--------------------------------

<11> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

Педагогический работник <12> - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности

--------------------------------

<12> п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Исследователь <13> - работник, профессионально занимающийся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющий создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности.

--------------------------------

<13> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.

8. "Доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские
диссертации и оставшихся в секторе науки
и высшего образования"

Показатель "Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета" рассчитывается по формуле:

,

где:

Q - количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц;

QСТМ - субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены образовательные организации высшего образования, входящие в Московский международный рейтинг "Три миссии университета", единиц.

Для расчета берется информация из актуальной версии Московского международного рейтинга "Три миссии университета".

Для расчета показателя используется термин:

Московский международный рейтинг "Три миссии университета" <14> - глобальный рейтинг высших учебных заведений, разработанный Ассоциацией составителей рейтингов России при участии международной ассоциации IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. Университеты в рейтинге ранжируются по качеству образования, уровню научной работы, а также по вкладу университетов в жизнь общества.

--------------------------------

<14> Понятие приведено в целях настоящей Методики расчета показателя.