См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. N 400Р-АУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДОВ
СПОНСОРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, во исполнение пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N ИШ-П13-5231:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке положения о порядке формирования и использования фондов спонсорской поддержки и благотворительности (далее - Методические рекомендации).
2. Департаменту корпоративного развития (О.В. Тарасенко) обеспечить доведение Методических рекомендаций до сведения акционерных обществ с государственным участием, в том числе включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и государственной компании.
Министр
А.В.УЛЮКАЕВ
Утверждены
распоряжением
Минэкономразвития России
от 22 декабря 2015 г. N 400Р-АУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДОВ СПОНСОРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации направлены на обеспечение единого методологического подхода и оказание содействия при разработке и утверждении внутреннего документа акционерных обществ с государственным участием, в том числе включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, федеральных государственных унитарных предприятий (далее - организации), определяющего порядок формирования и направления использования фондов спонсорской поддержки и благотворительности (далее соответственно - Положение, Фонды).
1.2. Разработку Положения рекомендуется осуществлять по направлениям деятельности, связанным с деятельностью по благотворительности и спонсорской поддержке раздельно. Так, возможны разработка и утверждение двух Положений, отдельно по каждому из указанных направлений деятельности. В случае утверждения единого Положения рекомендуется обеспечить разграничение процедур спонсорской поддержки и благотворительности и формирование раздельной системы учета по указанным направлениям деятельности.
В Положении также целесообразно разграничить деятельность по осуществлению спонсорской поддержки и благотворительности и деятельность, связанную с формированием целевого капитала, доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, использованием доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, взаимным предоставлением финансовых и материальных средств физическими или юридическими лицами, направлением денежных и других материальных средств и оказанием помощи в иной форме юридическим лицам, преследующим цель извлечения прибыли, поддержкой политических партий и других общественно-политических организаций.
1.3. При разработке Положения рекомендуется принимать во внимание структуру и форму системы организационно-распорядительной документации в организации. Так, например, Положение может именоваться "Политика спонсорской поддержки и благотворительности", "Руководство по формированию и использованию фондов спонсорской поддержки и благотворительности", "Стандарт по формированию и использованию фондов спонсорской поддержки и благотворительности" и т.п.
При разработке Положения в отношении государственных унитарных предприятий рекомендуется учитывать соответствующие изменения, которые согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вносятся в устав о порядке распределения и использования доходов для целей разработки Положения.
2. Рекомендации по структуре разделов Положения
2.1. Общие положения.
Раздел может включать:
- термины и определения, используемые в Положении;
- цели и задачи Положения.
2.2. Виды спонсорской поддержки и благотворительности.
Раздел может содержать основы, способы и критерии определения приоритетных направлений и целей спонсорской поддержки и благотворительности. В качестве способа определения может быть определено изучение актуальности вопроса, для решения которого предполагается осуществление спонсорской поддержки и благотворительности. В том числе могут быть определены материалы, подлежащие изучению для определения актуальности (государственные программы, поручения и указания Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации и другие материалы).
Направления спонсорской поддержки и (или) благотворительности могут быть увязаны с основными направлениями деятельности организации, целями организации, указанными в стратегии и долгосрочной программе ее развития, с целью достижения синергетического эффекта.
2.3. Порядок и источники формирования Фондов. Размеры и условия использования Фондов.
В разделе могут определяться порядок и источники формирования Фондов.
Например, определение размера Фондов на будущий период рекомендуется отнести к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) организации по предложению профильного комитета совета директоров (при наличии), отвечающего за контроль над расходованием средств организации, на основании расходов на соответствующую деятельность в прошедшем периоде, с обоснованием указанных предложений. В случае разработки Положения для государственных унитарных предприятий в разделе возможно указать соответствующий федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), в ведении которого находится такое предприятие.
В раздел также рекомендуется включить положение о раздельном учете бюджетных средств, поступающих на баланс организации и расходуемых при осуществлении спонсорской поддержки и благотворительности.
2.4. Порядок утверждения и внесения изменений в Положение.
Утверждение Положения рекомендуется отнести к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) организации, а в случае государственных унитарных предприятий - указать в Положении соответствующий ФОИВ.
2.5. Информационное обеспечение.
Раздел может содержать указание на возможные способы информирования о деятельности организации по спонсорской поддержке и благотворительности. Например, регулярное обсуждение результатов соответствующей деятельности организации в рамках совета директоров (наблюдательного совета) не реже одного раза в полугодие, подробное раскрытие соответствующей информации в годовом отчете организации с размещением на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" такого отчета, фотоматериалов о реализованных проектах по благотворительности и (или) спонсорской поддержке, информации о получателях средств Фондов.
В разделе могут быть установлены требования к информированию общественности о деятельности организации по спонсорской поддержке и благотворительности, в том числе право организации доводить до сведения общественности через средства массовой информации сведения о целях осуществляемой организацией деятельности по благотворительности и спонсорской поддержке, информацию о получателях средств Фондов.
2.6. Контроль в области использования средств Фондов.
Раздел может содержать ссылку на структурное подразделение или лицо (лица), на которых возлагаются функции по контролю над деятельностью по спонсорской поддержке и благотворительности. Например, возможно возложение указанных функций на совет директоров (наблюдательного совета) организации, а в случае разработки Положения для государственных унитарных предприятий - указание в Положении соответствующего ФОИВ.
В разделе рекомендуется также определить механизм выявления и ликвидации коррупциогенных рисков при осуществлении организацией деятельности по спонсорской поддержке и благотворительности, в том числе связанной с принятием решений об использовании средств Фондов.
Также в качестве механизма контроля за использованием средств Фондов в разделе целесообразно предусмотреть повторное (периодическое) посещение получателей средств Фонда, членство представителей организации в попечительских советах получателей средств Фонда.