См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. N 195

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ПЕРЕСМОТРА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

В целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по систематической оценке эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных, одобренными протоколом проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 31 марта 2017 г. N 19(3), предлагаю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий в соответствии с Приложением N 1.

2. Утвердить форму для анкетирования представителей предпринимательского сообщества в рамках организации и проведения публичных мероприятий в соответствии с Приложением N 2.

3. Департаменту надзорной деятельности и профилактической работы обеспечить организацию работы комиссии по систематической оценке эффективности и пересмотру обязательных требований, а также ее методическое сопровождение.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
О.В.БАЖЕНОВ

Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 02.05.2017 N 195

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ПЕРЕСМОТРА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

1. Настоящий порядок организации систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346, положений паспорта приоритетного проекта "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований", а также методических рекомендаций по систематической оценке эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных, одобренными протоколом проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 31 марта 2017 г. N 19(3) (далее - Методических рекомендаций).

2. Данный документ разработан в целях установления порядка работы по пересмотру обязательных требований и систематической оценке эффективности обязательных требований, включая отмену неэффективных и избыточных, а также оценке целесообразности введения новых обязательных требований.

3. При реализации указанного порядка применяются термины и определения, установленные названными Методическими рекомендациями.

4. Работа по пересмотру и оценке эффективности обязательных требований осуществляется экспертными рабочими группами при общественно-деловом совете приоритетной программы по видам контрольно-надзорной и (или) по сферам предпринимательской деятельности (далее - экспертные рабочие группы).

5. Экспертные рабочие группы формируются с участием представителей предпринимательского сообщества, МЧС России, Минюста России, Минэкономразвития России.

При этом, предложения предпринимательского сообщества по пересмотру обязательных требований и (или) оптимизации административных процедур должны предоставляться в адрес МЧС России на стадии их проработки и подготовки.

6. Организация указанной работы в МЧС России в установленные сроки и по установленной форме обеспечивается сопредседателем экспертной рабочей группы (председателем Комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, осуществляющей систематическую оценку эффективности и пересмотр обязательных требований (далее - Комиссия).

7. МЧС России осуществляется оценка эффективности и пересмотр обязательных требований, надзор за соблюдением которых осуществляется в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, в целях обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий.

Указанная оценка проводится на систематической основе, с учетом представления обращений представителей предпринимательского сообщества о нецелесообразности применения, как отдельных обязательных требований, так и нормативных правовых актов в целом.

Принятие МЧС России решения о пересмотре обязательного требования может осуществляться также на основании предложений:

экспертных рабочих групп;

представителей научно-исследовательских организаций, экспертного и предпринимательского сообществ;

иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

8. Организация работы и подготовка материалов к заседанию Комиссии обеспечивается ответственными подразделениями центрального аппарата МЧС России в соответствии с закрепленным направлением деятельности.

9. В целях выявления неэффективных обязательных требований предусматривается сбор предложений по актуализации обязательных требований посредством анкетирования представителей предпринимательского сообщества в рамках организации и проведения публичных мероприятий для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с анализом правоприменительной практики.

Кроме того, на официальном сайте МЧС России (www.mchs.gov.ru) обеспечивается возможность направления сообщений, отзывов, комментариев ("обратная связь") от предпринимательского и экспертного сообществ, в том числе по актуализации обязательных требований.

10. При выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности неэффективных (устаревших, дублирующих и избыточных) обязательных требований, избыточных административных процедур указанные вопросы выносятся на рассмотрение Комиссии в целях принятия одного из следующих решений:

оставить действие обязательного требования без изменений;

пересмотреть обязательное требование, в том числе объединить с иным обязательным положением;

отменить обязательное требование,

иные предложения, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области комплексной безопасности.

11. При принятии председателем Комиссии решения об отмене, пересмотре обязательных требований, оптимизации административных процедур ответственным подразделением центрального аппарата МЧС России в соответствии с закрепленным направлением деятельности осуществляется подготовка соответствующих проектов нормативных правовых актов Российской Федерации.

12. Ежегодно информация о результатах систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований размещается на официальном сайте МЧС России.

13. Оценка эффективности обязательных требований проводится, в том числе с учетом следующей информации:

13.1. Сведения об установленной ответственности за нарушение обязательного требования (в том числе с указанием дифференциации ответственности в зависимости от категории риска или класса (категории) опасности поднадзорных (подконтрольных) объектов;

13.2. Сведения о количестве проверок соблюдения обязательного требования, проведенных в календарном году, предшествующем текущему году (в динамике, по годам);

13.3. Степень риска, на предотвращение которого направлено действие обязательного требования (угроза жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создание непосредственной угрозы указанных последствий);

13.4. Сравнительный анализ обязательных требований и контрольно-надзорных функций с лучшими аналогичными международными практиками в соответствующей сфере.

14. При разработке МЧС России проектов новых нормативных правовых актов (изменений в действующие нормативные правовые акты), содержащие обязательные требования, указанные проекты подлежат рассмотрению на заседании Комиссии.

По итогам заседания Комиссия принимает предложение о целесообразности (нецелесообразности) введения нового обязательного требования, которое докладывается руководителю МЧС России на принятие решения.

Приложение N 2
к приказу МЧС России
от 02.05.2017 N 195

Форма
для анкетирования представителей предпринимательского
сообщества в рамках организации и проведения
публичных мероприятий
(заполняется отдельно для каждого предложения)

N п/п
Наименование
Содержание
1.
Вид контроля (надзора), в рамках которого проверяется соответствие обязательному требованию
2.
Наименование органа (органов) контроля (надзора), проверяющего(их) соответствие обязательному требованию, осуществляющего(их) разрешительную деятельность
3.
Контактные данные лица, направившего предложение (электронная почта и (или) телефон)
4.
Характеристика обязательного требования <1>: устаревшее/дублирующее/избыточное
5.
Реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего обязательное требование, с указанием структурных единиц, в которых содержатся положения, устанавливающие обязательное требование
6.
Краткое содержание (суть) требования
7.
Информация об установленной ответственности за нарушение обязательного требования
8.
Информация о количестве проверок соблюдения обязательного требования за 2015 и 2016 гг. (при наличии такой информации)
9.
Оценка коррупционных рисков (указание наличия/отсутствия рисков коррупции при исполнении/проверке исполнения обязательного требования)
10.
Для избыточного обязательного требования: затраты предпринимательского сообщества на соблюдение обязательного требования (оценка издержек (фактических расходов) на соблюдение обязательного требования и (или) на оценку соответствия обязательному требованию) <2>, а также сопоставление указанных затрат с затратами на выполнение обязательного требования в проектируемой редакции (см. пункт 13); рекомендуется также указывать информацию об аналогичных международных практиках в соответствующей сфере (включая опыт стран ОЭСР)
11.
Для устаревшего обязательного требования: основания, по которым данное требование может считаться устаревшим (рекомендуется указывать информацию об аналогичных международных практиках в соответствующей сфере (включая опыт стран ОЭСР); затраты предпринимательского сообщества на соблюдение обязательного требования (оценка издержек (фактических расходов) на соблюдение обязательного требования и (или) на оценку соответствия обязательному требованию) <3>, а также сопоставление указанных затрат с затратами на выполнение обязательного требования в проектируемой редакции (см. пункт 13)
12.
Для дублирующего обязательного требования: реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего дублирующее обязательное требование; необходимо указать отличия одного дублирующего обязательного требования от другого в рамках их параметров регулирования; требуется сообщить затраты предпринимательского сообщества на соблюдение обязательного требования (оценка издержек (фактических расходов) на соблюдение обязательного требования и (или) на оценку соответствия обязательному требованию) <4>, а также сопоставление указанных затрат с затратами на выполнение обязательного требования в проектируемой редакции (см. пункт 13)
13.
Предложение по актуализации обязательного требования (отменить/пересмотреть/объединить с иным обязательным требованием <5>). В случае представления предложения о пересмотре указать предлагаемое новое содержание обязательного требования
14.
Дополнительная информация (при необходимости)

--------------------------------

<1> В рамках анализа обязательного требования возможно его признание недостаточным с точки зрения механизмов государственного регулирования в экономике. В этом случае необходимо привести соответствующее обоснование и в пункте 13 предусмотреть предложения по пересмотру обязательного требования.

<2> Оценка издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, а также в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, и при необходимости "онлайн-калькулятором" для автоматического расчета издержек, связанных с исполнением требований регулирования, размещенным на официальном сайте "www.regulation.gov.ru".

<3> Оценка издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, а также в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, и при необходимости "онлайн-калькулятором" для автоматического расчета издержек, связанных с исполнением требований регулирования, размещенным на официальном сайте "www.regulation.gov.ru".

<4> Оценка издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, а также в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, и при необходимости "онлайн-калькулятором" для автоматического расчета издержек, связанных с исполнением требований регулирования, размещенным на официальном сайте "www.regulation.gov.ru".

<5> Например, в случае выявления противоречий в параметрах регулирования действующих обязательных требований.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области