См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2020 ГОД

Цель научно-технологического развития Российской Федерации:

обеспечение независимости, безопасности и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации

Основные направления реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации

1. Кадры и человеческий капитал - создание возможностей для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны

2. Инфраструктура и среда - создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности и лучшим российским практикам

3. Взаимодействие и кооперация - формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, развитие наукоемкого бизнеса

4. Управление и инвестиции - формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечение повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок

5. Сотрудничество и интеграция - международное научно-техническое сотрудничество и международная интеграция в области исследований и технологий, позволяющие защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия

Реализацию государственной политики в области научно-технологического развития и в сфере высшего образования обеспечивает государственная программа "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 377 (ГП НТР)

Цели Минобрнауки России на 2019 - 2024 годы

Цель I. Развитие интеллектуального потенциала нации

Цель II. Научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике

Цель III. Эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационном деятельности

Механизмом достижения целей является реализация мероприятий ГП НТР, в том числе реализация национальных проектов "Наука" (НП "Наука") и "Образование" (в части высшего образования) (НП "Образование")

Основные показатели и мероприятия реализации целей и задач на 2020 год

ЦЕЛЬ 1. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЦИИ

Задача 1.1. Создание условий для выявления и развития талантов и их профессионального роста

Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей, %
45,6
Количество грантов для поддержки научных исследований <1>, проводимых под руководством ведущих ученых; не менее, ед.
23
Мероприятия
- Демонстрация и популяризация достижений науки
- Выявление талантливой молодежи и обеспечение ее развития в области науки
- Привлечение отечественных и зарубежных ученых мирового класса
- НП "Наука":
- создание новых лабораторий;
- финансирование фундаментальных <2> исследований, выполняемых молодыми учеными-аспирантами

Задача 1.2. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования <3>

Количество российских университетов, входящих не менее 2 лет подряд в топ-100 глобальных рейтингов университетов, ед.
11
Количество граждан, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования <4> в вузах, тыс. чел.
2000
Количество иностранных граждан, обучающихся по программам высшего образования, тыс. чел.
341
Мероприятия
- Обеспечение доступности качественного высшего образования
- НП "Образование":
- модернизация высшего образования с учетом запросов реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов;
- развитие непрерывного образования на базе вузов;
- увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в российских вузах

Задача 1.3. Получение новых знаний за счет развития и поддержки фундаментальных исследований, обеспечивающих готовность страны к большим вызовам <5>

Численность российских и зарубежных ученых, работающих в российских организациях и имеющих статьи в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных <6>, тыс. чел.
28,1
Удельный вес бюджетных расходов на фундаментальные исследования в ВВП <7>, %
0,14
Мероприятия
- Совершенствование системы управления в области развития фундаментальных научных исследований
- Обеспечение реализации программы фундаментальных научных исследований
- НП "Наука":
- проведение морских экспедиций на научно-исследовательских судах

ЦЕЛЬ 2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Задача 2.1. Формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций

Количество зарегистрированных патентов <8>, ед.
5700
Количество функционирующих научных центров мирового уровня (НЦМУ) <9>, ед.
7
Количество созданных и функционирующих научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) <10>, ед.
10
Доля статей в соавторстве с иностранными учеными в общем числе публикаций российских авторов, %
28,4
Отношение внебюджетных средств <11> и бюджетных ассигнований <12> в составе ВЗИР <13>, %
55
Мероприятия
- реализация комплексных программ поддержки прикладных научных исследований <14>
- поддержка формирования и развития наукоградов <15> РФ
- реализация международного научно-технологического взаимодействия
- развитие цифровых платформ <16> для участников НТР
- НП "Наука":
- создание и функционирование НОЦ;
- создание и функционирование НЦМУ;
- создание и функционирование СУНЦ <17>

Задача 2.2. Развитие национальной технологической инициативы

Количество созданных центров компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) <18>, ед.
14
Число участников НТИ, реализующих проекты, обеспечивающие преобразование исследований, в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний, ед.
827
Мероприятия
- Поддержка проектов в целях реализации планов мероприятий НТИ;
- Предоставление грантов на исследования и разработки малых инновационных предприятий, направленных на преодоление существующих технологических барьеров;
- Кадровое обеспечение научно-технологического трансфера <19>;
- Развитие Университета НТИ
- НП "Наука":
- государственная поддержка центров компетенций НТИ

ЦЕЛЬ 3. ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задача 3.1. Обеспечение доступности инфраструктуры и информации

Количество крупных проектов класса "мегасайенс" <20>, реализуемых на территории РФ, ед.
4
Количество баз данных, подписка на которые обеспечивается за счет средств федерального бюджета, ед.
26
Коэффициент загрузки центров коллективного пользования (ЦКП) <21> научным оборудованием, %
81,3
Доля научных публикаций российских исследователей, индексируемых в международных системах научного цитирования <22>, %
33,8
Мероприятия
- развитие инфраструктуры научной, научно-технической деятельности ЦКП и УНУ <23>
- реализация международных обязательств РФ в научной сфере
- НП "Наука":
- создание и развитие уникальных научных установок класса "мегасайенс";
- доступ к научным электронным информационным зарубежным ресурсам;
- обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих НИОКР;
- создание и эксплуатация инжиниринговых центров <24>;
- проектирование двух новых современных научно-исследовательских судов

Терминология Публичной декларации целей и задач на 2020 год

1. Грант для поддержки научных исследований - денежные средства на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований.

2. Фундаментальные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.

3. Глобальная конкурентоспособность российского высшего образования - способность национальной системы образования конкурировать на мировом научно-образовательном рынке, основываясь на предоставлении более качественного образования и на его большей доступности в сравнении с другими странами.

4. Программы непрерывного образования в вузе - дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения, обеспечивающие личностный рост, расширение и обновление профессиональных знаний граждан и приобретения ими новых профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями.

5. Большие вызовы - это объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов.

6. Научные издания, индексируемые в международных базах данных - рецензируемые журналы разной научной направленности, публикующие результаты научных исследований и разработок в международном пространстве.

7. Валовый внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость совокупности конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

8. Патент - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца либо селекционного достижения. Срок действия патента составляет от 5 до 25 лет.

9. Научные центры мирового уровня (НЦМУ) - сеть международных математических центров, центров геномных исследований, а также центров, выполняющих исследования по приоритетам научно-технологического развития. НЦМУ осуществляют прорывные исследования преимущественно фундаментального и поискового характера, направленные на решение задач мирового уровня актуальности и значимости.

10. Научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ) - объединение ведущих научных организаций и вузов с организациями реального сектора экономики, проводящих научные исследования и разработки мирового уровня.

11. Внебюджетные средства - средства, которые находятся в распоряжении учреждений, организаций, фирм и корпораций, которые выделяются не из федерального (местного) бюджета, а формируются за счет других источников.

12. Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

13. Внутренние затраты на исследования и разработки - фактические затраты на выполнение исследований и разработок на территории страны независимо от источника финансирования.

14. Прикладные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

15. Наукограды - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

16. Цифровая платформа для участников научно-технологического развития - совокупность инструментов и сервисов на основе цифровых технологий, которые должны обеспечить эффективное научное и научно-техническое взаимодействие участников исследовательских проектов.

17. Специализированные учебно-научные центры (СУНЦ) - центры для одаренных детей на базе ведущих университетов, обеспечивающие начальную подготовку высококвалифицированных кадров для инновационного развития России.

18. Центры компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) - это инженерно-образовательные объединения, реализующие программы по преодолению технологических барьеров для достижения лидерства российских компаний на глобальных рынках. Создаются в партнерстве с университетами, ведущими научными организациями и коммерческими партнерами.

19. Научно-технологический трансфер - передача либо отчуждение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности на коммерческой основе. В частных компаниях, университетах и государственных научных организациях создаются центры трансфера технологий, предназначенные для выявления, правовой охраны и последующей передачи результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в сторонние организации либо отделы внутри организации, которые заинтересованы в коммерциализации таких результатов.

20. Проекты класса "мегасайенс" - не имеющая аналогов в мире материальная или цифровая инфраструктура, в том числе территориально распределенная, функционирующая как единое целое и ориентированная на получение научных результатов, достижение которых невозможно на других установках мира.

21. Центры коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) - структурное подразделение, которое создано научной организацией и (или) образовательной организацией, располагает научным и (или) технологическим оборудованием, квалифицированным персоналом и обеспечивает в интересах третьих лиц выполнение работ и оказание услуг для проведения научных исследований, а также осуществления экспериментальных разработок.

22. Международная система научного цитирования - библиографическая, реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. К наиболее распространенным системам в мире относятся базы данных Web of Science и Scopus.

23. Уникальная научная установка (УНУ) - комплекс научного оборудования, не имеющий аналогов в Российской Федерации, функционирующий как единое целое и созданный научной организацией и (или) образовательной организацией в целях получения научных результатов, достижение которых невозможно при использовании другого оборудования.

24. Инжиниринговые центры - организации, оказывающие инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, предпроектные и проектные услуги.