См. Документы Центрального Банка Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ НА 2021 - 2025 ГОДЫ

1. Общие положения

Настоящая Программа развития статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2021 - 2025 годы <1> (далее - Программа) является продолжением Стратегии статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2016 - 2020 годы и определяет цель, задачи, ключевые принципы и основные направления статистической деятельности Банка России в указанной области государственной статистики (далее - статистическая деятельность) на 2021 - 2025 годы.

--------------------------------

<1> Одобрена решением Совета директоров Банка России 18.12.2020.

Банк России формирует и распространяет следующие категории статистических данных в области макроэкономической статистики:

- секторальные финансовые счета и балансы финансовых активов и обязательств системы национальных счетов (СНС);

- счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов по банковской системе, счет производства по субъектам малого и среднего предпринимательства по банковскому сектору;

- статистика внешнего сектора (платежный баланс, внешняя торговля товарами (по методологии платежного баланса), внешняя торговля услугами, трансграничные переводы, международная инвестиционная позиция, внешний долг, международные резервы, прямые и портфельные инвестиции);

- международная банковская статистика;

- обменные курсы валют, производные показатели динамики обменного курса российского рубля, процентные ставки RUONIA и MIACR;

- статистика финансового сектора (обзоры банковской системы и прочих финансовых организаций, процентные ставки, статистика кредитования, статистика ценных бумаг).

Правовой основой формирования указанных категорий данных являются Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изменениями) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (с изменениями) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изменениями) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1226 "О присоединении Российской Федерации к Специальному стандарту распространения данных МВФ" и распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (с изменениями) "Об утверждении федерального плана статистических работ".

Настоящая Программа учитывает цели и задачи, реализуемые Банком России в рамках других стратегических документов, среди которых:

- Договор о Евразийском экономическом союзе (Казахстан, Астана, 29.05.2014), ратифицированный Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ "О ратификации договора о Евразийском экономическом союзе";

- Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Паспорт национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16);

- Паспорт национального проекта "Жилье и городская среда", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), и в его составе Паспорт федерального проекта "Ипотека", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21.12.2018 N 3;

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства";

- Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 N 1189-р;

- Концепция создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2019 N 3074-р;

- Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

- Стратегия развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года, утвержденная Министерством экономического развития Российской Федерации 06.06.2019 N МО-104;

- Стратегия управления данными в Банке России на 2019 - 2021 годы, утвержденная Комитетом Банка России по управлению данными (протокол от 27.09.2018 N 5).

Статистическая деятельность осуществляется в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики от 29.01.2014, одобренными Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, международными статистическими стандартами и рекомендациями, а также на основе следующих ценностей:

- профессиональной независимости;

- ориентации на пользователей на основе понимания экономической ситуации и принимаемых государством решений, а также потребностей в информации всех субъектов экономики;

- максимальной открытости и равного доступа пользователей к данным и метаданным;

- нацеленности на результат;

- поиска новых источников информации для формирования актуальных показателей;

- готовности к сотрудничеству и профессиональному взаимодействию как внутри страны, так и за рубежом;

- планомерного совершенствования статистических бизнес-процессов на основе их унификации и интеграции на единой платформе;

- постоянного повышения профессионального уровня;

- постоянного развития навыков и возможностей работы с данными на основе современных ИТ-решений.

2. Основные итоги реализации Стратегии статистической
деятельности Банка России в области макроэкономической
статистики на 2016 - 2020 годы

Стратегия статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2016 - 2020 годы была направлена на укрепление системной статистической основы в целях повышения эффективности использования данных при принятии решений органами государственной власти и Банком России, для удовлетворения растущей потребности в статистической информации широкого круга пользователей. Кроме того, ее целью было улучшение качества и международной сопоставимости данных и ликвидация пробелов в данных, выявленных в результате анализа причин и последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 годов.

По итогам ее реализации в целях повышения эффективности использования данных широким кругом пользователей в период 2016 - 2020 годов Банк России внедрил единый порядок публикации ключевой статистической информации в фиксированное время, сократил сроки подготовки статистических публикаций, предоставил пользователям новые возможности анализа публикуемых данных с использованием форматов сводных таблиц и современных средств визуализации данных.

В указанный период Банк России создал около 40 новых публикаций гармонизированных статистических данных, детализирующих секторальную, географическую, валютную и срочную структуру трансграничных и финансовых потоков, в том числе:

- валютную структуру внешних долговых требований и обязательств Российской Федерации;

- международную инвестиционную позицию Российской Федерации по секторам и финансовым инструментам;

- данные о краткосрочном внешнем долге страны по остаточному сроку до погашения;

- детализированное представление компонентов потоков и запасов прямых и портфельных инвестиций;

- статистику внешней торговли Российской Федерации услугами по субъектам Российской Федерации и по видам экономической деятельности;

- данные по внешней торговле услугами на месячной основе;

- данные квартальных финансовых счетов и балансов и отдельные таблицы финансовых потоков и запасов "от-кого-к-кому" ("from-whom-to-whom");

- данные обзоров по полному кругу финансовых посредников и международный стандартизированный формат обзоров банковской системы;

- статистику по выпущенным долговым ценным бумагам по валютам и первоначальному сроку до погашения;

- показатели долга нефинансового сектора и домашних хозяйств по банковским кредитам и выпущенным долговым ценным бумагам (в том числе расширенные показатели долга нефинансового сектора и домашних хозяйств, включающие внешние заимствования);

- расширенный состав показателей статистики кредитования на основе микроданных.

Указанные публикации, часть которых была разработана в соответствии с продвинутыми международными статистическими стандартами, расширили возможности комплексного анализа внешнеэкономической деятельности и финансового положения российской экономики и позволили значительно укрепить позиции Банка России в области макроэкономической финансовой статистики в мировом статистическом сообществе, в том числе среди развитых в статистическом отношении стран - членов "Группы двадцати".

Важным достижением статистической деятельности Банка России стала разработка и публикация уникального набора региональных данных статистики внешнего сектора в рамках информационной поддержки приоритетного национального проекта "Международная кооперация и экспорт". По итогам проведения комплекса работ по созданию юридической основы сбора данных, разработке методологии их формирования, взаимодействию с ключевыми министерствами и ведомствами и респондентами, разработке ИТ-решений была организована ежеквартальная публикация данных в разрезе субъектов Российской Федерации, позволяющих оценивать развитие экспорта услуг и вклад регионов страны в международную торговлю.

Значительным этапом в исполнении обязательств Российской Федерации в рамках "Группы двадцати" по устранению пробелов в статистических данных стала разработка и предоставление Банком России в Банк международных расчетов (БМР) данных международной банковской статистики, статистики по долговым ценным бумагам, статистики по валютным операциям и операциям с деривативами в соответствии с требованиями этой международной организации.

Одним из значимых достижений в области информационной прозрачности на международном уровне стало представление данных по Российской Федерации в базе данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по национальным счетам (OECD National Accounts). Банк России на ежеквартальной основе направляет по запросам ОЭСР статистические данные по Российской Федерации для опросника ОЭСР "OECD Questionnaire on Annual and Quarterly Financial Accounts", заполняет на ежегодной основе опросники ОЭСР "SIMSDI - Survey of Implementation of Methodological Standards for Direct Investment" и "WPTGS Stocktaking Questionnaire".

Указанные данные используются также для определения позиции Российской Федерации в Индексе лучшей жизни ОЭСР, в том числе для расчета индикатора "Финансовое благосостояние домохозяйства", который, помимо прочего, включает информацию о финансовых активах и обязательствах домашних хозяйств, сформированную на основе принципов, изложенных в Руководстве по СНС 2008 года.

Неотъемлемой частью статистической работы является широкое информирование общественности о методологических подходах, используемых при подготовке статистических данных. В целях расширения и углубления понимания пользователями структуры и состава публикуемой Банком России статистической информации на официальном сайте Банка России в сети Интернет были размещены соответствующие методологические материалы. Среди них следует отметить Методологические комментарии к обновленным Обзору финансового сектора и Обзору других финансовых организаций, Методологические комментарии к показателям долга нефинансового сектора и домашних хозяйств по банковским кредитам и выпущенным долговым ценным бумагам, Методологию формирования информации об объеме выпущенных на внутреннем рынке долговых ценных бумаг, Методологический комментарий к публикации информации об объеме долговых ценных бумаг в собственности российских банков, переданных по сделкам репо с Банком России, Методологию формирования Перечня организаций финансового сектора, Методику формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, Методологический комментарий к географическому распределению иностранных активов и обязательств банковского сектора Российской Федерации, Методологический комментарий к краткосрочному внешнему долгу Российской Федерации по остаточному сроку до погашения.

Важной составной частью работы в области информационной и методологической прозрачности стала публикация на официальном сайте Банка России в сети Интернет Методологии формирования финансовых счетов и балансов финансовых активов и обязательств СНС Российской Федерации, а также Методологического комментария к таблицам финансовых потоков и запасов "от-кого-к-кому" СНС Российской Федерации.

Продолжилось расширение предоставляемой статистической информации как внутренним пользователям, так и в рамках информационного взаимодействия с Федеральной службой государственной статистики и другими федеральными органами исполнительной власти. В части указанной информации стоит отметить регулярное составление и предоставление данных, которые направляются в Росстат и играют важнейшую роль при формировании макроэкономической статистики, а именно следующих данных:

- по счету производства по банковской системе;

- по счету образования доходов по банковской системе;

- по счету распределения первичных доходов по секторам экономики;

- по счету вторичного распределения доходов по банковской системе;

- по счету производства по субъектам малого и среднего предпринимательства по банковскому сектору.

По запросу подразделений Банка России на регулярной основе формируются и предоставляются данные по статистике ценных бумаг с ипотечным покрытием.

По запросу БМР в соответствии с требованиями Стандарта Совета по финансовой стабильности (СФС) в БМР на ежемесячной основе направляется информация об операциях финансирования ценными бумагами.

Ключевым стратегическим прорывом явилось закрепление в практике статистической деятельности Банка России комплекса работ с микроданными. Реализация расчетов агрегированных показателей на основе микроданных в области статистики кредитования позволила улучшить качество данных и существенно обогатить состав публикаций новыми востребованными количественными и стоимостными показателями по типам хозяйствующих субъектов, регионам страны и видам экономической деятельности. Результатом накопления опыта работы с микроданными стала оптимизация модели статистического бизнес-процесса на основе интегрированной модели данных отчетности и публичных реестров, алгоритмов оценки качества данных больших объемов и совершенствование методологии формирования агрегированных показателей. Качественным результатом стало также наращивание компетенций статистиков Банка России по обработке и анализу данных больших объемов с применением современного статистического инструментария и средств бизнес-анализа.

3. Новые возможности и вызовы
для статистической деятельности

Направление статистической деятельности в среднесрочной перспективе во многом задано процессами цифровизации, которые приводят к возрастающей роли данных в поддержке принятия управленческих решений на всех уровнях - от государства до граждан.

Предоставляемые цифровой экономикой возможности в области работы с данными связаны с появлением новых источников данных, с одной стороны, и ИТ-решений и доступных мощностей для сбора, обработки, анализа и распространения данных, с другой стороны.

В статистической деятельности использование потенциала новых источников данных, в том числе микроданных и "больших данных", позволяет расширить состав показателей и улучшить качество уже формируемых данных, в том числе в целях:

- формирования показателей, характеризующих новые явления во внешнеэкономической деятельности и финансовом секторе страны (например, электронную трансграничную торговлю, деятельность цифровых платформ и так далее);

- детализации макроэкономических показателей (например, при интеграции данных финансовых счетов СНС и микроданных выборочных обследований финансов домашних хозяйств);

- расширения охвата данных макроэкономической статистики (например, при использовании данных компаний-агрегаторов и телекоммуникационных компаний).

Одновременно с этим современные информационные технологии предоставляют Банку России возможности:

- выстроить целостный статистический бизнес-процесс работы с данными, включая их сбор, очистку, анализ, согласование и публикацию, на основе централизованных решений с использованием совокупности инструментов бизнес-анализа;

- снизить нагрузку на отчитывающиеся организации за счет оптимизации форм банковской отчетности и отчетности некредитных финансовых организаций, перехода на сбор микроданных и переноса в Банк России ряда процессов идентификации и классификации объектов и субъектов учета;

- использовать новые технологии сбора данных (например, веб-скрепинг) для определения размера явлений, модели оценки которых нуждаются в совершенствовании, а также для использования в расчетах статистических показателей;

- расширить гранулированность информации и сократить сроки ее публикации, повысить оперативность реакции на запросы пользователей;

- создать среду для проведения исследований на основе микроданных;

- создать условия для облегчения проведения анализа данных пользователями путем организации интерактивного доступа к статистической информации;

- создать платформу для определения потребностей пользователей в актуальных статистических данных;

- расширить возможности глобального использования данных макроэкономической финансовой статистики путем их предоставления международным организациям и крупным информационным агентствам в машиночитаемых форматах.

Цифровизация предоставляет новые возможности не только организациям, являющимся частью системы государственной статистики, включая Банк России. Развитие статистических методов и ИТ-решений дает возможность иным организациям, аккумулирующим данные как побочный продукт их деятельности, обрабатывать и публиковать свои данные в открытом доступе, а также предоставлять их третьим лицам на коммерческой основе.

Обратной стороной предоставляемых возможностей являются стоящие перед статистической деятельностью вызовы.

В условиях доступности больших объемов данных и сокращения времени, затрачиваемого на их поиск и детальное изучение, предпочтение пользователей может в ряде случаев смещаться в сторону новых производителей данных, которые не имеют устоявшейся методологии их формирования, но могут выигрывать в скорости и удобстве поиска и предоставления данных. Это является для Банка России одним из ключевых вызовов, который требует расширения форм и способов взаимодействия с пользователями данных макроэкономической финансовой статистики, а также оптимизации (трансформации) всех пользовательских интерфейсов в максимально простую, удобную и понятную для восприятия пользователей форму.

Вызовом для Банка России является формирование актуальной методологии статистики электронной торговли товарами и услугами. В условиях отсутствия практики регулирования и учета новых цифровых видов деятельности необходимые определения и подходы к сбору и анализу данных для целей отражения в статистике, по сути, должны быть сформированы с нуля.

Практические сложности в процессе сбора и обработки микроданных, непрозрачная методология, отсутствие оценок качества и нестабильность "больших данных" не позволяют поставить эти новые источники информации в один ряд с данными, используемыми в регулярном статистическом бизнес-процессе. Это требует концептуального осмысления и эволюционного развития с апробацией подходов на отдельных проектах.

Задачей для всего статистического бизнес-процесса Банка России становится подготовка детализированных публикаций, при этом с повышением уровня грануляции данных растут и риски раскрытия чувствительной информации.

Стремительное появление новых видов экономической деятельности приводит к необходимости разработки новых статистических данных для исследования вовлечения страны в процессы глобализации и анализа показателей социальной направленности экономики и защиты окружающей среды, в том числе с учетом Целей устойчивого развития на период 2016 - 2030 годов, принятых ООН в 2015 году в документе "Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года".

И наконец, масштабное расширение доступных источников данных для составления макроэкономической статистики является вызовом для ИТ-поддержки статистического бизнес-процесса и специалистов-статистиков, так как в этих условиях нужна разработка комплекса адекватных методологических, организационных и архитектурно-технических решений наряду с постоянным расширением набора навыков, включая знания как в области статистики, математики и экономики, так и в сфере современных информационных технологий.

Уровень зрелости, достигнутый в результате реализации предыдущего стратегического документа, а также вышеперечисленные возможности и вызовы обуславливают выбор Программы развития статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2021 - 2025 годы.

4. Цель, задачи и ожидаемые результаты статистической
деятельности на 2021 - 2025 годы

Целью статистической деятельности на 2021 - 2025 годы является максимально полное удовлетворение расширяющихся потребностей государства и общества в качественных, пользующихся доверием статистических данных о состоянии внешнего и финансового секторов экономики страны.

Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих задач <2>:

--------------------------------

<2> Состав задач настоящей Программы может периодически обновляться с учетом актуальных работ по развитию макроэкономической финансовой статистики.

4.1. Формирование статистических данных и метаданных в соответствии с лучшими мировыми практиками

В рамках реализации этой задачи будут осуществляться работы по развитию методологии формирования данных макроэкономической финансовой статистики в соответствии с международными статистическими стандартами и лучшими статистическими практиками, разработке методологии статистического учета новых явлений и расширению состава публикуемых статистических данных, сопоставимых на международном уровне.

В этих целях планируется выполнение следующих работ:

- развитие методологии и составление полного набора счетов СНС по финансовому сектору, включая разработку методики и формирование показателей текущих счетов, счета операций с капиталом, счета переоценки и счета других изменений в объеме активов и балансов активов и пассивов в части нефинансовых активов СНС для подсекторов сектора финансовых корпораций;

- совершенствование методик досчета квартальных данных финансовых счетов и балансов СНС по сектору нефинансовых организаций и сектору прочих финансовых организаций;

- развитие методологии формирования индикаторов (бенчмарков) процентных ставок финансового рынка;

- разработка и представление в БМР полного набора данных об операциях финансирования ценными бумагами;

- разработка данных и метаданных консолидированной банковской статистики в соответствии с требованиями БМР;

- развитие методологических подходов к обеспечению конфиденциальности данных в условиях расширения доступных источников открытых данных, проработка методов контроля статистического раскрытия первичных данных в публикуемой статистике в соответствии с принципами пассивной конфиденциальности;

- дополнение публикуемых данных финансовых счетов и балансов СНС новыми матрицами "от-кого-к-кому";

- совершенствование методик формирования показателей статистики по ценным бумагам;

- расширение состава публикуемых данных по выпущенным долговым ценным бумагам за счет информации о типе процентных ставок (характеристиках купонных ставок и типа базового актива), а также информации о рыночной стоимости ценных бумаг;

- формирование базы данных по держателям ценных бумаг и дополнение публикуемых данных информацией о секторах - держателях ценных бумаг;

- разработка и публикация статистики по выпущенным долевым эмиссионным ценным бумагам в разрезе институциональных секторов экономики и признаков обращения на организованных торгах;

- совершенствование методик формирования показателей статистики внешнего сектора, унификация концепций и определений, используемых в публикациях статистики внешнего сектора;

- разработка методологии и расчет новых показателей статистики внешнего сектора в части банковского сектора, таких как финансовые услуги, измеряемые косвенным способом (FISIM), курсовая и рыночная переоценка международных активов и обязательств;

- разработка методологии и формирование показателей, характеризующих деятельность финтех-компаний, для учета в макроэкономической финансовой статистике;

- разработка подходов к учету цифровых финансовых активов;

- разработка методологии формирования данных о деятельности цифровых платформ в сегменте трансграничной электронной торговли товарами и услугами;

- разработка подходов к формированию показателей деятельности российских компаний с прямыми иностранными инвестициями в рамках статистики внешней торговли услугами;

- оптимизация состава собираемых первичных статистических данных и совершенствование порядка предоставления информации по формам федерального статистического наблюдения в целях улучшения качества статистики внешнего сектора;

- внедрение передовых практик использования "больших данных" для формирования показателей платежного баланса, в том числе роботизация сбора данных с официальных сайтов интернет-компаний-агрегаторов;

- формирование статистики внешней торговли услугами в распределении по способам поставки, по размеру предприятий-резидентов, в соответствии с классификацией КОП (Классификация основных продуктов, Версия 1.1, ООН, 2005 год);

- разработка статистики внешней торговли по собирательным классификационным группировкам товаров и услуг в сферах информационных технологий и интеллектуальной собственности;

- расширение показателей статистики трансграничных денежных переводов в целях информационной поддержки участия Российской Федерации в инициативе ООН "Цели устойчивого развития";

- расширение статистики по кредитованию физических лиц, включая ипотечное жилищное кредитование;

- расширение практики использования микроданных в статистике внешнего сектора;

- развитие методологии использования микроданных и статистики кредитования юридических лиц на их основе;

- расширение состава публикуемой информации по нефинансовому сектору экономики;

- сокращение сроков публикации ключевых данных макроэкономической финансовой статистики в соответствии с продвинутыми рекомендациями международных организаций.

В результате реализации запланированных мероприятий ожидается упрочение позиции Российской Федерации в числе стран-лидеров по степени внедрения международных статистических стандартов, расширение круга статистических данных, сформированных и публикуемых в соответствии с продвинутыми международными статистическими стандартами; подготовка (в том числе с использованием данных новых производителей статистической информации и международных организаций) статистических публикаций, отражающих вклад новых явлений в экономику страны.

Реализация новой системной задачи составления полного набора счетов СНС по сектору финансовых корпораций обеспечит формирование гармонизированного и, следовательно, более качественного набора показателей СНС по сектору финансовых корпораций, повышая тем самым доверие пользователей к данным СНС Российской Федерации. Пользователи получат уникальную информацию о состоянии организаций финансового сектора и, в частности, о роли небанковских финансовых посредников, что приведет к развитию аналитических возможностей макроэкономической статистики для целей денежно-кредитной политики и финансовой стабильности.

4.2. Развитие культуры использования данных и современных способов распространения и предоставления доступа к данным

Для решения этой задачи предстоит расширить спектр применяемых способов и форматов взаимодействия с пользователями данных макроэкономической финансовой статистики, создать основу для использования микроданных в аналитических и исследовательских целях и запустить полноформатное функционирование Статистического портала Банка России. Для этого будут осуществляться следующие работы:

- развитие в Банке России возможностей использования детальных данных внутренними и внешними пользователями для аналитических и исследовательских целей;

- реализация проекта по обмену опытом в области статистической работы с детальными данными (INEXDA);

- развитие сотрудничества с аналитическими подразделениями Банка России для расширения использования данных макроэкономической финансовой статистики при подготовке новых аналитических публикаций, характеризующих состояние экономики в целом и финансового сектора страны;

- предоставление пользователям интерактивного доступа к детализированной информации по трансграничным переводам и статистике внешней торговли Российской Федерации услугами;

- расширение доступа пользователей к данным по денежно-кредитной и финансовой статистике;

- внедрение в статистике внешнего сектора и расширение в денежно-кредитной и финансовой статистике публикаций в виде современных интерактивных информационных панелей;

- расширение состава информации по статистике внешнего сектора, предоставляемой в федеральные органы исполнительной власти, а также в международные организации;

- формирование и публикация информационно-статистических бюллетеней и сборников, которые будут сопровождать выход регулярных статистических данных на официальном сайте Банка России в сети Интернет по денежно-кредитной статистике, статистике кредитования (в том числе региональный аспект), статистике по ценным бумагам и макроэкономической финансовой статистике и будут дополняться публикацией аналогичной статистической информации в формате временных рядов;

- формирование и публикация статистических рядов за как можно более длительный временной период с учетом сопоставимости данных;

- подготовка и проведение встреч, в том числе в формате аудио- и видеоконференций, с респондентами - нефинансовыми организациями по разъяснению порядка предоставления сведений по формам федерального статистического наблюдения;

- проведение открытых лекций, вебинаров по использованию макроэкономической финансовой статистики;

- подготовка разъяснений статистической методологии для широкого круга пользователей в формате "Понятная статистика" (в том числе в целях упрощения доступа пользователей к ответам на наиболее часто задаваемые вопросы, разгрузки Контактного центра Банка России);

- наполнение рубрик "Вопрос - ответ" статистического раздела официального сайта Банка России в сети Интернет типовыми (часто задаваемыми) вопросами пользователей статистики и ответами на них;

- подготовка статей в научных и научно-популярных журналах по вопросам методологии и разработки макроэкономической финансовой статистики Банка России;

- участие в качестве партнера в реализации проекта "Гражданская статистика для журналистов";

- участие в работе круглых столов и семинаров, тематические лекции в высших учебных заведениях;

- развитие информационного взаимодействия с информационно-коммуникационными системами в целях интеграции оперативной статистической информации Банка России в цифровые платформы;

- проведение международных статистических мероприятий по вопросам макроэкономический финансовой статистики;

- расширение использования SDMX (Statistical Data and Metadata exchange - стандарт обмена статистическими данными) в информационном обмене с международными организациями и федеральными органами исполнительной власти;

- переход на публикацию данных через Статистический портал как основной канал их распространения;

- формирование подходов к системе мониторинга удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией, формируемой Банком России.

4.3. Развитие интегрированной основы формирования статистических данных и навыков их интеллектуальной обработки и анализа

Данная задача включает комплекс работ по развитию единых методологических подходов и централизованных ИТ-решений (с учетом целевой ИТ-архитектуры Банка России) для интеграции данных, обеспечения быстрого доступа, а также анализа данных с использованием инструментов бизнес-анализа.

Для этого будут проводиться следующие работы:

- формирование концептуальных подходов к развитию ИТ-решений для статистической деятельности с учетом целевой ИТ-архитектуры Банка России, направленной на создание единой среды для проектирования, обработки и анализа данных с применением совокупности соответствующих инструментов бизнес-анализа;

- развитие Единого хранилища данных для обработки первичных данных, формирования и анализа статистики внешнего сектора в результате интеграции в единую информационную среду данных отчетности кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, нефинансовых организаций и "больших данных";

- оптимизация показателей форм федерального статистического наблюдения за счет расширения использования при составлении макроэкономической финансовой статистики представляемой в Банк России отчетности некредитных финансовых организаций;

- гармонизация показателей финансовых счетов СНС и статистики внешнего сектора на основе первичных данных (микроданных);

- пилотные проекты по использованию современных информационных технологий для сбора и обработки данных, включая использование робота, технологии машинного обучения для контроля качества и обогащения данных, передового статистического программного обеспечения (R, Python) для анализа данных и совершенствования методологии;

- изучение методологии и инструментов обработки и анализа "больших данных", в том числе с использованием возможностей "песочниц", предоставляемых международными организациями;

- развитие сотрудничества с профильными кафедрами ведущих вузов для целевой подготовки стажеров по темам статистической деятельности и прохождения работниками Банка России программ профессиональной переподготовки в области современных методов обработки и анализа данных.

Результаты запланированных работ позволят усилить статистический потенциал Банка России, оптимизировать статистический бизнес-процесс, повысить оперативность формирования данных и их качество, сократить трудоемкость их обработки и анализа и в итоге обеспечить целостность и согласованность разрабатываемой статистики.

4.4. Развитие сотрудничества с субъектами официального статистического учета и внешними организациями

Реализация этой задачи направлена на повышение качества статистической информации на базе единой концептуальной основы СНС и статистики внешнего сектора, гармонизацию различных видов статистических данных и выработку общих методологических подходов в разных разделах макроэкономической статистики, а также на развитие региональных показателей статистики внешнего сектора.

В связи с этим будет активно развиваться межведомственное взаимодействие в рамках рабочих групп, в которые помимо представителей Банка России входят представители Минэкономразвития России, Росстата, Минфина России, Федерального казначейства и других министерств и ведомств, а также взаимодействие с центральными (национальными) банками других стран и международными организациями, интеграционными объединениями с участием Российской Федерации по следующим направлениям:

- гармонизация статистики государственных финансов, денежно-кредитной статистики, статистики внешнего сектора и национальных счетов;

- развитие статистики внешней торговли услугами в разрезе субъектов Российской Федерации для информационного обеспечения мониторинга достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в области экспортно ориентированного сектора, а также национального проекта "Международная кооперация и экспорт";

- информационное обеспечение мониторинга достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и федерального проекта "Ипотека" в его составе;

- заключение новых соглашений об обмене статистической информацией с федеральными органами исполнительной власти;

- совместное использование платформ обмена данными ("одно окно", ЕМИСС, ГАС "Управление");

- участие в разработке единого для всех субъектов официального статистического учета и федеральных органов исполнительной власти порядка организации приема первичных статистических данных, поступивших от респондентов в электронном виде;

- доработка и внедрение в практику статистической деятельности единой классификации финансовых инструментов;

- участие в подготовке седьмого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции и нового руководства по СНС;

- совершенствование разработки и формирования финансовых счетов СНС, данных об операциях финансирования ценными бумагами;

- развитие инициативы международных организаций и стран - членов "Группы двадцати" по ликвидации пробелов в статистических данных в рамках разработки и реализации третьего этапа инициативы;

- участие в международном информационном обмене данными о секторах эмитентов ценных бумаг в целях развития информационной базы для построения матриц "от-кого-к-кому" в рамках статистики ценных бумаг по портфельным иностранным инвестициям за рубеж под эгидой МВФ;

- развитие методологического взаимодействия и унифицированных подходов в расчете показателей статистики внешнего сектора со странами - участниками интеграционных объединений, включая Евразийский экономический союз, Евразийский совет центральных (национальных) банков и Межбанковский валютный совет Союзного государства;

- развитие практики проведения двухсторонних сопоставлений данных по статистике внешнего сектора со странами-партнерами, в том числе на площадке Евразийской экономической комиссии. По итогам выполнения предусмотренных мероприятий улучшится согласованность разделов макроэкономической статистики в рамках СНС Российской Федерации, качество и международная сопоставимость статистических данных, укрепится роль статистиков Банка России в мировом статистическом экспертном сообществе.