См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 21 декабря 2023 г. N 469

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА 2024 ГОД

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО
РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного строительного надзора

В соответствии с частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Кодекса, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление федерального государственного строительного надзора Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.

По состоянию на 1 октября 2023 г. количество поднадзорных территориальным органам Ростехнадзора объектов капитального строительства (за исключением объектов использования атомной энергии), включая объекты, по которым в 2023 году были выданы заключения о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Кодекса частью такой проектной документации), составило 7 841 объект (либо отдельных этапов их строительства или реконструкции).

Информация о категориях и количестве объектов капитального строительства, поднадзорных Ростехнадзору, представлена в таблице N 1.

Таблица N 1

N п/п
Вид поднадзорного объекта
Количество поднадзорных объектов
Доля в общем количестве поднадзорных объектов, %
1
Объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации
104
1,33
2
Объекты в исключительной экономической зоне Российской Федерации
0
0
3
Объекты на континентальном шельфе Российской Федерации
2
0,03
4
Объекты во внутренних морских водах Российской Федерации
2
0,03
5
Объекты в территориальном море Российской Федерации
10
0,1
6
Объекты обороны и безопасности
94
0,12
7
Автомобильные дороги федерального значения
268
3,42
8
Объекты культурного наследия федерального значения
58
0,74
9
Гидротехнические сооружения I и II классов
118
1,6
10
Сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи
7
0,09
11
Линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более
51
0,5
12
Объекты космической инфраструктуры
36
0,7
13
Объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации
181
2,31
14
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте
574
7,32
15
Объекты инфраструктуры внеуличного транспорта
14
0,2
16
Портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов
80
1,02
17
Тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше
19
0,3
18
Подвесные канатные дороги
23
0,3
19
Опасные производственные объекты (далее - ОПО), из них:
5397
69
19.1
ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, из них:
3553
45,31
19.2
ОПО, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более
28
0,4
19.3
ОПО, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых
539
6,9
19.4
иные ОПО
1277
16,3
20
Уникальные объекты
49
0,62
21
Объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов
103
1,31
22
Объекты, сведения о которых составляют государственную тайну
33
0,42
23
Иные объекты, определенные Правительством Российской Федерации
454
5,8
ИТОГО (поднадзорных объектов):
7 841
100

1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности

В соответствии с Положением о федеральном государственном строительном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087, в рамках федерального государственного строительного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного строительного надзора приведены в таблице N 2.

Таблица N 2

Данные о проведении мероприятий по профилактике
нарушений обязательных требований в области федерального
государственного строительного надзора за 2022 год
и 9 месяцев 2023 года

N п/п
Наименование мероприятия
За 2022 год
За 9 месяцев 2023 года
1
В целях информирования поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены и поддерживаются в актуальном состоянии:
1.1
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного строительного надзора; перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований
Да
Да
1.2
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору
Да
Да
1.3
сведения о порядке досудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц Ростехнадзора
Да
Да
2
Подготовлено и размещено на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" докладов по результатам обобщения правоприменительной практики за истекший год
23
-
3
Объявлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
473
482
4
В рамках консультирования:
4.1
проведено публичных мероприятий по разъяснению обязательных требований (конференций, семинаров, вебинаров, заседаний рабочих групп, совещаний и др.)
6
5
4.2
направлено разъяснений на запросы, поступившие в адрес центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора, от граждан и организаций по вопросам соблюдения обязательных требований в рамках полномочий федерального государственного строительного надзора
495
1242
5
Проведено профилактических визитов <*>
231
536

--------------------------------

<*> В соответствии с пунктом 16 Положения о федеральном государственном строительном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087, в отношении всех контролируемых лиц не позднее 3 месяцев со дня поступления в Ростехнадзор (его территориальный орган) от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должен проводиться обязательный профилактический визит.

1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена
программа профилактики

Программа профилактики разрабатывается в целях соблюдения застройщиками, техническими заказчиками и лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, требований, указанных в части 8 статьи 54 Кодекса:

соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Кодекса (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Кодекса частью такой проектной документации);

о наличии разрешения на строительство;

к порядку осуществления строительного контроля, установленных Кодексом, иными нормативными правовыми актами;

к обеспечению консервации объекта капитального строительства в случае приостановки строительства на срок более 6 месяцев;

о членстве в саморегулируемых организациях, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Кодекса.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Целями реализации Программы профилактики являются:

а) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

б) доведение обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о необходимости соблюдения обязательных требований.

Задачами реализации Программы профилактики являются:

а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению требований, установленных законодательством Российской Федерации;

б) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами;

в) повышение уровня осведомленности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и мерах по их соблюдению.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного строительного надзора, сроки (периодичность) их проведения в 2024 году приведены в таблице N 3.

Таблица N 3

N п/п
Профилактические мероприятия
Сроки (периодичность) проведения
Ответственные подразделения
Пояснения по порядку реализации
1. ИНФОРМИРОВАНИЕ
1.1
Размещение текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного строительного надзора
Постоянно, по мере принятия или актуализации
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора, территориальные органы Ростехнадзора
В порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "О федеральном государственном строительном надзоре"
1.2
Размещение сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного строительного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу
В течение 15 дней после официального опубликования
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора
-/ -
1.3
Размещение перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом федерального государственного строительного надзора
Постоянно, по мере принятия или актуализации
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора
-//-
1.4
Размещение перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного строительного надзора
В течение 10 рабочих дней после официального опубликования (или по мере актуализации)
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора
-//-
1.5
Размещение исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться надзорным органом у контролируемого лица
Постоянно, по мере принятия или актуализации
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора
-//-
2. ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
2.1
Подготовка материалов в доклад о правоприменительной практике
До 30 января 2024 г. по итогам работы за 2023 год
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора; территориальные органы Ростехнадзора
В порядке, установленном приказом Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
3. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
3.1
В случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выдача застройщикам, техническим заказчикам и лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 54 Кодекса, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований
При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований
Территориальные органы Ростехнадзора
В порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "О федеральном государственном строительном надзоре"
4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
4.1
Предоставление консультаций при личном обращении граждан и представителей контролируемых лиц, посредством телефонной связи, видео-конференц-связи, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора; Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора
-//-
4.2
Предоставление консультаций посредством электронной почты, при получении запроса в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и организаций
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора; Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора
-//-
5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ
5.1
Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи
Не позднее 3 месяцев со дня поступления от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Территориальные органы Ростехнадзора
-//-

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

4.1. Информирование

Наименование показателя
За 2022 год
Прогноз на 2023 год
Прогноз на 2024 год
Доля размещенной информации в общем количестве информации, подлежащей размещению на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
100%
100%
100%

4.2. Обобщение правоприменительной практики

Наименование показателя
За 2022 год
Прогноз на 2023 год
Прогноз на 2024 год
Количество подготовленных проектов докладов о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением объектов использования атомной энергии) за предшествующий год
1
1
1

4.3. Объявление предостережений

Наименование показателя
За 2022 год
За 9 месяцев 2023 года
Прогноз на 2024 год
Количество объявленных предостережений застройщикам, техническим заказчикам и лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
473
482
650

4.4. Консультирование

Наименование показателя
Прогноз на 2023 год
Прогноз на 2024 год
4.5.1 Доля предоставленных консультаций от общего числа обращений за консультациями
100%
100%
в том числе:
при личном обращении граждан и представителей юридических лиц
100%
100%
посредством телефонной связи
100%
100%
посредством видео-конференц-связи
100%
100%
в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия
100%
100%
4.5.2 Доля предоставленных письменных разъяснений от общего числа поступивших за письменными разъяснениями обращений, содержание которых относится к полномочиям Ростехнадзора при осуществлении федерального государственного строительного надзора
100%
100%

4.5. Профилактический визит

Наименование показателя
Прогноз на 2023 год
Прогноз на 2024 год
Принятие решения о проведении профилактического визита в срок не позднее 3 месяцев со дня поступления в Ростехнадзор (его территориальный орган) от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации
530
600

Ключевым показателем эффективности и результативности осуществления федерального государственного строительного надзора, в том числе при проведении профилактических мероприятий, отражающим уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, является снижение количества аварий, произошедших при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в отчетном году по сравнению со средним значением за последние 5 лет, произошедших при строительстве, реконструкции объектов, в отношении которых Ростехнадзором (его территориальными органами) осуществляется федеральный государственный строительный надзор.

Количество аварий, произошедших в 2023 году, не увеличилось по сравнению со средним количеством произошедших аварий за предыдущие 5 лет.

Целевым значением ключевого показателя является уменьшение количества аварий за отчетный год в сравнении со средним количеством произошедших аварий за предыдущие 5 лет.