См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 8 апреля 2022 г. N 113
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НА 2022 ГОД
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного надзора в области безопасности
гидротехнических сооружений
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);
Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 (далее - Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений);
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
приказа Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287).
Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений в процессе осуществления деятельности в сфере электроэнергетики, обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору ГТС (комплексов ГТС) составляет (по состоянию на 1 января 2022 г.) 23 908, из них:
744 ГТС (комплексов ГТС) промышленности;
435 ГТС (комплексов ГТС) энергетики;
22 739 ГТС (комплексов ГТС) водохозяйственного назначения.
ГТС по классам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" распределены следующим образом:
I класса - 162 ГТС (комплексов ГТС);
II класса - 302 ГТС (комплексов ГТС);
III класс - 4 087 ГТС (комплексов ГТС);
IV класса - 19 357 ГТС (комплексов ГТС).
Уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается:
нормальный уровень безопасности имеют 4 835 ГТС (комплексов ГТС);
пониженный уровень безопасности имеют 8 188 ГТС (комплексов ГТС);
неудовлетворительный уровень безопасности имеют 7 449 ГТС (комплексов ГТС);
опасный уровень безопасности, характеризуемый частичной потерей работоспособности, имеют 3 436 ГТС (комплексов ГТС).
1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности
На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований в области безопасности
гидротехнических сооружений за 2020 и 2021 гг.
(по состоянию на 1 января 2022 г.)
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Количество мероприятий
|
|
2020
|
2021
|
||
1.
|
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений.
|
1 <*>
|
4 <*>
|
2.
|
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов)
|
2
|
2
|
3.
|
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего.
|
609
|
1 555
|
--------------------------------
<*> Заместитель руководителя Ростехнадзора принял участие в публичных мероприятиях по разъяснению обязательных требований, в том числе в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики.
1.3. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа
Наиболее значимый риск - это риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии гидротехнического сооружения. Риск возникновения аварии зависит от класса ГТС. Допустимые значения вероятности аварий напорных ГТС согласно своду правил "СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 г. N 811/пр)": для I класса - 5 x 10-5, II класса - 5 x 10-4, III класса - 2,5 x 10-3, IV класса - 5 x 10-3. В периоды паводков и половодий риск возникновения аварии ГТС резко возрастает, так как сооружения испытывают максимальное воздействие от водного потока.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целями реализации Программы являются:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации Программы являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения, отражаются в плане-графике реализации профилактических мероприятий, разрабатываемом и утверждаемом территориальным органом Ростехнадзора, согласно таблице N 2.
Таблица N 2
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении
федерального государственного надзора в области безопасности
гидротехнических сооружений
N п/п
|
Профилактическое мероприятие
|
Сроки (периодичность) проведения
|
Ответственный исполнитель
|
Пояснения по порядку реализации
|
1.
|
Информирование
|
|||
1.1.
|
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах)
|
Постоянно
|
Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора)
|
Статья 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 37 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
|
Ответственные за подготовку документов отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора)
|
||||
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
|||
2.1.
|
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
|
До 20 января 2023 года
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
Статья 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 38 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений;
приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
|
2.2.
|
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
|
До 30 января 2023 года
|
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора
|
|
2.3.
|
Размещение проектов докладов о правоприменительной практике за 2022 год на официальном сайте Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений, а также направление для общественного обсуждения в Общественный совет при Ростехнадзоре, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Российский союз промышленником и предпринимателей, в Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
|
До 25 февраля 2023 года
|
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
|
|
2.4.
|
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за предшествующий год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений
|
До 25 февраля 2023 года
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
|
2.5.
|
Утверждение руководителем Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте Ростехнадзора
|
До 1 апреля 2023 года
|
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
|
|
2.6.
|
Утверждение руководителем территориального органа Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора
|
До 1 апреля 2023 года
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
|
2.7.
|
Проведение публичных мероприятий по обсуждению вопросов правоприменительной практики
|
Ежегодно в соответствии с утвержденным руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.
Информация размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов
|
Территориальные органы Ростехнадзора с участием представителей центрального аппарата Ростехнадзора. Ответственный за размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора - Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора. Ответственный за размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора - структурное подразделение территориального органа Ростехнадзора
|
|
2.8.
|
Направление отчета о проведении публичного мероприятия в адрес Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
|
Не позднее двух недель с даты проведения публичного мероприятия
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
|
3.
|
Меры стимулирования добросовестности
|
|||
3.1.
|
Меры стимулирования добросовестности (оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения.
Заявитель вместе с заявлением о проведении оценки добросовестности направляет в территориальный орган Ростехнадзора документы и информацию, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных пунктом 49 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений)
|
Постоянно
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
Статья 48 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 47 - 54 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
|
4.
|
Объявление предостережения
|
|||
4.1.
|
Объявление предостережения (в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
|
Постоянно
|
Территориальные органы Ростехнадзора
|
Статья 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 39 - 46 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
|
5.
|
Консультирование
|
|||
5.1.
|
Консультирование (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
|
Постоянно
(В соответствии с планом-графиком (вне плана-графика) реализации профилактических мероприятий территориального органа Ростехнадзора на 2022 год
|
Территориальные органы Ростехнадзора (контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора)
|
Статья 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 55 - 61 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений. Консультирование, включая письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
1) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
2) разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
3) порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц
|
4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Показатели результативности и эффективности Программы определяются исходя из перечня мероприятий, установленных Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений. Их сравнение по годам приведено в таблице N 3.
Таблица N 3
Показатели результативности и эффективности Программы
N п/п
|
Профилактическое мероприятие
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Прогноз на 2022 г.
|
1.
|
Информирование
|
100%
|
100%
|
100%
|
2.
|
Обобщение правоприменительной практики
|
100%
|
100%
|
100%
|
3.
|
Меры стимулирования добросовестности
|
-
|
-
|
100%
|
4.
|
Объявление предостережения
|
609
|
1 555
|
+ 5% к показателям прошлого года
|
5.
|
Консультирование
|
-
|
-
|
100%
|