См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Утверждена
приказом Ростехнадзора
от 8 апреля 2022 г. N 113

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ НА 2022 ГОД

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного надзора в области безопасности
гидротехнических сооружений

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2022 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:

Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);

Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 (далее - Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений);

постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";

приказа Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287).

Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений в процессе осуществления деятельности в сфере электроэнергетики, обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений.

Общее количество поднадзорных Ростехнадзору ГТС (комплексов ГТС) составляет (по состоянию на 1 января 2022 г.) 23 908, из них:

744 ГТС (комплексов ГТС) промышленности;

435 ГТС (комплексов ГТС) энергетики;

22 739 ГТС (комплексов ГТС) водохозяйственного назначения.

ГТС по классам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" распределены следующим образом:

I класса - 162 ГТС (комплексов ГТС);

II класса - 302 ГТС (комплексов ГТС);

III класс - 4 087 ГТС (комплексов ГТС);

IV класса - 19 357 ГТС (комплексов ГТС).

Уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается:

нормальный уровень безопасности имеют 4 835 ГТС (комплексов ГТС);

пониженный уровень безопасности имеют 8 188 ГТС (комплексов ГТС);

неудовлетворительный уровень безопасности имеют 7 449 ГТС (комплексов ГТС);

опасный уровень безопасности, характеризуемый частичной потерей работоспособности, имеют 3 436 ГТС (комплексов ГТС).

1.2. Описание текущего развития
профилактической деятельности

На официальном интернет-портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений приведены в таблице N 1.

Таблица N 1

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований в области безопасности
гидротехнических сооружений за 2020 и 2021 гг.
(по состоянию на 1 января 2022 г.)

N п/п
Наименование мероприятия
Количество мероприятий
2020
2021
1.
Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений.
1 <*>
4 <*>
2.
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов)
2
2
3.
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего.
609
1 555

--------------------------------

<*> Заместитель руководителя Ростехнадзора принял участие в публичных мероприятиях по разъяснению обязательных требований, в том числе в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики.

1.3. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа

Наиболее значимый риск - это риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии гидротехнического сооружения. Риск возникновения аварии зависит от класса ГТС. Допустимые значения вероятности аварий напорных ГТС согласно своду правил "СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 г. N 811/пр)": для I класса - 5 x 10-5, II класса - 5 x 10-4, III класса - 2,5 x 10-3, IV класса - 5 x 10-3. В периоды паводков и половодий риск возникновения аварии ГТС резко возрастает, так как сооружения испытывают максимальное воздействие от водного потока.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целями реализации Программы являются:

а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.

Задачами реализации Программы являются:

а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;

б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;

г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения, отражаются в плане-графике реализации профилактических мероприятий, разрабатываемом и утверждаемом территориальным органом Ростехнадзора, согласно таблице N 2.

Таблица N 2

Перечень профилактических мероприятий при осуществлении
федерального государственного надзора в области безопасности
гидротехнических сооружений

N п/п
Профилактическое мероприятие
Сроки (периодичность) проведения
Ответственный исполнитель
Пояснения по порядку реализации
1.
Информирование
1.1.
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах)
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора)
Статья 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 37 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
Ответственные за подготовку документов отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора)
2.
Обобщение правоприменительной практики
2.1.
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
До 20 января 2023 года
Территориальные органы Ростехнадзора
Статья 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункт 38 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений;
приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287
2.2.
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
До 30 января 2023 года
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора
2.3.
Размещение проектов докладов о правоприменительной практике за 2022 год на официальном сайте Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений, а также направление для общественного обсуждения в Общественный совет при Ростехнадзоре, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Российский союз промышленником и предпринимателей, в Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
До 25 февраля 2023 года
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
2.4.
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за предшествующий год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений
До 25 февраля 2023 года
Территориальные органы Ростехнадзора
2.5.
Утверждение руководителем Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте Ростехнадзора
До 1 апреля 2023 года
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора
2.6.
Утверждение руководителем территориального органа Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора
До 1 апреля 2023 года
Территориальные органы Ростехнадзора
2.7.
Проведение публичных мероприятий по обсуждению вопросов правоприменительной практики
Ежегодно в соответствии с утвержденным руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.
Информация размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов
Территориальные органы Ростехнадзора с участием представителей центрального аппарата Ростехнадзора. Ответственный за размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора - Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора. Ответственный за размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора - структурное подразделение территориального органа Ростехнадзора
2.8.
Направление отчета о проведении публичного мероприятия в адрес Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru
Не позднее двух недель с даты проведения публичного мероприятия
Территориальные органы Ростехнадзора
3.
Меры стимулирования добросовестности
3.1.
Меры стимулирования добросовестности (оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения.
Заявитель вместе с заявлением о проведении оценки добросовестности направляет в территориальный орган Ростехнадзора документы и информацию, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных пунктом 49 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений)
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора
Статья 48 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 47 - 54 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
4.
Объявление предостережения
4.1.
Объявление предостережения (в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора
Статья 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 39 - 46 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
5.
Консультирование
5.1.
Консультирование (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
Постоянно
(В соответствии с планом-графиком (вне плана-графика) реализации профилактических мероприятий территориального органа Ростехнадзора на 2022 год
Территориальные органы Ростехнадзора (контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора)
Статья 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
пункты 55 - 61 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений. Консультирование, включая письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
1) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
2) разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
3) порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Показатели результативности и эффективности Программы определяются исходя из перечня мероприятий, установленных Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений. Их сравнение по годам приведено в таблице N 3.

Таблица N 3

Показатели результативности и эффективности Программы

N п/п
Профилактическое мероприятие
2020 г.
2021 г.
Прогноз на 2022 г.
1.
Информирование
100%
100%
100%
2.
Обобщение правоприменительной практики
100%
100%
100%
3.
Меры стимулирования добросовестности
-
-
100%
4.
Объявление предостережения
609
1 555
+ 5% к показателям прошлого года
5.
Консультирование
-
-
100%