Утверждаю
руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
20 декабря 2023 г.
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2024 ГОД
I Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,
описание текущего уровня развития профилактической
деятельности контрольного (надзорного) органа,
характеристика проблем, на решение которых направлена
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение N 997);
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Названные критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования определены Положением N 997.
По результатам проведенного Рособрнадзором в 2022 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:
высокий риск - отсутствуют;
средний риск - 87 объектов;
низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого и среднего риска, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора), влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11(3) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) Рособрнадзор не формировал план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
По результатам проведенного Рособрнадзором в 2023 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:
высокий риск - отсутствуют;
средний риск - 58 объектов;
низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого и среднего риска, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Таким образом, количество контролируемых лиц, отнесенных к категории среднего риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в 2023 году снизилось и составило 3% от общего количества контролируемых лиц (в 2022 году - 5%).
В соответствии с пунктом 3 постановления N 336 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году проводятся по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 г.;
б) без согласования с органами прокуратуры:
по поручению Президента Российской Федерации;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
В 2023 году на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с выявлением соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, по согласованию с органами прокуратуры приняты решения о проведении 15 внеплановых проверок (6 выездных и 9 документарных) контролируемых лиц в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий:
составлено 5 актов о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, из них:
в связи с отсутствием по адресам местонахождения контролируемых лиц руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица, а также фактическое неосуществление деятельности контролируемым лицом (соответствующая информация направлена в Минюст России и ФНС России для принятия мер в рамках установленной компетенции) - 3 внеплановые выездные проверки;
в связи с отсутствием документов для проведения проверки (документы изъяты сотрудниками МВД в ходе оперативно-розыскных мероприятий) - 1 внеплановая документарная проверка;
в связи с непредставлением истребуемых документов - 1 внеплановая документарная проверка;
в 8 организациях, осуществляющих образовательную деятельность, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, а именно:
Федерального закона N 273-ФЗ;
Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 (далее - Положение о лицензировании);
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802 (далее - Правила размещения информации на сайте);
Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825 (далее - Правила формирования ФИС ФРДО, ФИС ФРДО);
Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату предоставления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831 (далее - Требования к сайту).
Составлены протоколы осмотров, выданы предписания об устранении выявленных нарушений, возбуждены 11 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 190000 руб.
По результатам проверки 2 образовательных организаций нарушения обязательных требований не выявлены.
Руководствуясь требованиями пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, подпункта "а" пункта 3 постановления N 336, в отношении 2 образовательных организаций и филиала образовательной организации проведены 3 внеплановые документарные проверки исполнения предписаний Рособрнадзора (вновь выданных) об устранении ранее не устраненных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, по результатам которых установлен факт неисполнения вновь выданных предписаний. Распоряжениями Рособрнадзора образовательным организациям и филиалу организации приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности до вступления в законную силу решения суда.
На основании части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, пункта 61 Положения N 997 Рособрнадзором в 2023 году проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении 101 организации, осуществляющей образовательную деятельность (филиалов организаций).
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Рособрнадзора, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных.
Мониторинг безопасности относится к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым без взаимодействия с контролируемым лицом.
По результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выявлены нарушения: Федерального закона N 273-ФЗ; Положения о лицензировании; Правил формирования ФИС ФРДО; Правил размещения информации на сайте; Требований к сайту.
Образовательным организациям, в которых были выявлены нарушения, объявлены предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований, копии которых направлены учредителям образовательных организаций.
По результатам мониторинга безопасности, проведенного в отношении 10 организаций, нарушений обязательных требований не выявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В 2023 году в соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722, Рособрнадзор актуализировал перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 28 февраля 2023 г. (с последующими изменениями).
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу. В 2023 году на официальном сайте Рособрнадзора размещено более 100 информационных материалов об издании и внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие сферу образования;
перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
проверочные листы, используемые при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденные приказом Рособрнадзора от 29 ноября 2021 г. N 1533 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2022 г., регистрационный N 67302) (в редакции приказа Рособрнадзора от 9 марта 2023 г. N 367 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 ноября 2021 года N 1533 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2023 г., регистрационный N 73853) (далее - приказ N 1533), и информация для контролируемых лиц о внесении изменений в приказ Рособрнадзора N 1533;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный приказом Рособрнадзора от 4 октября 2021 г. N 1336 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2021 г., регистрационный N 66439) (в редакции приказов Рособрнадзора от 13 июня 2023 г. N 1071, от 31 августа 2023 г. N 1587 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 октября 2021 г. N 1336" (зарегистрированы Минюстом России, соответственно, 28 июля 2023 г., регистрационный N 74512 и 13 октября 2023 г., регистрационный N 75567) (далее - приказ N 1336), и информация для контролируемых лиц о внесении изменений в приказ Рособрнадзора N 1336;
перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 6 сентября 2023 г.;
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2023 год, утвержденная руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 20 декабря 2022 г.;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2022 году, утвержденный приказом Рособрнадзора от 14 марта 2023 г. N 385;
доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 контролируемым лицам объявлено 377 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Контролируемые лица не позднее 10 рабочих дней со дня получения предостережения направили в Рособрнадзор 13 возражений в отношении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
По результатам рассмотрения 12 возражений в отношении предостережений Рособрнадзор отказал в их удовлетворении; возражение одного контролируемого лица было удовлетворено.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведено 24 обязательных профилактических визита. В ходе профилактических визитов контролируемые лица проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска
В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ одно контролируемое лицо уведомило Рособрнадзора об отказе от проведения обязательного профилактического визита.
Профилактические визиты по заявлению контролируемого лица в 2023 году не проводились ввиду отсутствия таких заявлений.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в 2023 году осуществлялось консультирование в устной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих материалов разъяснительного характера:
письмо Рособрнадзора руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о внесении страхового номера индивидуального лицевого счета граждан в ФИС ФРДО;
письмо Рособрнадзора в адрес образовательных организаций о проведении мероприятий в связи с внесением изменений в Правила формирования и ведения ФИС ФРДО;
информация о наиболее часто задаваемых контролируемыми лицами вопросах при проведении Рособрнадзором профилактических визитов;
информация о результатах наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
методические рекомендации по внесению сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенными на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, в ФИС ФРДО;
информация о результатах мониторинга системы образования в части обеспечения соблюдения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение высшего образования;
обзорная информация о предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных Рособрнадзором организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
информация о внесении изменений в статью 52 Федерального закона N 248-ФЗ, которая дополнена частями 10 - 13, устанавливающими порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица.
презентация "Новое в федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования";
разъяснения Рособрнадзора по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (индикаторы риска нарушения обязательных требований), и др.
В 2023 году Рособрнадзором проведен мониторинг внесенных образовательными организациями сведений в ФИС ФРДО в части наличия информации о КПП и ОГРН организации, по результатам которого в 66 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, направлено письмо Рособрнадзора о необходимости устранения выявленных некорректных сведений.
В связи с поступившей в Рособрнадзор во втором квартале 2023 года информацией из МВД России о нарушениях требований Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), допускаемых образовательными организациями (в части отсутствия информирования соответствующих органов о прибытии/убытии иностранных граждан), руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направлено письмо Рособрнадзора о необходимости принятия дополнительных механизмов контроля за соблюдением обязательных требований (размещено на официальном сайте Рособрнадзора и в личных кабинетах образовательных организаций). В МВД России и Минобрнауки России направлены также предложения Рособрнадзора о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования порядка приема на обучение иностранных граждан, а также требований к способам и времени фиксации убытия иностранного гражданина из образовательной организации.
В преддверии приемной кампании 2023/2024 гг. Рособрнадзор проинформировал руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам высшего образования, о необходимости как своевременного внесения изменений в локальные нормативные акты организации, регламентирующие правила приема обучающихся в 2023 году, учитывающих требования постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 528 "Об утверждении особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2023 году" (далее - постановление N 528) и приказа Минобрнауки России от 1 марта 2023 г. N 231 "Об утверждении особенностей приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), предусмотренные частями 7 и 8 статьи 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 19-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - приказ N 231), так и размещения таких изменений (далее - Особенности приема) на официальном сайте в доступном виде. Данное письмо было размещено на сайте Рособрнадзора и в личных кабинетах образовательных организаций.
Также Рособрнадзор направил письма в федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные организации высшего образования, об обеспечении с их стороны контроля за своевременным размещением на официальных сайтах подведомственных образовательных организаций высшего образования в сети "Интернет" информации в доступном виде об Особенностях приема.
В июне 2023 г. Рособрнадзором проведен мониторинг официальных сайтов 152 частных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования.
По результатам мониторинга установлено следующее.
В полном объеме обязательные требования, установленные постановлением N 528, выполнили 39,5% частных образовательных организаций; частично - 8,6%; не выполнили - 51,9%.
В полном объеме обязательные требования, установленные приказом N 231, выполнили 45,4% частных образовательных организаций; частично - 2,7%; не выполнили - 51,9%.
Руководителям образовательных организаций, не разместивших (либо разместившим информацию не в полном объеме) на официальных сайтах локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема на обучение в 2023 году по основным профессиональным образовательным программам высшего образования с учетом Особенностей приема, Рособрнадзор направил письма о проведении соответствующей работы и об информировании Рособрнадзор о принятых мерах. По результатам анализа информации, предоставленной образовательными организациями, 6 организациям, не разместившим на официальных сайтах локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема на обучение в 2023 году по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, учитывающие Особенности приема, объявлены предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований.
В связи с поступающей в Рособрнадзор информацией об отказе образовательных организаций в приеме документов от поступающих, на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Документы" и в личных кабинетах образовательных организаций размещено письмо в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального и высшего образования, о неправомерности отказа в приеме документов при их отсутствии в ФИС ФРДО.
В связи с многочисленными обращениями граждан, поступившими в Рособрнадзор, руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направлено письмо Рособрнадзора о необходимости упорядочения, хранения в образовательной организации либо передачи на хранение в государственный или муниципальный архив документов по личному составу, в том числе личных дел выпускников образовательной организации (размещено на сайте Рособрнадзора в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований").
Основываясь на имеющейся в Рособрнадзоре информации о нарушениях Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/N 1512, девяти организациям, осуществляющим образовательную деятельность, направлены письма Рособрнадзора об аннулировании у поступающих результатов единого государственного экзамена для учета в работе приемными комиссиями образовательных организаций (в части рассмотрения документов об образовании, представленных указанными поступающими).
С учетом информации, предоставленной Главным управлением по вопросам миграции МВД России, о проведении указанным ведомством мероприятий по выявлению и пресечению каналов незаконной миграции иностранных граждан из ряда зарубежных стран со сложной социально-экономической обстановкой, а также о необходимости усиления контроля за образовательными организациями и об исключении необоснованного оформления приглашений иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерации из стран со сложной социально-экономической обстановкой, руководителям более 130 образовательных организаций направлены письма Рособрнадзора о принятии мер по контролю за иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в целях обучения в соответствии с приглашением, выданным образовательной организаций, и по организации соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ.
Главное управление по вопросам миграции МВД России проинформировано Рособрнадзором о результатах проведенных образовательными организациями мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований Федерального закона N 115-ФЗ.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований, установленных пунктами 2 и 3 части 3, частью 5 статьи 17 Федерального закона N 115-ФЗ, Рособрнадзором подготовлена и размещена на официальном сайте в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" обобщенная информация для образовательных организаций, принимающих на обучение иностранных граждан.
В июле и ноябре 2023 г. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведены онлайн-семинары по вопросам осуществления мониторинга системы образования, в которых приняли участие около 600 представителей образовательных организаций (охват аудитории составил, в среднем, 82% субъектов Российской Федерации, находящихся во всех федеральных округах). По итогам семинаров подготовлены и размещены в личных кабинетах организаций ответы на более чем 150 вопросов участников семинаров.
В результате обсуждения на семинарах методических аспектов проведения мониторинга были актуализированы и также размещены в личных кабинетах контролируемых лиц Методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования.
В формате ВКС проведено совещание с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования в Луганской Народной Республике, Донецкой Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, отвечающих за внесение сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении в ФИС ФРДО, на котором представители указанных регионов Российской Федерации были ознакомлены с особенностями внесения сведений в ФИС ФРДО.
Представители Рособрнадзора приняли участие:
- в обучающем семинаре для Протестантских образовательных организаций высшего образования, организованного Ассоциацией "Совет по протестантскому образованию", с докладом о реформе контрольной (надзорной) деятельности, о соблюдении обязательных требований в духовных образовательных организациях, в котором приняли участие около 60 представителей образовательных организаций;
- проектно-стратегической сессии по развитию педагогического образования для проректоров по образовательной деятельности педагогических вузов с докладом на тему: "Контроль и надзор в сфере образования", в которой приняли участие более 80 представителей образовательных организаций, в т.ч. из новых субъектов Российской Федерации.
1 ноября 2023 г. с участием руководителя Рособрнадзора А.А. Музаева проведен Онлайн-семинар "Надзор с человеческим лицом" с целью предупреждения нарушения обязательных требований, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности, требований ФГОС и требований к выполнению аккредитационных показателей (общее количество участников - более 700 чел.).
По итогам семинара на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований размещены презентации по основным вопросам, рассмотренным на семинаре.
II Цели и задачи реализации программы профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом.
Целями реализация программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- повышение прозрачности системы осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.
Задачами реализация программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- выявление факторов угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
- определение способов устранения причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований и их реализация.
III Перечень профилактических мероприятий,
сроки (периодичность) их проведения
В рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) объявление предостережения;
3) консультирование;
4) профилактический визит;
5) обобщение правоприменительной практики;
6) меры стимулирования добросовестности.
Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также Положением N 997.
1) Информирование.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
2) Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.
В возражении в отношении предостережения указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;
дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки принимает одно из следующих решений:
удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;
отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).
В соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3) Консультирование.
Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей:
а) в виде устных разъяснений на личном приеме;
б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;
в) посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе с:
порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки его руководителем (заместителем руководителя) и уполномоченными должностными лицами.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При консультировании контролируемых лиц на личном приеме контролируемое лицо предъявляет контрольному (надзорному) органу в сфере образования документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица.
В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона N 248-ФЗ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет консультирований.
4) Профилактический визит.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предусматривает проведение обязательных профилактических визитов в отношении:
- контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;
- контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 Положения N 997.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется контролируемому лицу по почте и (или) электронной почте (при наличии).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита указывает дату проведения профилактического визита.
Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 августа 2023 года N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (далее - заявление контролируемого лица).
Контрольный (надзорный) орган рассматривает заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо.
Контрольный (надзорный) орган принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из следующих оснований:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;
2) в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица контрольным (надзорным) органом было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;
3) в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
4) заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица контрольный (надзорный) орган в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5) Обобщение правоприменительной практики.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 1 марта каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки за предшествующий календарный год (далее - доклад о правоприменительной практике), и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 марта каждого года.
6) Меры стимулирования добросовестности.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ежегодно осуществляет оценку добросовестности контролируемого лица.
К критериям добросовестности контролируемого лица относятся:
выполнение контролируемым лицом аккредитационных показателей, установленных по результатам аккредитационного мониторинга, предусмотренного частью 3 статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
своевременность представления контролируемым лицом сведений в информационные системы в системе образования, предусмотренные частями 2 и 9 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
выполнение контролируемым лицом не менее 100 процентов показателей мониторинга системы образования, проводимого контрольным (надзорным) органом в сфере образования.
Информация об оценке добросовестности контролируемых лиц представляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования посредством размещения на официальном сайте.
Мера стимулирования добросовестности контролируемого лица, признанного соответствующим критерию добросовестности, осуществляется в виде понижения категории риска объекта контроля на одну категорию.
Решение об изменении категории риска объекта контроля контролируемого лица, признанного соответствующим одновременно всем критериям добросовестности, принимается контрольным (надзорным) органом в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте информации об оценке добросовестности контролируемых лиц.
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2024 ГОД
Вид мероприятия
|
Форма мероприятия
|
Сроки (периодичность) проведения
|
Ответственные исполнители
|
Информирование
|
Поддержка в актуальном состоянии на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет объявленных предостережений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих сведений:
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
|
По мере необходимости в течение года, но не позднее 10 рабочих дней со дня их утверждения или актуализации на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
Должностные лица Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
|
г) утвержденные проверочные листы;
д) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
е) порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
ж) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
з) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки у контролируемого лица;
и) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
к) сведения о порядке досудебного обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, действий (бездействия) его должностных лиц.
|
|||
Обобщение правоприменительной практики
|
Подготовка проекта доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения.
|
до 22 февраля 2024 г.
|
Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
|
Утверждение доклада о правоприменительной практике (в части полномочий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки)
|
до 12 марта 2024 г.
|
Управление правовой работы, государственной службы и кадров Рособрнадзора
|
|
Размещение доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет"
|
до 15 марта 2024 г.
|
Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
|
|
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
|
Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
|
При наличии наличия у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
|
Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
|
Консультирование
|
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с:
а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования
|
В течение года
При поступлении в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки обращения контролируемого лица о проведении консультирования, в том числе в рамках профилактического визита
|
Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
|
Профилактический визит
|
1) Проведение обязательных профилактических визитов в отношении:
- контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности,
- в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;
- контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска,
- в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997.
|
I - IV квартал (с учетом пункта 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997)
|
Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
|
2. Проведение профилактического визита по заявлению контролируемого лица.
|
При поступлении в Рособрнадзор заявления контролируемого лица
|
||
Меры стимулирования добросовестности
|
Проведение оценки добросовестности контролируемых лиц и размещение информации об оценке добросовестности контролируемых лиц на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
|
III квартал
|
Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
|
IV Показатели результативности и эффективности программы
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям
Отчетными показателями результативности и эффективности мероприятий программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
количество проведенных обязательных профилактических визитов;
количество осуществленных консультирований в устной и письменной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменных разъяснений.
Приложение
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
ФГК(Н) в сфере образования на 2024 год
Перечень
контролируемых лиц, в отношение которых проводятся
профилактические визиты по их заявлению в 2024 году
N п/п
|
наименование контролируемого лица, в отношении которого проводится профилактический визит по его заявлению
|
реквизиты заявления контролируемого лица
|
дата проведения профилактического визита
|
форма проведения профилактического визита (в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица/путем использования видео-конференц-связи)
|
реквизиты документа о согласовании даты проведения профилактического визита с контролируемым лицом
|