Утверждаю
руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
20 декабря 2023 г.

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ, ИСТОРИИ РОССИИ И ОСНОВАМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫДАЧЕ
ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ СЕРТИФИКАТА НА 2024 ГОД

I Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,
описание текущего уровня развития профилактической
деятельности контрольного (надзорного) органа,
характеристика проблем, на решение которых направлена
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата:

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 15 июля 2021 г. N 1213 (далее - Положение N 1213);

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата является соблюдение организациями, указанными в пункте 2 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ, обязательных требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Объекты федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата (далее - объекты контроля), подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Названные критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата определены Положением N 1213.

По результатам проведенного Рособрнадзором в 2022 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:

высокий риск - отсутствуют;

средний риск - отсутствуют;

низкий риск -14, т.е. все организации, осуществляющие образовательную деятельность, включенные в Перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 июня 2021 г. N 481 (далее - Перечень организаций, проводящих экзамен).

Категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора), влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

В соответствии с Положением N 1213 в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

По результатам проведенного Рособрнадзором в 2023 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля были отнесены к следующим категориям риска:

высокий риск - отсутствуют;

средний риск - отсутствуют;

низкий риск - 13 организаций, проводящих экзамен <*>.

--------------------------------

<*> Приказом Минобрнауки России от 11.08.2023 N 779 "О признании утратившим силу пункта 13 перечня организаций осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11 июня 2021 г. N 481" одна образовательная организация исключена из Перечня организаций, проводящих экзамен

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году проводятся по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 г.;

б) без согласования с органами прокуратуры:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

На основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с выявлением соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, а именно: непредставление в течение шести месяцев образовательной организацией, включенной в перечень организаций, проводящих экзамен, оператору федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ, Рособрнадзором была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой нарушений обязательных требований не выявлено.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

В соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722, руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 28.02.2022 г. утвержден перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата.

Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;

сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, о сроках и порядке их вступления в силу (при наличии);

перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;

проверочный лист, используемый при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основ законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденный приказом Рособрнадзора от 26 апреля 2022 г. N 548 (зарегистрирован Минюстом России 22 июня 2022 г., регистрационный N 68960);

перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденный приказом Рособрнадзора от 13 июня 2023 г. N 1070 (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2023 г., регистрационный N 74465);

перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основ законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 6 сентября 2023 г.;

программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата на 2023 год, утвержденная руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 20 декабря 2022 г.;

исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата в 2022 году, утвержденный приказом Рособрнадзора от 14 марта 2023 г. N 385;

доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата за 2022 год.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 1213 в 2023 году при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата контролируемым лицам было объявлено 25 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием у Рособрнадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Контролируемые лица не позднее 10 рабочих дней со дня получения предостережения направили в Рособрнадзор 10 возражений в отношении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

По результатам рассмотрения возражений в отношении предостережений Рособрнадзор отказал в их удовлетворении.

Профилактические визиты в отношении контролируемых лиц в 2023 году не проводились.

В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в 2023 году осуществлялось консультирование в устной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в личных кабинетах образовательных организаций следующих материалов разъяснительного характера:

информация об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основ законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;

обзорная информация о предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных Рособрнадзором организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

информация о внесении изменений в статью 52 Федерального закона N 248-ФЗ, которая дополнена частями 10 - 13, устанавливающими порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица;

разъяснения Рособрнадзора по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата (индикаторы риска нарушения обязательных требований) и др.

В целях реализации норм Федерального закона N 115-ФЗ в части выдачи иностранным гражданам сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента (далее - сертификаты), Рособрнадзор оценил полноту внесения образовательными организациями, включенными в Перечень организаций, проводящих экзамен, в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о сертификатах. По результатам проведенного анализа 10 организациям, проводящим экзамен, объявлены предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательного требования по обеспечению полноты, достоверности и актуальности сведений о сертификатах, установленного пунктом 11 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825.

В Минобрнауки России для принятия соответствующих мер направлена информация о нарушениях, допускаемых двумя организациями, проводящими экзамен, требований Порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 мая 2021 г. N 400.

По результатам рассмотрения материалов, поступивших в Рособрнадзор из Главного управления МВД России по Алтайскому краю, в Правительство Российской Федерации направлена информация о нарушении организацией, проводящей экзамен, Порядка проведения государственного тестирования по русскому языку как иностранному, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 июня 2014 г. N 667, для принятия необходимых мер в рамках осуществления полномочий учредителя.

В Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлены поступившие в Рособрнадзор материалы, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействиях) трех организаций, проводящих экзамен, угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также сведения о ранее проведенных в отношении этих организаций профилактических мероприятиях в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата.

В соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях неукоснительного исполнения миграционного законодательства, пресечения нарушений должностными лицами образовательных организаций, организациями-партнерами, а также иностранными гражданами установленных требований Рособрнадзор в августе - ноябре 2023 года принял участие в совместных проверках соблюдения организациями, проводящими экзамен, обязательных требований при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата.

По результатам проведенных мероприятий:

- всем организациям, проводящим экзамен, объявлены предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушения обязательных требований, копии которых направлены учредителям организаций;

- информация с полным перечнем выявленных нарушений по каждой организации, проводящей экзамен, доведена до сведения прокуратуры соответствующего субъекта Российской Федерации;

- в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлена информация об установлении Рособрнадзором признаков состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 19.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

II Цели и задачи реализации программы профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Целями реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:

- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;

- повышение прозрачности системы осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;

- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.

Задачами реализация программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:

- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;

- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;

- выявление факторов угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;

- определение способов устранения причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований и их реализация.

III Перечень профилактических мероприятий,
сроки и (периодичность) их проведения

В рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата могут проводиться следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) объявление предостережения;

3) консультирование;

4) профилактический визит;

5) обобщение правоприменительной практики;

6) меры стимулирования добросовестности.

Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также Положением N 1213.

1) Информирование.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений, указанных в части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.

2) Объявление предостережения.

В случае наличия у Рособрнадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Рособрнадзор объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Контролируемое лицо не позднее 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Рособрнадзор возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.

В возражении в отношении предостережения указываются:

наименование контролируемого лица;

идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;

дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения Рособрнадзор рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения Рособрнадзор принимает одно из следующих решений:

удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;

отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.

Рособрнадзор информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).

В соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

3) Консультирование.

Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей:

а) в виде устных разъяснений на личном приеме;

б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;

в) посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата:

порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.

Рособрнадзор осуществляет письменное консультирование по вопросу периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по указанному вопросу.

Рособрнадзор информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования в виде устных разъяснений на личном приеме, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в Рособрнадзоре его руководителем (заместителем руководителя), уполномоченными должностными лицами.

При консультировании контролируемых лиц и их представителей на личном приеме контролируемое лицо предъявляет контрольному (надзорному) органу в сфере образования документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица.

В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона N 248-ФЗ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет консультирований.

4) Профилактический визит.

Рособрнадзор проводит профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Рособрнадзор предусматривает проведение обязательных профилактических визитов в отношении:

а) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по проведению экзамена и выдаче иностранным гражданам сертификата, в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;

б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта контроля к категории высокого риска в соответствии с пунктом 10 Положения N 1213.

Рособрнадзор направляет контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения посредством почтовой связи и (или) по электронной почте (при наличии).

Рособрнадзор в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита указывает дату его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита составляет 1 рабочий день.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Рособрнадзор не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения посредством почтовой связи и (или) по электронной почте.

В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 августа 2023 года N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (далее - заявление контролируемого лица).

Контрольный (надзорный) орган рассматривает заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо.

Контрольный (надзорный) орган принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из следующих оснований:

- от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;

- в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица контрольным (надзорным) органом было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;

- в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;

- заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица контрольный (надзорный) орган в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

5) Обобщение правоприменительной практики.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки за предшествующий календарный год (далее - доклад о правоприменительной практике), и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и размещается на официальном сайте не позднее 15 марта каждого года, следующего за отчетным.

6) Меры стимулирования добросовестности.

В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности).

Оценка добросовестности контролируемого лица проводится контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно.

К критерию добросовестности контролируемого лица относится своевременность представления контролируемым лицом сведений для внесения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".

Информация об оценке добросовестности контролируемых лиц предоставляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования посредством ее размещения на официальном сайте.

Мера стимулирования добросовестности контролируемого лица, признанного соответствующим критерию добросовестности, осуществляется в виде понижения категории риска объекта контроля на одну категорию.

Решение об изменении категории риска объекта контроля контролируемого лица, признанного соответствующим критерию добросовестности, принимается контрольным (надзорным) органом в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте информации об оценке добросовестности контролируемых лиц.

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ, ИСТОРИИ РОССИИ
И ОСНОВАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ СЕРТИФИКАТА НА 2024 ГОД

Вид мероприятия
Форма мероприятия
Сроки (периодичность) проведения
Ответственные исполнители
1
2
3
4
Информирование
Поддержка в актуальном состоянии на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих сведений:
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата;
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
г) утвержденные проверочные листы;
д) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
По мере необходимости в течение года, но не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения или изменения сведений, указанных в графе 2.
Должностные лица Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
е) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
ж) порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
з) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
и) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Рособрнадзором у контролируемого лица;
к) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
л) сведения о порядке досудебного обжалования решений Рособрнадзора, действий (бездействия) его должностных лиц.
Обобщение правоприменительной практики
Подготовка проекта доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения.
до 22 февраля 2024 г.
Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
Утверждение доклада о правоприменительной практике.
до 12 марта 2024 г.
Управление правовой работы, государственной службы и кадров Рособрнадзора
Размещение доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет".
до 15 марта 2024 г.
Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора
Объявление предостережения
Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
При наличии у Рособрнадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
Консультирование
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата:
- порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
В течение года
При поступлении в Рособрнадзор обращения контролируемого лица о проведении консультирования, в том числе в рамках профилактического визита
Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
Профилактический визит
1. Проведение обязательных профилактических визитов в отношении:
- контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по проведению экзамена и выдаче иностранным гражданам сертификата, в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;
- контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта контроля к категории высокого риска;
I - IV квартал
(с учетом пункта 28 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N 1213)
Должностные лица Рособрнадзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
2. Проведение профилактического визита по заявлению контролируемого лица
При поступлении в Рособрнадзор заявления контролируемого лица
Меры стимулирования добросовестности
Проведение оценки добросовестности контролируемых лиц и размещение информации об оценке добросовестности контролируемых лиц на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
III квартал
Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора

IV Показатели результативности и эффективности программы
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям

Отчетными показателями результативности и эффективности мероприятий программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:

количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

количество проведенных обязательных профилактических визитов;

количество осуществленных консультирований в устной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменных разъяснений.

Приложение
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении ФГК(Н)
за соблюдением обязательных требований
к проведению экзамена по русскому языку
как иностранному, истории России и основам
законодательства Российской Федерации
и выдаче иностранным гражданам
сертификата на 2024 год

Перечень
контролируемых лиц, в отношение которых проводятся
профилактические визиты по их заявлению в 2024 году

N п/п
наименование контролируемого лица, в отношении которого проводится профилактический визит по его заявлению
реквизиты заявления контролируемого лица
дата проведения профилактического визита
форма проведения профилактического визита (в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица/путем использования видео-конференц-связи)
реквизиты документа о согласовании даты проведения профилактического визита с контролируемым лицом